Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его.



Истаевает сердце моё в груди моей!» Иов 19:23-27

 

\Люди времени Авраама знали о приходе Мессии для Суда на землю из проповеди Еноха («О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить Суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники", Иуд.1:14, 15). Текст Иов 19:23, 24, вероятно, содержит намёк «на Книгу Жизни», раскрывающуюся на Небесном Суде.\

 

Вторая часть 25 стиха в оригинале состоит из 3 слов: «Последний над-прахом восстанет».

«Последний» - это Имя Вседержителя:

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель (גאל) его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний (אחרון), и кроме Меня нет Бога» Ис.44:6

У Исайи это Имя, как и в Книге Иова, появляется в контексте испытаний человека или Последнего Суда:

«Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание [на Имя Мое]! Славы Моей не дам иному. Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний (אחרון). Моя рука основала землю, и Моя десница распростёрла небеса; призову их, и они предстанут вместе» Ис.48:10-13

 

- Кто такой гоэль?

= Гоэль (גאל) – наследник крови, обладающий всей полнотой её прав. Существование глагола «гааль» открывает одну закономерность, вложенную в нашу землю: есть нечто, принадлежащее крови, т.е. роду, и это «нечто» неотчуждаемо от этой крови.

 

Впервые Моисей использует этот глагол при описании «творения» в словах Иова:

«Да омрачит его (день) тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!» Иов 3:5,

– т.е. день (в данном контексте день рождения Иова) принадлежал изначально тьме, которая и может потребовать его назад. Тьма, по логике Иова, обладает правом на жизнь Иова в силу того, что первоначально в ней началось всё творение. Кроме этих двух стихов глагол גאל (и производные от него) не используются в Книге Иова. В обоих стихах идея Гоэля подразумевает только владение Творящего сотворённым (в Иов 19:25 – Его власть над прахом земли). Гоэль Иова, согласно текста Иов 19:23-27, это Его Творец, создавший когда-то весь прах земли; Он наблюдает за жизнью Иова и после смерти оправдает его имя и воскресит.

 

Однако в Пятикнижие Моисей неожиданно начинает связывать это Имя с идеями Спасения и Выкупа, т.е. использовать его в том значении, которое сегодня известно и нам:

«Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя моё и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли».

Быт.48:16;

«Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и Судами Великими» Исх.6:6;

«Ты ведёшь Милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, - сопровождаешь Силою Твоею в Жилище Святыни Твоей» Исх.15:13.

Т.е. если вначале (в Книге Иова) Моисей называет Вседержителя Гоэлем только в силу того, что он – Творец, позже (в Торе) он начинает признавать Его право на Землю и в силу Его деяния Искупления. (Такой же рост «узнавания» Б-га отмечен, например, в Книге Откровения:

«тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на Престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять Славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и [всё] по Твоей воле существует и сотворено» Откр.4:10, 11,

однако позже:

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять Книгу и снять с неё печати, ибо Ты был Заклан, и Кровию Своею Искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» Откр.5:9

Эта перемена в поющих произошла после того, как они увидели «Агнца, как бы закланного», Откр.5:6).

Изменение в виденье Моисея произошло, судя по всему, в мадиамской пустыне, и Книга Иова осталась для нас свидетельством его поисков и богооткровений. Поэтому его вопросы и находки о Мессии стали началом уже последующих собственных изысканий Исайи и других Библейских авторов. Не случайно, Павел писал о Моисее как о том, кто знал «поношение Христово», т.е. понимал необходимость и смысл его воплощения и страданий

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на Воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был твёрд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их», Евр.11:24-28).

И его понимание и смирение перед будущим деянием Иисуса и дали Моисею власть вывести Израиль из Египта, совершив Пасху.

 

«А я знаю, Искупитель мой жив (חי),

и Он в Последний День восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» Иов 19:25

Определение «жив», «живой»(חי, хай) в Книге Иова либо относится ко всему живущему (только с частицей коль, «всё», כל חי), либо к Животворящему:

«жив Б-г, лишивший [меня] Суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою» Иов 27:2

Обратите внимание на характеристики Гоэля: Он всегда жив, и Он восстанет над прахом (поскольку был до существования мира).

