Учебно-нормативная документация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-нормативная документация



СОДЕРЖАНИЕ

 

Учебно-нормативная документация

1.1. Выписка из ГОС ВПО по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

 

 

1.2. Выписка из учебного плана Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

 

 

2. Рабо ч ая программа дисциплины

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цель курса

2.1.2. Задачи курса

2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалистов

2.1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

2.1.5. Формы и виды занятий

2.2. Учебный план

2.3. Содержание учебной дисциплины

2.4. Организация контроля знаний

2.4.1. Итоговый контроль знаний

2.5. Учебно-методическое обеспечение

2.6.1. Основная литература

2.6.2. Дополнительная литература

3. Методические рекомендации для студентов

3.1. Краткие методические рекомендации

 

 


 

1. УЧЕБНО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

1.1. Выписка из ГОС ВПО по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

  Дисциплины специализации  
СД.Ф.03. Библиотечное обслуживание Предмет, задачи и структура курса. Теоретические основы библиотечного обслуживания. Пользователь – центральная категория библиотечного обслуживания. Типология пользователей библиотеки. Библиотечное обслуживание как целостная система: информационные запросы пользователей, ресурсы процессы, методы, средства, информационные продукты и услуги, оценка эффективности. Библиотечная среда: общая характеристика ее составляющих. Библиотекарь и пользователь: основы взаимодействия. Этика библиотечного специалиста. Дифференциация ассортимента информационных продук­тов и услуг. Изучение информационных потребностей. Технология подготовки отдельных видов библиотечных продуктов и услуг. Автоматизированное библиотечное обслу­живание. Координация деятельности библиотек по обслуживанию пользователей. (часы по стандарту)

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

Наименование дисциплин и видов учебной работы Объем работы студента в часах Формы итогового контроля 1курс 2курс 3курс 4курс 5 курс 6 курс
всего теорет. практ. индив. самост. Экза-мен Зачет Гос. аттестация сем   сем   сем   сем   сем 6 сем 7 сем сем сем сем сем сем
СД.Ф.03 Библиотечное обслуживание                                          

Пояснительная записка

 

 

Гуманистический подход и приоритет личности в процессе организации библиотечного обслуживания заставляют выявить наиболее насущные и новые потребности на данном этапе цивилизации.

При подготовке программы использовались результаты научных исследований, критические осмысления практики библиотечного обслуживания в нашей стране, зарубежный опыт.

Цель курса

«Библиотечное обслуживание» является одним из основных курсов, изучаемых в процессе получения высшего библиотечно – информационного образования. В нем рассматривается исторические, теоретические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя библиотеки, так и различных читательских групп и контингентов.

Основной задачей курса является формирование у студентов нового профессионального мышления, глубокого уважения к информационным потребностям пользователя, ответственности перед ним.

Задачами курса является также раскрытие состояния библиотечного обслуживания с учетом трансформаций, произошедших в социальной сфере нашей страны и связанных с ними профессиональных изменений: новыми условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее информационным потребностям, признанием свободного доступа к информации как базовой ценности демократического общества и т.п.

В целом программа опирается на все позитивное знание, накопленное со времени формирования «Библиотечного обслуживания» как самостоятельной дисциплины.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Библиотечное обслуживание» входит в цикл подготовки библиотекарей – библиографов высшей квалификации.

Требования к уровню освоения содержания курса

Учебная программа предполагает, что предложенный учебный материал будет усвоен студентами не только в ходе лекционных семинарских и практических занятий, но и ходе самостоятельной внеаудиторной работы, а также при подготовке дипломных работ на актуальные темы.

Курс «Библиотечное обслуживание» изучается студентами заочниками в VII, VIII, IX семестрах. Необходимо проработать теоретический материал по основным разделам курса подготовить два семинара, выполнить один из вариантов контрольной работы.

Наиболее трудные для усвоения темы или вопросы следует отметить для того, чтобы получить по ним консультации.

 


Тематический план

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. Работа
лекции сем. Прак тич.
  Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания.          
  Современная законодательная база осуществления библиотечного обслуживания.          
  Изучение читателя как общемировая профессиональная проблема          
  Социологические и психологические аспекты изучения чтения. Методика изучения читателей.          
  Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания          
  Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания   22.5 0.5      
  Социально обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах          
  Субъекты библиотечного обслуживания как технологического процесса   20.5 0.5      
  Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов            
  Технология библиотечного обслуживания массовых и групповых информационных интересов и запросов            
  Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке            
  Внестационарные формы библиотечного обслуживания 5.5 0.5      
  Виртуальное электронное библиотечное обслуживание 15.5 0.5      
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

Раздел І. Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

 

Тема 1. Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания

 

Понятие «библиотечное обслуживание». Основные функции библиотечного обслуживания; этапы их формирования. Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и к обществу. Анализ основных концепций (просветительской, идеологической, педагогической, социализирующей, информационной др.) библиотечного обслуживания в России и в зарубежных странах.

