Тема 1. Предмет и структура курса. Понятийный аппарат. Теории происхождения музеев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и структура курса. Понятийный аппарат. Теории происхождения музеев.



Музеи мира

 

Направление подготовки бакалавриата

44.03.01 Педагогическое образование

 

 

Профиль подготовки бакалавриата

Мировая художественная культура

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

Саратов,


1. Цель освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Музеи мира» является формирование представления об основных этапах и содержании музейного дела с древнейших времен до современности, выявление способности понимать специфический язык музея, видеть уникальность и особую ценность сохранившихся памятников культурного наследия у студентов.

Задачами курса «Музеи мира» является ознакомление студентов с историей музеев мира, с теоретическими основами музееведения, а также с международным и отечественным опытом работы в системе музееведения, с наиболее оптимальными формами использования музейных предметов в передаче исторической информации.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.1.В.ДВ.7 – профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть. Данный курс предполагает ознакомление студентов с основными принципами освоения конкретных дисциплин направления, создает теоретическую базу для углубленного освоения дисциплин направления. Данный курс находится во взаимосвязи с такими дисциплинами, как: «История», «Философия», «Введение в специальность», «Теория культуры», «История художественной культуры Востока», «История античной художественной культуры», «История художественной культуры Средних веков и Возрождения», «История художественной культуры Нового и Новейшего времени», «История отечественной художественной культуры», «Эстетика», «Этика», «История повседневности», «Мифология», и др. Освоение данной дисциплины необходимо для качественного освоения последующих курсов, таких как: «История религии», «Декоративное искусство и дизайн», «Региональная культура», «Менеджмент современного искусства», «Народные промыслы и художественная культура» и др., практик (ознакомительной, музейной, педагогической, преддипломной).

 

Курс «История музеев мира» посвящен истории формирования музея как специфического социокультурного института. В ходе освоения данного курса студенты должны изучить основные периоды становления и развития музея в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала, рассмотреть место музея в контексте развития культуры, науки и просвещения, познакомиться с многообразием типов музея и получить представление о специфике и закономерностях развития музеев разной типологической принадлежности, охарактеризовать динамику развития музейных учреждений, раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих направлений их деятельности.

Также в процессе изучения курса студентам необходимо рассмотреть многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и разнообразными явлениями культурной жизни, эстетическими тенденциями и социальными запросами, которые характерны для той или иной эпохи. Слушатели курса познакомятся с методологией исследования истории музея как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации мирового культурного наследия и категориальным аппаратом данной области знания.

В задачи курса входит рассмотрение не только этапов эволюции протомузейных форм и музея как уникального социокультурного института, но и изучение эволюции представлений, сформировавшихся в различные эпохи, о назначении музея, его функциях и основных формах деятельности.

Важная задача курса – знакомство студентов со специфическими характеристиками современных музеев и новейших музейных центров мира, с особенностями их деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.), которые являются реакцией музейных институций на конкретные социокультурные ситуации современности.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Музеи мира».

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

· способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

· способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительные программы (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: закономерности возникновения протомузейных институций, становления и развития музея с древнейших времен до современных дней; этапы формирования и особенности коллекций наиболее крупных музейных собраний мира разнообразной профильной принадлежности как в Европе, так и в Азии, Америке, Африке, Австралии; экспозиции крупнейших и наи­более значимых музеев мира; экспозиционные приемы, наиболее распространенные в современных музеях, и особенности их восприятия посетителем.

Уметь: свободно ориентироваться в основных тенденциях научно-исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров, а также творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Владеть: базовыми понятиями музееведения и искусствознания понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения музейных форм современном историко-культурном контексте, грамотно осуществлять музейную работу в различных видах учреждений, а также в рамках туристического бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 часов.

