Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеметодические положения и практическая работа по обучению овладению вербальными средствами активизации эмоционально-интеллектуального потенциала школьников

Поиск

Общеметодические положения и практическая работа по обучению овладению вербальными средствами активизации эмоционально-интеллектуального потенциала школьников в курсе современного русского языка, а также в курсе методики преподавания русского языка в начальных классах находят свое преломление в специальных курсах (по выбору) в рамках программы курса «Педагогическая риторика», которые дополняют и расширяют полученные студентами знания в вышеназванных курсах и способствуют совершенствованию умений, обеспечивающих профессионально грамотное речевое поведение учителя.

В плане обучения студентов профессиональной речи в рамках спецкурсов выделяются следующие направления:

1. Изучение жанра объяснительной речи учителя как основной категории при организации учебно-научного взаимодействия с точки зрения ее эмоционально-интеллектуальной составляющей.

2. Сопоставительное изучение содержания обучения русскому языку в начальных классах и содержания речевой деятельности учителя в структуре педагогического дискурса.

В исследовании описаны особенности работы по каждому из названных направлений в содержании курса по выбору «Специфика речевого поведения учителя в педагогическом дискурсе».

В программу спецкурса включены понятия, связанные со знаниями об особенностях процесса эмоционально-интеллектуального взаимодействия, об отражении данного процесса в теории обучения, о путях его реализации в школьном образовании.

Ключевыми понятиями программы спецкурса являются «жанр объяснительной речи», «проблемы активизации эмоционально-интеллектуальных состояний коммуникантов в учебно-научном общении», «стратегии педагогического дискурса», «риторические законы и их реализация в педагогическом дискурсе», «речевое поведение учителя и его особенности»,

Цель данного курса по выбору заключается в обучении студентов модели речевого поведения в ходе педагогического дискурса и уместного использования риторических средств активизации эмоционально-интеллектуального потенциала школьников (на материале объяснительной речи учителя).

Задачи курса по выбору.

1. Проанализировать общие проблемы риторического осмысления учебно-научной информации в педагогическом дискурсе.

2. Раскрыть основные риторические приемы объяснения учебной информации и возможность реализации стратегий педагогического дискурса.

3.Обосновать необходимость актуализации интеллектуально-эмоциональных состояний учеников с помощью использования учителем различных вербальных средств в объяснении.

4. Научить студентов использовать вербальные средства реализации риторических законов и стратегий педагогического дискурса в объяснительных текстах для активизации интеллектуальных эмоций учащихся и, следовательно, эффективного усвоения ими знаний.

При рассмотрении вопросов речевого поведения учителя мы считаем необходимым акцентировать внимание на следующих наиболее сложных для усвоения студентами темах:

- сущность педагогического дискурса;

-характеристики эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса;

- риторические законы и стратегии педагогического дискурса в речевом поведении учителя (на материале объяснительной речи).

Фоновые знания по названным темам излагаются студентам в виде четырехчасовой лекции о сущности педагогического дискурса по следующему плану:

1. Интеллектуальные эмоции. Эмоционально-интеллектуальные состояния участников учебно-научного общения.

2. Понятие и особенности педагогического дискурса.

3. Стратегии педагогического дискурса.

4. Роль риторических законов и их реализация в речевом поведении учителя.

5. Языковые средства активизации эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса.

Практическое направление работы предполагает выполнение студентами заданий, конкретизирующих теоретические положе­ния о средствах активизации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического дискурса:

1. Определение стилистической принадлежности текстов и речевых маркеров, позволяющих отнести объяснительные тексты к тому или иному жанру.

2. Выявление сущности дискурса как понятия на основе предложенных высказываний. Аргументация своего выбора.

3. Определение особенностей педагогического дискурса на основе приведенных определений.

4. Выделение вербальных средств, маркирующих стратегии педагогического дискурса (объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую) и эмоционально-интеллектуальные состояния коммуникантов в объяснительной речи.

Задания опытного обучения усложняются по степени самостоятельности студентов и нацелены, в частности, на совершенствование умений студентов адекватного использования риторических средств эмоционально-интеллектуального воздействия на адресата при предъявлении учебной информации. Приведем примеры подобных заданий.

1.Составление фрагментов объяснений с использованием риторических средств по предложенному началу.

2. Преобразование текста – объяснения с уместным использованием риторических средств активизации интеллектуальных состояний школьников.

3. Разработка и проведение фрагментов уроков с уместным использованием риторических средств в объяснении (объяснение по конкретной теме).

Целью выполнения итогового задания было выявление качественно-количественных показателей опытного обучения. Для этого студенты контрольной и экспериментальной групп, используя лекционный материал («Языковые средства выражения и активизации интеллектуальных эмоций в педагогическом дискурсе» (информация предъявлена в распечатанном виде)) провели комплексное исследование объяснительной речи учителя по следующим вопросам:

«- Назовите этапы объяснительной речи учителя.

- Какие стратегии педагогического дискурса реализуются в данной объяснительной речи? Какими языковыми средствами?

-Реализуются ли учителем в данной объяснительной речи риторические законы? Если да, то какие? На каких этапах объяснения? Какими языковыми средствами?

- Какие языковые средства, использованные учителем в объяснении, актуализируют эмоционально-интеллектуальные состояния школьников?»

В виде итоговой таблицы представлены и сопоставлены полученные данные об умении студентов контрольной и экспериментальной групп выделять этапы в объяснительной речи; выявлять риторические законы, стратегии педагогического дискурса и эмоционально-эмоционально-интеллектуальные состояния школьников.

Количественный состав студентов представлен в процентах.

 

2.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.006 с.)