Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением элементов питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением элементов питания



ОТЧЕТ

по лабораторной работе

ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ВОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПОЛНОЙ ПИТАТЕЛЬНОЙ СМЕСИ И С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ

Выполнил студент 3-го звена Мұқаш Ә.

 

Преподаватель к. б. н. Мендыбаев Е. Х.

 

Актобе 2017

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..2

1.Обзор литературы……………………………………………………………………………………………………………….2

1.1. Минеральное питание. Классификация минеральных элементов…………………………..3-4

1.2. Выращивание растений на водной культуре в ППС и с исключением элементов питания………………………………………………………………………………………………………………………………..4-6

1.3. Метаболизм и физиологические значения азота как одного из самых важных элементов питания………………………………………………………………………………………………………………6-8

1. 4. Значение микроэлементов………………………………………………………………………………………….8-9

2. Материалы и методы…………………………………………………………………………………………………….9-10

2.1. Подготовительная работа…………………………………………………………………………………………10-14

2.2. Постановка опыта………………………………………………………………………………………………………14-16

2.3. Ликвидация опыта………………………………………………………………………………………………………….16

3. Результаты собственных исследований……………………………………………………………………..16-23

3.1. Биометрические показатели и морфологические признаки дефицита элементов питания……………………………………………………………………………………………………………………………..23-26

3.2.Статистическая обработка и оформление результатов работы……………………………….

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для нормального роста и развития растений необходимы различные элементы питания. По современным данным, таких элементов порядка 20, без которых растения не могут полностью завершить цикл развития и которые не могут быть заменены другими.

Элемент считается необходимым, если:

1. Его отсутствие исключает нормальный жизненный цикл растения.

2. Недостаток элемента вызывает специфические нарушения жизнедеятельности растения.

3. Элемент непосредственно используется в процессах преобразования веществ и энергии.

Всё это можно установить только при выращивании растений на искусственных питательных средах – в водных и песчаных культурах. Исключение какого-либо из макро- или микроэлементов приводит к нарушению структуры и обмена веществ растений, торможению роста и в будущем – к их гибели.

Целью данной работы является проведение вегетационного опыта с выращиванием растений в условиях водной культуры на полной питательной смеси и с исключением элементов питания для определения значения макро- и микроэлементов в жизни растений. В конце опыта будет получен наглядный пример того, как отсутствие одного из элементов сказывается на развитии растений.

Знание о значении минеральных элементов в жизни растений очень полезно и нужно в сельском хозяйстве и растениеводстве. Чтобы повысить урожайность агрономы используют различные удобрения и подкормки. Будь то садовод любитель, будь то коллекционер фиалок и бегоний, каждый из них должен знать, что корневое питание заключается не только в поглощении воды, а еще и в макро- и микроэлементах.

Значение микроэлементов

Изучение значения микроэлементов в обмене веществ растений необходимо для выявления новых возможностей управления их продуктивностью, поскольку микроэлементы могут выступать и как специфические и как неспецифические регуляторы обмена веществ.

Во многих жизненных процессах, происходящих в растениях на молекулярном уровне, микроэлементы принимают самое активное участие. Действуя через ферментную систему или непосредственно связываясь с биополимерами растений, микроэлементы могут стимулировать или ингибировать процессы роста, развития и репродуктивную функцию растений.

Составной частью общебиологической проблемы выяснение значения микроэлементов в отдельных звеньях обмена веществ является вопрос о взаимодействии микроэлементов с ДНК. Актуальность этого аспекта определяется действием ионов металлов во многих биологических процессах, происходящих с участием нуклеиновых кислот. Ионы металлов можно рассматривать как фактор, участвующий в создании необходимой для выполнения биологической функции конформации макромолекулы.

В связывании цинка молекулой ДНК участвует атом N1 гуанина и N7 аденина. При возрастании концентрации ионов металлов в полинуклеотидных тяжах возникают одиночные разрывы, которые являются централями деспирализации биополимера. Взаимодействие марганца с фосфатными группами и с гуанином, структурирование гидратной оболочки обусловливает сложную зависимость параметров конформационных переходов от количества ионов металла.

