Тема 5. Анализ драматического произведения – почему А. Чехов называет «вишневый сад» комедией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Анализ драматического произведения – почему А. Чехов называет «вишневый сад» комедией.



Цель занятия: Закрепить на практикепредставления о структуре драматического произведения.

Ключевые понятия: композиция, коллизия, комедия, персонаж, заглавие

Вопросы для обсуждения:

1.Композиция.

2.Система персонажей.

3.Коллизия.

4.Пространственно-временная организация.

5.Сюжет.

6.Жанр.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы. М. Высшая школа, 1999. Глава 5.2. Жанры.

Список источников и литературы:

Владимиров С.В. Действие в драме. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2007. (Разделы: Действие и характер. Категория жанра. Единство времени).

Хализев В.М. Драма как род литературы. М.: Высшая школа, 1986. Гл. 3,4.

Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. М. Лабиринт, 2001.

ТЕМА 6. Стилистические фигуры и тропы

(анализ любого текста или фрагмента текста в заданном аспекте)

Цель занятия: Закрепить на практикепредставления о видах стилистических фигур и тропов.

Ключевые понятия: фигуры мысли, фигуры слова, тропы

Вопросы для обсуждения:

1.Выявить стилистические фигуры и тропы.

2.Объяснить структуру и вид выявленных стилистических фигур и тропов.

3.Объяснить функцию вид выявленных стилистических фигур и тропов в выбранном тексте.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы. М. 1999.

Список источников и литературы:

Веселовский А. Н. Из истории эпитета. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Наука, 1989.

Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М.: Наука, 1991. С. 27—59.

Женетт Ж. Метонимия у Пруста. Сокращенная риторика / Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1998.

Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986 (ч. 1, гл. 3: «Тропы в поэзии начала XX века»).

Теория метафоры / Сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 51–82.

ТЕМА 7. Стих и проза

Цель занятия: Усвоить различия между ритмической организацией прозы и поэзии. Сформировать представление о развитии систем стихосложения.

Ключевые понятия: проза, поэзия, ритм.

Вопросы для обсуждения:

1.Стих и проза.

2. Ритм в прозе и ритм в стихе.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999 (или последующие издания).

Список источников и литературы:

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890–х – 1925–го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982. С. 26–39.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста (первая часть). Л.: Просвещение, 1972.

ТЕМА 89. Анализ художественного текста

(практикум, произведение по выбору)

Цель занятия: проверка приобретенных навыков анализа.

Ключевые понятия: содержание и форма, субъектно-объектная организация, целостный анализ,

Вопросы для обсуждения:

1.Структура художественного произведения (фабула, сюжет, конфликт, композиция, пространство и время, повествователь, герой).

2. Портрет, пейзаж, интерьер, жест, вещь.

3.Организация художественной речи (проза, поэзия, стилистические фигуры, тропы, фоника).

4.Семантика заглавия.

Базовый учебник: Введение в литературоведение. / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.

Список источников и литературы:

Анализ поэтического текста. Пермь, 2005.

Натюрморт – пейзаж – портрет – экфрасис – вещь. / Сост. Н.А. Петрова / Пермь: ПГПУ, 2009.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ,2004.

Формы и методы обучения

Традиционные формы: лекции и практические занятия с элементами дискуссии и представлением самостоятельно выполненных анализов художественного текста.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и содержание самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.Самостоятельная работа в процессе изучения дисциплины «Введение в литературоведение» способствует более глубокому освоению учебного материала, закреплением теоретических знаний их практическим применением и формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Самостоятельная работа предполагает систематическую подготовку к практическим занятиям, контрольным и компьютерным тестам, конспектирование статьи В. Белинского «Разделение литературы на роды и виды»; составление собственного словаря литературоведческих терминов на основе глоссария; составление хронологической таблицы для представления стадий мирового литературного процесса. Для конспектов статьи Белинского, а также тех исследований, которые будут необходимы для других практических занятий, лучше завести отдельную тетрадь. Перед конспектированием статью следует прочитать, выделяя наиболее значимые моменты. В процессе конспектирования выписывать следует то, что соответствует вопросам для обсуждения в плане соответствующего практического занятия. Произведения, анализируемые автором статьи для подтверждения его теоретических положений, можно упомянуть в конспекте, если они вам известны. Но лучше поискать собственные примеры. Вести конспект рекомендуется на одной стороне листа, оставляя вторую свободной для уточнений и замечаний в ходе практического занятия. Конспект может быть представлен в форме компьютерной распечатки, но ее оформление должно свидетельствовать о том, что текст прочитан, проработан и осмыслен. Существующие словари литературоведческих термином объемны, малотиражны и малодоступны. Собственный, самостоятельно составленный словарь необходим на протяжении всего процесса обучения и в будущей работе. В методических рекомендациях по всем литературоведческим дисциплинам приводится необходимый список терминов – глоссарий. Поскольку термины в разных глоссариях повторяются, разумнее завести общий словарь для всех литературоведческих дисциплин. Вести его можно на отдельных листах, что позволяет пополнять словарь, сохраняя алфавитный порядок. Термины для составление глоссария по курсу дисциплины

Автор, автология, аллегория, аллитерация, анафора, архаизм, архитектоника, антитеза, ассонанс, афоризм, астрофическое стихотворение.

