Тема 4. Кунсткамеры и зарождение музеографии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Кунсткамеры и зарождение музеографии.



Эпоха Великих географических открытий и их роль в культуре Европы: становление естествознания и этнографии. Влияние ментальных структур средневекового сознания на принципы отбора предметов в коллекцию и концепцию их экспонирования.

Первые кунсткамеры Европы. Специфика состава коллекции: природные редкости («натуралии»), этнографические предметы, древности, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства (в особенности миниатюра), научные приборы и инструменты, оружие, охотничьи трофеи.

Зарождение музеографии как отрасли музееведения, описывающей музеи, их коллекции и экспозиции.

Социальная миссия музеев (кунсткамер): представительные, репрезентативные функции протомузейных коллекций редкостей и натуралий европейских дворов второй половины XVI века.

 

Тема 5. Естественнонаучные кабинеты XVI – XVII веков.

Научная революция и ее влияние на коллекционирование и формирование естественнонаучных кабинетов и ботанических садов, выполняющих роль учебных центров.

Появление каталогов естественнонаучных кабинетов; накопление сведений об экспонате («легенда предмета»). Формирование ученого сообщества и его влияние на доступность экспозиции и формирование просветительской миссии.

Естественнонаучный кабинет как «метафора» природных феноменов.

Тема 6. Музей в культурной парадигме эпохи Просвещения.

Университетские музеи Европы.

Дифференциация знания и становление новых наук и научных дисцип­лин. Новые принципы формирования коллекции.

Строительство в Европе во второй половине XVI – XVII веках анатомических театров («анатомикумов»).

Первая концепция университетского музея: анатомический музей в Болонье (1638 году). Музей Ашмолиан в Оксфордском университете – первый публичный музей Англии, созданный с научно-образовательными целями.

Роль университетских музеев XVIII-XIX вв. как фактогра­фической и экспериментальной базы науки и как учебной структуры. Концепция, комплектование, со­став фонда, особенности деятельности. Место музея в программе европейских просветителей: воспитательные и эстетические функции; статус му­зея, концепция, основные направления деятельности; характер музейной коммуникации.

Художественное коллекционирование в Европе XVII века.

XVII век – «золотой век» коллекционирования в Европе: расширение географии и социального состава коллекционеров; коллекционирование как средство повышения социального статуса. Внесословный и вненациональный характер коллекционирования, формирующийся в течение XVII века: короли и герцоги, министры и придворные, банкиры и адвокаты, врачи и художники, поэты и ювелиры, садовники и торговцы как владельцы кабинетов, «знатоки», «антиквары», «любители» учености и прекрасного.

XVII век – время создания в Риме галерей Боргезе, Дориа-Памфили, Спада, Колонна, Паллавичини, во Флоренции – галереи Питти и Уффици, в дальнейшем ставших частными и публичными музеями. Эстетика дворцовых галерей: репрезентативные задачи. Особое место в дворцовых коллекциях жанра парадного портрета. Декоративный принцип экспозиции живописных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства (т. н. «шпалерная» развеска и «ковровое» покрытие). Представление в составе коллекций произведений разных национальных школ и эпох.

Тема 7. Королевские художественные коллекции Европы в эпоху абсолютизма.

Социокультурные функции художественных собраний.

Королевские музеи и их социальный статус. Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; влияние культурной парадигмы эпохи Просвещения на особенности систематизации, экспонирования и складывание ведущих направлений музейной деятельности.

Картинные галереи Германии.

Формирование к концу XVII века в Дрездене центра художественного коллекционирования. Особая роль короля Августа II (Фридриха Августа I) в создании картинной галереи из коллекций кунсткамеры, дворцов и церквей. Привилегированный характер галереи; издание в 1765 году первого путеводителя. Формирование в Дюссельдорфской картинной галерее Виттельсбахов нового принципа развески живописи.

Картинные галереи Австрии.

История Венской императорской галереи как пример последовательного превращения закрытого собрания монархов в публичный художественный музей. Влияние просветительских идей на формирование общедоступного статуса музея и его бесплатное посещение. Влияние концепции публичного художественного музея, впервые представленной в венском Бельведере, на складывание историко-систематического принципа экспозиции в XIX веке.

Музеи Италии.

Формирование особой роли Италии в образовательной программе европейцев середины XVIII века; Рим как культурная Мекка Европы, появление рынка подделок и копий. Доступность для всеобщего обозрения галереи Уффици. Торжественное открытие в 1734 году в Риме Капитолийского музея.

Открытие в 1773 году в Ватикане музея античной скульптуры Пио-Клементин).

 

Королевские музеи Франции.

Роль короля Франциска I, военачальника и мецената, заложившего основу королевских коллекций Франции в XVI веке. Загородная резиден­ция Фонтенбло – хранилище художественных ценностей, пополняемое посольскими дарами и художественными заказами.

Лувр. Обзор истории формирования дворцового комплекса и состава художественных коллекций, социальный статус музеев в составе Лувра.

Заслуга в формировании французских национальных коллекций министров Ришелье, Мазарини и Кольбера.

Складывание облика Лувра в XVII веке. Перемещение художественных коллекций в Версаль. Размещение в Лувре на рубеже XVI – XVII веков ювелирных, живописных, монетных, печатных и др. мастерских, Королевской Академии живописи и скульптуры, Академии архитектуры, Академии наук.

Лувр и традиция XVIII в. экспонирования академических художественных произведений (традиция «салонов»).

Общественное обсуждение концепции национального художественного музея.

Королевские музеи Испании.

Значение династии Габсбургов для формирования дворцовых художественных коллекций и закладывании основы музейного собрания Прадо.

Прадо: история формирования собрания; обзор состава коллекций; особенности социального бытования.

Торжественное открытие испанским королем Фердинандом VII в 1819 году Прадо, до революции 1868 года считавшегося королевским музеем. Ограничительный характер посещения музея широкой публикой и влияние церковной цензуры на экспозиционные решения (передача части коллекций в Королевскую академию изящных искусств). Переход Прадо после революции 1868 года в ведение города; изменение характера комплектования фондов, выставочных решений и правил посещения музея.

 

Музеи Скандинавии.

Роль шведской королевы Христины в формировании королевской коллекции; влияние итальянского периода ее жизни на состав коллекции. Палаццо Риарио как модель воплощения философско-эстетических концепций королевы Христины. Судьба коллекции.

Музеи Скандинавии: история формирования, состав коллекций; концепция скандинавских музеев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.009 с.)