Тема 12. Внестационарные формы обслуживания пользователей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Внестационарные формы обслуживания пользователей



 

Значение внестационарных форм обслуживания пользователей. Организация внестационарного обслуживания читателей. Роль передвижных библиотек, пунктов выдачи и книгоношества. Использование библиобуса для обслуживания читателей. Коллективный и заочный абонемент.

 

Тема 13. Виртуальное электронное библиотечное обслуживание

 

Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание как современная форма деятельности библиотеки. Библиотечное обслуживание в режиме «он – лайн» и «оф – лайн». Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание. Правовая основа виртуального (электронного) библиотечного обслуживания. Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Арзуханов А.С. Технолог информационных систем: учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 112 с.

2. Арзуханов А.С. Эффективность обслуживания в научно-технической библиотеке: метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 144 с.

3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А.Я.Айзенберга. – М.: Издательство МГУК, Изд-во ТОО «Либерея», 1996. – 200 с.

4. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 168 с.

5. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учеб.-практ. пособие. – Спб.: Профессия, 2004. – 304 с.

6. Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация: науч.-практ. пособие. – М.: Литера, 2009. – 93 с

7. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. М.: Издательство МГИК, 1992. – 136 с.

8. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции. – М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 48 с.

9. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: монография. – М.: Изд-во МГИК, 1993. – 248 с.

10. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.

11. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: ИПО «Профиздат», 2001 – 112 с.

12. Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.

13. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие. – Спб,: Профессия, 2008. – 202 с.

14. Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 240 с.

15. Дригайло В.Г. Технологии работы библиотеки: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 544 с.

16. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с.

17. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. – 224 с.

18. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учебных заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М., 2001. - 72 с. – Библиогр.: 34 назв.

19. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учебник для студентов вузов культуры и искусств и др. высших учебных заведений // А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. - 352 с. – Библиогр.: 110 назв.

20. Коновалова М.П. Инвалид – общество – библиотека: учеб. – метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ. – 2006. – 136 с.

21. Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие / Предисл. и науч. ред. В.А.Фокеева. – М.: Либерея, 2004. – 136 с.

22. Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учеб. - метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.

23. Макменеми Л. Предоставление электронных услуг. Руководство для публичных библиотек и центров обучения. – М., 2006. – 248 с.: ил., табл.

24. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: учеб. пособие. – Николаев, 1994. – 192 с.

25. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учеб. - метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 120с.

26. Савельева Н.Ю. Настольная книга библиотекаря. – Р/н/Д.: Феникс, 2006. – 384 с.: ил.

27. Стандарты библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т.В. Захарчук. – Спб.: Профессия, 2003. - 576 с.

28. Сухотина Е.А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития: учеб. - практ. пособие. – М.: Литера, 2010. – 240 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Массовая работа с читателями в ЦБС: метод. рекомендации / Гос. Б-ка СССР им. В.И. Ленина; ред. сост. С.Г. Матлина. - М., 1989. - 72 с.

2. Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. - Киев, 1988. - 296 с.

3. Андреев О.А., Хролив Л.Н. Техника быстрого чтения. - Минск, 1987. - 204 с.

4. Банк Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). - М.: Книга, 1968. - 262 с.

5. Беляков Л.В. Массовая работа библиотеки. - М.: МГУК, 1973. - 160 с.

6. Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сборник науч. трудов / Рос. нац. б-ка, Рос. гос. б-ка. - СПБ., 1995. - 260 с.

7. Библиотечное обслуживание пользователей информации: сборник науч. трудов ГПНТБ России. - М., 1996. - 80 с.

8. Ваганова М.Ю. Трудности чтения в контексте междисциплинарного подхода // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 3. – С. 32-36.

9. ГОСТ 7.31 - 89. Единая государственная система межбиблиотечного абонемента: общие требования. Введ с 01.01.90. - М.: изд-во стандартов, 1989. - 160 с.

10. Губанова М.И., Либова О.С. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. - СПб., 1993. - 130 с.

11. Дворкина М.Я. Эффективность и качество работы с читателями: лекция // МГИК. - М., 1988. - 32 с.

12. Езова С.А. Библиотечное общение / Сиб. Гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 1990. - 69 с.

13. Езова С.А. Формирование и развитие положительной “Я” - концепции библиотеки: соц. - психологический тренинг. - Улан-Удэ, 1995.

14. Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практ. пособия. - Л., 1990. - 53 с.

