Прочности. Классификация нагрузок и напряжений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочности. Классификация нагрузок и напряжений.



Требования, предъявляемые к деталям машин при их проектировании и конструировании.

Совершенство конструкции детали оценивают по ее надежности и экономичности. При этом под надежностью понимают вероятность безотказного выполнения определенных функций в течение заданного срока службы без внеплановых ремонтов. Экономичность определяется, стоимостью материала, затратами на производство и эксплуатацию. Длятого чтобы быть надежными, детали прежде всего должны быть работоспособными, т. е. находиться в таком состоянии, в кото­ром они могут выполнять заданные функции в пределах технических требований.

Работоспособность деталей оценивают по прочности, износостойкости, жесткости, теплостойкости, вибрационной устой­чивости.

Значение того или иного критерия для данной детали определяют по условиям работы. При конструировании деталей их работоспособность обеспечивают главным образом выбором соответствующего материала и расчетом размеров изделия по основным критериям работоспособности

Прочности. Классификация нагрузок и напряжений.

Прочность является главным критерием работоспособности для большинства деталей. Непрочные детали не могут работать. Следует помнить, что поломки частей машины приводят не только к простоям, но и к несчастным случаям. Различают статические и усталостные поломки деталей. Стати­ческие поломки происходят тогда, когда величина рабочих напряжений превышает предел статической прочности материала σв. Это связано обычно со случайными перегрузками, не учтенными при расчетах, или со скрытыми дефектами деталей (раковины, трещины и т. п.). Усталостные поломки вызываются длительным действием переменных напряжений, величина которых превышает характеристики усталостной прочности. Усталостная прочность деталей значительно понижается при нали­чии концентраторов напряжений, связанных с конструктивной фор­мой детали (галтели, канавки, резьбы, и т. п.) или с дефектами произ­водства (царапины, трещины и пр.).

Все нагрузки и напряжения, имеющие влияние на прочность деталей машин деляться на:

·
Растяжение – сжатие

·
Смятие

·
Контактные напряжения

·
Срез

·
Кручение

· Изгиб

ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Червячная передача (рис. 9.1) относится к передачам зацепления с перекрещивающимися осями валов. Угол перекрещивания обычно равен 90°. Возможны и другие углы отличные от 90°, однако такие пер дачи применяют редко. Движение в червячных передача преобразуется по принципу винтов пары или по принципу наклонной плоскости.

Различают по следующим признакам: форме поверх­ности, на которой образуется резьба, — цилиндрические (рис. 9.3, а) и глобоидные (рис. 9.3, б)*; форме профиля резьбы — с прямолиней­ным (рис. 9.4, а) и криволинейным (рис. 9.4, 6) профилем в осевом сечении. Наиболее распространены цилиндрические червяки. У чер­вяков с прямолинейным профилем в осевом сечении в торцовом сечении витки очерчены архимедовой спиралью, отсюда назва­ние — архимедов червяк. Архимедов червяк подобен ходовому вин­ту с трапецеидальной резьбой. Его можно нарезать на обычных токарных или резьбофрезерных станках. Пэтому первые червячные передачи выполняли с архимедовыми червяками, которые широко применяют и в настоящее время. Исследования показали, что работоспособность червячной пе­редачи повышается с уменьшением шероховатости поверхности и повышением твердости резьбы червяка. В последнее время все шире стали применять шлифованные высокотвердые червяки при Н≥45 HRC. Для шлифования архимедовых червяков требуются специальные шлифовальные круги фасонного профиля, что затрудняет обработку и снижает точность изготовления. По этому архимедовы червяки изготовляют в основном с нешлифован­ными витками при Н≤350 НВ. Для высокотвердых шлифуемых витков применяют эвольвентные червяки.

ВОЛНОВЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ Волновая передача основана на принципе преобразования парамет­ров движения за счет волнового деформирования гибкого звена меха­низма. Впервые такая передача была запатентована в США ин­женером Массером*. Обладая рядом положительных качеств, волновая передача по­лучила широкое распространение. В последующие годы запатен­товано много различных конструктивных модификаций волновой передачи. Основное распространение получили зубчатые передачи. Однако изучение принципа действия целесообразно начать с фрик­ционной передачи, которая проще.

