ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: возникновение, развитие и особенности



Политология как наука: возникновение, развитие и особенности

Предмет политологии, её содержание, методы и функции

«Политология» состоит из двух понятий. «Politike»(от Аристотеля) – искусство управления государством. «Logos»(от Гераклида)… – наука о политике.

Политика – объект исследования науки.

По вопросу о предмете науки существует две позиции в современном научном мире:

1. Автором первой позиции является Аристотель, который считал, что вся исследовательская деятельность должна быть направлена на изучение государства. Под предметом науки Аристотель видел именно государство.

2. Никола Макиавелли – итальянский мыслитель. Предметом науки является власть.

Политология использует как общие категории, частные категории, которые характерны для социальных дисциплин, и специфические или собственно-политологические категории.

Как и любая наука, политология опирается на закономерности или законы (Никола Макиавелли, Шарль Монтескье).

Эти закономерности представлены:

1. Объективными взаимосвязями политики с другими сферами жизни общества. (Экономика, социальная среда, военная среда)

2. Собственно-политические закономерности, т.е. устойчивые связи между элементами политики.

Методы, т.е. способы или средства изучения политических процессов, явлений и т.д. включают в себя:

1. Институциональный. При помощи него исследуется официальные структуры, политические институты и правила принятия ими решений.

2. Исторический. Анализируется изменения политических норм, отношений, институтов во времени и пространстве.

3. Социологический. Характеризуется рассмотрением политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.

4. Бихевиористский. Анализируется систематически наблюдаемое поведение индивида, личности; возможности изменения его мотивации.

5. Психологический. Исследуется индивидуальные черты характера, качества личности, бессознательные психические процессы, влияющие на поведение.

6. Системный. Рассматривает политику как систему в её взаимосвязях, как собственными элементами, так и с другими системами жизни общества.

Функции науки:

1. Теоретико-познавательная. Наука даёт знания о политике, о сложном мире политических отношений.

2. Мировоззренческая. Способствует формированию мировоззрения взглядов личности, выводы науки могут служить основой для частных политических исследований или теорий.

3. Регулятивная. Способствует включению (или не участию) индивида в политических процессах, событиях.

4. Оценочная (оксиологическая). Даёт оценку происходящим событиям и процессам.

5. Прогностическая. Раскрывает тенденции общественного развития через прогноз.

Задачи курса исходят из функций (Получить знания о…, сформировать мировоззрение…).

История науки.

Политические знания, теории, концепции, понятия накапливались более 2000 лет. Однако формальное конституирование науки произошло в середине XIX века. Родиной политологии являются США. 1857 год – на базе колумбийского университета Френсис Лейбер стал читать курс лекций по политической теории. 1880 год – там же он открыл первую высшую школу политической науки. 1903 год – создана американская ассоциация политической науки. В Европу наука приходит в 1896 году, взяла начало в Италии, связано это с публикацией работы Гойтано Моска «Элементы политической науки». Политология стала распространяться и в другие страны: Франция, Великобритания, Германия. В 1948 году возникла международная ассоциация политической науки под ЮНЕСКО. Она существует и сегодня. 1961 год – СССР в качестве коллективного члена вошли в состав данной организации. В 1989 году политология в СССР становится и наукой и учебной дисциплиной. С 1991 года этот статус наука получает в Беларуси.

Факторы, способствующие завершению оформления политологии в науку:

1. Буржуазные революции изменили как экономическое, так и политическое устройство современного мира: переход от абсолютизма к ограниченной монархии или республике.

2. Усиление роли парламента.

3. Введение всеобщего избирательного права.

4. Превращение рабочего движения в самостоятельную политическую силу.

 

 

Политическая власть

Современные концепции власти. Современная наука не выработала общего определения понятию.

Теологическая концепция. Власть – всё то, что дано свыше. Власть дана богом. Божественное начало всякой власти.

Телеологическая концепция. Власть трактуется с точки зрения постановки целей и задач и определения способов их достижения.

Бихевиористские концепции. Власть – особый вид поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Психологические концепции. Власть рассматривается как способность компенсировать физическую, психологическую или сексуальную неполноценность.

Системная концепция. Власть понимается как свойство системы, состоящее из определённых элементов, в которые власть – взаимосвязующее звено.