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции практические Семинары СРС Экзамен
  Тема 1. Предмет и структура курса. Понятийный аппарат. Теории происхождения музеев.               Реферат 1
  Тема 2. Протомузеи в Древнем мире и средневековье.               Контрольный опрос Реферат 2
  Т Тема 3. Зарождение музея в эпоху Ренессанса. Музеи Италии. Музеи Нидерландов.               Контрольный опрос  
  Тема 4. Кунсткамеры и зарождение музеографии. Тема 5. Естественнонаучные кабинеты XVI – XVII веков.               Контрольный опрос М/м презентация №1
  Тема 6. Музей в культурной парадигме эпохи Просвещения. 6.1. Университетские музеи Европы.6.2. Художественное коллекционирование в Европе XVII века.               Контрольный опрос  
  Тема 7. Королевские художественные коллекции Европы в эпоху абсолютизма. 7.1. Социокультур-ные функции художественных собраний. 7.2. Картинные галереи Германии. 7.3. Картинные галереи Австрии. 7.4. Музеи Италии. 7.5. Королевские музеи Франции. 7.6. Королевские музеи Испании. 7.7. Музеи Скандинавии.               Контрольный опрос М/м презентация №2
  Тема 8. Музеи конца XVIII – первой половины XIX в. 8.1. Музейная политика в эпоху Французской революции. 8.2. Формирование французских музеев в первой половине XIX в. 8.3. Итоги музейной политики республиканской и наполеоновской Франции.               Контрольный опрос Реферат 3
  Тема 9. Профильные музеи Европы в XIX в. 9.1. Специализированные художественные музеи и музеи декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел.               Контрольный опрос М/м презентация №3
  9.2. Наука и музей в середине - второй половине XIX в.               Контрольный опрос
  Тема 10. Роль музея в формировании национального самосознания.               Контрольный опрос М/м презентация №4
  Тема 11. Музеи мира второй половины XIX - начала XX в. 11.1. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской функции музея.               Реферат 4
  11.2. Новые типы музеев и формы работы с посетителем в конце XIX - начале XX в.               Реферат 5
  11.3 Музеи Америки конца XIX – начала XX в.: общее и особенное.               Контрольный опрос
  11.4. Музеи стран Азии конца XIX - начала XX в.: общее и особенное. Развитие музейной политики в XX в. Музеи Индии. Музеи Китая. Музеи Японии. Музеи Турции.             Контрольный опрос М/м презентация №5
  Тема 12. Музеи мира второй половины XX в. 12.1. Новые тенденции в развитии музейной сферы в послевоенной Европе.               Контрольный опрос М/м презентация №6
  12.2. Современные этнокультурные процессы и модернизация этнологических музеев.               Контрольный опрос Реферат 6
  12.3. Научно-технический прогресс и музей.               Контрольный опрос М/м презентация №7
  12.4. Экологическая концепция в музеологии и музейном строительстве.             Контрольный опрос Реферат 7
  12.5. Художественные музеи: новые подходы. Влияние культуры постмодерна.               Контрольный опрос М/м презентация №8
  12.6. Новые тенденции в музейном мире 1980-1990-х гг.               Контрольный опрос

Содержание учебной дисциплины

Протомузеи в Древнем мире.

Первобытные галереи пещерной живописи (пещеры Ла-Ферраси, Монтеспан, фриз пещеры Фон де Гом во Франции; росписи Альтамирской пещеры в Северной Испании, росписи Каповой пещеры в России; фрески Сахары и т.д.) и петроглифы как прото­музеи эпохи мифологического мышления. Дома мужских союзов с трофея­ми предков.

Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки, глиптотеки. Коллекции в сокровищницах храмов: состав, использование. Музеи Эллады и их роль в воспитании свободных граждан полиса. Сакральные функции художественных собраний.

Значение храмовых сокровищниц, портиков и коллекций вилл в общественной жизни Древнего Рима. Частные собрания Древнего Рима. Хранение и экспонирование общественных собраний Древнего Рима.

Понятия биб­лиотеки и музейона в греко-римской цивилизации. Репрезентация влас­ти, социального престижа или общественных добродетелей.

Протомузеи в Средние века.

Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира.

Христианская Европа: монастырские и храмовые сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование, сформировавшее собрания королевских и рыцарских замков. Спектр социальных функций: мемориальная, историческая, художественная значимость предметов церковных и светских сокровищниц; сакральные и политические функции реликвий; функция финансирования военных и государственных расходов.

Мусульманский мир Средневековья: сокровищницы мечетей, гробниц, дворцов. Особенности исторического сознания и эстетического восприятия.

Буддизм в Южной Азии: формирование сокровищниц монастырей и храмов. Дворцы как олицетворение идеи культур­ной преемственности. Роль конфуцианства и синтоизма в Восточной Азии для складывания коллекций реликвий, произведений искусства, рукописей.

