Согласования методических указаний к практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласования методических указаний к практике



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Медицинский институт

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к учебной практике

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»

Уровень профессионального образования: высшее образование – специалитет

Направление (специальность) подготовки 31.05.01 Лечебное дело

Квалификация выпускника: врач общей практики

Форма обучения: очная

Тула 2016 г.


ЛИСТ

Согласования методических указаний к практике

Методические указания к учебной практике «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» разработаны зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н., проф. Ю.Л.Веневцевой, и обсуждены на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней Медицинского института(протокол заседания кафедры №__9 от «_16» апреля 20 16 г.)

 

Разработчик ____________________________.

личная подпись(и)

 

 

Содержание

Введение................................................................................................... 3

1. Цель и задачи учебной практики …………………………............... 3

2. Требования к организации и проведению учебной практики...........4

3. Руководство практикой студентов.................................................... 5

4. Программа учебной практики …………………………................... 6

5. Ведение дневника............................................................................... 7

6. Практические навыки, осваиваемые во время практики.............. 8

7. Зачет по учебной практике ………………………............................ 8

8. Рекомендуемая литература.............................................................. 9

 

Введение

Учебная практика – составная часть подготовки квалифицированных специалистов – врачей. Учебная практика является продолжением учебного процесса, во время ее прохождения студенты приобретают первичные теоретические знания и умения обследования пациентов, оказания доврачебной неотложной помощи и выполнения научно-исследовательских работ.

Студенты проходят учебную практику в Медицинском корпусе ТулГУ на базе кафедр Пропедевтики внутренних болезней (симуляционный центр Медицинского института по терапевтическим специальностям) и Анатомии человека. Так как данная практика является первой для студентов 1 курса, одной из задач является подготовка обучающихся к прохождении последующей учебной клинической практики в лечебных учреждениях г.Тулы.

 

Требования к организации и проведению учебной практики

Студенты при прохождении практики обязаны:

• соблюдать установленный график работы и выполнять указания руководителей практики;

• ежедневно проводить мониторирование деятельности основных физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, жыхательной, системы биоритмов), фиксировать результаты работы в дневнике,

• в последней записи в дневнике сделать резюме, в котором выделить главные итоги практики;

• сдать зачёт по практике преподавателю кафедры в установленный срок.

Примечание. Неявка на практику, уклонение от работы влечёт за собой повторное прохождение практики или отчисление.

Студент имеет право:

• обсудить с руководителями практики (или с зав. кафедрами) интересующие вопросы.

3. Руководство практикой студентов

Учебно-методическое и организационное руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры пропедевтики внутренних болезней и анатомии человека.

Программа клинической учебной практики

Трудоемкость практики составляет 108 часов. Продолжительность практики составляет 12 рабочих дней, длительность рабочего дня студента – 6 часов.

Содержание практики

Структура отчета по практике и порядок его составления

ОТЧЕТ

о прохождении учебной практики

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности »

 

(Ф. И. О. студента, учебная группа)

специальность 31.05.01 «Лечебное дело»

 

Период прохождения практики с «29» декабря 2016 г. по «11»января 2017 г.

Руководитель практики от кафедры

______________________________ _________________ (Ф. И. О., должность) (подпись)

г. Тула

20 __ г.

Схема дневника

 

Дневник заполняется ежедневно с 29 декабря 2016 по 09 января 2017 года включительно, всего 12 дней. Дневник должен состоять из трех блоков:

 

 

1. Блок данных ежедневного мониторирования физиологических параметров (ЧСС, АД, длительности индивидуальной минуты, пробы Штанге и Генча), а также описания режима дня и характера ночного сна.

Изучаемые показатели широко используются в клинической практике. Их изменения при патологических состояниях изучаются в курсе «Пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностике», «Общей хирургии» и последующих клинических дисциплинах.

Данные за каждый день должны быть представлены на отдельном листе.

Все полученные параметры ежедневно вносятся (методом накопления) в базу данных MS Excel. Блок заканчивается итоговым графиком динамики физиологических параметров за 12 дней, выполненным в MS Excel.