 

- Почему Искупителем мира мог быть только Творец?

= Не трогая привычных аргументов о том, что говорить с Законом мог только Равнозначный ему, можно добавить, что Библейское Искупление подразумевает и Восстановление, т.е. Новое Творение. А это действие может совершить только Творец.

 

Моисей в Законе подробно описывает деяния того, кто имеет право называться Гоэлем:

он выкупает и возвращает семейную землю (а также скот, произведения земли, недвижимость - Лев.25:24, 25, 27, 30, 31, 32, 33, 48; Лев.27:28) своему кровнику (в том числе – выкупая их даже у Храма: Лев.27:15, 19, 20; Лев.27:13, 27, 33; Лев.27:31);

он продолжает дело и сохраняет имя умершего родственника после его смерти (Числ.35:12, 19, 21, 24, 25, 27, 29; Втор.19:6, 12), сам становится его наследником (Числ.5:8);

глагол связан с выкупом человека из рабства (Лев.25:48, 49, 51, 52, 54).

(позже глагол приобретает ещё одно значение «опорочить», «бесславить» - Неем.13:29, Мал.1:7, 12).

 

- «Какой аспект деятельности гоэля больше всего подходит к вашей жизненной ситуации?» (Урочник СШ с Комментариями, 213с.)

 

- Какими ещё качествами должен обладать этот Сродник по крови?

=2. Сын человеческий.

 

«18 Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему.

19 И ныне вот на Небесах Свидетель (עד) мой, и Заступник (שהד) мой в Вышних!

20 Многоречивые друзья мои! К Б-гу слезит око моё.

21 О, если бы человек мог иметь состязание с Б-гом, как сын человеческий с ближним своим!» Иов 16:18-21

В 18 ст. Иов, судя по всему, вспоминает историю Авеля, после смерти которого Б-г вступился за него

И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли», Быт.4:10).

Б-га, который способен сделать такое, Иов называет «Свидетелем» и «Заступником». (В оригинале оба слова – полные синонимы, означающие «свидетеля»: עד - на иврите, שהד - на арамите; оба слова вместе встречаются в названии «холм свидетельства» Быт.31:47).

 

Исайя также называл Мессию Свидетелем (עד):

«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и Раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Б-га и после Меня не будет» Ис.43:10

Но Исайи уравнивает в свидетельстве Небесного Свидетеля, Раба Господа, и верных Ему людей. В словах Иова же нет отождествления Небесного Свидетеля и человека, - Свидетель Иова находится вне человеческой жизни, смотрит на неё со стороны (все упоминания о свидетельской работе у Иова только внешние по отношению к его переживаниям:

«Выводишь новых свидетелей (עד) Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня», Иов 10:17).

Для Иова Мессия-Свидетель долго остаётся сторонним наблюдателем, могущим подтвердить на Суде праведность Иова своей оценкой и не более. Вместе с тем, в Иове постепенно крепнет прозрение, что для беспристрастности Суда Свидетель должен иметь опыт человеческой жизни:

«20 Многоречивые (מליץ) друзья мои! К Б-гу слезит око моё.

21 О, если бы человек мог иметь состязание с Б-гом, как сын человеческий с ближним своим!» Иов 16:18-21

 

Утверждение, что Небесный Свидетель не может быть сторонним наблюдателем, но должен реально обладать кровью и плотью, уверенно появляется только в речи Елиуя:

«5 Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.

6 Вот я, по желанию твоему, вместо Б-га. Я образован также из брения;

7 поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя» Иов 33:5-7

Елиуй относит глагол, которым Иов описывал Небесного Свидетеля, к себе:

«Я пристально (עד) смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его» Иов 32:12

 

В конце Книги Б-г утверждает идею Воплощения Небесного Свидетеля в человеческую жизнь и тело тем, что ставит перед друзьями Иова следующую загадку-притчу:

«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя Жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» Иов 42:8

- Б-г утверждает, что не сможет принять их до тех пор, пока за них не принесёт Жертву Человек (42:8), - очень абсурдное повеление от Того, Кто Сам является Единым Посредником между Собой и человеком

Ибо един Б-г, един и Посредник между Б-гом и человеками, человек Христос Иисус», 1Тим.2:5).

