ТОП 10:

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



Задание 1

Перепишите приведенные отрывки текстов, расставьте знаки препинания. Определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю, указав его основные лексические, морфологические и синтаксические черты.

 

А.Мы, представители республик Российской Федерации, имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 г. в городе Москве Федеративного договора, доводим до сведения органов власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора на совместном совещании 30 марта 1992 г. пришли к согласию в том, что, реализуя положение т. 3, ст. 1 Федеративного договора, необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик Российской Федерации, автономных областей и округов.

1. Стиль данного текста ─ официально-деловой.

2. Сфера ─ правовая.

3. Жанр ─ заявление.

4. Цель ─ информативная, констатирующая, предписывающая.

5. Лексика состоит из следующих пластов:

а) общеупотребительные слова: совещание, область, округ;

б) термины: парафированный договор, полномочия;

в) канцеляризмы: доводим до сведения, пришли к согласию;

г) клише: представители республик, законодательный орган;

е) аббревиатура: т. 3, ст. 1;

ж) устойчивые словосочетания: совместное совещание, автономный округ.

6. Морфология данного отрывка:

а) преобладание отглагольных существительных: представители, рассмотрение;

б) существительные, заменяющие лицо: представители;

в) нанизывание существительных в родительном падеже: не менее 50 мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации;

г) существительные с суффиксами –ени, -ани: при рассмотрении, положение, на совещании;

д) глаголы, имеющие предписывающий характер: необходимо обеспечить.

7. Синтаксис:

а) предложения объемные (в данном тексте всего одно предложение);

б) прямой порядок слов: …мы доводим до вашего сведения; пришли к согласию;

в) по цели высказывания ─ повествовательное;

г) простое предложение осложнено:

─ уточняющей конструкцией: мы, представители республик Российской Федерации;

─ деепричастным оборотом: …имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 19992 г. в г. Москве Федеративного договора; …реализуя положение т. 3 ст. 1 Федерального договора;

─ однородными членами: …представителям республик Российской Федерации, автономных областей и округов.

Б.Как известно, скорость света в вакууме является одной из фундаментальных физических величин. Установлено, что конечность скорости передачи сигналов лежит в основе теории относительности. В связи с тем, что числовое значение скорости света очень велико, экспериментальное определение этой скорости представляет собой весьма сложную задачу. Исследования показали, что движение Земли по орбите приводит к изменению видимого положения звезд на небесной сфере. Это явление, называемое аберрацией света, использовал английский астроном Бредли для определения скорости света.

 

1. Стиль данного текста ─ научный.

2. Сфера ─ наука, физика.

3. Жанр ─ учебная проза.

4. Цель ─ информационная.

5. Лексика состоит из следующих групп слов:

а) общеупотребительные слова: звезда, земля;

б) термины: аберрация, вакуум, скорость света;

в) общенаучная лексика: явление, величина, значение;

г) абстрактная лексика: скорость, движение;

д) научная фразеология: теория относительности, небесная сфера.

6. Морфология данного отрывка:

а) преобладание имен существительных над глаголами: в первом предложении 4 существительных и 1 глагол;

б) характерно употребление существительных среднего рода обозначающих абстрактные понятия: значение, определение, положение, явление;

в) употребление существительных с суффиксами –ени, -ани, -ость: явления, определение, исследования, относительность;

г) глаголы употребляются в прошедшем времени, имеющем отвлеченное значение, 3 лице: показали, использовал;

д) не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа глаголов.

7. Синтаксис:

а) предложения объемные, отмечается тенденция к сложным, сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными: установлено, что числовое значение…; исследования показали, что движение…;

б) простое предложение осложняется:

─ вводными конструкциями: как известно;

─ причастным оборотом: явление, называемое аберрацией;

в) порядок слов в предложении прямой;

г) по цели высказывания предложения повествовательные.

 

В.Оперативники разделяют карманников, из среды которых, кстати, выходят «воры в законе», на несколько категорий, в основном по месту и методу «деятельности». Самая распространенная ─ «транспортники». Преступление совершается ими как в одиночку, так и группой. Один, к примеру, вытаскивает у «лоха» кошелек или деньги и незаметно передает сообщнику ─ «оттырщику». Главное правило, чтобы не стать жертвой, будьте всегда бдительными, помните поговорку: «Нельзя украсть деньги, пока человек о них думает».

 

1. Стиль данного отрывка ─ публицистический.

2. Сфера ─ правовая.

3. Жанр ─ статья.

4. Цель ─ информационная, воздействующая.

5. Лексика данного отрывка состоит из следующих групп слов:

а) общеупотребительные слова: передает, правило, человек;

б) разговорные слова: в одиночку, вытаскивает, кошелек, оперативник;

в) термины: категория;

г) абстрактные слова: из среды, деятельность;

д) фразеологизмы: воры в законе;

е) жаргонные слова: лох, оттырщик, карманник;

ж) клише: будьте бдительными, разделяют на категории.