Удаление молибдена из питательной среды вызывает понижение активности нитратредуктазы, совершенно отличное от понижения активности, вызванного удалением молибдена из интактного фермента, например диализом против цианида. В последнем случае активность инактивированного фермента может почти полностью восстанавливаться, добавляя металл к белку, тогда как в случае недостаточности молибдена добавление металла к бесклеточному экстракту не оказывает никакого действия.

Проведенные исследования дают основание заключить, что молибден оказывает ингибирующее действие на ДНК-азы и РНК-азы за счет образования комплексов молибдат-ионов с функциональными группами ДНК-азы и РНК-азы. Образование комплексов молибдат-ионов с ДНК и РНК, по-видимому, защищает фосфодиэфирные связи полинуклеотидов от атакуемости их гидролизирующими ферментами. Молибден также влияет на фосфорный обмен у растений, являясь ингибитором кислых фосфатид. 8

Под влиянием бора в растениях увеличивается сумма флавинов за счет флавинадениндинуклеотида (ФАД), что свидетельствует о частичном превращении рибофлавина в флавиновые нуклеотиды, а также об усилении активности флавиновых ферментов, содержащих ФАД в качестве кофермента. Количество общего рибофлавина в листьях салата под влиянием бора увеличилось в 4 раза, прочно связанной с белком формы – в 3,8 раза, ФАДа – в 4 раза.

Была обнаружена положительная корреляция между активностью ферментной системы синтеза индолилуксусной кислоты и наличием в инкубационной среде цинка и индолилпировиноградной кислоты.

Показано, что содержание углеводов в тканях растений тесно связано с поступлением бора с питательными веществами. Листья растений с недостаточностью бора содержат обычно много сахаров и других углеводов, по-видимому, эти вещества по какой-то причине не переместились из листьев.

Гош и Даггер высказали предположение, что основная функция бора заключается в перемещении сахаров, которое осуществляется благодаря образованию углеводно-боратного комплекса, облегчающего прохождение сахара через мембрану. Авторы допускают, что-либо углеводно-боратный комплекс может перемещаться из клетки в клетку, либо бор представляет собой компонент мембран, вступающий во временную связь с углеводом и осуществляющий таким образом его прохождение через мембрану. Авторы считают последний механизм действия бора более вероятным.

Марганец активирует обратное карбоксилирование ди- и трикарбоновых кислот, способствует восстановительному карбоксилированию пировиноградной кислоты в яблочную или щавелевую кислоту. Повышает активность фермента аргиназы, катализирующей превращение аргинина в орнитин, из которого синтезируется пирролидоновое кольцо тропановых алкалоидов. Он активирует фосфатглюкомутазу, энолазу, лецитиназу, аминопептидазу. Под влиянием марганца отмечено понижение содержания РНК в ядрах и увеличение в рибосомах. Отмечается также тенденция к повышению содержания ДНК под влиянием марганца. По-видимому, ДНК в данном случае слабее утилизируется.

Материалы и методы

Задание: Провести вегетационный опыт по выращиванию растений в условиях водной культуры в полной питательной смеси.

Объект исследования: Опытные растения фасоли.

Ход работы: Опыт по определению физиологической значимости макроэлементов для роста растений проводится коллективно, всей студенческой группой. Каждый студент ведет свой определенный вариант опыта, в данном случае вариант питательной смеси.

Опыт продолжается в течение 30 дней. Проведение этой работы происходит в такой 9

последовательности:

А. Подготовительная работа:

1.Монтирование посуды.

2. Определение качества посевного материала.

3. Выращивание рассады для водных культур.

4. Расчеты и приготовление растворов для питательных смесей.

Б. Закладка опыта:

1. Приготовление питательных смесей для разных вариантов опыта.

2. Первые измерения растений.

3. Высадка растений в посуду.

