Соотношение понятий «социальное исследование» и «социологическое исследование». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «социальное исследование» и «социологическое исследование».



Соотношение понятий «социальное исследование» и «социологическое исследование».

СИ – это система логич.послед. методологич., методич. и организационно-технических процедур, связанных между собой целью: получить достоверные данные об изуч. явлении или процессе. Социологич. называется исследование, где одни соц. явления объясняются при помощи других соц. явлений (принцип методологич. самодостат. фундаментальной науки. Социальное - это такое исследование, в кот. соц. факты объясняются через несоц., это междисциплинарное исследование.

Критерий Социологическое Социальное
Наука: Социология Нет конкр. науки
Широта понятий Узкое понятие Более широкое
Наличие спец.метода Есть методы Нет методов
Охват проблем Узкий круг пробл., заданных предметом соц. Любые социальные проблемы
Кто проводит иссл. Проф.социологи Юристы, врачи и т.д.
Источник исслед. Научная лит-ра и проф.подготовка Популярная лит-ра и обыденный опыт
Меж-или внутридисциплин. Внутридисциплин. метод познания Междисциплин. метод

Понятие, функции и структура СИ.

СИ – это система логически последоват.методологич., методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе. Социологич. называется такое исследование, где одни соц. явления объясняются при помощи других социальных явлений. Функции: Методологическая – теоретическое обоснование направлений научного поиска. Методическая – предполагает обоснованный поиск наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности социологов, что проявляется в т. ч. в определении процедур сбора, обработки и анализа информации, в целях достижения научных результатов исследования. Познавательная – связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных явлений и процессов. Прогностическая – дает возможность определить тенденции развития общества в единстве составляющих его структурных элементов путем построения краткосрочных или долгосрочных прогнозов. Структура: Объект – явления и процессы социальной действительности. Субъект – это исследователь (социолог или группа социологов). Цель (ориентация на конечный результат исследования) и задачи (шаги, выполняемые для реализации цели). Средства – научные, технич. и организационные. Результат – могут быть как новые сведения об изучаемом объекте исслед., так и подтверждение ранее известных знаний.

Методология в системе научного знания. Понятие методологии социологического исследования.

В узком смысле методология есть учение о методе научно-познавательной деятельности, описание конкретных методов исследования, т. е. чисто «техническая» область знания. В более широком смысле слова, методология не сводится только к исследованию методов научного познания, а изучает все компоненты научной познавательной деятельности (их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, исторически сложившихся познавательных средств, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности). Таким образом, методология – это система общих принципов науки, а также совокупность ее исследовательских приемов. Методология социологического исследования – это довольно сложное образование, включающее две составляющие: философскую (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом (ответы на предельно общие вопросы)) и собственно социологическую.


 

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Системный анализ объекта – комплекс элементов и связей, образующих в своем взаимодействии органическое целое. Предварительный системный анализ объекта состоит в максимально возможном расчленении объекта при сохранении его целостности. Системное рассмотрение объекта предполагает изучение его как некоторой целостности с вычленением образующих его элементов и их характеристикой, описанием функций этих элементов, а также взаимосвязи между ними и каждого элемента с системой. Одной из процедур разработки программы исследования, позволяющей уточнить проблемную ситуацию, предмет и создающей предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц, является построение модели объекта в виде системы факторов. Выделяют следующие факторы:

· Внешние (исходят от окружающей среды)

· Внутренние (содержатся в самом объекте)

· Общие (присущи всему классу объектов)

· Специфич. (проявл.во всём классе подобн. объектов)

· Объективные (действия не зависят от субъекта)

· Субъективные (зависят от субъекта)

· Прямые (результ. их деят. проявл. непосредственно)

· Косвенные (действуют опосредованно)

· Функциональные (функцион. связи элем. объекта)

· Структурные (способ связи элементов объекта)

· Генетические (последовательность состояний объекта)

Предварительное описание предмета исследования и построение теоретической модели предмета исследования.

Предварительное системно-комплексное описание предмета исследовани я – это целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании.

Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи.

Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий.

Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

В разработке программы социологического исследования, пожалуй, самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ). Она представляет собой совокупность понятий, между которыми устанавливается теоретическая связь, которая в развернутом виде и составляет содержание теоретической модели.


Типы гипотез.

По содержанию:

· Описательные (дают общую характеристику изучаемого явления).

· Объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования).

· Прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта).

По последовательности выдвижения:

· Первичные (выдвигаемые на первых этапах исследования).

· Вторичные (повторные, уточняющие первичные или взамен ранее выдвинутых, не подтвержденных гипотез).

· Рабочие (служат в качестве исходных, предварительных предположений).

По задачам исследования:

· Основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи).

· Неосновные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты).

 

По степени общности:

· Гипотезы-основания (базовые) – предположения широкой общности. Они не могут быть доказаны непосредственно, а только через гипотезы-следствия.

· Гипотезы-следствия – результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям; формулируются на языке операциональных определений и доказываются как конкретные операции с переменными.

Требования к сформулированным гипотезам.

1.Гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования, но они не должны быть простым, незамысловатым ответом на вопрос, содержащийся в задаче.

2.Гипотеза не должна выглядеть как попытка угадать цифры.

3.Должна опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана, т. е. гипотеза – это вывод из доказанных положений.

4.По возможности не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам.

5.Основываться на репрезентативности.

6.Должна быть конкретной, поддаваться эмпирической проверке. Эмпирическая проверка гипотезы осуществляется посредством сопоставления с опытом выведенных из нее следствий. Если это нельзя сделать, то гипотеза не проверяема. Кроме того, гипотеза должна проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.

7.Должна быть напряженна, дискуссионна, нетривиальна, глубока; должна нацеливать исследователя на выявление скрытых связей и зависимостей объекта, тех его свойств и характеристик, которые не лежат на поверхности.

8.Гипотеза – предположение, полученное путем научных умозаключений. Должна быть связана с теорией правилами дедуктивной логики: «Все А суть В»; «Ни одно А не есть В»; «Некоторые А суть В»; «Некоторые А не суть В».

9.Гипотеза – предположение, охватывающее весь круг явлений (т. е. объект и предмет), для анализа которых она выдвигается.

10.Гипотеза – предположение, которое может быть распространено на возможно более широкий круг явлений, чем те, для объяснения которых она специально выдвинута.

11.Гипотеза – предположение, которое непосредственно не обусловлено эмпирическими данными. Эмпирические данные как материал, анализ которого позволяет выдвинуть предположение более общего характера.

12.Гипотеза – это предположение, которое формулируется на уровне переменных. В качестве последних выступают операциональные понятия.

Операционализация понятий.

Дает возможность установить, о чем следует собирать социологические данные. В. А. Ядов отмечает, что операциональное определение понятия представляет собой определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков. В результате основные понятия становятся рабочими (работающими) в социологическом исследовании.

Соотношение понятий «социальное исследование» и «социологическое исследование».

СИ – это система логич.послед. методологич., методич. и организационно-технических процедур, связанных между собой целью: получить достоверные данные об изуч. явлении или процессе. Социологич. называется исследование, где одни соц. явления объясняются при помощи других соц. явлений (принцип методологич. самодостат. фундаментальной науки. Социальное - это такое исследование, в кот. соц. факты объясняются через несоц., это междисциплинарное исследование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.013 с.)