 

СЕМИНАРЫ

СЕМИНАР 1.

ТЕМА: Основные проблемы психологии чтения

 

Вопросы:

1. Современное понимание библиопсихологической концепции Н.А.Рубакина.

2. Психолого-педагогические основы классификации читателей и современные проблемы их типологии.

3. Понятие о читательской направленности, связь между читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Библиотечное обслуживание: учебник. - М., 1996. - С. 66-82.

2. Зубов Ю.С. На пути создания научной классификации читателей // Сов. библиотековед. - 1977. - № 12. - С. 36-52.

3. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: учебное пособие. – Николаев, 1995. – 192 с.

4. Новые информационные потребности, новые группы пользователей библиотек / М.Я. Дворкина. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: изд-во МГУКИ, 2000. - С. 11-13.

5. Онуфриева В.Я. Роль социальных характеристик читателей в дифференциации обслуживания // Сов. библиотековед. - 1987. - № 2. - С. 33-37.

6. Психологические проблемы чтения: сборник науч. трудов / ЛГИК. - Л.,1980. - Т. 52. – 172 с.

7. Психология чтения и проблемы типологии читателей: сборник науч. трудов / ЛГИК. – Л., 1984. - 169 с.

8. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 800 с.

9. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. - М.: Книга, 1977. - С. З-15, 16-46, 229-233.

10. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: в 2-х т. - М., 1985. - Т. 1. - С. 33-104

11. Требования к классификации читателей массовых библиотек: метод. рекомендации. - М., 1986. - 14с.

12. Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей // Сов. библиотековед. - 1980. - № 4. - С. 51-56.

13. Тугов Ю.М., Куликова А.П. Психолого-педагогические основы классификации читателей // Сов. библиотековед. - 1980. - № 4. - С. 5-16.

 

СЕМИНАР 2

ТЕМА: Конкретно-социологические исследования чтения

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Социология чтения как научная дисциплина и ее связь с библиотековедением.

2. Первое исследование по социологии чтения в России (Н.А. Рубакин «Этюды о русской читающей публике»).

3. Основные результаты и проблематика конкретно-социологических исследований чтения в 70-80-е годы.

4. Современное состояние социологии чтения и перспективы ее развития.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Афанасьев М.Д. За книгой, место чтения в жизни советского рабочего. – М.: Книга, 1987. – 128 с.

2. Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сборник науч. трудов / Рос. нац. б-ка. – СПб., 1995. – 260 с.

3. Библиотечное дело и библиография: обзорная информация: Чтение в культурной жизни советского человека. – М., 1988. – Вып. 1. – 32 с.

4. Библиотечное дело и библиография: экспресс-информация: состояние и тенденции развития чтения детей и подростков. – М., 1991. – Вып. 8. – 24 с.

5. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие. – М.: ЛИБЕРИЯ, 2004. – С. 41-60.

6. Бутенко В.А. Особенности женского чтения // Сов. библиотековедение. – 1992. - № 3-4. – С. 40.

7. Гудков Л., Дубин Н., Рейтблат А. Преобразование не усовершенствование // Библиотекарь. - 1990. - № 8. - С. 2-6.

8. Данынина И. Личные и общественные // Библиотека. - 1992. - № 1. - C. 17-20.

9. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учебное пособие. – М.: изд-во МГИК, 1992. – С. 12-31.

10. Книга и чтение в жизни небольших городов: по материалам исследования чтения и читательских интересов. – М.: Книга, 1973. – 327 с.

11. Книга и чтение в жизни советского села: основные положения программы комплексного социологического исследования и обзор литературы. – М., 1972.

12. Книга и чтение в зеркале социологии. – М.: Кн. палата, 1990. – 208 с.

13. Рабочий – читатель / сост. В.М. Григоров. – М.: ПРОФИЗДАТ, 1983. – 80 с.

14. Соловьев А. Диагноз ставит социолог // Библиотекарь. - 1988. - № 12. - С. 2 (обл.) 36-38.

15. Стельмах В.Д. Дискуссия социологов в Таллинне // Сов. библиотеков. - 1990. - № 5. - С. 91-92.

16. Стельмах В.Д. На каком фундаменте строить: взгляд социолога на стереотипы библиотечной идеологии // Библиотекарь. - 1990. - № 7. - С. 2 - 8.

17. Топоров А. Крестьяне о писателях. - 3-е изд. - М.: Советская Россия, 1967. - 447 с.