В. Наблюдения и уход за культурами:

1. Определение биометрических параметров растений (длины надземной части, количество листьев).

2. Приготовление свежего питательного раствора.

3. Проведение замены питательного раствора на свежий.

4. Подвязывание и уход за растениями.

Г. Ликвидация опыта:

1. Оценка морфологических признаков недостаточности элементов минерального питания у растений всех вариантов питательных смесей, которые выполнялись в группе.

2. Последнее определение биометрических показателей растений.

3. Статистическая обработка и оформление результатов работы.

Подготовительная работа

1.Монтирование посуды.

Оборудование и материалы. 1. Семена разных растений. 2. Реактивы: 1) Ca(N03)2), 2) КН2Р04, 3) MgSO4 x 7Н20, 4) KС1, 5) Fe2Cl6, 6) NaH2P04 x Н20, 7) NaCl, 8) CaS04 x 2Н20. 3. Мензурки на 100 мл, 500 мл, 100 мл. 4. Бутылки для растворов. 5. Кюветки. 6. Плоские чашки (бактериологические). 7. Водяная баня. 8. Весы. 9. Разновес. 10. Примус. 11. Тигельные щипцы. 12. Сверла пробочные. 13. Нож (острый). 14. Ножницы. 15. Иголки 10

толстые. 16. Пинцет. 17. Линейка, разделенная на миллиметры (длина —100 см). 18. Материал для чехлов (материя, бумага). 19. Столярный клей. 20. Фильтровальная бумага. 21. Деревянные палочки. 22. Звонковая проволока. 23. Сосуды для водных культур (материальные банки).

Монтировка сосудов. Для водных культур употребляются простые материальные банки емкостью 200-250 мл. Горло банки закрывается плоской пластиковой крышкой, в которой делают три отверстия: первое - в центре для растения, второе — для стеклянной трубки, предназначающейся для продувания воздуха, и третье - для деревянной палочки, к которой подвязывается растение (рис. 41). Гнездо для растения лучше сделать так: до центрального отверстия пробки вырезать узкий сектор, который потом легко вынимать и вставлять. Банки покрываются бумажными или матерчатыми чехлами.

Рис. 41. Л — сосуд для водных культур; Б — крышка для сосуда

Расчет и приготовление растворов для питательных смесей (полная и с исключением того или иного элемента). В качестве примера возьмем смесь Кнопа.

Полный питательный раствор Кнопа

Название солей   Химическая формула На 1 л коды в г
Азотнокислый кальций........... Калий фосфорнокислый первичный Сернокислый магний.............. Хлористый калий...................... Хлорное железо Ca(NO3)2 КНаРО4 MgS04 • 7Н20 КС1 Fe2C!6   1,00 0,25 0,25 0,125 0,0125  

 

Смесь с исключением калия

Соль КН2Р04 заменяется NaH2PО4 -Н2О

» КС1» NaCl

Вычисляется, сколько нужно взять NaH24 • Н2О, чтобы количе­ство в смеси было такое же, как в 0,25 г КН2Р04.

Расчет ведется следующим образом: 1) Р в 0,25 г ҚН2Р04 вычисляется по пропорции:

КН2Р04 - Р 136,2 -31,04
0,25 -Xили 0,25 - X.

отсюда

NaH24 • Н2О-Р 13807-31,04

Х-0,057 или Х – 0,057

 

Следовательно, NaH24 • Н2О берется на 1 л - 0,25 г. Затем вы­числяется

количество NaCl, которое может заменить 0,125 г КС1, следующим образом:

1) С1 в 0,125 г КСІ было:

КС1 -С1 74,6-35,46

0,125-Xили 0,125 - Х

отсюда

2) Na Cl –Cl 53,5-35,46

Х -0,05 или Х -0,06

 

т. е. NaCl на 1 л берется 0,09 г.

Таким образом получается следующий состав питатель­ной смеси без калия: 12

 

Смесь с исключением фосфора: КН2Р04 заменяем KCI.