Схема волновой передачи изображена на рис. 10.1. Передача состоит из трех основных элементов: гибкого колеса g; жесткого колеса Ь; волнового генератора h.

Наружный диаметр dg недеформированного гибкого колеса меньше внутреннего диаметра db жесткого колеса: db-dg=2w0

В конструкциях по рис. 10.1 гибкое колесо выполняют в виде гибкого цилиндра. В передаче по варианту I с ведомым валом соединено жесткое колесо, по варианту II — гибкое колесо. В вари­анте I левый недеформированный конец гибкого цилиндра присо­единен к корпусу. С правого конца в цилиндр вставлен генератор, который в данном примере представлен водилом с двумя роликами (другие конструкции генераторов. Наружный размер по роликам больше внутреннего диаметра цилиндра на 2w0, поэтому с правого конца цилиндр де­формирован. Генератор устро­ен так, чтобы деформиро­ванное гибкое колесо прижи­малось к жесткому колесу с силой, достаточной для пе­редачи нагрузки силами тре­ния

ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ И ВАРИАТОРЫ Принцип действия и классификация. Работа фрикционной пере­дачи основана на использовании сил трения,которые возникают в месте контакта двух тел вращения под действием сил прижатия Fn (рис. 11.1). При этом должно быть

Ft≤F,

где Ft — окружная сила; F — сила трения между катками. Для передачи с цилиндрическими катками (рис. 11.1)

F=Fnf,

Где f— коэффициент трения.

Нарушение условия (11.1) приводит к буксованию и быстрому износу катков.

Все фрикционные передачи можно разделить на две основные группы: передачи нерегулируемые, т. е. с постоянным передаточным отношением; передачи регулируемые, или вариаторы, позволяющие изменять передаточное отношение плавно и непрерывно (бесступен­чатое регулирование)*.

Каждая из указанных групп охватывает большое количество передач, различающихся по конструкции и назначению. Например, различают передачи с параллельными и пересекающимися осями валов; с цилиндрической, конической, шаровой или торовой поверх­ностью рабочих катков; с постоянным или автоматически регулиру­емым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикци­онным элементом или без него и т. д.

Схема простейшей нерегулируемой передачи изображена на рис. 11.1. Она состоит из двух катков с гладкой цилиндрической поверх­ностью, закрепленных на параллельных валах.

На рис. 11.2 показана схема простейшего вариатора (лобовой вариатор). Ведущий ролик А можно перемещать по валу в направ­лениях, указанных стрелками. При этом передаточное отношение плавно изменяется в соответствии с изменением рабочего диаметра

ведомого диска Б. Если перевести ро­лик на левую сторону диска, то можно получить изменение направления враще­ния ведомого вала — вариатор обладает свойством реверсивности.

РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ. Передача состоит из двух шкивов, закреп­ленных на валах, и ремня, охватывающего шкивы. Нагрузка переда­ется силами трения, возникающими между шкивами и ремнем вслед­ствие натяжения последнего. В зависимости от формы поперечного сечения ремня различают: плоскоременную, клиноременную, и круглоременную передачи.

ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ. Она основана на зацеплении цепи 1 и звездочек 2. Принцип зацепления, а не трения, а также повышен­ная прочность стальной цепи по сравнению с ремнем позволяют передавать цепью при прочих равных условиях большие нагрузки (однако меньшие, чем зубчатыми колесами). Отсутствие скольже­ния и буксования обеспечивает постоянство передаточного отноше­ния (среднего за оборот) и возможность работы при значительных кратковременных перегрузках. Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи, в связи с чем уменьшается нагрузка на валы и опоры. Угол обхвата звездочки цепью не имеет столь решающего значения, как угол обхвата шкива ремнем. Поэто­му цепные передачи могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях, а также переда­вать мощность от одного ведущего вала 1 нескольким ведомым 2

Цепные передачи имеют и недостатки. Основной причиной этих недостатков является то, что цепь состоит из отдельных жестких звеньев и располагается на звездочке не по окружности, а по много­угольнику. С этим связаны износ шарниров цепи, шум и допол­нительные динамические нагрузки, необходимость организации си­стемы смазки.