18. Читательская активность и разносторонность запросов читателей сельских библиотек: инструктивно-методические рекомендации. – М., 1974. – 96 с.

19. Шведов С.С. Массовый читатель: некоторые методы изучения читательского спроса // Сов. библиотеков. - 1985. - №5. - С.48-57

 

 

Темы контрольных работ

1. Принципы работы с читателями.

2. Автоматизация процессов обслуживания.

3. Роль абонемента в обслуживании читателей библиотек различных типов. Виды абонементов.

4. Организация работы с читателями в читальных залах. Система читальных залов.

5. Значения внестационарного обслуживания читателей. Формы внестационарного обслуживания.

6. МБА: значения, порядок пользования.

7. Профессиограмма библиотекаря отдела обслуживания.

8. Цели и задачи изучения читателей в библиотеке.

9. Изучение читательских интересов в дореволюционной России.

10. Библиопсихология Н.А.Рубакина, ее достоинства и недостатки.

11. Характеристика основных социально-демографических факторов, влияющих на формирование читательских интересов.

12. Типология читателей.

13. Характеристика методов изучения читателей.

14. Формы и методы индивидуальной работы в массовых и научных библиотеках.

Вопросы к экзамену

 

1. Эволюция социальных функций и основные принципы обслуживания читателей в библиотеках.

2. Система обслуживания читателей в библиотеке.

3. Педагогические аспекты обслуживания.

4. Роль технологии в обслуживании читателей.

5. Организация обслуживания читателей на абонементе.

6. Организация обслуживания читателей в читальных залах.

7. Обслуживание читателей в условиях открытого доступа к книжным фондам (история, основные требования к организации обслуживания, проблемы).

8. Внестационарное обслуживание читателей, его значение, формы.

9. Межбиблиотечный абонемент (значение, организация, техника, стандартизация).

10. Меры по устранению задолженности у читателей библиотеки.

11. Библиопсихология Н.А. Рубакина, ее достоинства и недостатки.

12. Понятие о читательской направленности (потребности в чтении, интересы, стимулы чтения).

13. Основные социально-демографические факторы, влияющие на формирование читательских интересов.

14. Изучение читательских интересов в дореволюционной России (Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин и др.)

15. Основная проблематика социологических исследований чтения в современный период.

16. Основные принципы и система методов изучения читателей.

17. Применение методов опроса (анкетирование, интервьюирование) для изучения читателей.

18. Анализ библиотечной документации как метод изучения читателей.

19. Организация изучения читателей в России. Роль социологических служб исследовательских центров.

20. Культура чтения и ее воспитание. Динамическое чтение.

21. Типология читателей и ее учет в процессе библиотечного обслуживания.

22. Особенности обслуживания студентов на абонементе учебной литературы.

23. Международный межбиблиотечный абонемент

24. Новые формы работы с читателями (премьера книги, пресс конференции).

25. Пропаганда литературы каналом массовой информации. Значение пути совершенствования.

26. Комплексные массовые мероприятия информационного характера (“День информации”, “День специалиста”).

27. Комплексные массовые мероприятия рекомендательного характера (тематические вечера, вечера встреч, устные журналы и т.д.).

28. Клубы по интересам, любительские объединения при библиотеках, их использование для рекомендации книг.

29. Читатели с ограниченными возможностями пользования библиотекой.

30. Читательские конференции и диспуты (значение, виды, методика подготовки и проведение).

31. Особенности проведения громких чтений и групповых бесед с читателями в настоящее время (при работе в детьми, читателями - слепыми и др.).

32. Устный обзор литературы (значение, виды обзора, методика подготовки и проведения).

33. Книжные выставки, просмотры, стенды периодических изданий и книжные развалы в библиотеке (виды, методика разработки).

34. Индивидуальное библиотечное обслуживание.

35. Библиотечное общение.

36. Реклама библиотечного обслуживания.

37. Значение наглядных форм рекомендации книги. Особенности их применения в библиотеках разных типов.

38. Значения и особенности массовой работы библиотек. Реклама библиотек среди населения.

39. Подготовка библиотекаря к индивидуальной работе с читателями.

