Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу
(этап начальной подготовки)
Итоговая аттестационная работа
Руководитель ДПП
_______ (Шемятихина Л.Ю.)
подпись расшифровка
___.___. 20___ г.
| Исполнитель:
Соколкина Екатерина Леонидовна
Фамилия Имя Отчество
слушатель группы ДПП (ПК)
«Общеразвивающие и. предпрофессиональные программы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта»
наименование программы
_______ (Соколкина Е.Л.)
подпись расшифровка
|
| Научный руководитель:
Шемятихина Лариса Юрьевна,
Фамилия Имя Отчество
кандидат педагогических наук, доцент
ученая степень, ученое звание (при наличии)
_______ (Шемятихина Л.Ю.)
подпись расшифровка
|
Екатеринбург, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
| Стр.
|
I.
| Пояснительная записка
|
|
1.1.
| Характеристика группы и вида спорта, его отличительные особенности
|
|
1.2.
| Цель этапа (ов) подготовки
|
|
1.3.
| Задачи этапа (ов) подготовки
|
|
1.4.
| Специфика организации тренировочного процесса
|
|
1.5.
| Структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни - низкий, средний, высокий)
|
|
1.6.
| Компетенции спортсмена (результат освоения программы)
|
|
II.
| Нормативная часть
|
|
2.1.
| Минимальный возраст лиц для зачисления на этапы подготовки и минимальное количество лиц, проходящих подготовку в группах по виду спорта
|
|
2.2.
| Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта
|
|
2.3.
| План подготовки
|
|
2.4.
| Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта
|
|
2.5.
| Объем индивидуальной спортивной подготовки
|
|
2.6.
| Графическая структура годичного цикла
|
|
III.
| Методическая часть
|
|
3.1.
| Годовой план-график занятий
|
|
3.2.
| Содержание по разделам подготовки
|
|
3.3.
| Структура занятия и регламент
|
|
3.4.
| Средства тренировки
|
|
3.5.
| Методики работы (формирование, развитие, совершенствование) физических качеств
|
|
3.6.
| Методы работы (общепедагогические и специальные)
|
|
3.7.
| План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
|
|
IV.
| Система контроля и зачетные требования
|
|
4.1.
| Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы
|
|
4.2.
| Виды контроля разделов подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные (разрядные) нормативы, по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля
|
|
V.
| Материально-техническое обеспечение программы
|
|
VI.
| Перечень информационного обеспечения
|
|
6.1.
| Список литературы
|
|
6.2.
| Перечень аудиовизуальных средств
|
|
| |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Режим занятий.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Формы организации занятий
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Участие в товарищеских встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачёты, тестирования.
II Нормативная часть.
2.1. Минимальный возраст лиц для зачисления на этапы подготовки и минимальное количество лиц, проходящих подготовку в группах по виду спорта:
Этап
| Длительность (лет)
| Минимальный возраст
| Наполняемость
(min-max), чел.
|
Этап начальной подготовки
| 1 год
| 13 - 17 лет
|
|
Наполняемость групп.
Отбор кандидатов для занятий волейболом является одним из решающих условий, гарантирующих успех подготовки юных волейболистов. Определение круга способностей, от которых зависит эффективность овладения специальными навыками игры и достижения высоких результатов, составляет суть отбора. Наполняемость тренировочных групп и объем тренировочной нагрузки определяется по федеральным стандартам спортивной подготовки по виду спорта волейбол, а также с учетом техники безопасности. Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительных группах не должна превышать - 1ч 30 мин. Наполняемость групп и объем недельной тренировочной нагрузки с учётом этапов подготовки (в академических часах).
Минимальная наполняемость группы – 16 (чел).
Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах НП – 6.
Учебных недель: 52 недели из них 6 недель спортивно-оздоровительный лагерь и активный отдых
Учебных часов неделю: 6.
2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол (%):
Разделы подготовки
| Год обучения
|
В процентах
|
- Теоретическая
| 12-14
|
- Практическая
|
|
ОФП
| 24-26
|
СФП
| 9-11
|
- Техническая
| 18-20
|
- Тактическая
| 12-11
|
- Инструкторская и судейская
| 4-7
|
- Соревновательная
| 4-6
|
- Медико-восстановительная
| 2-4
|
- Контрольная
|
|
2.3. План подготовки:
Разделы подготовки:
| Количество часов
|
Теоретическая
|
|
ОФП
|
|
СФП
|
|
Техническая
|
|
Тактическая
|
|
Соревновательная
|
|
Переводные испытания
|
|
Контрольная
|
|
Итого 52 недели
|
|
2.4. Планируемые показатели соревновательной деятельности:
Показатели
| Год обучения
|
|
|
|
Тренировочные
| 16-18
|
|
|
Контрольные
| 1-3
|
|
|
Основные
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
2.5. Объем индивидуальной спортивной подготовки:
Организационно методические указания.
