Раздел 3. Литературное произведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Литературное произведение.



Тема 1. Целостность художественного произведения.

Ключевые понятия: целостность, замысел, завершение.

Содержание темы: Диалектика содержания и формы. Понятие целостности художественного произведения. Целостность органическая, становящаяся, структурированная и личностная. Замысел, его развертывание и завершение.

Тема 2. Сюжет и фабула. Архитектоника и композиция. Пространство и время.

Ключевые понятия: сюжет, фабула, архитектоника, композиция, хронотоп.

Содержание темы: соотношение фабулы и сюжета; нефабульные произведения и способы замещения фабулы; родовые и жанровые типы становления сюжета; композиционная структура произведения. Соотношение понятий архитектоники, пафоса и модуса; непрерывность реальности и дискретность художественного произведения; понятие рамки; пространственная и временная структура произведения; понятие хронотопа и принципы внутрижанровой типологии.

Тема 3. Проблема автора и типы повествования.

Ключевые понятия: автор, повествователь, лирический герой, рассказчик, подставной рассказчик, наррация, нарратор.

Содержание темы: проблема автора; становление понятия «автор»; образ автора и типы повествования; автор, герой, читатель; проблема законченности и завершенности.

Раздел 4. Язык художественного произведения. Проза и поэзия.

Тема 1. Художественная речь.

Ключевые понятия: речь, субъект речи, повествователь, наррация.

Содержание темы: понятие языка художественного произведения; понятие субъекта речи, речь повествователя и речь героя; несобственно-прямая речь; поток сознания.

Тема 2. Поэзия и проза.

Ключевые понятия: ритм, метр, система стихосложения.

Содержание темы: Происхождение и принципы разделения стиха и прозы; ритм в прозе и ритм в стихе; способы организации прозаического и стихотворного ритма.

Тема 3. Тропы и фоника.

Ключевые понятия: троп, стилистическая фигура, автология, орнаментализм.

Содержание темы: Способы стилистического построения текста. Виды тропов и их функция в художественном тексте. Звуковая организация речи.

Раздел 5. Литературный процесс.

Тема 1. Представление о литературном процессе.

Ключевые понятия: литературный процесс; стадиальность, направление, течение, школа.

Содержание темы: Формирование понятия литературный процесс. Составляющие литературного процесса. Понятие стадиальности. Способы характеристики литературного процесса. Литературное направление, течение, школа. Диалектика развития.

Тема 2. Метод, стиль, художественная система. Закономерности художественного процесса. Задачи литературоведения.

Ключевые понятия: метод, стиль, поэтика.

Содержание темы: понятие метода; понятие стиля; представление о художественной системе и ее целостности; закономерности художественного процесса»; представление о теоретической и исторической поэтике.

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1. Сущность искусства

Цель занятия: Сформировать представление о том, что такое искусство и чем оно отличается от других сфер человеческой деятельности.

Понятия: искусство, образ, эстетическая дистанция, мимесис, катарсис

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое искусство: самодостаточность или утилитарность? (дискуссия).

2.Происхождение искусства.

3.Понятия образа и эстетической дистанции. Типы отражения действительности в искусстве. Правда и вымысел. Жизнеподобие и фантастика. Теория мимесиса.

4.Природа и функции искусства (познавательная, моделирующая, коммуникативная, эстетическая). Понятие катарсиса.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы М.: ИЦ Академия, 2009 (5-е изд., испр. и доп.или предшествующие). Главы 1, 2.

Список источников и литературы:

Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1988: Белинский В. Взгляд на русскую литературу 1847 года. (О предмете литературы и ее значении); Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности; Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии; Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике; Аристотель. Об искусстве поэзии; Шеллинг Ф. Философия искусства).

Бродский И. Нобелевская лекция. Собр. соч. В 4 т. СПб., 1992. С. 5–16 (или другие издания).

Роднянская И.Б. Художественность // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 341–342.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Л.Н. Толстой о литературе. М., 1955. (Или: Собр. Соч. в 22 т. Т. 15. С. 76–80).

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПу, 2004. С. 13–28.

Эпштейн М. Образ художественный // Литературоведческий энциклопедический словарь (ЛЭС). М.: Сов. Энциклопедия. 1987. С. 252–257.

ТЕМА 2. Литературные роды

Цель занятия: Выработать представление о происхождении, формировании и эволюции литературных родов.

Понятия: эпос, лирика, драма,

Вопросы для обсуждения:

1.Литературные роды – принцип деления (семинар на основе обсуждения конспектов статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»).

2.Принцип объективности – субъективности как критерий родового деления.

3.Литературный род и тип повествования.

4.Тип события и конфликта. Родовой сюжет и типы организации родового пространства и времени.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы М.: ИЦ Академия, 2009 (5-е изд., испр. и доп. или предшествующие). Глава 5.1. Роды литературы.

Список источников и литературы:

Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 4.

Белинский Г.А. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Введение в литературоведение: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1979: Кожинов В.В. О принципах деления литературы на роды; Аристотель. Об искусстве поэзии; Буало Н. Поэтическое искусство; Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики; Бахтин М.М. Эпос и роман С. 261–264, 269–272, 269–274, 282–283, 285–288.

Белинский В. Разделение литературы на роды и виды (любое издание).

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.Просвещение, 1968. С. 24–47, 82–102, 144–154, 274–297.

Гинзбург Л. О лирике. Л.Сов. писатель, 1974. С. 5-18 (Введение).

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011.

ТЕМА 3. Литературные жанры

Цель занятия: Сформировать представление о литературных жанрах и навыки их опознавания.

Ключевые понятия: эпические, лирические, драматические жанры,

Вопросы для обсуждения:

1.Элегия и ода – происхождение и семантика.

2.Жанровые признаки элегии и оды.

3.Сюжет и его разрешение.

4.Анализ стихотворения А. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы М.: ИЦ Академия, 2009 (5-е изд., испр. и доп.или предшествующие). Глава 5.2. Жанры.

Список источников и литературы:

Бахтин М. М. Эпос и роман / Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 392-427.

Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. М.: Просвещение, 1982.

Дарвин Н.М., Тамарченко Н.Д. Магомедова Д.М., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011.

Сильман Т. Семантическая структура лирического стихотворения / Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 5–45.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр //Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 227–252.

Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973.

ТЕМА 4. Анализ эпического произведениярассказ А. Чехова

(по выбору)

Цель занятия: Закрепить на практикепредставления о структуре эпического произведения.

Ключевые понятия: фабула, композиция, хронотоп, типизация, сюжет.

Вопросы для обсуждения:

1.Фабула и композиция.

2.Пространство и время.

3.Автор, повествователь, герой.

4.Способ типизации.

5.Смысл названия

6.Сюжет.

Базовый учебник: Хализев В.Е. Теория литературы М.: ИЦ Академия, 2009 (5-е изд., испр. и доп. или предшествующие). Глава 4.2 Мир произведения.

Список источников и литературы:

Кожинов В.В. К Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1964. С. 408–434.

Корман Б.О. Изучение текста литературного произведения. М.: Просвещение, 1972. (С. 20–50, 56–86).(Или: Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992).

Петрова Н.А. Рассказ А.П. Чехова «Ванька» // Духовная литература и святочные рассказы. Пермь: ПГПУ, 2005. С. 64–72.

Роднянская И. Автора образ. // ЛЭС. С. 13–14; Художественное время и художественное пространство. Роднянская И // КЛЭ. М., 1975, Т.9. С. 772–779.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.:Просвещение, 1989г.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ, 2004. Часть 1, глава 4; Часть 2, глава 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.021 с.)