В ГК РФ дается легальная классификация юридических лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ГК РФ дается легальная классификация юридических лиц.



1. В зависимости от цели создания и деятельности юридического лица (ст.50 ГК РФ) они делятся на два вида: коммерческие организации либо некоммерческие организации.

Коммерческие организации - это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью. Главная цель этих юридических лиц - извлечение прибыли. К коммерческим организациям относятся следующие организационно-правовые формы юридических лиц - это хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и общество с дополнительной ответственностью), государственные и муниципальные унитарные предприятия и производственные кооперативы. Перечень коммерческих организаций, данный в ГК РФ, является исчерпывающим

К некоммерческим организациям Кодекс относит общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут быть созданы и в иных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РФ (например, в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» допускается создание некоммерческих партнерств).

2. В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество ГК РФ разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности - унитарные предприятия и учреждения (п. 2 ст. 48 ГК).

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

 

10. Теории юридического лица.

 

 

- теория фикции (Савиньи, Шершеневич, Мейер) юр.лицо есть искусствен. субъект, конструкция которого была придумана для условий привязки к нему прав и обязанностей, в действительности принадлежащих его участникам (физ.лицам), либо остающихся «бессубъектыми» (впервые об этом сказал Папа Иннокентий 4, который утверждал, что корпорация не может быть отлучена от церкви, т.к. явл. Фиктивным, реально не существующим лицом). В этом случае на первое место выдвигается не реальное имущество ЮЛ, а его людской «субстрат»

- теория целевого имущества (Алоис, Бринц) – права и обязанности могут принадлежать субъекту, а могут служить определенной цели (объекту), тогда суб. Права не требуется, т.к. его роль выполняет обособленное ждя достижения этой цели имущество, которое наделяется статусом объекта права по традиции и для упрощения пользования.

- теория интереса (Иеринг, Гамбаров, Коркунов) – прва и обязанности ю.л. реально принадлежат ф.л, юспользующим его имущество в своих целях, ю.л. есть олицетворение их общего интереса, центр объединения прав ф.л. – участников ю.л

- теория реальности ю.л. или органическая (Гирке, покровский) – ю.л. есть особый социальный организм, живая клетка соц. Организма, самостоятельно выступающая в деловом обороте, воля его не сводится к совокупной воле его участников

- теория коллектива (Братусь) – ю.л. есть реальный соц.институт, людской субстрат которого составляет коллектив его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованных в государство.

Теория не объясняет существование «компаний одного лица», не уделяет внимание имуществ юрид.лица, работники гос.предприятий не только не являются учредителями, но и не могут входить в класс собственников.

 

11. Возникновение юридического лица.

 

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества и уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц и с 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует отметить, что ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ позволил значительно упростить порядок регистрации фирмы. Так, исчезла необходимость согласования будущего названия предприятия при его регистрации, необходимость в предоставлении юридического адреса, экспертизы учредительных документов. Однако на практике это привело к возникновению ряда проблем — появились фирмы с одинаковыми наименованиями, с учредительными документами, содержание которых не соответствует закону и др.

Регистрация должна проводиться в течение пяти дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).

Государственная регистрация считается законченной, а юридическое лицо созданным, с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица). Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента — юридического лица.

……………………

ПРОЕКТ ГК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.)