Баллада, барокко, басня, беллетристика, библиография, бурлеск, буффонада, былина.

Варваризм, венок сонетов, водевиль, Возрождение, вульгаризм.

Герой, гипербола, градация, гротеск.

Диалог, дискурс, диссонанс, диалектизм, драма.

Жанр, жанровая разновидность (модификация).

Завязка, замысел, заумь, зачин, звуковая метафора, звуковая организация речи, звуковой повтор, звукоподражание, знак.

Идея, идиллия, инверсия, иносказание, интермедия, интрига, ирония, искусство, историческая поэтика.

Канон, канцона, катарсис, классицизм, коллизия, колон, кольцо, комедия, комическое, композиция, контаминация, контекст, контраст, конфликт, критический реализм, кульминация.

Лейтмотив, лирика, лирический герой, лирическое отступление, лироэпос, литературный процесс, литота.

Магистрал, мадригал, медитативная лирика, мелодрама, мемуары, метатеза, метафора, метод, метонимия, мимесис, мистерия, миф, модернизм, модус, монолог, монтаж, моралите, мотив.

Направление литературное, народность, наррация, нарратив, нарратор, натурализм, неологизм, несобственно-прямая речь, новаторство, новелла.

Образ, ода, октава, оксюморон, олицетворение, ономатопея, орнаментализм, очерк.

Палиндром, памфлет, панегирик, парадокс, парадигма, параллелизм, пародия, пастораль, паузник, пентаметр, пеон, перенос, перипетия, перифраз, персонаж, песня, пиррихий, повесть, повествование, подставной рассказчик, подтекст, полифония, портрет, послание, постмодернизм, постоянный эпитет, поэма, поэтика, поэтический мир, притча, проза, Просвещение, протагонист, прототип, псевдоним, публицистика.

Развязка, рапсод, рассказ, реализм, редакция, резонер, ремарка, Ренессанс рефрен, рецензия, ритм, ритуал, род литературный, рококо, роман, романс, романтизм, рондо.

Сага, сарказм, сатира, семантика, семиотика, сентиментализм, символ, симплока, синекдоха, синкретизм, синоним, содержание, сонет, сравнение, стансы, стилистическая фигура, стилизация, стиль, сценарий, сюжет.

Тавтология, твердые формы стиха, текст, текстология, тема, тенденция, течение литературное, тип, типизация, типология, трагедия, трагическое, традиция, троп.

Умолчание, условность, утопия.

Фабула, фантастика, фарс, фельетон, филология, фольклор, фоника, форма.

Характер, хронотоп, художественный образ, художественная условность, художественность.

Цезура, целостность произведения, центон, цикл.

Школа литературная.

Эзопов язык, эклога, экранизация, экспозиция, экспромт, элегия, эпиграмма, эпиграф, эпигон, эпизод, эпистолярная форма, эпитет, эпифора, эпопея, эпос, эссе, эстетика, эстетическая дистанция.

Хронологическая таблица позволяет представить общую картину литературного развития, выявить специфику каждой из стадий литературного процесса, сопоставитьход развития разных национальных литератур. Примерный вид таблицы:
Век Название эпохи Литературные направления Магистральный сюжет Жанры Герои Основные произведения
            Европа Россия
               
Систематическое выполнение заданий самостоятельной работы способствует успешной работе студентов на практических занятиях и его готовности к контрольным работам и тестированию.

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Анализ текста Работа с монографией Написание эссе Составление аналитических таблиц Изучение кейс-материалов исследовательская (курсовая) работа Глоссарий………..
1. Природа искусства 4/0.1             2/0.05 6/0.15
  Роды и жанры литературы 4/0.1 4/0.1           2/0.05 10/0.25
3. Литературное произведение.   8/0.2           2/0.05 10/0.25
  Язык художественного произведения. Проза и поэзия.   8/0.2           2/0.05 10/0.25
  Литературный процесс.         4/0.1     2/0.05 6/0.15
  Итого: 8/0.2 20/0.4     4/0.1     10/0.25 42/1.

7.3. План-график самостоятельной работы студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.015 с.)