Музеи Италии.

Исторические предпосылки возникновения музеев. Музей как воплощение модели Вселенной. Коллекционирование античного, раннесредневекового и итальянского искусства XV-XVI вв. Коллекционирование памятников античности как раритетов высокой культуры; особое значение антиквариев. Состав коллекций музеев Ватикана и Уффици.

Роль природных и античных памят­ников в коллекциях XVI в. и особенности их экспонирования. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения.

Первые протомузеи. Специфические особенности комплектования коллекций, принципы экспонирования, социокультурный портрет посетителей.

Музеи Нидерландов.

Влияние династии Габсбургов на развитие искусства и формирование традиции коллекционирования предметов искусства в Нидерландах. Значение личности Маргариты Австрийской, наместницы Габсбургов в Нидерландах (1507 – 1530), на собирательскую деятельность.

Нидерланд­ский музей: демократические тенденции в искусстве и в музее. Состав частных коллекций.

Традиции художественного коллекционирования в республиканской Голландии: влияние городских муниципалитетов. Жанр корпоративного портрета как основа национального живописного наследия. Художественное собрание стадхаудеров.

Университетские музеи Европы.

Дифференциация знания и становление новых наук и научных дисцип­лин. Новые принципы формирования коллекции.

Строительство в Европе во второй половине XVI – XVII веках анатомических театров («анатомикумов»).

Первая концепция университетского музея: анатомический музей в Болонье (1638 году). Музей Ашмолиан в Оксфордском университете – первый публичный музей Англии, созданный с научно-образовательными целями.

Роль университетских музеев XVIII-XIX вв. как фактогра­фической и экспериментальной базы науки и как учебной структуры. Концепция, комплектование, со­став фонда, особенности деятельности. Место музея в программе европейских просветителей: воспитательные и эстетические функции; статус му­зея, концепция, основные направления деятельности; характер музейной коммуникации.

Картинные галереи Германии.

Формирование к концу XVII века в Дрездене центра художественного коллекционирования. Особая роль короля Августа II (Фридриха Августа I) в создании картинной галереи из коллекций кунсткамеры, дворцов и церквей. Привилегированный характер галереи; издание в 1765 году первого путеводителя. Формирование в Дюссельдорфской картинной галерее Виттельсбахов нового принципа развески живописи.

Картинные галереи Австрии.

История Венской императорской галереи как пример последовательного превращения закрытого собрания монархов в публичный художественный музей. Влияние просветительских идей на формирование общедоступного статуса музея и его бесплатное посещение. Влияние концепции публичного художественного музея, впервые представленной в венском Бельведере, на складывание историко-систематического принципа экспозиции в XIX веке.

Музеи Италии.

Формирование особой роли Италии в образовательной программе европейцев середины XVIII века; Рим как культурная Мекка Европы, появление рынка подделок и копий. Доступность для всеобщего обозрения галереи Уффици. Торжественное открытие в 1734 году в Риме Капитолийского музея.

Открытие в 1773 году в Ватикане музея античной скульптуры Пио-Клементин).

 

Королевские музеи Франции.

Роль короля Франциска I, военачальника и мецената, заложившего основу королевских коллекций Франции в XVI веке. Загородная резиден­ция Фонтенбло – хранилище художественных ценностей, пополняемое посольскими дарами и художественными заказами.

Лувр. Обзор истории формирования дворцового комплекса и состава художественных коллекций, социальный статус музеев в составе Лувра.

Заслуга в формировании французских национальных коллекций министров Ришелье, Мазарини и Кольбера.

Складывание облика Лувра в XVII веке. Перемещение художественных коллекций в Версаль. Размещение в Лувре на рубеже XVI – XVII веков ювелирных, живописных, монетных, печатных и др. мастерских, Королевской Академии живописи и скульптуры, Академии архитектуры, Академии наук.

Лувр и традиция XVIII в. экспонирования академических художественных произведений (традиция «салонов»).

Общественное обсуждение концепции национального художественного музея.

Королевские музеи Испании.

Значение династии Габсбургов для формирования дворцовых художественных коллекций и закладывании основы музейного собрания Прадо.

Прадо: история формирования собрания; обзор состава коллекций; особенности социального бытования.

