Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «гипотеза». Ее функции.
Гипотеза: предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о связи переменных, характериз. состояние данных явлений (Ю. П. Аверин); форма предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, ставшем предметом исслед.; это предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить (И. Н. Кузнецов). В. А. Ядов отмечает, что гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющийся его строгой логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение типа «если.., то..». Первая посылка выдвигает условие, а вторая – утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Функции: · Ядро», которое объединяет в единое целое все части программы социологического исследования. · Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез является смыслом и результатом социологического исследования. · Выведение гипотезы из теории означает, что проверка гипотезы представляет собой по существу проверку самой теории. Типы гипотез. По содержанию: · Описательные (дают общую характеристику изучаемого явления). · Объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования). · Прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта). По последовательности выдвижения: · Первичные (выдвигаемые на первых этапах исследования). · Вторичные (повторные, уточняющие первичные или взамен ранее выдвинутых, не подтвержденных гипотез). · Рабочие (служат в качестве исходных, предварительных предположений). По задачам исследования: · Основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи). · Неосновные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты).
По степени общности: · Гипотезы-основания (базовые) – предположения широкой общности. Они не могут быть доказаны непосредственно, а только через гипотезы-следствия.
· Гипотезы-следствия – результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям; формулируются на языке операциональных определений и доказываются как конкретные операции с переменными. Этапы формулирования гипотез. Этапы: 1. Сбор предварительной теоретической и эмпирической информации о проблеме, объекте и предмете исследования. 2. Выявление факторов, влияющих на изучаемые проблемные ситуации (противоречия), определение характера взаимосвязей между отдельными сторонами объекта исследования, выяснение особенностей проявления предмета исследования. 3. Выдвижение предварительных гипотез о причинах исследуемых противоречий и способах их преодоления. 4. Уточнение логической формы и содержания выдвинутых предположений способом детализации структуры исследуемого объекта (теоретическая и эмпирическая интерпретации составляющих объекта исследования). 5. Классификация гипотез, выделение основных и неосновных, общих и частных, существенных и второстепенных. 6. Выведение следствий из основных гипотез, уточнение их связей друг с другом, с целями и задачами исследования. 7. Определение основных критериев проверки гипотез. Требования к сформулированным гипотезам. 1.Гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования, но они не должны быть простым, незамысловатым ответом на вопрос, содержащийся в задаче. 2.Гипотеза не должна выглядеть как попытка угадать цифры. 3.Должна опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана, т. е. гипотеза – это вывод из доказанных положений. 4.По возможности не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам. 5.Основываться на репрезентативности. 6.Должна быть конкретной, поддаваться эмпирической проверке. Эмпирическая проверка гипотезы осуществляется посредством сопоставления с опытом выведенных из нее следствий. Если это нельзя сделать, то гипотеза не проверяема. Кроме того, гипотеза должна проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.
7.Должна быть напряженна, дискуссионна, нетривиальна, глубока; должна нацеливать исследователя на выявление скрытых связей и зависимостей объекта, тех его свойств и характеристик, которые не лежат на поверхности. 8.Гипотеза – предположение, полученное путем научных умозаключений. Должна быть связана с теорией правилами дедуктивной логики: «Все А суть В»; «Ни одно А не есть В»; «Некоторые А суть В»; «Некоторые А не суть В». 9.Гипотеза – предположение, охватывающее весь круг явлений (т. е. объект и предмет), для анализа которых она выдвигается. 10.Гипотеза – предположение, которое может быть распространено на возможно более широкий круг явлений, чем те, для объяснения которых она специально выдвинута. 11.Гипотеза – предположение, которое непосредственно не обусловлено эмпирическими данными. Эмпирические данные как материал, анализ которого позволяет выдвинуть предположение более общего характера. 12.Гипотеза – это предположение, которое формулируется на уровне переменных. В качестве последних выступают операциональные понятия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.008 с.) |