ПЕРЕДАЧА ВИНТ-ГАЙКА Передача винт — гайка служит для преобразования вращатель­ного движения в поступательное. В винтовых механизмах вращение винта или гайки осуществля­ют обычно с помощью маховика, шестерни и т. п. При этом передаточное отношение условно можно выразить отношением окружного перемещения маховичка SM к перемещению гайки (вин­та) ST:

i=SM / SГ = π dM / p1

где dМ— диаметр маховичка (шестерни и т. п.); р1 — ход винта. При малом р1 и сравнительно большом dM можно получить очень боль­шое i. Например, при р1 1 мм < dМ = 200 мм, i = 628.

Зависимость между окружной силой Ft на маховичке и осевой силой Fa на гайке (винте) запишем в виде

Ft=Faiη,

где η — КПД винтовой пары

Таким образом, при простой и компактной конструкции пере­дачи винт — гайка позволяет получить большой выигрыш в силе или осуществлять медленные и точные перемещения.

Основной недостаток передачи — низкий КПД. В соответствии с этим передачу винт — гайка применяют в механизмах, где необ­ходимо создавать большие силы Fa (домкраты, прессы и т. п.), а также в механизмах точных перемещений (механизмы подачи станков, измерительные, установочные и регулировочные механиз­мы).

Разработано много конструкций специальных винтовых пар, которые позволяют компенсировать ошибки изготовления, зазоров и износа; обеспечивают очень большие передаточные отношения (дифференциальная двойная резьба с разным шагом); повышают КПД путем замены трения скольжения трением качения (шарико­вые винтовые пары)

Требования, предъявляемые к деталям машин при их проектировании и конструировании.

Совершенство конструкции детали оценивают по ее надежности и экономичности. При этом под надежностью понимают вероятность безотказного выполнения определенных функций в течение заданного срока службы без внеплановых ремонтов. Экономичность определяется, стоимостью материала, затратами на производство и эксплуатацию. Длятого чтобы быть надежными, детали прежде всего должны быть работоспособными, т. е. находиться в таком состоянии, в кото­ром они могут выполнять заданные функции в пределах технических требований.

Работоспособность деталей оценивают по прочности, износостойкости, жесткости, теплостойкости, вибрационной устой­чивости.

Значение того или иного критерия для данной детали определяют по условиям работы. При конструировании деталей их работоспособность обеспечивают главным образом выбором соответствующего материала и расчетом размеров изделия по основным критериям работоспособности

Прочности. Классификация нагрузок и напряжений.

Прочность является главным критерием работоспособности для большинства деталей. Непрочные детали не могут работать. Следует помнить, что поломки частей машины приводят не только к простоям, но и к несчастным случаям. Различают статические и усталостные поломки деталей. Стати­ческие поломки происходят тогда, когда величина рабочих напряжений превышает предел статической прочности материала σв. Это связано обычно со случайными перегрузками, не учтенными при расчетах, или со скрытыми дефектами деталей (раковины, трещины и т. п.). Усталостные поломки вызываются длительным действием переменных напряжений, величина которых превышает характеристики усталостной прочности. Усталостная прочность деталей значительно понижается при нали­чии концентраторов напряжений, связанных с конструктивной фор­мой детали (галтели, канавки, резьбы, и т. п.) или с дефектами произ­водства (царапины, трещины и пр.).

Все нагрузки и напряжения, имеющие влияние на прочность деталей машин деляться на:

·
Растяжение – сжатие

·
Смятие

·
Контактные напряжения

·
Срез

·
Кручение

· Изгиб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.018 с.)