Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласования методических указаний к практике↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к учебной практике «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» Уровень профессионального образования: высшее образование – специалитет Направление (специальность) подготовки 31.05.01 Лечебное дело Квалификация выпускника: врач общей практики Форма обучения: очная Тула 2016 г. ЛИСТ Согласования методических указаний к практике Методические указания к учебной практике «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» разработаны зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н., проф. Ю.Л.Веневцевой, и обсуждены на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней Медицинского института(протокол заседания кафедры №__9 от «_16» апреля 20 16 г.)
Разработчик ____________________________. личная подпись(и)
Содержание Введение................................................................................................... 3 1. Цель и задачи учебной практики …………………………............... 3 2. Требования к организации и проведению учебной практики...........4 3. Руководство практикой студентов.................................................... 5 4. Программа учебной практики …………………………................... 6 5. Ведение дневника............................................................................... 7 6. Практические навыки, осваиваемые во время практики.............. 8 7. Зачет по учебной практике ………………………............................ 8 8. Рекомендуемая литература.............................................................. 9
Введение Учебная практика – составная часть подготовки квалифицированных специалистов – врачей. Учебная практика является продолжением учебного процесса, во время ее прохождения студенты приобретают первичные теоретические знания и умения обследования пациентов, оказания доврачебной неотложной помощи и выполнения научно-исследовательских работ.
Студенты проходят учебную практику в Медицинском корпусе ТулГУ на базе кафедр Пропедевтики внутренних болезней (симуляционный центр Медицинского института по терапевтическим специальностям) и Анатомии человека. Так как данная практика является первой для студентов 1 курса, одной из задач является подготовка обучающихся к прохождении последующей учебной клинической практики в лечебных учреждениях г.Тулы.
Требования к организации и проведению учебной практики Студенты при прохождении практики обязаны: • соблюдать установленный график работы и выполнять указания руководителей практики; • ежедневно проводить мониторирование деятельности основных физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, жыхательной, системы биоритмов), фиксировать результаты работы в дневнике, • в последней записи в дневнике сделать резюме, в котором выделить главные итоги практики; • сдать зачёт по практике преподавателю кафедры в установленный срок. Примечание. Неявка на практику, уклонение от работы влечёт за собой повторное прохождение практики или отчисление. Студент имеет право: • обсудить с руководителями практики (или с зав. кафедрами) интересующие вопросы. 3. Руководство практикой студентов Учебно-методическое и организационное руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры пропедевтики внутренних болезней и анатомии человека. Программа клинической учебной практики Трудоемкость практики составляет 108 часов. Продолжительность практики составляет 12 рабочих дней, длительность рабочего дня студента – 6 часов. Содержание практики Структура отчета по практике и порядок его составления ОТЧЕТ о прохождении учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности »
(Ф. И. О. студента, учебная группа) специальность 31.05.01 «Лечебное дело»
Период прохождения практики с «29» декабря 2016 г. по «11»января 2017 г. Руководитель практики от кафедры ______________________________ _________________ (Ф. И. О., должность) (подпись) г. Тула 20 __ г. Схема дневника
Дневник заполняется ежедневно с 29 декабря 2016 по 09 января 2017 года включительно, всего 12 дней. Дневник должен состоять из трех блоков:
1. Блок данных ежедневного мониторирования физиологических параметров (ЧСС, АД, длительности индивидуальной минуты, пробы Штанге и Генча), а также описания режима дня и характера ночного сна. Изучаемые показатели широко используются в клинической практике. Их изменения при патологических состояниях изучаются в курсе «Пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностике», «Общей хирургии» и последующих клинических дисциплинах. Данные за каждый день должны быть представлены на отдельном листе. Все полученные параметры ежедневно вносятся (методом накопления) в базу данных MS Excel. Блок заканчивается итоговым графиком динамики физиологических параметров за 12 дней, выполненным в MS Excel. ЧСС Измеряется в течение 15 сек (умножается на 4 для пересчета в минуту) пальпаторно (при прощупывании) на лучевой артерии. Более точным является подсчет ЧСС при аускультации (выслушивании) сердца. Утром ЧСС подсчитывается, не вставая с постели (сразу после пробуждения), для чего рядом надо иметь секундомер (часы или телефон). Вечером – примерно за 1-2 часа до отхода ко сну, в спокойном состоянии, промежуток медлу приемом пищи или приходом с улицы должен составить не менее 30 мин.). Критерии оценки: менее 60 ударов/мин - брадикардия, 60-80 – нормокардия, свыше 80 – тахикардия. Утром обычно ЧСС ниже, чем вечером. При обратном соотношении требуется анализ причины (например, чрезмерная физическая нагрузка, нарушение режима) и консультация врача. Артериальное давление (АД) Измеряют утром примерно через 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну. АД всегда измеряется одним и тем же прибором на одной и той же руке (обычно – левой, что наиболее удобно при самоизмерении). Правила измерения АД – см. Интернет. Критерии оценки. У молодых людей АД обычно располагается в диапазоне 100/60 – 120/70 мм рт.ст. (оптимальное АД). Высокое «нормальное» АД – 130/80 -139/85 мм рт.ст., артериальная гипертензия – 140/90 мм рт.ст. и выше. В случае повторного превышения уровня 130 мм рт.ст. необходим анализ причин, при постоянном (особенно в утренние часы) – необходимо холтеровское (суточное) мониторирование (проводится на кафедре ПВЬ). Проба Штанге.
Длительность задержки дыхания на вдохе характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода или избытку углекислого газа в крови. Измерения проводят утром, 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну. Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха, приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Хорошим показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.
При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.
Проба Генча
Длительность задержки дыхания на выдохе. Измерения проводят утром, 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более чем на 60 секунд. Следует отметить, что результаты этих дыхательных проб сильно зависят от мотивации обследуемого. Таким образом, вечером все параметры измеряют в комплексе. Утром сразу после пробуждения подсчитывают ЧСС, а все остальные пробы проводят примерно через час (желательно – до завтрака).
2. Блок данных мониторирования температуры тела в течение одного дня с построением графика ее суточной динамики в MS Excel и определением типа и оценкой хронограммы. Измерение температуры широко используется в клинической практике. Хронограмма динамики температуры - м етодика определения циркадианного ритма обмена веществ и энергии. Измеряется температура тела в 8, 12, 16, 20 и в 24 часа или перед отходом ко сну в течение одного и того же времени - 7 или 10 минут одним и тем же термометром, под одной и той же подмышечной впадиной. Измерения проводят в спокойном состоянии, не сразу после еды или физической активности. Оценивается кривая динамики температуры тела. Оценка кривой Учитывается форма, акрофаза (время максимального отклонения) и амплитуда колебаний. 5 баллов – параболоидная – акрофаза в 12-16 часов, к вечеру – четкое снижение, разница между минимумом и максимумом – не менее 0,5 град. Оптимальное состояние. 4 балла – двухгорбая – к 12 часам выраженный подъем, в 16 часов – умеренный спад с последующим подъемом в 20 ч. Разность максимума и минимума – не менее 0,5 град. Состояние острого стресса. Показан дневной сон (при снижении Т тела). Риск ОРЗ. 3 балла - запаздывающая. Период колебаний увеличен, акрофаза – в 19-20 часов. Состояние хронического стресса. Повышение тонуса парасимпатического отдела ВНС. Могут быть боли в спине и аллергические реакции. 2 балла – уплощенная. Форма может любой, разность температур менее 0,3 град. Снижение адаптационных возможностей. 1 балл - инверсная (перевернутая) – минимум температуры в 12 или 16 часов. Неудовлетворительное функциональное состояние, выраженный десинхроноз.
Полученные показатели должны быть представлены в виде графика в MS Excel.
3. Блок итоговой оценки результатов мониторирования и данных программы «Валеоскан», составление заключения об уровне здоровья, факторах риска и возможных путях коррекции.
