Понятие коммерческой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммерческой информации



Введение

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Рынок - есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и коммерческой информации. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Цель работы изучить понятие коммерческой информации и рассказать о ее защите. В соответствии с данной целью мною решаются следующие задачи:1.Дать характеристику понятия коммерческая информация;2.Рассмотреть способы получения коммерческой информации;3.Дать определение понятия коммерческая тайна;4.Описать основные способы защиты информации.

 

 

Понятие коммерческая тайна

Любая компания имеет свой личный опыт в сфере ведения бизнеса и обладает уникальным набором собственных разработок и инструментов, которые способствуют ее процветанию на рынке. Информация о таких инструментах, по естественным причинам, является объектом пристального внимания конкурентов, желающих получить сведения о разработках компании для применения в своих интересах. Конечно, компания – обладатель такой информации - строго следит за тем, чтобы данные не были раскрыты: старается не допускать к ним посторонних лиц и отстаивать свои права по защите информации всеми законными способами. Для достижения этих целей юристы компании опираются на положения российского законодательства, определяющего такую информацию как коммерческую тайну и защищающего права обладателей коммерческой тайны.

Какую именно информацию законодательство относит к коммерческой тайне?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства – ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать следующим критериям:

- иметь ценность для ее обладателя (то есть обладатель этой информации при прочих равных условиях должен иметь преимущество перед остальными участниками рынка, такой информацией не владеющими);

- не быть известной третьим лицам. Если мы владеем информацией, необходимой для достижения успеха, но при этом ту же самую информацию можно найти в общедоступных источниках (например, Интернет, СМИ), то мы не сможем защитить наши права на такую информацию в случае их нарушения;

- быть защищенной от ее получения третьими лицами на законных основаниях (за исключением тех случаев, когда обладатель информации предоставляет ее по мотивированному требованию государственных органов);

- обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

Законодатель для целей вышеуказанного закона рассматривает понятие коммерческой тайны как составную часть понятия конфиденциальной информации. То есть все, что мы определяем как коммерческая тайна, автоматически является конфиденциальной (не подлежащей раскрытию третьим лицам) информацией.[5]

 

Организационная защита

Организационная защита информации — это регламентация деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Организационная защита обеспечивает:

- организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;

- использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз предпринимательской деятельности.

Организационная защита включает в себя регламентацию:

1) Формирования и организации деятельности службы безопасности, обеспечения деятельности этих служб нормативно-методическими документами по организации защиты информации.

2) Составления и регулярного обновления состава защищаемой информации компании, составления и ведения перечня защищаемых бумажных и электронных документов.

3) Разрешительной системы разграничения доступа персонала к защищаемой информации.

4) Методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников.

5) Направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации.

6) Технологии защиты, обработки и хранения бумажных и электронных документов.

7) Порядка защиты ценной информации компании от случайных или умышленных несанкционированных действий персонала.

8) Ведения всех видов аналитической работы.

9) Порядка защиты информации при проведении совещаний, заседаний, переговоров, приеме посетителей, работе с представителями СМИ.

10) Оборудования и аттестации помещений и рабочих зон, выделенных для работы с конфиденциальной информацией.

11) Пропускного режима на территории, в здании, помещениях, идентификации транспорта и персонала компании.

12) Системы охраны территории.

13) Действий персонала в экстремальных ситуациях.

14) Организационных вопросов приобретения, установки и эксплуатации технических средств защиты информации и охраны.

15) Работы по управлению системой защиты информации.

16) Критериев и порядка проведения оценочных мероприятий по установлению степени эффективности системы защиты информации.

Система организационных мер по защите информации представляют собой комплекс мероприятий, включающих четыре основных компонента: изучение обстановки на объекте; разработку программы защиты; деятельность по проведению указанной программы в жизнь; контроль за ее действенностью и выполнением установленных правил.

Выделяют следующие организационные мероприятия:

— ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;

— организация надежной охраны помещений и территории прохождения линии связи;

— организация, хранения и использования документов и носителей конфиденциальной информации, включая порядок учета, выдачи, исполнения и возвращения;

— создание штатных организационных структур по защите ценной информации или назначение ответственного за защиту информации на конкретных этапах еѐ обработки и передачи;

— создание особого порядка взаимоотношений со сторонними организациями и партнерами;

— организация конфиденциального делопроизводства.[7]

 

Работа с кадрами

В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения, являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты.

Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации: предварительный (в период предшествующий приему на работу); текущий (в период работы сотрудника); заключительный (во время увольнения сотрудника).

Предварительный этап является наиболее ответственным и, соответственно, более сложным. Прежде всего, на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются требования к кандидату на должность. Они включают не только формальные требования - пол, возраст, образование, опыт работы, но и ряд морально-психологических качеств, которыми должен обладать кандидат. Это позволяет уточнить – какой работник необходим фирме, а самому кандидату - сопоставить собственные качества с требующимися.

Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Методы подбора кандидатом могут быть разнообразными. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые минимизируют возможность проникновения недобросовестных людей, либо представляющих интересы конкурентов или криминальных структур. К ним относятся: обращение в службы занятости, агентства по найму рабочей силы и прочие аналогичные организации; поиск кандидатов среди студентов и выпускников высших учебных заведений; подбор кандидатов по рекомендациям фирм-партнеров; подбор кандидатов по рекомендациям надежных сотрудников фирмы.

Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем. Целесообразно, особенно при случайном подборе кандидата, произвести запрос на предыдущее место работы с целью получения характеристики его морально-деловых качеств, а также данных о погашенных судимостях. Для более полного ознакомления с личностью кандидата имеется возможность воспользоваться услугами органов внутренних дел. Органы внутренних дел предоставляют сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске

После ознакомления с документами кандидата (личными документами, об образовании, прежней должности и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а последнего - с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия, производится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе вопросы профессиональных и психологических тестов. Психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные. Психологический отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.