Расчеты производятся так же, как в предыдущем случае, а именно:

1) КН2Р04-К 136,2-39,1

0,25- X или 0,25- X,

 

отсюда

 

КС1 -С1 74,6-39,1

X-0,07 или Х - 0,07

 



Следовательно, вместо 0,25 г КН2РО4 берется 0,13 г КС1.

Состав питательной смеси без фосфора будет следующим:

 

 



Смеcь с исключением азота

При исключении азота Ca(NO3)2 заменяется CaSO4-22HO. Рас­чет производится так:

1) Ca(NO3)2 –Ca 164-40,04

1,00 – X или 1,00 –Х

отсюда

2)

 

 

Такие же расчеты производятся при исключении других элемен­тов и при замене солей, содержащих исключаемый элемент, другими солями.

Закладка опыта

а) Составление питательных смесей. Прежде всего измеряется объем тех сосудов, в которых будут выращивать растения. На сосуде делается отметка положения уровня, до которого наливается раствор (карандашом для стекла или наклеиванием полоски бумаги).

Затем вычисляется, какое количество мл концентрированных растворов надо брать на данный объем. Так как растворы всех солей приготовлены с одинаковым расчетом, то они отмериваются по одинаковому количеству мл, и затем сосуды доливаются водой до указанной черты.

1. Посадка растений в банки. Совершенно одинаковые растеньица из имеющейся рассады рассаживаются в сосуды, в которых будет идти их дальнейшее развитие. При посадке сначала осторожно просовывается корневая система в среднее отверстие пробки (корни направляются смоченной мягкой кисточкой). Проростки злаков лучше просовывать надземной частью. Если в пробке или деревянной (картонной) крышке вырезан клин, то при посадке растения пробка вынимается из горла, клин из нее вытаскивается, в разрез вкладывается растение, клин закрепляется, и пробка вставляется обратно в горло (в пробке зажимается нижняя часть стебля, а вся корневая система должна быть погружена в раствор). 15

2. Первые измерения растений.

а) отобрать из рассады 3 одинаковых растения, произвести измерения.

б) произвести первое определение биометрических параметров каждого растения.

Пронумеровать растения.

3. Ведение записей в тетрадях.

Для ведения записей результатов наблюдений подготовить отдельные таблицы по каждому варианту и виду растения.

Ликвидация опыта

Через 28-35 суток после высадки растений опыт можно ликвидировать.

1. Оценка морфологических признаков недостатка элементов минерального питания у растений всех вариантов опыта питательных смесей, которые выполнялись в группе.

а) провести сравнительный анализ внешнего состояния растений между разными вариантами опыта.

б) выявить и отметить визуально у растений морфологические признаки недостатка элементов минерального питания.

в) обсудить наличие у растений тех или иных признаков в связи с физиологической функцией минерального элемента.

2. Последнее снятие биометрических показателей растений.

а) Провести последнее наблюдение по тем же параметрам, что и раньше.

б) выявить и отметить визуально у растений морфологические признаки недостатка элементов минерального питания.

в) обсудить наличие у растений тех или иных признаков в связи с физиологической функцией минерального элемента.

 

Банка

Ca(NO3)2; KH2PO4; MgSO4*7H2O; KCl; Fe2Cl6; NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Длина стебля 1 – Стебель сломан 17

Банка

Длина стебля 2 – 18,5 см Длины черенков 3,5 см/3,5 см/5,3 см

Длина листьев – 2 см/2,2 см

Ширина листьев – 4,9 см/4,9 см

Банка

Длина стебля 2 – 18,8 см

Длины черенков 2,5 см/3,5 см/7,5 см

Длина листьев – 4 см/3,5 см

Ширина листьев – 3,8 см/3,8 см

KH2PO4; MgSO4*7H2O; KCl; Fe2Cl6; NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 21 см

Длины черенков 1,7 см/2,5 см/8 см

Длина листьев – 3,5 см/4,2 см

Ширина листьев – 4,1 см/4,2 см

Наблюдается потемнение черенков и пожелтение листьев.