40. Индивидуальное информирование читателей (организация, формы и методы).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Учебно-нормативная документация

1.1. Выписка из ГОС ВПО по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

 

 

1.2. Выписка из учебного плана Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

 

 

2. Рабо ч ая программа дисциплины

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цель курса

2.1.2. Задачи курса

2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалистов

2.1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

2.1.5. Формы и виды занятий

2.2. Учебный план

2.3. Содержание учебной дисциплины

2.4. Организация контроля знаний

2.4.1. Итоговый контроль знаний

2.5. Учебно-методическое обеспечение

2.6.1. Основная литература

2.6.2. Дополнительная литература

3. Методические рекомендации для студентов

3.1. Краткие методические рекомендации

 

 


 

1. УЧЕБНО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

1.1. Выписка из ГОС ВПО по специальности: по специальности: 071201 Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

  Дисциплины специализации  
СД.Ф.03. Библиотечное обслуживание Предмет, задачи и структура курса. Теоретические основы библиотечного обслуживания. Пользователь – центральная категория библиотечного обслуживания. Типология пользователей библиотеки. Библиотечное обслуживание как целостная система: информационные запросы пользователей, ресурсы процессы, методы, средства, информационные продукты и услуги, оценка эффективности. Библиотечная среда: общая характеристика ее составляющих. Библиотекарь и пользователь: основы взаимодействия. Этика библиотечного специалиста. Дифференциация ассортимента информационных продук­тов и услуг. Изучение информационных потребностей. Технология подготовки отдельных видов библиотечных продуктов и услуг. Автоматизированное библиотечное обслу­живание. Координация деятельности библиотек по обслуживанию пользователей. (часы по стандарту)

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Библиотечно-информационная деятельность

специализации: Информационное обеспечение гуманитарных наук,

Библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества

квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель

Реализуемой на библиотечно-информационном факультете

Наименование дисциплин и видов учебной работы Объем работы студента в часах Формы итогового контроля 1курс 2курс 3курс 4курс 5 курс 6 курс
всего теорет. практ. индив. самост. Экза-мен Зачет Гос. аттестация сем   сем   сем   сем   сем 6 сем 7 сем сем сем сем сем сем
СД.Ф.03 Библиотечное обслуживание                                          

Пояснительная записка

 

 

Гуманистический подход и приоритет личности в процессе организации библиотечного обслуживания заставляют выявить наиболее насущные и новые потребности на данном этапе цивилизации.

При подготовке программы использовались результаты научных исследований, критические осмысления практики библиотечного обслуживания в нашей стране, зарубежный опыт.

Цель курса

«Библиотечное обслуживание» является одним из основных курсов, изучаемых в процессе получения высшего библиотечно – информационного образования. В нем рассматривается исторические, теоретические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя библиотеки, так и различных читательских групп и контингентов.

Основной задачей курса является формирование у студентов нового профессионального мышления, глубокого уважения к информационным потребностям пользователя, ответственности перед ним.

Задачами курса является также раскрытие состояния библиотечного обслуживания с учетом трансформаций, произошедших в социальной сфере нашей страны и связанных с ними профессиональных изменений: новыми условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее информационным потребностям, признанием свободного доступа к информации как базовой ценности демократического общества и т.п.

В целом программа опирается на все позитивное знание, накопленное со времени формирования «Библиотечного обслуживания» как самостоятельной дисциплины.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Библиотечное обслуживание» входит в цикл подготовки библиотекарей – библиографов высшей квалификации.

Требования к уровню освоения содержания курса

Учебная программа предполагает, что предложенный учебный материал будет усвоен студентами не только в ходе лекционных семинарских и практических занятий, но и ходе самостоятельной внеаудиторной работы, а также при подготовке дипломных работ на актуальные темы.

Курс «Библиотечное обслуживание» изучается студентами заочниками в VII, VIII, IX семестрах. Необходимо проработать теоретический материал по основным разделам курса подготовить два семинара, выполнить один из вариантов контрольной работы.

Наиболее трудные для усвоения темы или вопросы следует отметить для того, чтобы получить по ним консультации.

 


Тематический план

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. Работа
лекции сем. Прак тич.
  Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания.          
  Современная законодательная база осуществления библиотечного обслуживания.          
  Изучение читателя как общемировая профессиональная проблема          
  Социологические и психологические аспекты изучения чтения. Методика изучения читателей.          
  Библиотекарь как один из основных участников процесса библиотечного обслуживания          
  Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания   22.5 0.5      
  Социально обоснованные приоритетные направления библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах          
  Субъекты библиотечного обслуживания как технологического процесса   20.5 0.5      
  Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов            
  Технология библиотечного обслуживания массовых и групповых информационных интересов и запросов            
  Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке            
  Внестационарные формы библиотечного обслуживания 5.5 0.5      
  Виртуальное электронное библиотечное обслуживание 15.5 0.5      
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

Раздел І. Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

 

Тема 1. Основные теоретические концепции библиотечного обслуживания

 

Понятие «библиотечное обслуживание». Основные функции библиотечного обслуживания; этапы их формирования. Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и к обществу. Анализ основных концепций (просветительской, идеологической, педагогической, социализирующей, информационной др.) библиотечного обслуживания в России и в зарубежных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.099 с.)