В случае успешного прохождения кандидатом проверки и признания его соответствующим должности, осуществляется заключение (подписание) двух документов:

- трудового договора (контракта). Контракт обязательно должен содержать пункт об обязанности работника не разглашать конфиденциальную информацию (коммерческую тайну) и соблюдать меры безопасности;

- договора (обязательства) о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны), представляющего собой правовой документ, в котором кандидат на вакантную должность дает обещание не разглашать те сведения, которые ему будут известны в период его работы в фирме, а также об ответственности за их разглашение или несоблюдение правил безопасности.

Непосредственная деятельность вновь принятого работника, в целях проверки его соответствия занимаемой должности и соблюдения правил работы с конфиденциальной информацией, должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается окончательное решение о приеме кандидата на постоянную работу.

В процессе постоянной работы необходимо определение порядка доступа сотрудников к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Все работники фирмы (предприятия), имеющие дело с конфиденциальной информацией, имеют право знакомиться с последней только в том объеме, который предусмотрен их должностными обязанностями и требуется для работы. В связи с этим каждая должность должна предусматривать право получения определенного объема конфиденциальной информации, выход за который будет считаться нарушением обязанностей, и представлять определенную угрозу безопасности фирмы. Размер этого перечня определяется руководителем фирмы, либо специальной комиссией. В соответствии с ним каждый работник получает допуск к конфиденциальной информации определенного уровня.

Эффективным способом защиты информации, особенно если фирма имеет ряд производств (цехов, подразделений, участков), является ограничение физического доступа (перемещения) персонала в другие зоны, не связанные с функциональными обязанностями работников. Посещение же “закрытых” территорий производится только с разрешения руководства.

Оригинальным приемом защиты информации, используемым некоторыми фирмами, является разбиение однородной информации на отдельные самостоятельные блоки и ознакомление сотрудников только с одним из них, что не позволяет работникам представить общее положение дел в данной сфере.

Третий этап – увольнение работника, имевшего дело с конфиденциальной информацией, также может представлять угрозу экономической безопасности. Уволившийся работник, не имея обязанностей перед фирмой, может поделиться ценными сведениями с конкурентами, криминальными структурами. Для снижения опасности таких последствий при увольнении работник предупреждается о запрещении использования сведений в своих интересах или интересах других лиц и дает подписку о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны) после увольнения в течение определенного срока. В противном случае все убытки, которые будут причинены предпринимателю вследствие разглашения информации, могут быть взысканы в судебном порядке.[9]

Заключение

Коммерческая информация – это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы, различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.). Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль за результатами. Источниками коммерческой информации являются персонал, документы, публикации, технические носители информации, продукция.

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно - хозяйственной, управленческой, научно - технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.

В условиях рыночной экономики предприниматели оказались перед лицом новых вызовов и проблем, от адекватного решения которых зависят перспективы из бизнеса. Поэтому в хозяйственной деятельности предприятий и организаций объективно сложились принципиально новые приоритеты – защита информации в области коммерческой тайны в целях обеспечения экономической безопасности.

Основные способы защиты информации:

- Законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве.

- Организационный. Он включает: введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией; разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства; соблюдение правил пользования информацией; наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией.

- Технический. Используются средства контроля и защиты (сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа).

- Работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.

Введение

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Рынок - есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и коммерческой информации. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Цель работы изучить понятие коммерческой информации и рассказать о ее защите. В соответствии с данной целью мною решаются следующие задачи:1.Дать характеристику понятия коммерческая информация;2.Рассмотреть способы получения коммерческой информации;3.Дать определение понятия коммерческая тайна;4.Описать основные способы защиты информации.

 

 

Понятие коммерческой информации

Информация – это не просто совокупность сведений об окружающем мире, но и мера устранения неопределенности. Информация в экономике, или коммерческая информация, представляет собой данные, необходимые для анализа положения дел в фирме и принятия рациональных решений. Чтобы бизнес был прибыльным, предпринимателю необходимо знать как можно больше о потребителях данного товара.

Информация в рыночной экономике, базирующейся на конкуренции, помогает принимать рациональные и обоснованные решения, учитывающие требования рынка и возможности фирмы.

Всю коммерческую информацию, накапливаемую и циркулирующую в фирме, можно разделить на два больших блока:

- технологическую информацию, характеризующую научно-техническую сторону производства, «ноу-хау», и другую, являющуюся обычным предметом пристального внимания конкурентов и промышленных шпионов;

- деловую информацию, связанную с управленческой, финансовой, маркетинговой и т. п. деятельностью, позволяющую успешно вести дела и заключать взаимовыгодные сделки.

Каждый из этих блоков в свою очередь делиться на две группы. Информацию, характеризующую внутреннее состояние фирмы как относительно самостоятельной, целостной системы. Конфиденциальную ее часть фирма защищает как свою коммерческую тайну. Информацию, характеризующую внешнее окружение, внешнюю среду.[1] Коммерсанту для успешной работы нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, дилерах. Оперативные данные для анализа, планирования, контроля. Рыночная ситуация постоянно меняется или может измениться в любую минуту. И если не налажено непрерывное поступление (обновление) информационных данных, фирма может вовремя не отреагировать на те или иные изменения (перемены), а значит, не избежать самых неприятных последствий. Тот, кто владеет информацией, действует, что называется, с открытыми глазами и способен как предвидеть неожиданности, так и противостоять им.[2]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.031 с.)