Торжественное открытие испанским королем Фердинандом VII в 1819 году Прадо, до революции 1868 года считавшегося королевским музеем. Ограничительный характер посещения музея широкой публикой и влияние церковной цензуры на экспозиционные решения (передача части коллекций в Королевскую академию изящных искусств). Переход Прадо после революции 1868 года в ведение города; изменение характера комплектования фондов, выставочных решений и правил посещения музея.

 

Музеи Скандинавии.

Роль шведской королевы Христины в формировании королевской коллекции; влияние итальянского периода ее жизни на состав коллекции. Палаццо Риарио как модель воплощения философско-эстетических концепций королевы Христины. Судьба коллекции.

Музеи Скандинавии: история формирования, состав коллекций; концепция скандинавских музеев.

Образовательные технологии

 

В учебном процессе, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, используются различные виды учебной работы (лекции, семинары и самостоятельная работа) и сочетаются активные и интерактивные формы проведения занятий (работа с интернет-ресурсами, подготовка рефератов и мультимедийных презентаций, просмотр медиаресурсов кафедры, а также в лекториях СГХМ им. А.Н. Радищева и ЗНБ СГУ), предполагается участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

При изучении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены адаптивные технологии: предоставление на электронную почту обучающегося лекционного материала, образцов мультимедийных презентаций, ссылок на интернет-ресурсы, предоставление возможности индивидуальной консультации.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном nроцессе они должны составлять не менее 40% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Семинарские занятия служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний в практике.

Программа предусматривает формы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. При освоении данной образовательных программы с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования предоставляются учебные материалы, особое внимание уделяется самостоятельной работе студента: предлагаются специальные домашние задания. Коммуникация с учащимися осуществляется посредством сети Интернет.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа:

Видами самостоятельной работы для данного курса являются: изучение конспектов; изучение источников, научной, учебно-методической литературы по изучаемой проблематике; написание рефератов; подготовка мультимединых презентаций; отчеты по монографиям и др. публикациям по изучаемой проблематике; посещение выставок и экспозиций в СГХМ им. А.Н. Радищева и его филиалов; знакомство с медиаресурсами и электронными ресурсами по специальной и общекультурной, искусствоведческой и музеологической направленности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (на выбор из каждой темы):

Реферат 1

Тема 1. Предмет и структура курса. Понятийный аппарат. Теории происхождения музеев.

Музей: храм или форум?

1. Представления о социальной миссии музея Н. Федорова, о. П. Флоренского.

2. Концепция «живого музея» в трудах философов и музееведов начала XX века (Н. Федоров, о. П. Флоренский, К.Дана).

3. Взаимоотношения профильного музея и предметного знания и их динамика.

4. Музеология как знание и область практической деятельности.

Реферат 2

Тема 2. Протомузеи в Древнем мире и средневековье.

1. Формирование в цивилизациях Древнего Востока институтов библиотеки и музея-школы, состав коллекций.

2. Протомузеи Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, глиптотеки.

3. Коллекции в сокровищницах храмов: состав, использование.

4. Музеи Эллады и их роль в воспитании свободных граждан полиса. Сакральные функции художественных собраний в Древней Греции.

5. Значение храмовых сокровищниц, портиков и коллекций вилл в общественной жизни Древнего Рима.

6. Частные собрания Древнего Рима.

7. Хранение и экспонирование общественных собраний Древнего Рима.

8. Протомузеи в Средние века.

9. Христианская Европа: монастырские и храмовые сокровищницы.

10. Христианская Европа: светские сокровищницы и частное коллекционирование.

11. Мусульманский мир Средневековья: сокровищницы мечетей, гробниц, дворцов.

Реферат 3

Тема 8. Музеи конца XVIII – первой половины XIX в.

8.1. Музейная политика в эпоху Французской революции.

8.2. Формирование французских музеев в первой половине XIX в.

8.3. Итоги музейной политики республиканской и наполеоновской Франции.

1. Новые социальные функции музея: лозунг Искусство принадлежит народу» и открытие музеев для масс.

2. Музейная деятельность Наполеона: музей Разума в церкви Мадлен.

3. Новая концепция Лувра.

 

Реферат 4

Тема 11. Музеи мира второй половины XIX - начала XX в.

11.1. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской функции музея.

1. Первая Всемирная выставка 1851 года в Лондоне: задачи и экспонаты выставки, ее связь с промышленным переворотом.

2. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промушленности в культуре XIX века.