ЧСС

Измеряется в течение 15 сек (умножается на 4 для пересчета в минуту) пальпаторно (при прощупывании) на лучевой артерии. Более точным является подсчет ЧСС при аускультации (выслушивании) сердца.

Утром ЧСС подсчитывается, не вставая с постели (сразу после пробуждения), для чего рядом надо иметь секундомер (часы или телефон). Вечером – примерно за 1-2 часа до отхода ко сну, в спокойном состоянии, промежуток медлу приемом пищи или приходом с улицы должен составить не менее 30 мин.).

Критерии оценки: менее 60 ударов/мин - брадикардия, 60-80 – нормокардия, свыше 80 – тахикардия.

Утром обычно ЧСС ниже, чем вечером. При обратном соотношении требуется анализ причины (например, чрезмерная физическая нагрузка, нарушение режима) и консультация врача.

Артериальное давление (АД)

Измеряют утром примерно через 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну. АД всегда измеряется одним и тем же прибором на одной и той же руке (обычно – левой, что наиболее удобно при самоизмерении). Правила измерения АД – см. Интернет.

Критерии оценки. У молодых людей АД обычно располагается в диапазоне 100/60 – 120/70 мм рт.ст. (оптимальное АД). Высокое «нормальное» АД – 130/80 -139/85 мм рт.ст., артериальная гипертензия – 140/90 мм рт.ст. и выше.

В случае повторного превышения уровня 130 мм рт.ст. необходим анализ причин, при постоянном (особенно в утренние часы) – необходимо холтеровское (суточное) мониторирование (проводится на кафедре ПВЬ).

Проба Штанге.

 

Длительность задержки дыхания на вдохе характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода или избытку углекислого газа в крови.

Измерения проводят утром, 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну.

Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объемом воздуха, приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.

После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.

При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

 

Проба Генча

 

Длительность задержки дыхания на выдохе.

Измерения проводят утром, 30-60 минут после подъема и вечером, за 1-2 часа до отхода ко сну.

После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более чем на 60 секунд.

Следует отметить, что результаты этих дыхательных проб сильно зависят от мотивации обследуемого.

Таким образом, вечером все параметры измеряют в комплексе. Утром сразу после пробуждения подсчитывают ЧСС, а все остальные пробы проводят примерно через час (желательно – до завтрака).

 

2. Блок данных мониторирования температуры тела в течение одного дня с построением графика ее суточной динамики в MS Excel и определением типа и оценкой хронограммы.

Измерение температуры широко используется в клинической практике.

Хронограмма динамики температуры - м етодика определения циркадианного ритма обмена веществ и энергии.

Измеряется температура тела в 8, 12, 16, 20 и в 24 часа или перед отходом ко сну в течение одного и того же времени - 7 или 10 минут одним и тем же термометром, под одной и той же подмышечной впадиной.

Измерения проводят в спокойном состоянии, не сразу после еды или физической активности.

Оценивается кривая динамики температуры тела.

Оценка кривой

Учитывается форма, акрофаза (время максимального отклонения) и амплитуда колебаний.

5 баллов – параболоидная – акрофаза в 12-16 часов, к вечеру – четкое снижение, разница между минимумом и максимумом – не менее 0,5 град. Оптимальное состояние.

4 балла – двухгорбая – к 12 часам выраженный подъем, в 16 часов – умеренный спад с последующим подъемом в 20 ч. Разность максимума и минимума – не менее 0,5 град. Состояние острого стресса. Показан дневной сон (при снижении Т тела). Риск ОРЗ.

3 балла - запаздывающая. Период колебаний увеличен, акрофаза – в 19-20 часов. Состояние хронического стресса. Повышение тонуса парасимпатического отдела ВНС. Могут быть боли в спине и аллергические реакции.

2 балла – уплощенная. Форма может любой, разность температур менее 0,3 град. Снижение адаптационных возможностей.

