Особенности ВКР в профессионально-педагогическом вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ВКР в профессионально-педагогическом вузе



 

В профессионально-педагогическом вузе существуют особенности подготовки бакалавров профессионального обучения, которые определяют различия профессионально-педагогического образования от других видов профессионального образования. Эти особенности состоят в том, что 1) ориентация подготовки специалистов в профессионально-педагогическом вузе направлена на группу рабочих профессий, профессионально-квали­фикационные требования к рабочим; 2) содержание технологической подготовки для будущей деятельности специалиста предполагает приемы проектирования и реализации индивидуальных (личностно-ориен­тированных) образовательных технологий подготовки рабочих по целому ряду профессий и обязательное получение квалификации по одной из них; 3) реализация профессионально-педагогической направленности образовательного процесса во всех дисциплинах всеми кафедрами вуза обеспечивается благодаря интеграции дисциплин психолого-педагогического и производственно-технологического компонентов образования; 4) в основе профессиональной деятельности выпускников лежит педагогико-проектировочная деятельность, осуществляемая на основе учета специфики и перспектив развития предприятий региона, реализации собственных образовательных технологий, сочетании производственного обучения с производительным трудом.

Таким образом, студент последнего курса профессионально-педагогического вуза стоит перед выбором темы ВКР, так как его работа может представлять либо методическую разработку (дипломную работу), направленную на разработку и совершенствование технологии образовательного процесса в системе профессионального образования, внедрение новых методов, форм, технологий обучения, проведение научных исследований в области профессионального образования, либо дипломный проект, включающий разработку, модернизацию технологического процесса сварки, выбора оборудования и приспособлений, использование информационных средств для реализации производственного процесса.

Тематика выпускных квалификационных работ формируется в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям);

- направлениями научных и научно-методических работ, осуществляемых на выпускающей кафедре;

- реальными проблемами профессионального образования и проблемами работодателей - предприятий (объединений) и организаций;

– научными или практическими интересами студента.

При выборе тематики учитывается ее соответствие уровню развития современной педагогической науки, реальным задачам педагогической практики, а также профессиональным интересам и перспективам деятельности выпускников, заказам работодателей машиностроительных предприятий.

Перечень видов и тем ВКР формируется выпускающей кафедрой и утверждается распоряжение по кафедре.

В профессионально-педагогическом вузе определены следующие виды квалификационных работ:

· методическая (учебно-методическая) квалификационная работа – дипломная работа;

· исследовательская квалификационная работа (анализ; исследование) – дипломная работа;

· техническая (инженерная) квалификационная работа - дипломный проект.

Примеры тематики методических квалификационных работ:

− Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Теория сварочных процессов» в профессионально-педагогическом вузе;

− Разработка учебно-методических материалов для проведения учебной практики при подготовке по рабочей профессии «Сварщик»;

− Проектирование дополнительной образовательной программы «Автоматизированные системы управления в сварочном производстве».

Примеры тематики исследовательских квалификационных работ:

− Изучение свариваемости коррозионно-стойких сталей;

− Исследование влияния состава газовой смеси на формирование металла сварного шва в условиях сварки в среде защитных газов.

Примеры тематики технологических (инженерных) квалификационных работ:

− Разработка технологии сборки и сварки рамы экскаватора ЭКГ-10;

− Модернизация процесса сварки труб методом высокочастотной сварки;

− Проектирование технологии наплавки вагонных колес.

Выбор темы ВКР может быть осуществлен студентом самостоятельно.

Актуальность тематики, практическая значимость квалификационной работы и творческая самостоятельность при ее выполнении способствуют адаптации будущего бакалавра к осуществлению профессиональной деятельности, формированию профессиональных компетенций.

 

4 Общие требования к содержанию ВКР

 

Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-практической разработкой студента-дипломника ВКР должна отвечать следующим основным требованиям:

§ актуальность выбранной тематики;

§ наличие четкой характеристики проблемы, цели, объекта, предмета, задач и методов разработки;

§ реальная целевая направленность результатов проектных разработок на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;

§ соответствие предлагаемых проектных решений по совершенствованию технологии производственного процесса либо организации подготовки квалифицированных рабочих;

§ предметность, действенность и конкретность выводов о состоянии педагогического или технологического процессов, направленных на его совершенствование и развитие;

§ соответствие разработки темы ВКР современному уровню научных разработок, методическим положениям и рекомендациям по проектированию педагогического или технологического процессов, отраженным в соответствующей литературе.

В соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к ВКР, ее структурными элементами являются:

· Титульный лист;

· Реферат;

· Содержание;

· Введение;

· Основная часть пояснительной записки (имеет собственную структуру в зависимости от темы ВКР и задания);

· Заключение;

· Список использованных источников;

· Приложения.

Разделы пояснительной записки должны быть взаимосвязаны между собой и полностью раскрывать тему квалификационной работы.

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации.