Структурно-организационная концепция. Общество представляет собой иерархичную систему и власть связывает компоненты системы снизу доверху.

Классовая (марксистская, коммунистическая) концепция. Власть определяется как организованное господство одного класса экономически доминирующего над другими общественными классами.

Элитарная концепция. Власть представляет собой взаимосвязь между господствующей элитой (меньшинством) и подчинёнными массами (большинством).

Вэберовская (волевая) концепция. Власть – это способность и возможность волевого преобразования общественных отношений вопреки сопротивлению.

Конфликтологическая концепция. Власть рассматривается как социальное явление, распределяющее ценностные факторы в конфликтных ситуациях. Устранение конфликтов или их минимизация.

 

Теория разделения властей

Данная теория окончательный свой вариант приобрела на рубеже XVII-XVIII веков. Авторами были: Джон Локк, Шарль Монтескье. Исходя из естественной предпосылки, т.е. в обществе власть выполняет определённые функции, она должна делиться на 3 ветви: законодательную (в лице парламента, по мнению авторов – двухпалатного, что означает компромисс между господствующими классами: феодалами и буржуазией; нижняя палата – интересы буржуазии и третьего сословия, верхняя палата – интересы феодалов), исполнительную (в лице правительства; в настоящее время входит глава государства), судебную с соответствующими институтами. Ветви власти должны быть не только разделены, но и уравновешены.

Политической предпосылкой теории было стремление демонополизировать власть, т.е. препятствовать концентрации власти либо в руках одного человека или института.

В настоящее время современные государства в конституционных актах закрепляют этот механизм.

 

 

Типология ПС.

Роль или функции ПС.

Функции:

1) Целеполагание;

2) Мобилизационная;

3) Норма творчества (создание законов);

4) Функция политической социализации;

5) Функция легитимизации политического режима, политического строя.

6) Связь элементов системы с системой и среды.

7) Укрепление политического строя и обеспечение его безопасности.

 

 

Авторитарный режим

Авторитарный режим – разновидность политического режима, характеризующаяся концентрацией власти в руках одного человека или органа, при её определённых ограничениях.

Переходная форма режима.

Признаки:

1. Политическая сфера.

\ 0Монополия и концентрация власти в руках одного человека или властного органа, неограниченная и неподконтрольная гражданам.

\ Граждане или общество по-прежнему отделены от политики.

\ Существование ограниченной выборности органов власти.

\ Разделение власти носит размытый или условный характер: прерогативы парламента ослаблены, значительные функции и полномочия сосредоточены в исполнительно-распорядительных органах власти.

\ Существует слабая оппозиция.

\ Максимально ограниченны0зе права и свободы граждан (прежде всего в политике).

\ Насилие – главное средство политической борьбы, однако направлено против оппонентов власти.

2. Экономическая сфера:

\ Экономическая сфера относительно свободна от диктата государства: наличие разнообразных форм собственностей, при ведущей роли государственной.

\ Сохраняются элементы планирования.

3. Идеологическая сфера:

\ Существование различных взглядов и идеологий.

\ Создание и утверждение государственной идеологии, которая стремится определять общественные интересы, но не носит обязательного характера.

4. Социальная сфера:

\ Силовые институты опора режима.

\ Чиновники, бюрократия.

\ Церковь.

 

Формы авторитарного режима:

1. Теократический авторитарный режим. Саудовская Аравия, Иран, Ватикан.

2. Неототалитарный авторитарный режим. Лидер государства не является членом партии. Мексика, Китай.

3. Военный авторитарный режим. Тунис, Ливия, Бразилия, Пакистан, Аргентина.

4. Монархический авторитарный режим. Абсолютная монархия. Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ.

5. Персонифицированный авторитарный режим. Беларусь, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Россия, Венесуэла.

20 ноября победили консерваторы на выборах

 

 

Институты местной власти

Институты местной власти в странах ЕС строят свою деятельность на «Европейской Хартии» о местном самоуправлении (октябрь 1985)

Для стран ЕС характерна децентрализация власти, то есть передача значительных функций института местной власти. Местная власть представлена: выборными органами (муниципалитеты, советы, ассамблеи ), и исполнительными органами (мер, губернатор), магистраты, джунты и т.д.

Система местной власти в РБ строится на законе «О местном управление и самоуправление в РБ» (1995 год).