1 балл - инверсная (перевернутая) – минимум температуры в 12 или 16 часов. Неудовлетворительное функциональное состояние, выраженный десинхроноз.

Полученные показатели должны быть представлены в виде графика в MS Excel.

 

3. Блок итоговой оценки результатов мониторирования и данных программы «Валеоскан», составление заключения об уровне здоровья, факторах риска и возможных путях коррекции.

 

Оценивается качество анализа полученных результатов, что является «прообразом» клинического мышления врача.

Начало копирования дневника

 

Дневник учебной практики

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»

 

 

ФИО___________________________________, учебная группа____________

Дата и место рождения ____________________

Группа по физкультуре (основная, подготовительная, специальная, адаптивная, освобожден/а)

Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья___________________

Курение ______________

Спортивный анамнез:

Занимался ранее_______________(вид спорта, длительность), имею _____разряд по __________________.

В настоящее время занимаюсь_________________(вид двигательной активности; кратность в неделю), не/посещаю только занятия по физкультуре

 

Дата 29.12.2016

 

Время измерения /показатели ЧСС, уд/мин Артери-альное давление, мм рт.ст. Инди-виду-альная минута, с Проба Штанге, с Проба Генча, с
Утро (___ час)          
Вечер (____ час)          

1.Самочувствие в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое

2. Преобладаюшее настроение в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое (если плохое – расшифровать, чем вызвано__________________________________

3. Физическая активность: всего ____ час. _____ мин, перечислить виды двигательной активности и отметить ее интенсивность__________________

 

4. Проведено за компьютером (телефоном) в течение суток ____ час. ____ мин, в т.ч. после 12 часов ночи_____час. Компьютерные игры в течение суток - _____ час. ____ мин.

5. Ночной сон: отход ко сну в …… час, подъем - в …… час.

Характер сна – хороший, удовлетворительный, плохой

 

Дата 30.12.2016

 

Время измерения /показатели ЧСС, уд/мин Артери-альное давление, мм рт.ст. Инди-виду-альная минута, с Проба Штанге, с Проба Генча, с
Утро (___ час)          
Вечер (____ час)          

1.Самочувствие в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое

2. Преобладаюшее настроение в течение дня - отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое (если плохое – расшифровать, чем вызвано__________________________________

3. Физическая активность: всего ____ час. _____ мин, перечислить виды двигательной активности и отметить ее нтенсивность_____________________________________________

 

4. Проведено за компьютером (телефоном) в течение суток ____ час. ____ мин, в т.ч. после 12 часов ночи_____час. Компьютерные игры в течение суток - _____ час. ____ мин.

5. Ночной сон: отход ко сну в …… час, подъем - в …… час.

Характер сна – хороший, удовлетворительный, плохой

 

 

и т.д. все 12 дней по 09.01.12 включительно

 

Все полученные параметры ежедневно вносятся в базу данных MS Excel (методом накопления)

 

Далее строится график динамики всех параметров (ЧСС в минуту, систолическое АД, диастолическое АД, длительность индивидуальной минуты, проба Штанге и Генча – всего 6 параметров утром и 6 – вечером).

 

Зачет по учебной практике

После окончания учебной практики преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней на основе данных о выполненной работе, содержащихся в дневнике, и собеседования со студентом принимает решение об оценке за 1 модуль. Для получения оценки за 2 модуль студент представляет реферат на кафедру Анатомии человека.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Научная статья

Научная статья — законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или посвящённая рассмотрению ранее опубликованных научных статей, связанных общей темой (обзорная научная статья). В первичных научных статьях авторами излагается существенная информация о проведённом исследовании в форме, позволяющей другим членам научного сообщества оценить исследование, воспроизвести эксперименты, а также оценить рассуждения и сделанные из них выводы. Обзорные научные статьи предназначены для обобщения, анализа, оценки, суммирования или синтеза ранее опубликованной информации (первичных научных публикаций). Нередко научная статья сочетает в себе эти два типа научных текстов, включая обзорную и оригинальную части.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article#ixzz4TD0M3228

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТАТЬИ

Статья — составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предна­значенное для периодического, продолжающегося издания или непе­риодического сборника.