6. Морфология:

а) совмещение морфологических черт данного стиля с чертами других стилей в зависимости от тематики текста;

б) использование отвлеченных существительных с суффиксами –ние, -ость, -ство: преступление, деятельность;

в) характерно употребление настоящего времени глаголов: вытаскивает, передает, совершается;

г) использование повелительного наклонения глагола: будьте бдительными, помните поговорку.

7. Синтаксис:

а) предложения простые;

б) по цели высказывания ─ повествовательные и побудительные;

в) неполные предложения: самая распространенная ─ «траспортники»;

г) использование поговорки в форме прямой речи;

д) часто используется инверсия (обратный порядок слов): …выходят «воры в законе»; …преступление совершается.

 

Задание 2

Расставьте ударение в следующих словах.

 

Гастрономия, лубочный, кухонный, партер, столяр, созыв, углубленный, намерение, мизерный, экскурс

 

Задание 3

Исправьте ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных.

1. Ответ студента был весьма посредственен (посредствен). 2. Год приблизительно равен 365 и ¼ сутки (тремстам шестидесяти пяти и одной четвертой суток). 3. Этот показатель должен увеличиться на 15,8 процентов (пятнадцать целых восемь десятых процента). 4. Правый туфель (правая туфля) мне жмет. 5. Попробуйте разделить это число на несколько доль (долей). 6. Приказали нам помочь в работе (Приказали, чтобы мы помогли в работе). 7. Необходимо проявлять внимание к детям-сиротам и заботу о них (Необходимо проявлять заботу о детях-сиротах и внимание к ним). 8. Они всегда осуществляют контроль над расходованием средств (контроль за расходованием средств).

 

Задание 4

Согласуйте сказуемое с подлежащим.

 

1. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. 2. Кто из вас отвечает первым? 3. В кружок записалось всего пять человек. 4. Большинство участников слета встретились впервые. 5. Сто тридцать один человек уже зарегистрировался.

 

Задание 5

Замените иноязычную лексику русским эквивалентом.

 

1. В докладе были констатированы (обозначены, названы) факты прямых нарушений регламента (распорядка) работы аптек. 2. В газете напечатано эксклюзивное (исключительное) интервью (беседа с) заезжей знаменитости. 3. Оратор говорил весьма резонерски (нравоучительно), что произвело на аудиторию негативный эффект (отрицательное впечатление). 4. По телевизору была показана инаугурация президента (процедура вступления в должность главы государства). 5. Это решение нельзя признать легитимным (законным).

 

Задание 6

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

 

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему жизнь и честь (Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг, не раз спасавших ему жизнь и честь, на трех борзых собак). 2. На выставке представлено 25 наименований продукции (На выставке представлено 25 образцов продукции). 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова (В этом стихотворении Маяковского есть новые, созданные самим поэтом слова). 4. Косторезы в Ломоносове ─ это, можно сказать, единственный в России вид народного промысла (Косторезы в Ломоносове ─ это, можно сказать, единственные в России представители старого народного промысла). 5. Эти ошибки связаны с неправильным употреблением многозначности (Эти ошибки связаны с неправильным употреблением значений слов).

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. ─ М.: Айрис-Пресс, 2006. − 440 с..

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. − М.: Айрис-Пресс, 2008. −440 с.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. ─ М., 2000. − 380 с.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник для вузов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева. − М.: Флинта, 2008, −463 с.

5. Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008,−304 с.

6. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. ─ М.: Русский язык, 2000.

7. Словарь иностранных слов. ─ М.: Русский язык, 2002.

8. Русский язык и культура речи /Под ред. В. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

А

Абонемент на что. Абонемент на цикл лекций.

Абонентчего. Абонент телефонной сети.

Авариячего / с чем. Авария машины. Авария с самолетом.

Акцентна что / на чем. В школьной программе по русскому языку явно заме­тен акцент на работу / на работе по развитию речи учащихся.

Аналогичныйчему / с чем. Случай, аналогичный предыдущему / с предыду­щим.

Аналогия с чем / между чем. Вывод был сделан по аналогии с таким же явле­нием в прошлом. Можно провести аналогию между одним и другим факто­рами.

Аннотацияна что / чего. Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опуб­ликованной статьи.

Б

Безразличныйдля кого / кому. Безразличный для него исход дела. Она ему не так безразлична.

Благодарякому / чему (указывает на причину, вызывающую желатель­ный результат). Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и англий­ский языки.

Боротьсяс кем - чем (с оттенком подчеркнутого действия) / против кого - чего (об активном столкновении противоположных общественных групп, мне­ний). Бороться с коррупцией / против агрессии.