Местная власть в РБ представлена органами самоуправления – Советы всех уровней:

- первичный – сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения.

- базовый – районные советы, городские городов областного подчинения.

- областной – входят 6 областных советов, минский городской совет.

Эти органы избираются сроком на 4 года.

К местной власти относятся органами местного управления - исполнительные комитеты (Исполкомы) или Администрации. В отличие от советов они назначаются выше стоящими инстанциями их главы и члены исполкомов утверждаются президентом.

Функции системы местной власти в РБ (по конституции не разграничены)

1. Утверждения и выполнения программ экономического и социального развития, а так же местных бюджетов

2. Установления местных сборов и налогов

3. Определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью

4. Провидения местных референдумов.

Отличие Белоруской системы:

1) Являются институтами государственной, а не общественной власти (власть централизована)

2) Не обладают финансовой самостоятельностью

 

 

Социальная политика:

Субъекты и объекты, функции, основные направления и тенденции (приоритеты)

1. Социальное государство - см. предыдущую тему

2. Социальная политика – деятельность государственных и общественных объединений и организаций по регулированию социальной сферой и социальных отношений, а так же совокупность политический установок, принципов, решений и действий направленных на удовлетворения социальных интересов и потребностей различных общественных групп.

Субъектами социальной политики являются государственные и не государственные институты, а объектами являются различные социальные общественные группы или формирования. Субъекты и объекты не постоянные величины, а взаимозаменяемые категории.

Функции социальной политики:

1. Защитная. Политика должна защитить нуждающихся в защите от государства.

2. Перераспределения. Перераспределение бюджета из производственной сфере в бюджетную.

3. Стабилизационная. Политика провидит, чтобы в государстве была более менее стабильная ситуация.

4. Воспитательная.

Направления и тенденции в развитие социальной политике:

- развитие системы образования

- здравоохранения

- социальное обеспечения

- культура, спорт

- демографическую политику, молодёжная политика, конфессиональную

 

 

Функции политический партий

1. Функция представительства: выявляет формулирует и удовлетворяет интересы определённой группы

2. Функция объединения: сплочения вокруг себя людей с одинаковыми взглядами, интересами, потребностями

3. Функция идеологическая или программная: на основе общих взглядов, вырабатывается идеология и программа политической партии.

4. Политическая функция: борьба за власть, за её осуществления и реализацию.

5. Электоральная функция: агитация, пропаганда своих идей. Работа за завоевания электората.

6. Управленческая (для тех партий, которые пришли в власти): решает общественно- значимые задачи, руководить, управлять общественными процессами.

7. Организационная: подготовка кадров, как для самой партии, так и для управления государством.

8. Функция политического воспитания и образования.

Классификация или типология политический партий:

1. Идеологическая направленности партии – либеральные партии, консервативные, социало – демократические, социалистические, коммунистические, националистические, фашистские партии.

2. Участие в политической власти :

· Правящие

· Оппозиционные: легальные, нелегальные, полулегальные партии (незарегистрированные, но государство не препятствует их деятельности)

3. По членству в партии –

· кадровые - малочисленные партии состоящие или представляющие кадровых политиков, не ориентирована, а живёт за счёт спонсорской помощи, нет обязательственного членства. Либералы, консервативные, демократы.

· Массовые партии – большие партии со строгим членством, с обязательной уплатой взносов, и с чётко определённой идеологией; такая партия стремится расширить круг своих участников. Социало – демократические, социалистические, националистические, коммунистические.

· Электоральные партии – включают электорат различной идеологической направленности, объединения происходит на основе вокруг общей целей.

4. Организационная структура –

Децентрализованные партии – отсутствует чёткая структура. Кадровые партии.

Централизованные – есть чёткая структура. Социалистические, и социало – демократические партии

Жёстко централизованная – есть чёткая структура, сами члены партии не знаю всего состава. Коммунистические, националистические. Национально демократические.

5. По месту в политическом секторе страны –

· Правые партии либеральные, правоцентристские.

· Центристские партии. Эволюционные развития

· Левые партии. Коммунистической, социалистические партии. Революционное развития.

6. Партии победившие на выборах и представленные в парламенте, делиться на мажоритарную (обладающая абсолютным большинством), доминирующая – вторая по численности и по влиянию, миноритарная – представленные не большим количеством членов.