Текст статьи — дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный научный материал. Он должен отвечать следую­щим основным формальным требованиям:

  • точность и достоверность приведенных сведений;
  • четкость и ясность изложения материала;
  • доступность информации;
  • лаконичность;
  • логичность и последовательность;
  • систематичность и преемственность излагаемого материала;
  • четкость структуры;
  • соответствие языка изложения материала нормам литературной русской речи.

В состав текста научной статьи могут входить следующие элемен­ты: сокращения, условные обозначе­ния, ссылки, примечания, табли­цы, иллюстрации, формулы, уравнения.

 

Сокращения

 

В тексте научной статьи допускаются сокра­щения и аббревиатуры, отвечающие установленным правилам русской орфографии, а также требованиям ГОСТ 7.12 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.4 «Издания. Выходные сведения». Допускается применять сокращения, не предусмотренные настоящими стандартами, или более краткие ва­рианты сокращения слов, чем в данных стандартах, при наличии справочного аппарата (Список сокращений), обеспечивающего их расшифровку. Если количество сокращений в учебном издании менее трех, список сокращений не составляют.

Правила введения сокращений в текст статьи:

  • сокращения вводятся только на те термины, наименова­ния, сим­волы, которые часто встречаются в тексте;
  • при первом упоминании в тексте статьи слова или словосочета­ния, подлежащего сокращению, должно быть приве­дено его полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббре­виатуры, а при последующих упоминаниях необходимо употреблять сокращенное название или аббревиатуру.

 

Условные обозначения

 

В научных статьях следует применять условные обозначения, изо­бражения или знаки, принятые в действующих нормативных доку­ментах.

Использованные условные обозначения поясняют в тексте или в структурном элементе статьи «Условные обозначения».

 

Ссылки

 

В тексте научной статьи применяются следующие виды ссылок:

  • на структурные элементы и фрагменты статьи (таблицы, иллю­страции, формулы, уравнения и т. п.);
  • на документы — библиографические ссылки.

Оформление ссылок на структурные элементы и фрагменты статьи осуществляют по следующим правилам:

  • при ссылках в тексте на структурные элементы статьи необхо­димо указывать их названия и порядковые номера. Например: «...в соответствии с таблицей 1», «...на рисунке 1», «… (рис. 1)» и т. п.;
  • если в тексте статьи приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, то эти элементы не нумеру­ются, а в ссылке следует указывать: «...на рисунке», «...в таблице», «...по формуле», «...в уравнении».

 

Библиографические ссылки

 

Библиографические ссылки представляют собой библиографиче­ское описание документа, упоминаемого, рассматриваемого или ци­тируемого в статье. Библиографические ссылки могут приводиться внутри основного текста, подстрочно или в конце издания (его части). Соответственно месту расположения в издании они подраз­деляются на внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Внутритекстовые ссылки приводятся непосредствен­но в основ­ном тексте издания.

Подстрочные ссылки располагаются внизу страницы, под строка­ми основного текста, в сноске.

Затекстовые ссылки на упоминаемые, рассматривае­мые или ци­тируемые в статье документы оформляются в виде отсылки к прону­мерованному библиографическому списку. В научном журнале этот вид ссылок является предпочтительным.

Допускаются следующие формы затекстовых ссылок: на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу докумен­тов.

Ссылки на документ в целом приводят в виде поряд­кового номера этого документа в списке литературы, который указывают в квадрат­ных скобках без точки.

Например:

В тексте: Особо много внимания уделил раскрытию понятия «об­раз автора» В. В. Виноградов [14].

В затекстовой ссылке:

14. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.

Ссылки на определенный фрагмент документа отли­чаются от пре­дыдущих обязательным указанием конкретных страниц рассматри­ваемого или цитируемого документа. Такие ссылки приводятся в квад­ратных скобках в виде поряд­кового номера доку­мента по списку литературы с отделенным от него запятой номером страницы, на которой расположен данный фрагмент. Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записы­вают через знак «—».