Оценивается качество анализа полученных результатов, что является «прообразом» клинического мышления врача. Начало копирования дневника
Дневник учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»
ФИО___________________________________, учебная группа____________ Дата и место рождения ____________________ Группа по физкультуре (основная, подготовительная, специальная, адаптивная, освобожден/а) Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья___________________ Курение ______________ Спортивный анамнез: Занимался ранее_______________(вид спорта, длительность), имею _____разряд по __________________. В настоящее время занимаюсь_________________(вид двигательной активности; кратность в неделю), не/посещаю только занятия по физкультуре
Дата 29.12.2016
1.Самочувствие в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое 2. Преобладаюшее настроение в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое (если плохое – расшифровать, чем вызвано__________________________________ 3. Физическая активность: всего ____ час. _____ мин, перечислить виды двигательной активности и отметить ее интенсивность__________________
4. Проведено за компьютером (телефоном) в течение суток ____ час. ____ мин, в т.ч. после 12 часов ночи_____час. Компьютерные игры в течение суток - _____ час. ____ мин. 5. Ночной сон: отход ко сну в …… час, подъем - в …… час. Характер сна – хороший, удовлетворительный, плохой
Дата 30.12.2016
1.Самочувствие в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое 2. Преобладаюшее настроение в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое (если плохое – расшифровать, чем вызвано__________________________________ 3. Физическая активность: всего ____ час. _____ мин, перечислить виды двигательной активности и отметить ее нтенсивность_____________________________________________
4. Проведено за компьютером (телефоном) в течение суток ____ час. ____ мин, в т.ч. после 12 часов ночи_____час. Компьютерные игры в течение суток - _____ час. ____ мин. 5. Ночной сон: отход ко сну в …… час, подъем - в …… час. Характер сна – хороший, удовлетворительный, плохой
и т.д. все 12 дней по 09.01.12 включительно
Все полученные параметры ежедневно вносятся в базу данных MS Excel (методом накопления)
Далее строится график динамики всех параметров (ЧСС в минуту, систолическое АД, диастолическое АД, длительность индивидуальной минуты, проба Штанге и Генча – всего 6 параметров утром и 6 – вечером).
Зачет по учебной практике После окончания учебной практики преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней на основе данных о выполненной работе, содержащихся в дневнике, и собеседования со студентом принимает решение об оценке за 1 модуль. Для получения оценки за 2 модуль студент представляет реферат на кафедру Анатомии человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Научная статья Научная статья — законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или посвящённая рассмотрению ранее опубликованных научных статей, связанных общей темой (обзорная научная статья). В первичных научных статьях авторами излагается существенная информация о проведённом исследовании в форме, позволяющей другим членам научного сообщества оценить исследование, воспроизвести эксперименты, а также оценить рассуждения и сделанные из них выводы. Обзорные научные статьи предназначены для обобщения, анализа, оценки, суммирования или синтеза ранее опубликованной информации (первичных научных публикаций). Нередко научная статья сочетает в себе эти два типа научных текстов, включая обзорную и оригинальную части. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article#ixzz4TD0M3228 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТАТЬИ Статья — составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника. Текст статьи — дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный научный материал. Он должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
В состав текста научной статьи могут входить следующие элементы: сокращения, условные обозначения, ссылки, примечания, таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения.
Сокращения
В тексте научной статьи допускаются сокращения и аббревиатуры, отвечающие установленным правилам русской орфографии, а также требованиям ГОСТ 7.12 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.4 «Издания. Выходные сведения». Допускается применять сокращения, не предусмотренные настоящими стандартами, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данных стандартах, при наличии справочного аппарата (Список сокращений), обеспечивающего их расшифровку. Если количество сокращений в учебном издании менее трех, список сокращений не составляют. Правила введения сокращений в текст статьи:
Условные обозначения
В научных статьях следует применять условные обозначения, изображения или знаки, принятые в действующих нормативных документах. Использованные условные обозначения поясняют в тексте или в структурном элементе статьи «Условные обозначения».