 

Ведущие партии:

Ø Либерально – демократическая партия 28 тыс. С. Гайдукевич.

Ø Коммунистическая партия Беларуси. Около 6 тыс. Т. Голубева.

Ø Объединенная гражданская партия. Представляет либеральную идеологию.

Ø Партия БНФ (белорусского национального фронта)

Ø Консервативно – христианская партия БНФ представляют правый фланг и представляют консервативную идеологию.

Ø Белорусская социало – демократическая громада

Ø Белорусская социало – демократическая партия (Громада)

Ø Белорусская партия объединённых левых (Справедливый мир). Как коммунистическая, так и социало – демократическая идеология присутствует в программе этой партии.

Идеологические пристрастия современного мира.

Европейский парламент , как законодательный орган ЕС имеет следующие идеологические представления (июнь 2009):

1. первой по численности и по влиянию является фракция консервативных партий. (267 из 736)

2. социало – демократы (159 мест)

3. либералы 81 место

4. партии зелённых

5. нациолистические партии

консерваторы:

Великобритания, федеративная Германия, Франция (коалиция консерваторов и либералов), Финляндия, Канада, Швеция, Испания, Литва, Латвия, Болгария.

Социало – демократы:

Харватия, Словения, Австрия, Италия, Норвегия, Греция.

 

Либералы:

США, Польша, Япония, Нидерланды, Чехия, Елена Николаевна

 

Избирательные системы

Существует избирательное право реализуется через избирательные системы под которыми понимаются: порядок и организации и провидения выборов, либо представительные учреждения либо отдельные представители власти, закреплённые в нормативных актах.

Избирательные системы бывают:

· Мажоритарная – это такая избирательная система при которой победитель определяется по большинству набранных голосов.

Разновидности:

1. Относительного большинства. Отсутствует порок явки избирателей.

Победитель должен набрать больше, чем другие претенденты (и больше чем в графе против всех).

Выборы как правило в один тур. США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, РБ при формирования местной власти. В апреле 2010 состоялись первые выборы по системы относительного большинства в местном совете.

Активное право с 18 лет, и пассивное – с 18 лет.

2. Абсолютного большинства. Существует порог явки избирателей. Как правило выборы в 2 тура. Избранным считается тот, кто набрал определённый процент голосов плюс один голос от пришедших на участки. Австралия, Франция, РБ. По ней в РБ формируется палата представителей, явка или порог явки 25% и плюс 1 голос от зарегестрированых (занесенных в списки). Победитель должен набрать 25% процентов плюс 1 голос от прешедщих на участки. Если победителя нет, то второй тур объявляется и 2 победителя. Пассивное права – с 21. Совет республики пассивное право – с 30 лет. По этой системе избирается президент. Явка 50% плюс 1 голос. 2 тур по тем же условиям. Такая система сохраняется в незначительном числе стран или государств. Слабая сторона: не позволяет учесть все интересы других. До 50% голосов может потерять. Позволяет манипулировать подсчётом голосов. При данной системе существует понятие как одномандатный округ.

· Пропорциональная избирательная система. Данная система строится на участие в политических партиях в избирательном процессе, которые получают места в представительные учреждения пропорционально набранным голосам. Это система многомандатных округов.

1. Система жёстких списков. Требуется голосовать за партию в целом. Кандидаты получают свои места согласно последовательности или очерёдности в партийном списки. (Россия, Испания. Греция, Израиль)

2. Полужёстких списков. Голосования за партию в целом, гарантии кандидату под номеру 1. Остальные порядковые номера сам избиратель. (Нидерланды, Дания, Австрия)

3. Система свободных списков. За партию в целом, гарантию никто не имеет, последовательность за избирателем. (Бельгия)

4. Панаширования (смешивание) – избиратель может составить собственный список из кандидатов от зарегистрированной партии. Может внести и свои кандидатов. (Люксембург, Швейцария)

+ позволяет максимально учитывать общественное мнение

- обезличивает избирательный процесс

Данная система предполагает заградительный либо избирательный барьер. Процент определённый голосов, которая должна набрать партия. В России это семь процентов. В ФРГ, Италии 5 процентов. В Турции это 10%.