Например:

В тексте: Л. А. Новиков писал: «Специфика здесь очевидна, неда­ром в филологии существуют соответствующие термины: "художест­венное время" и "художественное пространство"» [10, с. 81].

В затекстовой ссылке:

10. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

В тексте: Б. Ф. Поршнев считает, что наиболее важными функ­циями человеческой речи являются повеление, подчинение, возраже­ние [43, с. 197—198].

В затекстовой ссылке:

43. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006.

Если ссылаются на источник на иностранном языке, то сокращен­ное обозначение страницы приводят на языке оригинала (на англий­ском — р. (page), на немецком — S. (Seite), на польском — s. (strona) и т. д.) Например: [24, p. 312].

Ссылки на мнение,разделяемое рядом авторов либо аргументиро­ванное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в квадратных скобках всех порядковых номеров до­кументов в списке литературы, которые разделяются точкой с запя­той.

Например:

Исследованиями А. И. Михайлова, Р. С. Гиляревского, А. И. Чер­но­го [34; 57; 63] установлено...

Библиографические ссылки служат для выделения в тексте цитат.

 

Цитаты

 

Цитата — часть текста, заимствованная из какого-либо произведе­ния без изменений и использованная в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята. Это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, включенного в собственный текст.

Цитаты служат для подтверждения аргументов автора статьи ссылками на авторитетные источники. Кроме того, для соблюдения чистоты научного диспута важно привести мнения ученых (оппонен­тов), которые оспаривает или с которыми не согласен автор, развора­чивая собственное поле аргументации.

При цитировании наибольшего внимания должна заслуживать со­временная литература и первоисточники. Вторичную литературу сле­дует цитировать в том случае, если необходимо, например, оспорить некоторые выводы авторов. При приведении или обсуждении резуль­татов исследования других ученых предпочтительнее цитировать пер­воисточники, а не привлекать отдельные факты из обзорных ра­бот.

Возможны два способа цитирования:

а) прямое — в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник через запятую необходимо указать страницу, на которой находится цитируемый текст);

б) косвенное — когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника, излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту.

При публикации результатов научного исследования, в том числе в виде статьи, необходимо соблюдать этику научного изложения. Для этого автор статьи должен строго следить за правильностью цитиро­вания, соответствием ссылок на источники. Воспроизведение текста без ссылки на его автора — это плагиат, одно из главных нарушений научной этики. Добросовестное использование чужого произведения требует соблюдения определенных правил. Самое главное из них — обязательная ссылка на произведение и цитирование не более двух абзацев оригинального текста. Способ и форма изложения результа­тов научной работы должны облегчить понимание читателем того, какие из этих результатов являются авторскими, а какие принадлежат другим исследователям (с точной ссылкой на источник в соответст­вии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются об­щепринятыми.

После того как научная статья написана, ее желательно проверить на оригинальность с помощью сервиса antiplagiat.ru.

 

Правила оформления цитат

 

Цитаты заключаются в кавычки того же рисунка, что и приме­няе­мые в основном тексте в качестве основных. В текстах на рус­ском языке принято ставить кавычки-«елочки» — «». Если внутри цитаты есть слова или словосочетания, также заключенные в ка­вычки, необ­ходимо, чтобы они были другого рисунка, чем кавычки, обрамляю­щие цитату (чаще всего внутренними кавычками являют­ся «лапки» — " ").

Например: Пушкин писал Дельвигу: «Жду "Цыганов" и тотчас при­шлю».

С прописной буквы начинаются цитаты:

1. Стоящие после двоеточия в середине фразы, если в источнике они начинаются с прописной буквы, то есть текст цитируется с начала предложения.

Например:

В источнике:

Впрочем, читатель, ты все равно перепутаешь, и не мне тебя учить.

В цитате:

О. Э. Мандельштам писал: «Впрочем, читатель, ты все равно пере­путаешь, и не мне тебя учить».