Ссылки
В тексте научной статьи применяются следующие виды ссылок:
Оформление ссылок на структурные элементы и фрагменты статьи осуществляют по следующим правилам:
Библиографические ссылки
Библиографические ссылки представляют собой библиографическое описание документа, упоминаемого, рассматриваемого или цитируемого в статье. Библиографические ссылки могут приводиться внутри основного текста, подстрочно или в конце издания (его части). Соответственно месту расположения в издании они подразделяются на внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые ссылки приводятся непосредственно в основном тексте издания. Подстрочные ссылки располагаются внизу страницы, под строками основного текста, в сноске. Затекстовые ссылки на упоминаемые, рассматриваемые или цитируемые в статье документы оформляются в виде отсылки к пронумерованному библиографическому списку. В научном журнале этот вид ссылок является предпочтительным. Допускаются следующие формы затекстовых ссылок: на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу документов. Ссылки на документ в целом приводят в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывают в квадратных скобках без точки. Например: В тексте: Особо много внимания уделил раскрытию понятия «образ автора» В. В. Виноградов [14]. В затекстовой ссылке: 14. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием конкретных страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Такие ссылки приводятся в квадратных скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделенным от него запятой номером страницы, на которой расположен данный фрагмент. Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записывают через знак «—». Например: В тексте: Л. А. Новиков писал: «Специфика здесь очевидна, недаром в филологии существуют соответствующие термины: "художественное время" и "художественное пространство"» [10, с. 81]. В затекстовой ссылке: 10. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. В тексте: Б. Ф. Поршнев считает, что наиболее важными функциями человеческой речи являются повеление, подчинение, возражение [43, с. 197—198]. В затекстовой ссылке: 43. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006. Если ссылаются на источник на иностранном языке, то сокращенное обозначение страницы приводят на языке оригинала (на английском — р. (page), на немецком — S. (Seite), на польском — s. (strona) и т. д.) Например: [24, p. 312]. Ссылки на мнение,разделяемое рядом авторов либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в квадратных скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые разделяются точкой с запятой. Например: Исследованиями А. И. Михайлова, Р. С. Гиляревского, А. И. Черного [34; 57; 63] установлено... Библиографические ссылки служат для выделения в тексте цитат.
Цитаты
Цитата — часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использованная в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята. Это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты служат для подтверждения аргументов автора статьи ссылками на авторитетные источники. Кроме того, для соблюдения чистоты научного диспута важно привести мнения ученых (оппонентов), которые оспаривает или с которыми не согласен автор, разворачивая собственное поле аргументации. При цитировании наибольшего внимания должна заслуживать современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать в том случае, если необходимо, например, оспорить некоторые выводы авторов. При приведении или обсуждении результатов исследования других ученых предпочтительнее цитировать первоисточники, а не привлекать отдельные факты из обзорных работ. Возможны два способа цитирования: а) прямое — в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник через запятую необходимо указать страницу, на которой находится цитируемый текст); б) косвенное — когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника, излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту. При публикации результатов научного исследования, в том числе в виде статьи, необходимо соблюдать этику научного изложения. Для этого автор статьи должен строго следить за правильностью цитирования, соответствием ссылок на источники. Воспроизведение текста без ссылки на его автора — это плагиат, одно из главных нарушений научной этики. Добросовестное использование чужого произведения требует соблюдения определенных правил. Самое главное из них — обязательная ссылка на произведение и цитирование не более двух абзацев оригинального текста. Способ и форма изложения результатов научной работы должны облегчить понимание читателем того, какие из этих результатов являются авторскими, а какие принадлежат другим исследователям (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются общепринятыми. После того как научная статья написана, ее желательно проверить на оригинальность с помощью сервиса antiplagiat.ru.