· Смещенная избирательная система. Предполагает сочетания элементов можевитарной и пропорциональной с целью минимизировать их недостатки.

ОБСЕ

БДИПЧ- со стороны международного сообщества за избирательным процессам наблюдает БДИПЧ ОБСЕ (бюро по демократическим институтами правам человека организации по безопасности и сотрудничестве в Европе.

Замечание и претензии БДИПЧ ОБСЕ к белорусскому избирательному процессу:

1. Привести законодательные нормы и к стандартам ОБСЕ изложенных в декларации прав человека.

 

Требования эмиссии к избирательной практике РБ:

1. Выборы привести в соответствия со стандартами ОБСЕ, реформировать законодательство о выборах в соответствии со взятыми страной обязательствами.

2. нарушается принцип равных возможностей кандидатов.

3. Искусственно усложнён процесс выдвижения кандидатов от партии и общественных объединений. Избирательный комиссии всех уровней не предоставляли одинаковых возможностей для участия в них от оппозиционных институтов.

4. Более прозрачным для общественности должен быть процесс голосования и подсчёта голосов. Требуется расширить и конкретизировать права наблюдателей как внутренних, так и внешних.

5. Об отмене системы предварительного голосования.

Теории элит:

1. В. Парето.

· Под элитой автор понимает совокупность индивидов, которые действуют в любой области с высокими показателями.

· Элита характерна для любых сфер деятельности и для всех общественных систем.

· Указал на элита образующие признаки: свойство ума, характер, ловкость, самые разнообразные способности человека, которыми он обладает в вышей степени.

· Элита в любом обществ делится или подразделяется на правящую, которая пряма или косвенно обладает властью, и на не правящую (контрэлиту).

· По методу управления элита подразделил на львов (представители элиты, которые опираются на силовые методы и не допускают никаких компромиссов)и лис(хитрость, ловкость, увёртовастью и умеют достигать компромиссы).

· Раскрыт механизм циркуляции элит. Элита находится в постоянном движение, верхние этажи (эшалоны) элиты всё время пополняются за счёт ниже стоящих, и такая ситуация способствуют стабильную развитии общества, если же прекращается циркуляция элиты, то возникает застой, более молодые прегрысивные, молодые, талантливые скапливаются в нижних слоях элиты и это грозит, революцией или другими радикальными способами, преобразования общества.

2. Г. Моска

· Элита существует во всех обществах и на всех стадиях общественно развития.

· Во всех обществах есть 2 класса, один, который правит и класс, которым правят.

· Расширяет перечень элитообразующих признаков: воинская доблесть, богатство, происхождение, личные качества, способность к управлению

· Раскрывает три способа воспроизводство элиты:

- наследования (аристократическая тенденция)

- выборы (демократическая тенденция)

- кооптация (пополнения выборного органа, без выборов)

3. теория Р. Михельса «железный закон о Олигархизации»

Суть закона в следующим:

· Не существуют прямой демократии между властью и обществом всегда есть посредник, либо в лице партии, либо в лице общественных институтов, которые функционируют по собственным законам, развитие любого институтов предусматриваем иерхичсноть и формирования особого слоя управленцев, которые отрываются от членов организации и монополизируют власть в ней превращаясь в олигархию, заботящуюся о личных интересах и сохранения власти в этом и есть суть закона

4. Теория демократически элитизма

Элитарность характерна и для демократического режима. Эффективность элиты отстаивание ею прав и свобод граждан и определяет социальную - демократии.

 

5. Лева либеральная концепция Ч. Миллса

Элита образующий признак – это обладание командными позициями, руководящими должностями и как следствия формирования элиты из собственной среды.

 

Роль (функции) элиты:

1. Вычление и воплощения в политических идеях интересы определённой социальной общности.

2. Определение программного курса в развитие общества, государства, а так же выработка средств и способов его реализации.

3. Выработка ценностей и норм общественной жизни, стандартов поведения, выработка идеологии.

4. Выдвижение из своей среды политических лидеров.

5. Кадровое обеспечение органов руководства и управления, кадровое обеспечения органов.

6. Способы рекрутирования элит: механизм гильдий (система гильдий)

Ø Закрытость, отбор претендентов из ниже стоящих слоёв элиты, длительность пребывания в рядах данной организации, определяет место в элите.