Банка

Отросток полностью завял.

Банка

Длина стебля – 11,2 см

Наблюдается увядание стебля.

 

MgSO4*7H2O; KCl; Fe2Cl6; NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

 

Длина стебля – 20,5 см

Длины черенков 4 см/4,1 см/7,5 см

Длина листьев – 3,7 см/3,8 см

Ширина листьев – 3,7 см/3,9 см

Банка

Длина стебля – 5,1 см

Длины черенков 1, см/1,7 см

Длина листьев – 1,4 см/1,5 см

Ширина листьев – 1,3 см/3,1 см

Наблюдается увядание стебля, его слабый рост, а также пожелтение листьев.

Банка

Длина стебля – 19 см

Длины черенков 4 см/5 см/8,8 см

Длина листьев – 5,9 см/5,7 см

Ширина листьев – 5,7 см/5,8 см

KCl; Fe2Cl6; NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 24,5 см

Длины черенков 4 см/3,5 см/10 см

Длина листьев – 2,9 см/3,5 см

Ширина листьев – 3,3 см/3,6 см

Банка

Длина стебля – 22 см

Длины черенков 4 см/3 см/11,5 см

Длина листьев – 1,7 см/1,6 см

Ширина листьев – 3,9 см/4,2 см

Банка

 

Длина стебля – 14 см

Длины черенков 1,2 см/1,5 см/6,5 см

Длина листьев – 1,7 см/1,7 см

Ширина листьев – 2,8 см/3,5 см

Наблюдается небольшое пожелтение и увядание листа.

 

Fe2Cl6; NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 21,5 см

Длины черенков 3 см/3,5 см/6,5 см

Длина листьев – 3 см/3 см

Ширина листьев – 2,7 см/2,7 см

Банка

Длина стебля – 16 см

Длины черенков 3 см/3,5 см/6,5 см

Длина листьев – 3,3 см/3,8 см

Ширина листьев – 3,7 см/3,6 см

Банка

Длина стебля – 20 см

Длины черенков - 3 см/2,5 см/10,5 см

Длина листьев – 3 см/2 см

Ширина листьев – 3,5 см/2,3 см

Происходит отмирание второго листа.

NaH2PO4*H2O; NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 25,2 см

Длины черенков -

Длина листьев -

Ширина листьев –

Листья маленькие.

Банка

Длина стебля – 16,5 см

Длины черенков -

Длина листьев -

Ширина листьев -

Листья маленькие.

Банка

Длина стебля – 30,5 см

Длины черенков - 3 см/4 см/9,7 см

Длина листьев – 4,5 см/4,5 см

Ширина листьев – 4,1 см/4 см

 

NaCl; CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 9 см

Длины черенков -

Длина листьев –

Ширина листьев –

Банка

Длина стебля – 17,5 см

Длины черенков - 3 см/3 см/5 см

Длина листьев – 2 см/2 см

Ширина листьев – 2,8 см/3,3 см

Банка

Длина стебля – 18 см

Длины черенков – 3,5 см/4 см/10,6 см

Длина листьев – 3,5 см/3,5 см

Ширина листьев – 3,7 см/4,2 см

CaSO4*2H2O

Банка

Длина стебля – 25 см

Длины черенков – 3 см/3 см/11 см

Длина листьев – 4 см/3,8 см

Ширина листьев – 4 см/3,5 см

Банка

Длина стебля – 20 см

Длины черенков – 4 см/4 см/8,5 см

Длина листьев – 3,5 см/3,5 см

Ширина листьев – 4,3 см/4 см

Банка

Длина стебля – 23,5 см

Длины черенков – 4 см/3,2 см/9,2 см

Длина листьев – 3,5 см/3, см

Ширина листьев – 3,7 см/4,2 см

Дистиллированная вода

 

Банка

Длина стебля – 24 см

Длины черенков – 2,4 см/2.3 см/9,3 см

Длина листьев – 3,5 см/3 см

Ширина листьев – 2,8 см/2,6 см

Банка

Длина стебля – 22 см

Длины черенков – 2,5 см/3,3 см/7,5 см

Длина листьев – 2,9 см/3 см

Ширина листьев – 2,4 см/2,9 см

Банка

Длина стебля – 18,5 см

Длины черенков – 1,3 см/1,1 см

Длина листьев – 3,1 см/2,8 см

Ширина листьев – 2,6 см/2,2 см

 

3.1. Биометрические показатели и морфологические признаки дефицита элементов питания.