Но в любой притче есть обязательный элемент неправдоподобия.

Поскольку Иов (также как и Елиуй) остаётся за рамками этого повеления, значит, к концу истории Б-г нашёл в нём понимание смысла воплощения.

Смерть Христа.

 

Знал ли Иов, что Небесный Свидетель и заступник, воплотившийся в человеческое тело, должен был умереть в нём? В пользу положительного ответа на этот вопрос выступают три факта:

1. Моисей использовал опыт и искания Иова, чтобы самому прийти к осознанию смерти Мессии;

2. Авраам понял замысел Господа на горе Мориа («Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался», Иоан.8:56), и вряд ли утаил этот опыт от своих потомков и родичей.

3. Давид (и другие библейские авторы) заимствовал цитаты из Книги Иова, чтобы рассказать о страданиях Мессии, т.е. он видел за притчами Иова свидетельства о Нём.

 

Первые смерти в Книге Иова касались его домочадцев и детей. Даже после явления Господа было ясно, что быть сыном Праведного очень опасно.

 

- Кто из людей, упомянутых в Писании, открыл для себя образ страдающего Мессии через смерть детей?

= Авраам, Давид

И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрёшь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын», 2Цар.12:13,14).

Но в конце Книги семь Жертвенников за семь сыновей (Иов 1:5), погибших за имя отца, заменяются на семь Жертвенников за друзей Иова (42:8), словно расширяя круг его детей. А слуги в описании Его хозяйства заменяются на родственников и домочадцев:

В начале Книги:

«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги» Иов 1:3

 

- Кто в начале Книги упомянут обитателем дворов Иова, кроме его скота?

= Только прислуга.

 

- А в конце Книги?

= В конце Книги:

«Тогда пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за всё зло, которое Господь навёл на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. И благословил Б-г последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» Иов 42:11, 12

Словно в доме Иова исполнилось Обетование:

«Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Б-жий через Иисуса Христа» Гал.4:7

 

- «Какие тексты Писания говорят о необходимости смерти Христа за нас?» (Урочник СШ с Комментариями, изменённый вопрос со стр.202. и там же ответы: Мк. 8:31; Лук. 9:22; Лук. 24:7; Гал. 2:21.)

= Хотелось бы обратить внимание, что какие-то технические тонкости и объяснения нашего Искупления и Спасения смертью Мессии, непостижимы для нас

И беспрекословно - Великая Благочестия Тайна: Б-г явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, Вознёсся во Славе», 1Тим.3:16)

Суть происходимого на Голгофе объясняется через различные притчи и примеры (такие как приношение заместительных Жертв, вношение греха через кровь во Святое Святых перед лицо Б-жье для его уничтожения); но объяснений, почему не возможен иной вариант Спасения (например, пришествия в образе человека не Б-га), не существует. Писание сообщает нам только о необходимости Воплощения Б-га, смерти Иисуса и Его Воскресения в человеческом теле, - другого варианта не было заложено в сотворение нашей вселенной.

(т.е. вопрос: «Почему только благодаря смерти Христа за наши грехи мы можем получить спасение?» (Урочник СШ с Комментариями, 209с.),- не корректен)

 

- «Были ли события на Кресте хорошо исполненным вселенским спектаклем с известным заранее концом или же это были реальные страдания? Обсудите» (Урочник СШ с Комментариями, 209с.)

= В Писании есть пророчества, которые не сбылись от того, что человек не выполнил их условий (Например, Ис.65:17-25, особенно 20 ст. ср.

«Перед Сыном Б-жьим предстала славная судьба, которая ожидала бы Иерусалим, если бы он принял своего Искупителя. Он видел, что город мог бы через Него исцелиться от своей жестокой болезни, освободиться от рабских уз, стать могущественной столицей всей земли. Иерусалим был бы Венцом Славы всего мира» ЖВ. Глава 63).

Победа на Кресте была ожидаемой, но не гарантируемой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.036 с.)