Ø Высокая степень институциональных барьеров или фильтров: возраст, партийность, образованность, социальное происхождение, семейное, национальное и т.д.

Ø Небольшой относительно круг селектората: как правило выше стоящий орган или руководитель.

Ø Антрепренерская противоположна системе Гильдии. Открытость, возможности самые значительные для всех представителей социальных групп попасть в элиту (выборы). Не значительное количество институциональных фильтров, как правило профессионализм и способность управлять. Широкий круг селектората, включая всех избирателей страны. высокая конкуретность и соперничество за попадания в элиту.

Типология элит:

-

-

-

 

 

Политология как наука: возникновение, развитие и особенности

Предмет политологии, её содержание, методы и функции

«Политология» состоит из двух понятий. «Politike»(от Аристотеля) – искусство управления государством. «Logos»(от Гераклида)… – наука о политике.

Политика – объект исследования науки.

По вопросу о предмете науки существует две позиции в современном научном мире:

1. Автором первой позиции является Аристотель, который считал, что вся исследовательская деятельность должна быть направлена на изучение государства. Под предметом науки Аристотель видел именно государство.

2. Никола Макиавелли – итальянский мыслитель. Предметом науки является власть.

Политология использует как общие категории, частные категории, которые характерны для социальных дисциплин, и специфические или собственно-политологические категории.

Как и любая наука, политология опирается на закономерности или законы (Никола Макиавелли, Шарль Монтескье).

Эти закономерности представлены:

1. Объективными взаимосвязями политики с другими сферами жизни общества. (Экономика, социальная среда, военная среда)

2. Собственно-политические закономерности, т.е. устойчивые связи между элементами политики.

Методы, т.е. способы или средства изучения политических процессов, явлений и т.д. включают в себя:

1. Институциональный. При помощи него исследуется официальные структуры, политические институты и правила принятия ими решений.

2. Исторический. Анализируется изменения политических норм, отношений, институтов во времени и пространстве.

3. Социологический. Характеризуется рассмотрением политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.

4. Бихевиористский. Анализируется систематически наблюдаемое поведение индивида, личности; возможности изменения его мотивации.

5. Психологический. Исследуется индивидуальные черты характера, качества личности, бессознательные психические процессы, влияющие на поведение.

6. Системный. Рассматривает политику как систему в её взаимосвязях, как собственными элементами, так и с другими системами жизни общества.

Функции науки:

1. Теоретико-познавательная. Наука даёт знания о политике, о сложном мире политических отношений.

2. Мировоззренческая. Способствует формированию мировоззрения взглядов личности, выводы науки могут служить основой для частных политических исследований или теорий.

3. Регулятивная. Способствует включению (или не участию) индивида в политических процессах, событиях.

4. Оценочная (оксиологическая). Даёт оценку происходящим событиям и процессам.

5. Прогностическая. Раскрывает тенденции общественного развития через прогноз.

Задачи курса исходят из функций (Получить знания о…, сформировать мировоззрение…).

История науки.

Политические знания, теории, концепции, понятия накапливались более 2000 лет. Однако формальное конституирование науки произошло в середине XIX века. Родиной политологии являются США. 1857 год – на базе колумбийского университета Френсис Лейбер стал читать курс лекций по политической теории. 1880 год – там же он открыл первую высшую школу политической науки. 1903 год – создана американская ассоциация политической науки. В Европу наука приходит в 1896 году, взяла начало в Италии, связано это с публикацией работы Гойтано Моска «Элементы политической науки». Политология стала распространяться и в другие страны: Франция, Великобритания, Германия. В 1948 году возникла международная ассоциация политической науки под ЮНЕСКО. Она существует и сегодня. 1961 год – СССР в качестве коллективного члена вошли в состав данной организации. В 1989 году политология в СССР становится и наукой и учебной дисциплиной. С 1991 года этот статус наука получает в Беларуси.

Факторы, способствующие завершению оформления политологии в науку:

1. Буржуазные революции изменили как экономическое, так и политическое устройство современного мира: переход от абсолютизма к ограниченной монархии или республике.

2. Усиление роли парламента.

3. Введение всеобщего избирательного права.

4. Превращение рабочего движения в самостоятельную политическую силу.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.032 с.)