В

Ввиду - вследствие.Предлоги синонимичны, но ввиду указывает на при­чину предстоящего события, а вследствие - на причину совершившегося собы­тия. Ввиду скорого отъезда - вследствие заморозков.

Вершить- 1. (распоряжаться) чем. Вершить судьбами. 2. (решать) что. Вер­шить правое дело.

Вопрекичему. Вопреки ожиданиям.

Воспринятьчто от кого / у кого. Я повторял приемы, воспринятые мною от преподавателя. Воспринять дурные привычки у товарищей.

Г

Годный (годен)для чего / к чему / на что. Годная для питья вода. Годен к строевой службе. Такие люди долго остаются годными на всякую работу.

Горевать- 1. О ком / о чем. О них горевали недолго. 2. По кому / чему (с су­ществительными и личными местоимениями). Горевать по сыну. 3. По ком - чем (с личными местоимениями 1-го и 2-го л. мн. ч.). Горюем по вас.

Д

Датироватьчто / чем. Датировать рукопись. Датировать заявление сего­дняшним числом.

Договоро чем / на что. Договор о дружбе и взаимной помощи. Договор на поставку строительных материалов.

Доказательствочего / чему. Доказательство теоремы. Доказательст­вом тому служат новые данные.

Е

Естественный(обычный) для кого - чего. Естественный для отца посту­пок.

Ж

Жаждачего. Жажда мщенья.

Житьчем / на что. Жить своим трудом. Жить на литературный зарабо­ток.

З

Заключение - 1. По заключении(после завершения чего-либо). По заключе­нии перемирия военные действия прекратились. 2. По заключению(на ос­новании заключения). По заключению врачей больной нуждается в отдыхе.

И

Идея- 1. (замысел, основной принцип) чего. Идея поэтического произведе­ния - это основной замысел поэта. 2. (главная мысль чего-либо) о чем. Идея о взаимосвязи всего существующего не вызывает сомнения.

Известныйкому / для кого. Известный всему миру. Известные для нас поло­жения.

Интервьюкому / с кем. Интервью, данное нашему корреспонденту. Интер­вью с двумя артистами.

Итог: подвести итог / итогичего / чему. Подвести итоги переговоров. Под­вести итог своим расходам.

К

Командующийчем. Командующий армией.

Контроль - 1. За чем (при отглагольных существительных). Контроль за рас­ходованием средств. 2. Над кем - чем (при отвлеченных и одушевленных существительных). Контроль над производством. 3. Чего (в официальной речи). Контроль деятельности выборных органов.

Л

Лекцияо чем / по чему (на тему). Лекция о культуре речи. Цикл лекций по экономике. Лекция на тему «Поэзия Блока».

М

Мерачего / чему. Я знаю меру вкуса. Она потеряла меру своим силам.

Меры(совокупность действий для осуществления чего-либо) чего / по чему. Меры наказания. Меры по улучшению преподавания.

Монумент(памятник) кому / чего. Монумент Петру Первому. Мону­мент славы.

Н

Наблюдение (наблюдения)- 1. (рассматривание, изучение) за кем / чем. На­блюдение за звездами. 2. Над кем - чем. Наблюдение над подопытными кроли­ками.

Негодныйдля чего / к чему / на что. Негодный для строевой службы. Негод­ная к употреблению пища. Негодные на это дело материалы.

Недоступныйкому - чему / для кого - чего. Недоступные человеческому уху ультразвуки. Это недоступно для меня.

Неспособныйк чему / на что. Неспособный к рисованию. Неспособный на жертвы.

Неумеренностьчего / в чем. Неумеренность требований. Неумерен­ность в еде.

Номер: под номером, за номером(офиц.). Приказ за номером первым / за номером один / номер один.

О

Обидныйкому / для кого. Обидное нам / для нас обвинение.

Опасныйкому / для кого - чего. Он теперь нам не опасен. Опасная для аль­пинистов крутая скала.

Оплатитьчто. Оплатить проезд в автобусе.

Оскорбитьсячем. Пусть не оскорбится его память нашими воспомина­ниями.

Осуждать - осудитьчто в ком / у кого / кого за что. Осуждать невоспитан­ность в ребенке / у ребенка. Может быть, вы осудите меня за это.

Отличатьсячем / в чем. Эти модели платьев отличаются от прежних по­кроем и цветом / в покрое и цвете.

П

Памятниккому. Памятник Пушкину в Москве.

Параллельночему / с чем. Налево, параллельно дороге, тянулся холм. Мы любовались длинною, идущею параллельно с берегом, кедровою аллеею.

Перпендикулярный (перпендикулярно)чему / к чему. Перпендикуляр­ный плоскости / к плоскости.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.026 с.)