На титульном листе приводят следующие сведения:

· Полное наименование вышестоящей организации (министерства);

· Наименование образовательного учреждения (университет, институт, кафедра);

· Гриф допуска к защите;

· Наименование темы выпускной квалификационной работы;

· Название вида документа (дипломная работа или дипломный проект);

· Номер и название специальности, номер и название специализации;

· Идентификационный номер (три последние цифры номера зачетной книжки);

· Сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента-дипломника, номер группы, подпись);

· Сведения о руководителе (Ф.И.О., должность, ученая степень, подпись);

· Сведения о нормоконтролере (Ф.И.О., должность, ученая степень, подпись);

· Место и год выполнения выпускной квалификационной работы.

Титульный лист сле­дует внимательно заполнить и подписать по порядку. Заведующий кафедрой ставит на титульном листе ВКР свою подпись последним, что свидетельствует о допуске студента к защите и, соответственно, отсутствие подписи заве­дующего кафедрой на титульном листе ВКР свидетельствует о не д опуске студента к защитев связи с невыполнениемнеобходимых требований к выполнению и оформлению ВКР.

Пример оформления титульноголиста дипломного проекта представлен в Приложении А.

Пример оформления титульноголиста дипломной работы представлен в Приложении Б.

Реферат в пояснительной записке находится после титульного листа, объем реферата не должен превышать одной страницы.

В реферате приводятся:

1) сведения об объеме ВКР (количество страниц, количество рисунков, таблиц, использованных источников литературы и приложений);

2) перечень ключевых слов и словосочетаний (80 символов), которые пишутся прописными буквами в строку через запятую в именительном падеже, ключевые слова и словосочетания характеризуют содержание ВКР и часто используются в ее тексте;

3) кратко описываются основные практические решения, полученные результаты, их новизна и практические рекомендации.

В пояснительной записке дипломного проекта на странице реферата оформляет­ся основная надписьв виде углового штампа высотой 40 мм, остальные страницы пояснительной записки дипломного проекта оформляются в рамке с узким штампом. В основной надписи страницы реферата следует внимательно заполнить данные, касающиеся автора работы, руководителя, нормоконтролера и заведующего выпускающей кафедры, данные, касающиеся темы ВКР, шифр специальности, три последние цифры номера зачетной книжки, наименование учебного заведения, в данном случае РГППУ, институт, кафедра, номер учебной группы. Пример оформления реферата дипломного проекта представлен в Приложении В.

В пояснительной записке дипломной работы на странице реферата штамп не оформляется. Пример оформления реферата дипломной работы представлен в Приложении Г.

Содержание пояснительной записки включает в себя список названий всех разделов (глав) и под­разделов ( параграфов ) пояснительной записки, включая приложенияс указани­ем страниц,с которых начинаются этиэлементы ВКР.

Введение. Во введении дается краткое обоснование выбора темы квалификацион­ной работы, указывается актуальность проблемы исследования, объект ипред­мет исследования, определяется цель и задачи, дается краткое содержание ра­боты, формулируетсяпредмет защиты, раскрывается теоретическая иметодо­логическая база исследования. Оптимальный объем раздела «ВВЕДЕНИЕ» от 2 до 3 страниц.

Логика и последовательность разработки раздела «Введение»:

− актуальность темы (объем 5-6 абзацев, до 1 страницы);

− проблема;

− объект исследования (некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему);

− предмет исследования (новый угол зрения на объект исследования.);

− цель работы;

− задачи исследования (3-4 задачи);

− предмет защиты;

− информационная база исследования.

Актуальность темы. Дипломник должен кратко прокомментировать причинывыбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния исследуемой проблемы, которые актуализируют вы­бор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях,в практике производственных предприятий, обязательность изучения проблемы в социально-экономических условиях.

Проблема – это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для выполнения какой-нибудь задачи. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие, т.е. проблема логически вытекает из противоречия и формулируется не как частная, а как комплексная задача.

Обычно проблемы методической квалификационной работы вытекают из потребностей общества, из педагогической практики, трудностей работы педагога или мастера производственного обучения.

Определение проблемы дипломного проекта вытекает из потребностей производства, темпов развития науки и техники, из практики работы предприятия, экономической целесообразности принятия решений.

На основании анализа противоречий в литературе и практике работы формулируется основная проблема и в общих чертах определяется ожидаемый результат.

Объект и предмет исследования. Объект исследования всегда шире,чем его предмет. Если объект это область деятельности (ключевое понятие из темы), то предмет – это изучаемый процесс в рамках объектаисследования. Например: тема работы: «Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Теория сварочных процессов» в профессионально-педагогическом вузе. Объектом исследования является подготовка студентов по дисциплине «Теория сварочных процессов». Предмет исследования – формирование системы знаний и умений по дисциплине «Теория сварочных процессов».

Цель работы – это мысленное прогнозирование ре­зультата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов иприемов исследования впроцессе подготовки ВКР студентом-выпускником.