Недостаток (дефицит) того или иного элемента в питании растения имеет свои характерные симптомы и проявляется во внешних признаках.

Элемент питания растения Признаки (симптомы) недостатка элемента Место и время проявления признака нехватки элемента питания
Азот (N) Листья мельчают, теряют интенсивную зеленую окраску, рано опадают, желтеют, появляется оранжевые и красные оттенки. Слабый рост и цветение растения. Плохое усообразование у земляники. При недостатках азота деревья слабо ветвятся, плоды мелкие и могут осыпаться. Молодые листья яблони при дефиците азота не достигают нормальных размеров, их черешки отходят от побега под острым углом. Усиливать азотное голодание растений могут кислые почвы и задернение участка под плодовыми деревьями. Недостаток азота приводит к заложению малого количества плодовых почек. У косточковых пород при азотном голодании может покраснеть кора веток. На более старых нижних листьях с самого начала вегетации
Фосфор (Р) Тусклая темно-зеленая окраска листьев, иногда с бронзовым отливом. Могут проявляться красные и фиолетовые оттенки (особенно у черешков и жилок). Засыхающие листья становятся темными и даже черными. Цветение и созревание затягиваются, рано наступает листопад. Замедляется рост побегов и корней, листья мельчают, снижается зимостойкость. Симптомы фосфорного голодания растений чаще всего наблюдаются на кислых легких почвах с малым содержанием органики. Взрослые плодовые деревья могут несколько лет не проявлять признаков дефицита фосфора, т.к. они отдают накопленные запасы этого элемента от старых частей дерева более молодым. При недостатке азота у семечковых листья мельчают, прирост и ветвление побегов уменьшаются. Черешки и жилки листа с нижней стороны приобретают красноватый оттенок. На более старых нижних листьях
Калий (К) Симптомы дефицита калия начинают проявляться с побледнения листьев. Тусклая голубовато-зеленая окраска листьев (до хлоротичной). Края листьев опускаются вниз. По краям листа появляется ободок засыхающей ткани - краевой "ожог". Неравномерный рост листовых пластинок, листья сморщенные. Растение становится низкорослым с короткими междоузлиями, побеги вырастают тонкими. Признаки калийного голодания могут ярко проявляться на сильнокислых почвах и там, куда вносили избыточные дозы кальция и магния. Недостаток калия может сопровождаться деформацией и курчавостью листьев. Многолетники и плодовые растения на почвах теряют свою зимостойкость. Незначительный дефицит калия приводит к закладке на деревьях небывало большого количества мелких плодовых почек, дерево все усыпано цветами, но плоды из них развиваются очень мелкие. Листья черной смородины при недостатке калия могут стать пурпурными с краевым ожогом. На более старых нижних листьях, чаще в середине вегетации
Кальций (Са) Побеление молодых листьев, закручивание их кверху, отмирание точки роста и верхушек побегов, опадение листьев и завязей. При недостатке кальция задерживается рост корней, образование новых почек, побеги утолщаются, замедляется рост растения. Симптомы дефицита кальция могут проявляться на почвах с избыточным внесение калийных удобрений. Недостаток кальция плохо сказывается на образование косточек у косточковых культур, скорлупы у орехов. Листья могут выглядеть "рваными". В начале вегетации на молодых тканях, на верхушках побегов
Магний (Mg) Желтые, красные или пурпурные листья, их края и жилки некоторое время остаются зелеными (межжилковый хлороз). Окраска напоминает "елочку". Преждевременный листопад начинается с нижней части растения. Иногда недостаток магния приводит к появлению рисунка на листьях, схожего с мозаичной болезнью растений. Симптомы дефицита магния особенно ярко проявляются на легких кислых почвах. Непрерывные внесения калийных удобрений в таком случае только усиливает нехватку магния. Дефицит магния приводит к снижению зимостойкости и вымерзанию растений. По краям листьев крыжовника появляются красные полосы. На более старых нижних листьях, чаще в середине вегетации, особенно при засухе