Спортивная тренировка юных спортсменов в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей. 1. Тренировочные занятия с юными воспитанниками не должны быть ориентированы на быстрое достижение высокого спортивного результата. 2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма. 3. В процессе занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля над состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием. 4. Надежной основой успеха юных волейболистов является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.
Следующие разновидности индивидуальной подготовки:
1. Игрок тренируется самостоятельно по рекомендации тренера.
2. В случае идентичности ошибок или недочетов у нескольких игроков их распределяют на группы по 2–4 человека, где они отрабатывают и совершенствуют один и тот же прием.
3. Группа игроков 2–3 человека, имеющих разные недочеты, тренируются вместе (например, один выполняет передачу, а другой удары, совершенствует подачу и т.д.).
4. Спортсмены (2–3 человека), которые имеют одинаковые недочеты, тренируются вместе, беспрерывно меняясь местами.
5. Игроки, которые отстают в отдельных компонентах игры, тренируются вместе с квалифицированными игроками, и тем самым более подготовленные выполняют шефство.
6. Игрока, который работает над устранением недочетов, время от времени проверяет тренер и указывает ему на ошибки.
7. Спортсмены тренируются по функциям, выполняемым в команде (связующие защитники, нападающие), отрабатывают отдельные игровые связки и комбинации.
8. На тренировочных и товарищеских играх отдельные игроки получают и выполняют конкретные задания (индивидуально).
9. Работа в парах – квалифицированный игрок и игрок, в чем-либо ему уступающий.
2.6. Графическая структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов)
Тренировочный процесс в годовых циклах системы спортивной подготовки построен на основе закономерностей приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы, в полном соответствии с научно обоснованными принципами спортивной тренировки и предусматривает:
структуру и содержание тренировочного процесса отдельных занятий, недельных микроциклов, этапов и периодов спортивной подготовки;
продолжительность этапов, периодов спортивной подготовки;
количество тренировочных занятий, тренировочных дней, дней отдыха;
объем и соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок средств
физической подготовки;
соотношение физической, технической, тактической сторон спортивной подготовки;
системность средств и методов тренировки.
Тренировочные программы различных по напряженности, специфичности и направленности тренировочных занятий, недельных микроциклов, этапов, периодов распределены в структурах годовых циклов таким образом, что их выполнение обеспечит решение двух основных задач каждого годового цикла тренировки. Первая задача – повышение уровня общей специализированной физической подготовленности, специальной физической подготовленности, технической подготовленности, тактической подготовленности, психологической подготовленности по сравнению с предыдущим годом. Вторая задача – достижение и сохранение высокого уровня спортивной формы в соревновательном периоде, успешные выступления в основных соревнованиях сезона.
Распределение времени на основные разделы подготовки по годам подготовки происходит в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе спортивной подготовки.
Современное представление о планировании годичных циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют, микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Основой для планирования нагрузок в годичном цикле являются сроки
проведения соревнований (контрольные, отборочные, основные, главные).
Для этапа начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер. В связи с отсутствием официальных соревнований годичный цикл не делится на периоды. Основное внимание сосредотачивается на содержании недельных циклов. Соревнования проводятся по текущему материалу занятий, без непосредственной подготовки к ним.
ΙΙΙ. Методическая часть
3.1. Годовой план-график занятий (тематическое планирование)
Разделы подготовки
| месяц
|
сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| январь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| июль
| август
| Объём нагрузки в %
|
1. Теоретическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Физическая культура в укреплении здоровье человека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Закаливание организма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Рождение и развитие избранного вида спорта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Выдающиеся отечественные спортсмены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Самоконтроль в процессе занятий спортом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Общая характеристика спортивной тренировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Основные средства спортивной тренировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.Физическая подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Единая всероссийская спортивная квалификация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Практическая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОФП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СФП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническая подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тактическая подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.участие в соревнованиях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Учебные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Контрольные испытания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Контрольные нормативы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Переводные испытания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№
| Задачи на тренировку
| Количество часов
|
| Техника Безопасности при занятиях волейболом
Верхняя передача мяча на месте
|
|
| Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
Развитие ловкости
|
|
| Нижняя прямая подача с расстояния 3-6м
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Верхняя передача мяча после перемещения вперёд
Учебная игра
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания партнёром
Челночный бег
|
|
| Нижняя прямая подача
Упражнения с набивными мячами (см. приложение 1.1.)