Правила оформления цитат
Цитаты заключаются в кавычки того же рисунка, что и применяемые в основном тексте в качестве основных. В текстах на русском языке принято ставить кавычки-«елочки» — «». Если внутри цитаты есть слова или словосочетания, также заключенные в кавычки, необходимо, чтобы они были другого рисунка, чем кавычки, обрамляющие цитату (чаще всего внутренними кавычками являются «лапки» — " "). Например: Пушкин писал Дельвигу: «Жду "Цыганов" и тотчас пришлю». С прописной буквы начинаются цитаты: 1. Стоящие после двоеточия в середине фразы, если в источнике они начинаются с прописной буквы, то есть текст цитируется с начала предложения. Например: В источнике: Впрочем, читатель, ты все равно перепутаешь, и не мне тебя учить. В цитате: О. Э. Мандельштам писал: «Впрочем, читатель, ты все равно перепутаешь, и не мне тебя учить». 2. Начинающие собой фразу и идущие после точки, завершающей предшествующее предложение основного текста, даже если первые слова цитируемого предложения опущены. Например: В источнике: Пожалуй, лучше всего для описания тоски подходят развернутые описания: тоска — это то, что испытывает человек, который чего-то хочет, но не знает, чего именно, и знает только, что это недостижимо. В цитате: А. Д. Шмелев прямо указал на это обстоятельство. «…Лучше всего для описания тоски подходят развернутые описания: тоска — это то, что испытывает человек, который чего-то хочет, но не знает, чего именно, и знает только, что это недостижимо», — писал он. 3. Начинающиеся с имени собственного, даже если в цитате опущены начальные слова цитируемого предложения и она идет после двоеточия. Например: В источнике: В качестве примера Лотман приводит противостояние Цветаевой и Пастернака. В цитате: Н. С. Валгина пишет: «…Лотман приводит противостояние Цветаевой и Пастернака». Со строчной буквы начинаются цитаты: 1. С опущенными первыми словами начального предложения, стоящие в середине фразы основного текста (как после двоеточия, так и без него), начинающиеся именем нарицательным. Например: В источнике: Верно, что множественность реакций в представлении Эйзенштейна несколько ограничена, осуществляясь в пределах того, что задумано автором. В цитате: Ю. К. Щеглов писал: «…множественность реакций в представлении Эйзенштейна несколько ограничена, осуществляясь в пределах того, что задумано автором». 2. Без опущенных первых слов начального предложения, но включенные в синтаксический строй фразы основного текста, стоящие в ее середине или конце, не после двоеточия. Например: В источнике: Авторы свободны выражать любые темы; задача исследователя адекватно их формулировать. В цитате: А. К. Жолковский считал, что «авторы свободны выражать любые темы; задача исследователя адекватно их формулировать». Если в цитируемом предложении в середине или в конце текста опущено слово или словосочетание, то вместо них ставят многоточие. При этом, если эти слово или словосочетание выделялись знаками препинания, они также опускаются. Многоточие пишется слитно с предшествующим ему словом. Например: В источнике: Далее в тексте, когда приобщение уже состоялось, автор прямо обращается к читателю, приглашая его к совместному действию. В цитате: «Далее в тексте… автор прямо обращается к читателю...» Если цитата состоит, например, из двух предложений и начальные слова второго предложения опущены, то в цитате многоточие пишут слитно с начальным словом этого предложения. Например: В источнике: Два полярных начала, подлежащих одновременному выражению, мы будем обозначать соответственно латинскими буквами А и S. Отметим, что эти обозначения весьма условны. В цитате: «Два полярных начала, подлежащих одновременному выражению, мы будем обозначать соответственно латинскими буквами А и S. …Эти обозначения весьма условны». Если при цитировании пропущены одно или несколько предложений, то вместо них ставится многоточие в угловых скобках. Такое многоточие сочетается с точкой, если предшествующее предложение цитаты приводится целиком (1), и с многоточием, если в конце предшествующего предложения цитаты или начале последующего предложения опущены слова (2). Например: 1. Полное предложение цитаты. <…> Полное предложение цитаты. 2. Предложение цитаты с опущенными в конце словами (последним словом)… <…> …Предложение цитаты с опущенными начальными словами (первым словом). Если при цитировании источника необходимо какое-либо слово или словосочетание выделить (курсивом, разрядкой), сделать смысловые замечания и пояснения, обязательно указывают, что выделение принадлежит цитирующему. Например: «Обратил ли ты внимание, читатель, что из современной российской словесности полностью исчезли описания природы?» (курсив наш. — Е. И.) «В мозгу (от чтения. — К. Ч.) завелись тараканы».