Марганец (Mn) Появляются белые, светло-зеленые, красные пятна как при магниевом голодании, но только не на нижних, а на верхних, молодых листьях. Межжилковый хлороз, при этом жилки листа могут оставаться зелеными в течение длительного времени. Дефицит марганца может вызвать бурую пятнистость листьев. Внесение марганца способствует повышению урожая, увеличению сахаристости плодов и ягод. На верхних листьях, в их основаниях
Бор (В) Хлороз молодых листьев, их мельчание, скручивание, раннее опадание, пожелтение жилок. Позднее на таких листьях появляется краевой и верхушечный некроз. Торможение развития верхушечных почек при усиленном развитии боковых. Слабое цветение и завязывание плодов. Плоды уродливой формы. При недостатке бора подавлен рост всего растения. Симптомами борного голодания семечковых пород может служить опробкование тканей плода. На побегах отмирают мелкие участки коры. При длительном борном голодании верхушки побегов могут отмирать (суховершинность). Чрезмерное внесение борсодержащих удобрений приводит к ускорению созревания плодов в ущерб их лежкости. При недостатке бора мякоть яблок твердеет, на цветной капусте проявляется стекловидность головок, у свеклы загнивает сердцевина. Бор ускоряет прорастание пыльцы, влияет на развитие завязей, семян, плодов. Достаточное количество бора способствует притоку сахаров к точкам роста растений, цветам, корням и завязям. Для повышения урожая можно опрыскивать цветущие культуры борсодержащими препаратами. На более молодых частях растений, особенно при засухе
Медь (Cu) Задержка роста, отмирание верхушки побега, пробуждение боковых почек. Листья пестрые, бледно-зеленые с коричневыми пятнами, вялые, уродливые. Особенно страдают от недостатка меди цитрусовые растения. Очень отзывчивы на внесения меди томаты. Листья приобретают хлоротичную окраску, при этом жилки листа резко контрастируют на их фоне. На верхушках побегов могут появляться розетки из мелких листьев. На более молодых частях растений, особенно при засухе
Цинк (Zn) Мелкие, сморщенные, узкие листья. Крапчатые из-за межжилкового хлороза. Побеги тонкие, короткие, ломкие. Характерна "розеточность". Ветки с короткими междоузлиями. Плоды мелкие, уродливые, с толстой кожурой. У косточковых пород в мякоти плодов появляются бурые пятна. На более старых листьях, особенно весной
Железо (Fe) Симптомами нехватки железа могут служить пожелтение и обесцвечивание листьев (частичное или целиком). У ослабленных хлорозом растений замедляется рост, отмирают края листьев, мельчают плоды, снижается урожай, наступает преждевременный листопад. Могут усыхать вершины деревьев. Признаки дефицита железа проявляются при избыточном известковании почвы. На плодовых деревьях и ягодных кустарниках наблюдается сплошное побеление листьев. На молодых листьях и верхушках побегов
Молибден (Мо) Дефицит молибдена отмечается у цветной капусты на кислых песчаных (реже глинистых) почвах, особенно, если применяют физиологически кислыми удобрениями. Симптомы голодания проявляются в отмирании точки роста. Недостатку молибдена способствуют заболоченные почвы, холодный или сухой период, избыток азота. У растений не доразвиваются листовые пластинки, головка цветной капусты практически не завязывается. Старые листья приобретают хлоротичную окраску. Недостаток молибдена в поздних стадиях развития цветной капусты приводит к деформации молодых листьев, появляются те же симптомы, что при повреждении черешковым комариком. Ранние сорта менее устойчивы, чем поздние.  