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания партнёром
Многоскоки
|
|
| Верхняя передача мяча через сетку
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Комбинации из основных элементов
Развитие силы
|
|
| Позиционное нападение(6:0)
Учебная игра
|
|
| Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
Скоростно силовые упражнения(см. приложение 1.3.)
|
|
| Жонглирование, упражнение с мячом
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Верхняя передача мяча
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
|
|
| Нижняя прямая подача 3-6м
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Передача мяча после перемещения вперёд
Челночный бег
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания партнёром
Специально беговые упражнения
|
|
| Передача мяча через сетку
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Учебная игра (технические приемы и тактические действия в волейболе)
|
|
| Нижняя прямая подача 3-6м
Скоростно силовые упражнения(см. приложение 1.3.)
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания партнёром
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Передача мяча через сетку
Развитие силы
|
|
| Учебная игра
Челночный бег
|
|
| Позиционное нападение
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Игровые задания с ограниченным числом игроков
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Учебная игра
Развитие силы
|
|
| Верхняя передача мяча над собой и через сетку
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
|
|
| Нижняя прямая подача через сетку
Передача над собой во встречных колоннах
|
|
| Нижняя прямая подача через сетку
Мини волейбол
|
|
| Верхняя передача мяча над собой и через сетку
Скоростно силовые упражнения(см. приложение 1.3.)
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром
Челночный бег
|
|
| Передача мяча в парах
Развитие гибкости
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Учебная игра
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Передача мяча в парах через сетку
Упражнения на развитие мышц верхнего плечевого пояса
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Учебная игра
Специально беговые упражнения
|
|
| Комбинации из освоенных элементов
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
|
|
| Учебная игра
Развитие силы
|
|
| Передача над собой во встречных колоннах
Мини волейбол
|
|
| Передача мяча в парах через сетку
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
|
|
| Нижняя прямая подача
Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
|
|
| Приём подачи
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром
Челночный бег
|
|
| Верхняя передача в парах ч/з сетку (технические приемы и тактические действия в, ручном мяче).
|
|
| Совершенствовать игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2),(3:3)
|
|
| Совершенствовать комбинации из освоенных элементов перемещения и владения мячом
|
|
| Нижняя прямая подача
Развитие ловкости
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Скоростно силовые упражнения(см. приложение 1.3.)
|
|
| Учебная игра (Правила спортивных соревнований, нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности).
|
|
| Отбивание мяча кулаком через сетку
Специально беговые упражнения
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Учебная игра (Комплексы упражнений лечебной физкультуры с учетом индивидуальных особенностей и характера заболевания
|
|
| Передача мяча в парах через сетку
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Передача мяча сверху, стоя спиной к цели
Челночный бег
|
|
| Нижняя прямая подача в заданную часть площадки
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
|
|
| Игра в нападении в зоне 3
Развитие силы
|
|
| Игра по упрощенным правилам волейбола
Многоскоки
|
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
Мини волейбол
|
|
| Приём мяча отраженного сеткой
Передача над собой во встречных колоннах
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| Игровые задания с ограниченным числом игроком
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Игра по упрощенным правилам волейбола
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Совершенствование передачи в парах через сетку
Развитие гибкости
|
|
| Приём снизу от нападающего удара
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
|
|
| Совершенствование передачи в парах через сетку
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Развитие ловкости
|
|
| Совершенствование подач, приёма снизу и нападающего удара.
Челночный бег
|
|
| Совершенствование техники прямого нападающего удара из глубины площадки
|
|
| Совершенствование переключения от защиты к нападению и наоборот
|
|
| Совершенствование нападающих ударов из глубины площадки против двойного блока
|
|
| Приём мяча отраженного сеткой
Специально беговые упражнения
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Многоскоки
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| Совершенствовании защитных действий после перемещения в зоны 5,6,1.
|
|
| Совершенствовании взаимодействия линии нападения
Скоростно силовые упражнения(см. приложение 1.3.)
