Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переключаемость эмоций – свидетельство гибкости и повышенной адаптивности личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ваши эмоции направлены на разные объекты – одушевленные и неодушевленные. Эмоционально отзывчивая личность с большой готовностью откликается "на себя", "на других", "на дело", "на предметы". Это означает, что эмоциональные программы и их энергия подключаются к разным аспектам бытия – внутреннему и внешнему. Когда объектом эмоциональной восприимчивости становятся другие люди, у человека проявляется особое свойство эмпатия. Эмпатия (от англ. вчувствование) – специфическая система отражения партнеров по взаимодействию. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевленных объектов. В психологической литературе эмпатия трактуется как способность входить в состояния другого, как сопереживание и сочувствие. На наш взгляд, такая точка зрения нуждается в существенных дополнениях. В расхожих определениях эмпатии упускается два обстоятельства функция и необходимость проявления данной психической реалии. Действительно, для чего в репертуаре психического существует эмпатическая система отражения другого (окружающих людей) и когда в ней возникает потребность? На наш взгляд, эмпатия как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения является особенно утонченным средством "вхождения" в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии "пробивается" защитный энергетический экран партнера, а для этого необходима повышенная "проходимость". Таковая возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание. Таким образом, соучастие и сопереживание – не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели. Но какой? Необходимость в эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности другого и затем воздействовать на него в нужном направлении. В таком смысле эмпатия – ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание. На самом деле, мы очень часто оказываемся перед необходимостью глубинного постижения другого человека. Без этого невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным и т. д. Мы хотим понять причины и следствия, управляющие партнером. Часто необходимо разгадать "механику" его самопроявлений – поступков, свойств, состояний, отдельных реакций. Но человек – будь то ребенок, подросток или взрослый – не доступен для логического анализа, а в некоторых случаях сознательно маскирует свою индивидуальность или неосознанно дает о себе ложную информацию. Часто, случается так, что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить человеческую индивидуальность. И тогда в ход идет эмпатия – древнее, испытанное средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения Я другого. Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т д. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, в цепкости восприятия реакций, состояний и свойств другого. Око – не дремлет, ухо – востро, ощущения – обострены, восприятие – концентрировано, мышление -актуализировано. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Таким образом, рациональный момент в эмпатии – не формальная логика, но интенсивная аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам. Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т. д. Интуитивное при эмпатическом постижении другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом. Подводя итог сказанному, можно дать следующее определение: Эмпатия – это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений – свойств, состояний, реакций – в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. Постичь причины и следствия самопроявлении другого означает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он: - это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает; - хочет подумать, сказать, сделать; - проявляет свои интересы, потребности, способности. Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью on: - сделает, скажет, подумает по данному поводу; - сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности; - допустит или не допустит определенные ошибки Адекватно воздействовать на другого означает понять, как, когда, с какой целью влиять на него, чтобы: - вызвать желаемые изменения в его мыслях, памяти, восприятии, словах, поступках, - вызвать желаемые перемены в его потребностях, мотивах, интересах, планах. Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируемой. Начнем с партнера, который пытается при помощи эмпатии постичь сущность самопроявлений другой личности. Основной недостаток, снижающий эффективность проникновения в энергетическое поле партнера – отчужденность, безразличие к личности как таковой Отчужденность стала социальным нормативом поведения -каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство В таких случаях возникают вопросы чего она хочет, почему так себя ведет, как надо поступить с ней. Но это функционально-оценочный подход к другому В нем много личного интереса, предвзятости и меркантилизма – всего того, что "за-шумляет" эмпатию, делает ее фрагментарной и поверхностной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.008 с.) |