 

 

Изучив все полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Важнейшими элементами для фасоли являются Ca и K. При устранении Ca мы наблюдаем

характерные бугристые (бородавчатые) листья, их скручивание, а также общий замедленный рост и развитие. Недостаток, фосфора, калия и магния вызывают изменение окраски листьев (пожелтение и побледнение) и другие симптомы, вызванные недостатком этих элементов, прежде всего и ярче всего на нижних (старых) листьях. Железо, кальций не реутилизируются или слабо реутилизируются из старых листьев. Поэтому симптомы недостаточности этих элементов прежде всего появляются на молодых листьях вблизи точки роста, которая также может поражаться.

Список литературы

1) Полевой В.В. Физиология растений. М., Высшая школа, 1989, с. 216-218, 220-232, 236,238, 242,244, 247, 249, 253-257.

2) Брэй С.М. Азотный обмен в растениях. М.: Агропромиздат, 1986. 200 с.

3) http://him.1september.ru

4) http://referats.net.ua/ru/view/1814

5) http://www.rifpark.ru/enc/index.php?id=30

6) Угарова Т. Ю. Семейное овощеводство на узких грядах.

 

 

ОТЧЕТ

по лабораторной работе

ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ВОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПОЛНОЙ ПИТАТЕЛЬНОЙ СМЕСИ И С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ

Выполнил студент 3-го звена Мұқаш Ә.

 

Преподаватель к. б. н. Мендыбаев Е. Х.

 

Актобе 2017

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..2

1.Обзор литературы……………………………………………………………………………………………………………….2

1.1. Минеральное питание. Классификация минеральных элементов…………………………..3-4

1.2. Выращивание растений на водной культуре в ППС и с исключением элементов питания………………………………………………………………………………………………………………………………..4-6

1.3. Метаболизм и физиологические значения азота как одного из самых важных элементов питания………………………………………………………………………………………………………………6-8

1. 4. Значение микроэлементов………………………………………………………………………………………….8-9

2. Материалы и методы…………………………………………………………………………………………………….9-10

2.1. Подготовительная работа…………………………………………………………………………………………10-14

2.2. Постановка опыта………………………………………………………………………………………………………14-16

2.3. Ликвидация опыта………………………………………………………………………………………………………….16

3. Результаты собственных исследований……………………………………………………………………..16-23

3.1. Биометрические показатели и морфологические признаки дефицита элементов питания……………………………………………………………………………………………………………………………..23-26

3.2.Статистическая обработка и оформление результатов работы……………………………….

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для нормального роста и развития растений необходимы различные элементы питания. По современным данным, таких элементов порядка 20, без которых растения не могут полностью завершить цикл развития и которые не могут быть заменены другими.

Элемент считается необходимым, если:

1. Его отсутствие исключает нормальный жизненный цикл растения.

2. Недостаток элемента вызывает специфические нарушения жизнедеятельности растения.

3. Элемент непосредственно используется в процессах преобразования веществ и энергии.

Всё это можно установить только при выращивании растений на искусственных питательных средах – в водных и песчаных культурах. Исключение какого-либо из макро- или микроэлементов приводит к нарушению структуры и обмена веществ растений, торможению роста и в будущем – к их гибели.

Целью данной работы является проведение вегетационного опыта с выращиванием растений в условиях водной культуры на полной питательной смеси и с исключением элементов питания для определения значения макро- и микроэлементов в жизни растений. В конце опыта будет получен наглядный пример того, как отсутствие одного из элементов сказывается на развитии растений.

Знание о значении минеральных элементов в жизни растений очень полезно и нужно в сельском хозяйстве и растениеводстве. Чтобы повысить урожайность агрономы используют различные удобрения и подкормки. Будь то садовод любитель, будь то коллекционер фиалок и бегоний, каждый из них должен знать, что корневое питание заключается не только в поглощении воды, а еще и в макро- и микроэлементах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.191 с.)