Иерархическая структура законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иерархическая структура законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда



Государственная политика Республики Беларусь в области охраны труда направлена на обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности [19].

Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и производство средств производства, внедрение новой техники и технологий, в том числе приобретенных за границей, которые не соответствуют требованиям охраны труда, запрещается.

Согласно законодательству проекты строящихся и реконструируемых предприятий и производств подлежат обязательной экспертизе на соответствие их требованиям охраны труда.

Опытные виды оборудования и технологии подлежат государственным испытаниям на соответствие требованиям охраны труда.

Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию без наличия сертификата (свидетельства) безопасности.

Производство работ и эксплуатация средств производства, использование сырья и материалов, которые не отвечают требованиям охраны труда и создают угрозу жизни и здоровью работников, подлежат приостановке государственными органами надзора и контроля до приведения в соответствие с требованиями охраны труда.

Правовой основой охраны труда, обеспечивающей соблюдение вышеизложенных и других требований безопасности производственной деятельности, является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний.

Иерархическую структуру законодательных и нормативно-правовых актов наиболее удобно рассматривать в виде схемы, представленной на рисунке 5.1 [30].

 

Законодательные, директивные, межгосударственные, государственные и межотраслевые акты обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности и организациями независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Отраслевые нормативные правовые акты действительны только для предприятий определенной отрасли.

Локальные документы по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.

 


Содержание законодательных и нормативно-правовых актов, их характеристика, порядок принятия

 

 

Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляет Конституция Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года [15].

Статья 41 Конституции РБ гарантирует каждому гражданину право на труд, позволяющее выбирать профессию, род занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей, а также обеспечивающее безопасные условия труда и право на здоровье.

Статьей 45 Конституции РБ обеспечивается право на охрану здоровья, в том числе на бесплатное лечение в государственных медицинских учреждениях здравоохранения.

Положения Конституции конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь, принятом Палатой представителей 8 июня 1999 года и одобренном Советом Республики 30 июня 1999 года.

Трудовой кодекс [29] определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников, предусматривает систему государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, регламентирует деятельность службы охраны труда.

Наряду с правами работников на здоровье и безопасные условия труда (согласно статье 222 Трудового кодекса) каждый работник имеет право:

– на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

– обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

– обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

– получение от нанимателя или государственных и общественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;

– проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

– отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Статьями 54, 55, 89, 226, 228-231 Трудового кодекса предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанности нанимателя обеспечивать такие условия.

Статьей 227 впервые законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда. Данной статьей определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Статьями 53 и 232 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматриваются обязанности работников по вопросам охраны труда, а статьями 198 и 465 – их ответственность за нарушение законодательства о труде и норм охраны труда.

Статьей 462 законодательно определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, а статья 463 право общественного контроля по этим вопросам предоставляет профсоюзам.

К законам Республики Беларусь, регулирующим вопросы безопасности производственной деятельности, можно отнести следующие [24, 30]:

– Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности», предусматривающий установление государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности министерствами, ведомствами, концернами, предприятиями, учреждениями независимо от форм собственности. Определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию правоотношений всех субъектов в этой области;

– Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Изменен 23. 05. 2000 г. Обеспечивает предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды на здоровье населения. Регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия. Предусматривает организацию государственного надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов;

– Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года «Об основах государственного социального страхования». Изменен 06. 01. 2000 г. Предусматривает страхование граждан от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов: закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.

– Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «О техническом нормировании и стандартизации», устанавливающий правоотношения в области стандартизации, а также государственного надзора за выполнением требований стандартов и строительных норм. Определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты Республики Беларусь, государственные строительные нормы, государственные классификаторы технико-экономической информации, стандарты предприятий и другие документы. Предусматривает порядок разработки, принятия и отмены нормативных документов по стандартизации;

– Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». Изменен 12. 10. 2006 г. Устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ.

Деятельность по охране труда помимо законодательных актов регулируется директивными – декретами, указами и распоряжениями Президента страны, а также постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь.

К примеру, декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 30 июля 2003 года «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» направлен на стимулирование реализации мер по предупреждению производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Обеспечивает усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате травматизма на производстве, регуляцию вопросов возмещения причиненного их жизни и здоровью вреда.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 года № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» определены виды нормативно-правовых актов, порядок их принятия, сферы применения.

В соответствии с Постановлением республиканские органы государственного управления принимают нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, в следующем порядке [22]:

1) межотраслевые нормативные правовые акты (межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, нормы охраны труда и другие), содержащие требования охраны труда, принимаются Министерством труда и социальной защиты или этим Министерством совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях деятельности;

2) нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, государственные стандарты, строительные нормы, правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации и другие), принимаются уполномоченными в соответствии с законодательством республиканскими органами государственного управления (должностными лицами) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

3) отраслевые нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, (отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда и другие), принимаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Перечень республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих нормативно-правовые акты, содержащие требования охраны труда, и видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов:

1) Министерство труда и социальной защиты (или это Министерство совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях):

– межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М);

– типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М),

– нормы охраны труда,

– другие межотраслевые нормативные правовые акты;

2) Министерство здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь (его заместители):

– гигиенические нормативы (ГН);

– санитарные нормы (СН);

– санитарные правила (СП);

– санитарные правила и нормы (СанПиН);

3) Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства:

– государственные стандарты (СТБ);

4) Министерство архитектуры и строительства:

– строительные нормы Беларуси (СНБ);

5) Министерство по чрезвычайным ситуациям:

– правила технической безопасности;

– правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

– инструкции по безопасности (ИБ);

6) Министерство энергетики:

– правила устройства (ПУ);

– правила технической эксплуатации (ПТЭ);

– правила безопасности при эксплуатации (ПБ);

– правила техники безопасности при эксплуатации (ПТБ)

7) республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности):

– отраслевые правила по охране труда (ПОТ О);

– типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О) и другие отраслевые нормативно-правовые акты.

Государственные, межотраслевые и отраслевые нормативно-правовые акты проходят правовую экспертизу в Министерстве юстиции, а затем регистрируются в Национальном центре правовой информации и заносятся в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Только после правовой регистрации нормативные правовые акты признаются вступившим в силу.

На основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигиены труда, типовых инструкций, требований безопасности подготавливаются важнейшие локальные нормативно-правовые акты – инструкции по охране труда, в которых излагаются требования, направленные на безопасное выполнение соответствующих работ. Эти требования являются обязательными для работников, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда для работников отдельных видов профессий и на отдельные виды работ утвержден Постановлением Госкомтруда Республики Беларусь № 82 от 14 июля 1994 года.

В соответствии с данным Постановлением инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы [21]:

– общие требования безопасности;

– требования безопасности перед началом работ;

– требования безопасности при выполнении работ;

– требования безопасности при аварийных ситуациях;

– требования безопасности по окончании работ.

Разработка инструкций должна производиться на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, где указываются исполнители и сроки выполнения работ.

Руководство разработкой возлагается на главного инженера или его заместителя.

Инструкции должны подготавливаться руководителями соответствующих цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений предприятий с участием профсоюзов.

Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать обеспечению их необходимыми документами.

Утверждение инструкции должно осуществляться приказом руководителя предприятия либо грифом утверждения.

Каждой инструкции необходимо присваивать наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.042 с.)