Основные характеристики деловой игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики деловой игры



Основные характеристики деловой игры

 

В литературе под данной проблемой выделяются основные характеристики ДИ.

1) моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих решений.

2) Распределение ролей между участниками.

3) Различие ролевых целей при выработке решений.

4) Взаимодействие участников исполняющих те или иные роли.

5) Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6) Коллективная выработка решений участниками игры.

7) Единая общая цель.

 

Назначение деловых игр

Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность. Во-вторых создает динамичные орг. Модели. В-третьих более побуждает к решению намеченных целей. Многие процессы в управлении производства носят качественный характер. И поэтому не отражаются в статистических данных. Восполняет этот недостаток в какой-то меере деловая игра.

Деловая игра позволяет выполнять следующие задачи:
1.стимулировать активный профессиональный интерес участников игры к учебному процессу.
2.глубоко анализировать конкурентную ситуацию и осуществлять поиск необходимой информации для принятия управленческих решений.
3.изучать состав и отрабатывать в имитационном режиме взаимосвязь локальных управленческих решений и ожидаемых результатов их реализации.
4.приобретать навыки интеллектуальной конкуренции в осуществлении менеджмента в условиях,максимально приближенных к реальной ситуации.
5.осваивать навыки использования современных информационных технологий при подготовке и реализации управленческих решений.

 

Области применения деловых игр

 

Деловые игры могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.

 

Структурное строение деловых игр

Роли, способствующие выполнению задания:

1) Инициатор - участник, который чаще, чем другие, предлагает новые решения, вносит предложения, изменяет точку зрения на цели группы.

2) Последователь - подхватывает новую инициативу, расширяет ее, помогает в реализации начатых в группе дел.

Координатор - способствует правильному "разделению труда".

3) Ориентирующий - обращает внимание на уровень увлеченности деятельностью в группе, следит за бюджетом времени.

4) Оценивающий - оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итог в конце занятия.

5) Ищущий информацию - часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает к действию, принятию решений.

Б. Роли, важные для сотрудничества в группе и ее развития:

Поощряющий - мотивирующий и "подталкивающий других" к участию в групповом процессе,.

Гармонизатор - поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликты, пробует преодолеть противоречия между участниками, стремится к компромиссу.

Снимающий напряжение - старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, говорит остроумные вещи и т.п.

В. Роли, затрудняющие сотрудничество в группе и ее развитие:

Блокирующий - противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе.

Доминирующий - часто мешает другим высказаться, стремиться занять позицию лидера в группе.

 

 

Классификация деловых игр.

Существуют различные классификации деловых игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства деловой игры, которые он исследует, а также немаловажно и понимание исследователем самого понятия игра. Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству ходов, состоянию информации и т.д. По характеру взаимодействия игры делятся на: бескоалиционные: игроки не имеют права вступать в соглашения, образовывать коалиции;
коалиционные (кооперативные) – могут вступать в коалиции.

Известна еще одна классификация деловых игр как метода активного обучения. В зависимости от признака, положенного в основу деления, различают:

1. По функциональному назначению:

– учебные деловые игры;

– производственные;

– организационно-деятельностные;

– исследовательские.

2. По степени реальности игровой модели:

– конкретные (практические);

– абстрактные (теоретические).

3. По сложности игровых процедур:

– простые (ограниченное число участников, одна проблема);

– сложные (множество участников, проблемных ситуаций, внешняя экспертиза и т. д.).

 

11. Основные требования к построению деловых игр

 

При построении игры предполагается организация совместной деятельности игроков имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений. ДИ должна строиться по логике деятельности. В основе разработки должна быть положена деятельность согласованность различных интересов. В конструировании игры необходимо заложить возможность каждому игроку принимать решения.

Деловые игры должны содержать в себе определенные этапы, цели, задачи, список участников, программу, а также правила.

 

Система оценок в ДИ


В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников.Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать?!

3.1Эффективность сформированного участниками игры решения.

3.2Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр.

3.3Взаимодействие участников внутри игровых групп.

3.4Личностные качества участников деловых игр.

 

Методы деловых игр

А). Деловая игра должна базироваться на реальном речевом материале, отражающем конкретную ситуацию общения в профессионально-трудовой сфере.

Б)В деловой игре преобладает момент самообучения над обучением.

Г) В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместной деятельности и диалогического общения участников, последовательная реализация которых обеспечивает активное развертывание содержания этой игры.

Д) Деловая игра предполагает взаимодействие ее участников.

 

Понятие деловой игры

 

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости

Цели использование и формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;воспитание системного мышления специалиста.

Применение ДИ позволяет выявить и просмотреть особенности психологии участников. Поэтому ДИ часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность, наличие тактического или стратегического мышления, скорость адаптации в новых условиях.

Особенности ДИ

С помощью применения деловых игр можно опеределить:уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

наличие тактического и (или) стратегического мышления;

скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

способность прогнозировать развитие процессов;

Особенности ДИ выражаются в следующих принципах:
1.принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства.
2.принцип проблемности содержания учебной ДИ
3.принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия.
4.принцип диалогического общенияи взаимодействия партнеров
5.принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Основные характеристики деловой игры

 

В литературе под данной проблемой выделяются основные характеристики ДИ.

1) моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих решений.

2) Распределение ролей между участниками.

3) Различие ролевых целей при выработке решений.

4) Взаимодействие участников исполняющих те или иные роли.

5) Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6) Коллективная выработка решений участниками игры.

7) Единая общая цель.

 

Назначение деловых игр

Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность. Во-вторых создает динамичные орг. Модели. В-третьих более побуждает к решению намеченных целей. Многие процессы в управлении производства носят качественный характер. И поэтому не отражаются в статистических данных. Восполняет этот недостаток в какой-то меере деловая игра.

Деловая игра позволяет выполнять следующие задачи:
1.стимулировать активный профессиональный интерес участников игры к учебному процессу.
2.глубоко анализировать конкурентную ситуацию и осуществлять поиск необходимой информации для принятия управленческих решений.
3.изучать состав и отрабатывать в имитационном режиме взаимосвязь локальных управленческих решений и ожидаемых результатов их реализации.
4.приобретать навыки интеллектуальной конкуренции в осуществлении менеджмента в условиях,максимально приближенных к реальной ситуации.
5.осваивать навыки использования современных информационных технологий при подготовке и реализации управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.019 с.)