Примечания
Примечания— это краткие дополнения, пояснения и уточнения к основному тексту, таблицам или графическому материалу статьи. В отличие от библиографической ссылки, представляющей собой совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, примечания содержат краткое пояснение и уточнение конкретных мест основного текста статьи: этимологию термина, объем и содержание понятия, уточнение факта и т. п. В зависимости от месторасположения примечаний в тексте статьи различают следующие их виды. 1. Внутритекстовые — включают мелкие разъяснения, следующие непосредственно за текстом, иллюстрацией или таблицей, к которым они относятся. Правила оформления внутритекстовых примечаний: · примечания обозначают словом «Примечание»; · слово «Примечание» пишут с прописной буквы с абзацного отступа; · если примечание одно, его не нумеруют; · если примечаний несколько, то их нумеруют по порядку арабскими цифрами; · примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. 2. Подстрочные (сноски) — располагаются внизу полосы, под строками основного текста. Их вводят, когда они необходимы по ходу чтения и сравнительно невелики по объему. С основным текстом подстрочные примечания связываются цифровым порядковым номером (если их несколько) или астериском (*) (если сноска единственная) на верхней линии шрифта.
Эпиграф
Эпиграф — элемент издания, представляющий собой короткий текст (чаще всего какую-либо цитату) и выражающий основную мысль статьи, ее структурной части (если такие имеются). Помещается в начале статьи или ее фрагмента справа и выделяется графически. Например: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь... А.С. Пушкин. Евгений Онегин Таблицы
Таблицы— это форма организации материала, позволяющая систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность представленной в статье информации; упростить и ускорить анализ того содержания, которое они передают. Требования, предъявляемые к таблицам: · обозримость; · доходчивость; · выразительность; · отсутствие дублирования текстового или графического материала статьи. Правила оформления таблиц в тексте научной статьи: · таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней; · таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; · слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы; · если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют. Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. При необходимости нумерации данных их порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием (перед числовыми значениями величин порядковые номера не проставляются). Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в случаях, если в тексте имеются ссылки на них, при делении таблицы на части. Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте статьи должны быть ссылки.
Иллюстрации
Иллюстрациипредставляют собой средство образной наглядности, способствующее формированию у читателя конкретных представлений о предмете исследования. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в статье. Требования, предъявляемые к иллюстрациям: · методическая целесообразность, возможность яснее, точнее и образнее представить излагаемую информацию; · отсутствие излишних (малозначимых) подробностей, способных отвлечь читателя от основного содержания статьи; · представление иллюстративного материала в пригодном для воспроизведения виде; · единообразие техники исполнения однотипных иллюстраций. Правила оформления иллюстраций в научной статье: · иллюстрации обозначают словом «рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; · если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют; · слово «рис.», порядковый номер иллюстрации и ее название располагают под иллюстрацией. При необходимости после этих сведений помещают поясняющие данные. В структуре статьи иллюстрации ставят непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте статьи должны быть ссылки. Формулы Формулы, за исключением коротких, следует выделять из текста в отдельную строку. Они должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Нумеруются только те формулы, на которые необходимо сделать ссылку в тексте. Если в тексте только одна формула, ее не нумеруют. В формуле в качестве символов физических величин следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами или другими нормативными документами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не приведены ранее в тексте, должны находиться непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.02 с.) |