2. Начинающие собой фразу и идущие после точки, завершающей предшествующее предложение основного текста, даже если первые слова цитируемого предложения опущены.

Например:

В источнике:

Пожалуй, лучше всего для описания тоски подходят развернутые описания: тоска — это то, что испытывает человек, который чего-то хочет, но не знает, чего именно, и знает только, что это недос­тижимо.

В цитате:

А. Д. Шмелев прямо указал на это обстоятельство. «…Лучше всего для описания тоски подходят развернутые описания: тоска — это то, что испытывает человек, который чего-то хочет, но не знает, чего именно, и знает только, что это недостижимо», — писал он.

3. Начинающиеся с имени собственного, даже если в цитате опу­щены начальные слова цитируемого предложения и она идет после двоеточия.

Например:

В источнике:

В качестве примера Лотман приводит противостояние Цветаевой и Пастернака.

В цитате:

Н. С. Валгина пишет: «…Лотман приводит противостояние Цве­таевой и Пастернака».

Со строчной буквы начинаются цитаты:

1. С опущенными первыми словами начального предложения, стоящие в середине фразы основного текста (как после двоеточия, так и без него), начинающиеся именем нарицательным.

Например:

В источнике:

Верно, что множественность реакций в представлении Эйзен­штейна несколько ограничена, осуществляясь в пределах того, что задумано автором.

В цитате:

Ю. К. Щеглов писал: «…множественность реакций в представле­нии Эйзенштейна несколько ограничена, осуществляясь в пределах того, что задумано автором».

2. Без опущенных первых слов начального предложения, но вклю­ченные в синтаксический строй фразы основного текста, стоящие в ее середине или конце, не после двоеточия.

Например:

В источнике:

Авторы свободны выражать любые темы; задача исследователя адекватно их формулировать.

В цитате:

А. К. Жолковский считал, что «авторы свободны выражать любые темы; задача исследователя адекватно их формулировать».

Если в цитируемом предложении в середине или в конце текста опущено слово или словосочетание, то вместо них ставят многоточие. При этом, если эти слово или словосочетание выделялись знаками препинания, они также опускаются. Многоточие пишется слитно с предшествующим ему словом.

Например:

В источнике:

Далее в тексте, когда приобщение уже состоялось, автор прямо обращается к читателю, приглашая его к совместному действию.

В цитате:

«Далее в тексте… автор прямо обращается к читателю...»

Если цитата состоит, например, из двух предложений и начальные слова второго предложения опущены, то в цитате многоточие пишут слитно с начальным словом этого предложения.

Например:

В источнике:

Два полярных начала, подлежащих одновременному выражению, мы будем обозначать соответственно латинскими буквами А и S. От­метим, что эти обозначения весьма условны.

В цитате:

«Два полярных начала, подлежащих одновременному выражению, мы будем обозначать соответственно латинскими буквами А и S. …Эти обозначения весьма условны».

Если при цитировании пропущены одно или несколько предложе­ний, то вместо них ставится многоточие в угловых скобках. Такое многоточие сочетается с точкой, если предшествующее предложение цитаты приводится целиком (1), и с многоточием, если в конце пред­шествующего предложения цитаты или начале последующего пред­ложения опущены слова (2).

Например:

1. Полное предложение цитаты. <…> Полное предложение цитаты.

2. Предложение цитаты с опущенными в конце словами (послед­ним словом)… <…> …Предложение цитаты с опущенными началь­ными словами (первым словом).

Если при цитировании источника необходимо какое-либо слово или словосочетание выделить (курсивом, разрядкой), сделать смы­словые замечания и пояснения, обязательно указывают, что выделе­ние принадлежит цитирующему.

Например:

«Обратил ли ты внимание, читатель, что из современной россий­ской словесности полностью исчезли описания природы?» (курсив наш. — Е. И.)

«В мозгу (от чтения. — К. Ч.) завелись тараканы».