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Совершенствовать игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2),(3:3)
|
|
| Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
Развитие гибкости
|
|
| Позиционное нападение
Развитие силы
|
|
| Передача над собой во встречных колоннах
Мини волейбол
|
|
| Игра по упрощенным правилам волейбола
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Игра в нападении в зоне 3
Упражнения на развитие мышц верхнего плечевого пояса
|
|
| Учебная игра (Комплексы упражнений лечебной физкультуры с учетом индивидуальных особенностей и характера заболевания
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| Передача мяча после перемещения вперёд
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Верхняя передача мяча после перемещения вперёд
Отбивание мяча кулаком через сетку
|
|
| Совершенствование передачи в парах через сетку
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Комбинации из основных элементов
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Позиционное нападение
Развитие ловкости
|
|
| Совершенствовать игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2),(3:3)
|
|
| Передача мяча в парах
Развитие гибкости
|
|
| Жонглирование, упражнение с мячом
Упражнения на развитие мышц верхнего плечевого пояса
|
|
| Отбивание мяча кулаком через сетку
Мини волейбол
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Учебная игра
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Нижняя прямая подача через сетку
Развитие силы
|
|
| Совершенствовании защитных действий после перемещения в зоны 5,6,1.
|
|
| Комбинации из освоенных элементов
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Верхняя передача мяча над собой и через сетку
Учебная игра
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Игра в нападении в зоне 3
Упражнения на развитие мышц верхнего плечевого пояса
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Развитие гибкости
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
Мини волейбол
|
|
| Совершенствование нападающих ударов из глубины площадки против двойного блока
|
|
| Совершенствование переключения от защиты к нападению и наоборот
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| Совершенствовать комбинации из освоенных элементов перемещения и владения мячом
|
|
| Совершенствовать игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2),(3:3)
|
|
| Учебная игра
Развитие ловкости
|
|
| Игра в нападении в зоне 3
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Учебная игра
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Передача мяча в парах через сетку
многоскоки
|
|
| Учебная игра
Развитие ловкости
|
|
| Учебная игра
Развитие ловкости
|
|
|
| Совершенствование передачи в парах через сетку
Развитие гибкости
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Многоскоки
|
|
| Верхняя передача мяча после перемещения вперёд
Отбивание мяча кулаком через сетку
|
|
| Учебная игра
Развитие ловкости
|
|
| Совершенствовать комбинации из освоенных элементов перемещения и владения мячом
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Верхняя передача мяча через сетку
Упражнения с гимнастической скамейкой
|
|
| Совершенствование нападающих ударов из глубины площадки против двойного блока
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Игра в нападении в зоне 3
Развитие силы
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Передача мяча сверху, стоя спиной к цели
Челночный бег
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Развитие ловкости
|
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
Мини волейбол
|
|
| Игровые задания с ограниченным числом игроков
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Позиционное нападение
Развитие координационных способностей(см. приложение 1.2.)
|
|
| Нижняя прямая подача с расстояния 3-6м
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Позиционное нападение с изменением позиций
Подвижные игры с основами волейбола(см. приложение 1.4.)
|
|
| Нападающий удар против одиночного блока
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Игра по упрощенным правилам волейбола(см. приложение 1.4.)
Упражнения с гимнастической скакалкой
|
|
| Нижняя прямая подача
Упражнения с набивными мячами(см. приложение 1.1.)
|
|
| Верхняя передача в парах ч/з сетку (технические приемы и тактические действия в, ручном мяче).
|
|
| Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку
Упражнения на развитие скорости
|
|
| Совершенствование стартовой скорости при перемещении к сетке и приём мяча снизу
|
|
| Верхняя передача мяча после перемещения вперёд
Отбивание мяча кулаком через сетку
|
|
| Совершенствовать игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2),(3:3)
|
|
| Совершенствование нападающего удара из-за 3х метровой линии
Развитие ловкости
|
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
Мини волейбол
|
|
всего
|
|
|
3.2.Содержание программы по разделам подготовки
Теоретическая подготовка
Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного волейбола. Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Первые шаги волейбола. Первые шаги волейбола у нас в стране. Развитие волейбола среди школьников. Описание игры в волейбол. История и пути развития современного волейбола.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оснащение спортсмена. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в волейболе. Рациональный суточный режим. Гигиена сна, питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях волейболом. О важности мелочей в спорте. Волейбольный мяч. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.