Для вышеупомянутой темы работы целью выпускной квалификационной работы являетсяразработка методических указаний для выполнения лабораторного практикума по дисциплине «Теория сварочных процессов».

Задачи исследования определяются обозначенной целью и представляют собой конкретные после­довательные этапы решения проблемы исследования по достижениюцели. Задачи формулируются всоответствии с содержанием.

Для вышеупомянутой темы работы задачи могут быть сформулированы в виде:

− провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме, определить роль и место лабораторного практикума в системе специальной подготовки педагогов профессионального обучения;

− рассмотреть и проанализировать формы организации лабораторных работ в процессе изучения специальных дисциплин, методику их подготовки и проведения;

− проанализировать учебно-программную документацию подготовки бакалавров профессионального обучения профилизации Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве, включающую Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), учебный план подготовки, рабочую программу дисциплины «Теория сварочных процессов»;

− разработать учебно-методическое обеспечение лабораторного практикума по дисциплине «Теория сварочных процессов» и внедрить его в образовательный процесс кафедры металлургии, сварочного производства и методики профессионального обучения РГППУ.

Описание структуры работы. Необходимо кратко изложитьсодержание ирезультаты каждой главы пояснительной записки (по 1 абзацу на каждый раздел (главу).

Информационная и методическая база исследования. Приводятся методы исследования, которые будут использоваться при выполнении ВКР. Это может быть анализ научной литературы и нормативных документов, наблюдение, сравнение, классификация, систематизация, рейтинг. Примеры Введения имеются в Приложениях Д и Е.

Основная часть выпускной квалификационной работы в самом общем случае включает следующие разделы:

1. Исследовательский (теоретический, аналитический).

2. Практический (собственно учебно-методическая разработка и рекомендации к ее использованию либо разработка технологического процесса сборки и сварки металлоконструкции).

Основная часть дипломной работы и дипломного проекта отличаются по содержанию, подробнее это будет рассмотрено в разделах 5 и 6 соответственно.

В заключении раскрывается теоретическая и практическая значимость рассмотренных вопросов, приводятся основные выводы, характеризующие в сокращенном виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при выполнении ВКР (учебники, учебные пособия, справочная литература, учебно-методические пособия, нормативно-технические документы, стандарты, книги, периодические издания, Web-адреса из INTERNET и др., не менее 30 наименований).

Пример оформления списка использованных источников представлен в Приложении К.

Приложения должны включать вспомогательныйили дополнительный материал,который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты и облегчения ее восприятия и оценкипрактической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции; анкеты; схемы; акты внедрения и т.д.). Студент-дипломниксамостоятельно ведет сбор необходимой фактологической информациидля написания ВКР и несет ответственность за ее достоверность.

Приложения помещаются в конце пояснительной записки ВКР. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Приложения обозначаются буквами русского алфавита и нумеруются в алфавитном порядке. Приложение с обозначением размещают по середине страницы над заголовком приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части пояснительной записки должны быть ссылки.

 

 

5 Структура и содержание дипломной работы

 

Дипломная работа может иметь исследовательский или методический характер. Ее содержание может быть посвящено разработке и внедрению современных методов и форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью, проектированию современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрению педагогических технологий, совершенствованию методов и средств обучения.

В отличие от дипломного проекта методическая дипломная работа в основной части содержит два раздела: методический и технологический. Включение технологического раздела обусловлено спецификой профессионально-педагогического образования, бинарным характером его содержания. В связи с этим будущий бакалавр профессионального обучения в рамках ВКР должен продемонстрировать подготовленность не только в рамках психолого-педагогической и методической подготовки, но и производственно-технологической. Тематически эти два раздела могут быть не связаны, но их представление в содержании дипломной работы обязательно.

Тематика дипломных (методических) работ разнообразна, они могут выполняться для системы профессионального образования среднего (СПО) и высшего (ВПО). Примеры названий тем методических работ:

- Разработка учебно-нормативной документации для подготовки рабочих по профессии «Сварщик»;

- Разработка нормативной документации для аттестации специалистов сварочного производства на ОАО «Машиностроитель»;

- Проектирование и внедрение компьютерных технологий в процесс подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Сварщик»;

− Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Теория сварочных процессов», изучаемого в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения;

− Разработка рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине «Сварные конструкции» в профессионально-педагогическом вузе»;

− Использование активных методов обучения в процессе изучения междисциплинарного курса «Основы сварки и резки металлов» в профессиональном лицее;

− Разработка дополнительной образовательной программы «Автоматизированные системы управления в сварочном производстве».

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:

− Введение;

− Методический раздел (основная часть);

• Теоретическая часть;

• Практическая часть;

− Технологический раздел;

− Заключение;

− Список использованных источников;

− Приложения.

В п.4 данных методических указаний подробно описаны требования к разделам ВКР, на данном этапе хотелось бы подробнее представить структуру и содержание основной части дипломной работы, которая включает методический и технологический раздел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.065 с.)