3. Успех выставок в Лондоне и Париже: переход от элитарного к общедоступному музею.

4. Образовательные концепции музеев Европы и их связь с национальными культурными традициями.

Реферат 5

Тема 11. Музеи мира второй половины XIX - начала XX в.

11.2. Новые типы музеев и формы работы с посетителем в конце XIX - начале XX в.

1. Музей в реформировании образования конца XIX – начала XX века.

2. Зарождение музейной педагогики как сферы практической деятельности и области знания.

3. Музейная педагогика в составе современной музеологии: статус, предмет, инструментарий.

4. Музейные коммуникации: их связь с культурно-исторической парадигмой.

5. Изучение посетителя как новое направление в музейных исследованиях и практической деятельности.

6. Музей и посетитель в традиционном профильном музее: характер коммуникации и ее историческая динамика.

Реферат 6

Тема 12. Музеи мира второй половины XX в.

12.2. Современные этнокультурные процессы и модернизация этнологических музеев.

1. Музей в становлении и развитии этнографического цикла наук (типология музеев, концепция и ее реализация).

2. Музей в сохранении и освоении традиционной (национальной) культуры. Скандинавская модель.

3. Современный этнографический музей: презентация предметного знания или модель традиционной культуры?

Реферат 7

Тема 12. Музеи мира второй половины XX в.

12.4. Экологическая концепция в музеологии и музейном строительстве.

1. Ж.А. Ривьер и его концепция экомузея (эволюция определения).

2. Концепция экомузея в трудах французского музеолга Юга де Варина. Принципы создания и функционирования экомузея.

3. Экомузей в постколониальном пространстве: концепция, особенности деятельности.

4. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) как музейные учреждения: функции, типология, краткая характеристика.

5. Уникальная историко-культурная территория (УИКТ) как способ сохранения и освоения наследия: определение, типология, краткая содержательная характеристика.

6. Экологические программы в деятельности традиционных музеев.

7. Музей в экологическом образовании и воспитании: просветительские программы в классическом музее.

Контрольные вопросы к коллоквиумам (семинарские занятия):

Семестр

 

1. Галереи пещерной живописи и петроглифы: их соотношение с совре­менными музеями.

2. Возникновение музеев в цивилизациях Древнего Востока, их социальные функции.

3. Музейоны в античной Греции. Коллекции, архитектура, социальные функции.

4. Музейные учреждения в Римской империи.

5. Ренессанс в Италии и рождение европейского музея. Ватикан - галерея Уффици.

6. Ренессанс в Нидерландах. Типы музейных собраний и их социальные функции.

7. Эпоха абсолютизма в Европе. Королевские дворцы-музеи, художествен­ное решение, социальные функции.

8. Географические открытия и кунсткамеры. Музеография.

9. Научная концепция музея Ашмолеана и его роль в развитии естествен- но-научной музеологии Европы.

10. Музеи отечества и народоведения в Германии в XIX в., их социальные функции.

11. Отечественные и региональные музеи в Польше, Чехии, Финляндии и их роль в национальной борьбе.

12. Развитие техноэтнологии и основные типы этнографических экспозиций.

13. Первая Всемирная выставка в Лондоне. Концепция музея Виктории и Альберта.

14. Музейный бум в послевоенной Европе. Новые типы музеев.

15. Развитие археологических музеев. Музей промышленной археологии.

16. История литературных музеев. Образно-символические методы экс­позиции.

17. Экомузеи и их социальные функции.

18. Политехнические музеи. Музеи автомобилей, авиации, космонавтики, судоходства.

19. Лувр: история, коллекции, архитектура, современные тенденции дея­тельности.

20. Британский музей: история, коллекции, архитектура, работа с посети­телями.

21. Музейный остров и музей Боде в Берлине. Новые музеи Берлина.

22. Музеи и новые учреждения музейного типа в Бонне.

23. Концепция исторических и художественных музеев Индии и Китая. Об­щее и основное.

24. Музей Метрополитен. История, коллекции, архитектура, работа с посе­тителями.

25. Музейные учреждения нового типа в Великобритании и их социальные функции (Институт содружества, Барбикен).

26. Музей Смитсониан в Вашингтоне: история, профили музея, новые экс­позиции.

27. Музей современного искусства в Париже и музеи Гугенхейма в Нью-Йорке и Венеции.

28. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской му- зеологии.

29. Музеи Брюсселя. Выставка к 50-летию Победы.

30. Центр Помпиду.

31. Музей человека в Париже; музеи этнографии в Торонто и Осаке.

32. Историко-этнографические и художественные музеи Латинской Амери­ки, Азии и Африки, их роль в национально-освободительном движении.

33. Национальные музеи в Анкаре и Тегеране. Идеи пантюркизма и панму­сульманства.

34. Современная экспозиция как синтез науки и искусства. Музейный сце­нарий, педагогика и психология.

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1.1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

 

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 

Таблица 1.2 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 

 

Баллы за работу в 5 семестре выставляются по 4-м показателям видов учебной деятельности:

Лекции

Оцениваются посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 17 баллов.

Лабораторные занятия

Не предусмотрены.

Практические занятия

Оцениваются самостоятельность при выполнении работы, активность работы в аудитории, правильность выполнения заданий, уровень подготовки к занятиям и т.д. Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра - от 0 до 17 баллов.

Самостоятельная работа

1.​ М/м презентация №1-8 (от 0 до 16 баллов).

2.​ Написание рефератов № 1-7 (от 0 до 14 баллов).

Дополнительно

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы, - от 0 до 6 баллов.

Анализ структуры и содержания музейных сайтов и порталов, виртуальных музеев;

реферирование научной литературы;

участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации преподаватель может воспользоваться следующим примером ранжирования:

21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.

 

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Музеи мира» составляет 100 баллов.

Таблица 2. Пересчёт полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Музеи мира» в оценку (экзамен):

 

81-100 баллов «Отлично»
61-80 баллов «Хорошо»
41-60 баллов «Удовлетворительно»
Менее 41 баллов «Неудовлетворительно»

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Шиндина О.В. Музеи мира [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О.В. Шиндина; Сарат. гос. Ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Филос. Фак., каф. философии культуры и культурологи. – Саратов: [б.и.], 2014. – 76 с. ЭБС УМЛ

 

б) дополнительная литература:

1. Акулич Е.М. Музей как социальный институт: монография; Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Тюменская государственная академия культуры и искусств". - 2-е изд., испр. и доп. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ [изд.], 2009.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002.

3. Бычков В.В. Эстетика: учебник / - М.: Гардарики, 2005.

4. Грицак Е.Н. Эрмитаж / Е. Н. Грицак. - М.: Вече, 2005.

5. Козлов Г. Покушение на Искусство: арт-детектив / Г. Козлов; худож. М. Ларичева. - М.: Слово, 2009.

6. Лувр. Париж / текст под ред. А. Фреголент. - М.: БММ, 2007.

7. Музееведение: рек. список / сост. Л. П. Пойманова; отв. ред. А. В. Зюзин. - Саратов: ЗНБ СГУ [изд.], 2009.

8. Розин В.М. Мышление и творчество. М., 2006.

9. Сотникова С. Музеология. М.: Дрофа, 2004.

10. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций / авт. послесл. И. В. Кондакова. – М.: Омега-Л, 2005. - 179 с.

11. Шлет Г.Г. Искусство как вид знания: избр. тр. по философии культуры / отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2007.

12. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2005. - 182 с.

13. Шулепова Э. Основы музееведения. М.: Либроком, 2010.

14. Эстетика и теория искусства XX века / Т. А. Акиндинова [и др.]; отв. ред.: Н. А. Хренов, А. С. Мигунов; Гос. ин-т искусствознания. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.

15. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. / 4-е изд., испр. и доп. – М.: Альма Матер: Акад. Проект, 2007. – 558 с.

16. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции: учеб. пособие. Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии. - М.: Трикста: Акад. Проект, 2007.

 

в) рекомендуемая литература:

1. Тельчанов А. Музееведение. М.: Научный мир, 2011.

2. Каулен М., Шулепова Э. и др. Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков. М.: Этерна, 2010.

3. Каулен М. и др. Музейное дело России. М.: ВК, 2010.

4. Томалинцева Л. Музейное пространство Санкт-Петербурга в культурной картине мира. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2009.

5. Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции. Шедевры и раритеты. М.: Эксмо, 2011.

6. Государственный Эрмитаж. Путеводитель. Редактор-составитель Т.Е.Мамаенко. Спб.: Славия, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.173 с.)