Стратегия исследования (по В. Ядову и О. Хеллевику). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия исследования (по В. Ядову и О. Хеллевику).



Стратегический план исследования – это составленные в хронологическом порядке основные организационные требования к членам социологической группы, направленные на координацию их деятельности в целях качественного выполнения работ в запланированные сроки. Стратегический план мб составлен в разных формах в зависимости от хар-ра и объема предварит. информации об объекте исследования, уровня разработанности гипотез, традиций и опыта социологической группы.

В.А. Ядов выделяет 4 вар. исследовательской стратегии:

1. Разведывательный (проблемно-поисковый) план – ориентирован на предварительное изучение литературы по теме исследования; анализ документов, характеризующий объект исследования, интервьюирование экспертов, т.е. цель состоит в выявлении проблем и формулировке гипотез.

2. Описательный план – основанием выступает наличие данных для изначальной формулировки гипотез описательного характера. Намечает более глубокое исследование: выборочные опросы различных видов…

3. Аналитико-экспериментальный план – социолог располагает объяснительными гипотезами. Направлен на постановку социальных экспериментов с целью углубления знаний.

4. Повторно-сравнительный план – основанием выступает наличие данных за предшествующий период. Цель: выявление общности и специфики в сравниваемых объектах во времени.

Сикевич, опираясь на работу О. Хеллевика «Социологический метод», приводит другой вариант классификации стратегий исследования.

Экстенсивный план – стратегия, при которой исслед. направлено вширь (пример – изучение общественного мнения).

Интенсивный план – стратегия, прик кот. исслед. направлено вглубь (в основе лежит «исслед случая»).

Исслед может опираться на данные, полученные либо в опред момент времени (синхронные данные), либо в разные периоды (диахронные данные).

Скрытый сбор данны х используется при наблюдении, когда важно зафиксировать спонтанные реакции деятелей на какое-то событие или ситуацию.

В пользу открытого сбора данных говорит опасность скомпроментировать как само исслед, так и исследователя в случае разоблачения программы.

При структурир. сборе данных сущ четкая инструкция по сбору данных от всех единиц наблюдения. При гибком сборе данных сам исследователь в ходе исслед. решает, какие сведения и каким образом он будет фиксировать.

При разработке стратегии исследования совершается также выбор между количественным и качественным исследованием. При количественном способе сначала собирается информ от опред числа единиц наблюдения, затем эти сведения получают числовое выражение и производится анализ эмпирич индикаторов и последующее их обобщение. В качественном исследовании исследователь рассчитывает на свои интуицию и способность воспринимать свойства модели как единое целое.

44. Рабочий план исследования.

Рабочий план исследования – это схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материально-технических затрат и сетевым графиком. Рабочий план предусматривает: определение этапов исследования; расчет финансовых средств; координацию взаимод различных частей исслед; организацию эмпирич исслед.

Включает в себя:

1. Порядок обсуждения и утверждение программы и инструментария исслед

2. Формир и подготовку группы сбора первичной информ

3. Проведение пробного исслед

4. Внесение корректив в программу и инструментарий

5. Размножение инструментария для полевого исслед

6. Составление сметы и расчет материальных затрат на исслед

7. Все организационные и методические виды работ (выбор места и времени для проведения исслед, информирование респондентов о целях и задачах исслед, сбор заполненных опросных листов и тп)

8. Совокупность мероприятий, связанных с подготовкой первичной информ к обработке и собственно ее машинную или ручную обработку.

9. Все виды работ, связанных с анализом результ обработки полученных данных, подготовкой текста отчета, выработкой практических рекомендаций.

Составной частью рабочего плана является сетевой график, в котором схематично изображается очередность выполнения отдельных процедур, операций, этапов исследования. Он помогает наглядно представить последовательность работ, сроки их начала и завершения. Основой рабочего плана является календарный план, в кот перечисляются важнейшие этапы работ, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования.


 

1. Актуальность преподавания дисциплины «Методология и методы социологического исследования». Цели и задачи курса. Место учебной дисциплины в системе подготовки студентов социологических специальностей.

2. Соотношение понятий «социальное исследование» и «социологическое исследование».

3. Понятие, функции и структура социологического исследования.

4. Роль специальных социологических теорий (ССТ) и отраслей социологии в эмпирических и прикладных социологических исследованиях.

5. Методология в системе научного знания. Понятие методологии социологического исследования.

6. Основные методологические подходы в социологии.

7. Виды социологических исследований.

8. Оперативные социологические исследования (ОСИ) как отдельный класс исследований.

9. Понятие метода в социологии. Их классификация.

10. Методика социологического исследования.

11. Техника социологического исследования.

12. Процедура социологического исследования.

13. Профессиональная этика социолога.

14. Структура социологических исследовательских коллективов.

15. Общая характеристика основных этапов социологического исследования.

16. Понятие программы социологического исследования. Её функции. Основные требования к программе.

17. Обобщенная структура программы социологического исследования.

18. Понятие социальной проблемы. Критерии отбора социальных проблем для социологических исследований.

19. Типология социальных проблем.

20. Определение проблемной ситуации.

21. Понимание социологической проблемы.

22. Понимание цели социологического исследования. Типы целей.

23. Понятие задач социологического исследования. Типы задач.

24. Понятие объекта исследования. Выделение носителя проблемной ситуации.

25. Предварительный системный анализ объекта исследования.

26. Процесс ограничения объекта исследования.

27. Обоснование предмета социологического исследования.

28. Разновидности предмета социологического исследования.

29. Предварительное описание предмета исследования и построение теоретической модели предмета исследования.

30. Понятие «гипотеза». Ее функции.

31. Типы гипотез.

32. Этапы формулирования гипотез.

33. Требования к сформулированным гипотезам.

34. Теоретическая интерпретация понятий.

35. Эмпирическая интерпретация понятий.

36. Операционализация понятий.

37. Особенности процедуры интерпретации понятий.

38. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Типы выборки.

39. Вероятностная / случайная выборка и её методы.

40. Невероятностная / неслучайная выборка и её методы.

41. Репрезентативность выборки. Ошибки выборки.

42. Ремонт выборки. Способы его осуществления.

43. Стратегия исследования (по В. Ядову и О. Хеллевику).

44. Рабочий план исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.01 с.)