 

Примечания

 

Примечания— это краткие дополнения, поясне­ния и уточнения к основному тексту, таблицам или графичес­кому материалу статьи. В от­личие от библиографической ссылки, представляющей собой сово­купность библиогра­фических сведений о цитируемом, рассматривае­мом или упоминаемом документе, примечания содержат краткое пояс­не­ние и уточнение конкретных мест основного текста статьи: этимоло­гию термина, объем и содержание понятия, уточнение факта и т. п.

В зависимости от месторасположения примечаний в тексте статьи различают следующие их виды.

1. Внутритекстовые — включают мелкие разъяснения, следующие непосредственно за тек­стом, иллюстрацией или таблицей, к которым они относятся.

Правила оформления внутритекстовых примечаний:

· примечания обозначают словом «Примечание»;

· слово «Примечание» пишут с прописной буквы с абзацного от­ступа;

· если примечание одно, его не нумеруют;

· если примечаний несколько, то их нумеруют по порядку араб­скими цифрами;

· примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

2. Подстрочные (сноски) — располагаются внизу полосы, под строками основного текста. Их вводят, когда они необходимы по ходу чтения и сравнительно невелики по объему. С основным текстом под­строчные примечания связываются цифровым порядковым номером (если их несколько) или астериском (*) (если сноска единственная) на верхней линии шрифта.

 

Эпиграф

 

Эпиграф — элемент издания, представляющий собой короткий текст (чаще всего какую-либо цитату) и выражающий основную мысль статьи, ее структурной части (если такие имеются). Помещает­ся в начале статьи или ее фрагмента справа и выделяется графически.

Например:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Таблицы

 

Таблицы— это форма организации материала, позволяющая сис­тематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и нагляд­ность представленной в статье информации; упростить и ускорить анализ того содержания, которое они передают.

Требования, предъявляемые к таблицам:

· обозримость;

· доходчивость;

· выразительность;

· отсутствие дублирования текстового или графического материа­ла статьи.

Правила оформления таблиц в тексте научной статьи:

· таблица должна иметь название, точно и кратко отра­жающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;

· таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумераци­ей в пределах всего текста;

· слово «Таблица» и порядковый номер таблицы поме­щают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

· если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют.

Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. При необхо­димости нумерации данных их порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непо­средственно перед их наиме­нованием (перед числовыми значе­ниями величин порядковые номера не проставляются).

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в слу­чаях, если в тексте имеются ссылки на них, при делении таблицы на части.

Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все таблицы в тексте статьи должны быть ссылки.

 

Иллюстрации

 

Иллюстрациипредставляют собой средство образной наглядности, способствующее формированию у читателя кон­кретных представле­ний о предмете исследования. К иллюстрациям относятся: фотосним­ки, репродукции, рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесо­об­разно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскры­вают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в статье.

Требования, предъявляемые к иллюстрациям:

· методическая целесообразность, возможность яснее, точнее и образнее представить излагаемую информацию;

· отсутствие излишних (малозначимых) подробностей, способных отвлечь читателя от основного содержания статьи;

· представление иллюстративного материала в пригодном для вос­произведения виде;

· единообразие техники исполнения однотипных иллю­страций.

Правила оформления иллюстраций в научной статье:

· иллюстрации обозначают словом «рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

· если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют;

· слово «рис.», порядковый номер иллюстрации и ее название рас­полагают под иллюстрацией. При необходимости после этих сведе­ний помещают поясняющие данные.

В структуре статьи иллюстрации ставят непосредственно после текста, в котором они упоми­наются впервые, или на следующей стра­нице.

На все иллюстрации в тексте статьи должны быть ссылки.

Формулы

Формулы, за исключением коротких, следует выделять из текста в отдельную строку.

Они должны нумероваться сквозной нумерацией араб­скими циф­рами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Нумеруются только те формулы, на которые необходимо сделать ссылку в тексте. Если в тексте только одна формула, ее не ну­меруют.

В формуле в качестве символов физических величин следует при­менять обозначения, установленные соответствую­щими государст­венными стандартами или другими норматив­ными документами.

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не приведены ранее в тексте, должны находиться непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той же последовательности, в которой они приведены в фор­муле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.188 с.)