15. Индивидуальная работа с читателями в ЦБС: метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина: сост. М.Я. Дворкина. - М., 1987. - 56 с.

16. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: учебник: в 2-х ч. - М.: МГУК, 1996. - Ч. 1. - 88 с.

17. Книга и чтение в зеркале социологии // Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М.: Кн. Палата, 1990. - 207 с.

18. Концепция маркетинга для публичных библиотек / Н. Бохарди и др.; Пер. с нем. Е.М. Ястребовой. - М.: НВЦ “Библиомаркет”, 1993. - 144 с.

19. Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы: учеб. пособие. - М.: Книга, 1983. - 140 с.

20. Матвеева И.Ю. Читать – подано! Социальные сети в поддержку и продвижения чтения // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 3. – С. 25-31.

21. Матлина С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публ. библиотек. - Пермь, 1993. - 66 с.

22. Мелентьева Ю.П. Библиотеки и социализация личности: учеб. пособие / МГИК. - М., 1993. - 71 с.

23. Мелентьева Ю.П. Культура чтения: лекция / МГИК. - М., 1992. - 16 с.

24. Мелентьева Ю.П. Роль библиотек в социализации юношества: лекция /МГИК. - М., 1990. - 31 с.

25. Муминова В.В. Педагогическое общение в библиотеке: лекция / МГИК. - М., 1992. - 20 с.

26. О библиотечном деле. Федеральный закон: принят Государственной думой 23 ноября 1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 41-48.

27. Павлова И.А. Библиотечный интерьер: Требования и задачи // Науч. и техн. библиотеки. - 1995. - № 7. - С. 48-57.

28. Решетникова О.В. Психологический контакт библиотекаря с читателем? Практическое пособие для библиотекарей. - М.: РГБ, 1994.

29. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977. - 263 с.

30. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. - М., 1975. - Т. 1. - С. 33-104.

31. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке // Под ред. Т.Д. Полозовой. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 231 с.

32. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник ЧГАКИ. – 2010. - № 4. – С. 12-15; № 3. – С. 13-19.

33. Шапошникова А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: учеб. пособие / МГУК. - М., 1992. - 179 с.

34. Шира Д.Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания / Пер. с англ. В.В. Скворцова, З.Г. Азгальдова: под. ред. Н.С. Карташова. - М.: Высш. шк., 1983. - С. 63-155.

 

 

Темы контрольных работ

1. Принципы работы с читателями.

2. Автоматизация процессов обслуживания.

3. Роль абонемента в обслуживании читателей библиотек различных типов. Виды абонементов.

4. Организация работы с читателями в читальных залах. Система читальных залов.

5. Значения внестационарного обслуживания читателей. Формы внестационарного обслуживания.

6. МБА: значения, порядок пользования.

7. Профессиограмма библиотекаря отдела обслуживания.

8. Цели и задачи изучения читателей в библиотеке.

9. Изучение читательских интересов в дореволюционной России.

10. Библиопсихология Н.А.Рубакина, ее достоинства и недостатки.

11. Характеристика основных социально-демографических факторов, влияющих на формирование читательских интересов.

12. Типология читателей.

13. Характеристика методов изучения читателей.

14. Формы и методы индивидуальной работы в массовых и научных библиотеках.

Вопросы к экзамену

 

1. Эволюция социальных функций и основные принципы обслуживания читателей в библиотеках.

2. Система обслуживания читателей в библиотеке.

3. Педагогические аспекты обслуживания.

4. Роль технологии в обслуживании читателей.

5. Организация обслуживания читателей на абонементе.

6. Организация обслуживания читателей в читальных залах.

7. Обслуживание читателей в условиях открытого доступа к книжным фондам (история, основные требования к организации обслуживания, проблемы).

8. Внестационарное обслуживание читателей, его значение, формы.

9. Межбиблиотечный абонемент (значение, организация, техника, стандартизация).

10. Меры по устранению задолженности у читателей библиотеки.

11. Библиопсихология Н.А. Рубакина, ее достоинства и недостатки.

12. Понятие о читательской направленности (потребности в чтении, интересы, стимулы чтения).

13. Основные социально-демографические факторы, влияющие на формирование читательских интересов.

14. Изучение читательских интересов в дореволюционной России (Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин и др.)

15. Основная проблематика социологических исследований чтения в современный период.

16. Основные принципы и система методов изучения читателей.

17. Применение методов опроса (анкетирование, интервьюирование) для изучения читателей.

18. Анализ библиотечной документации как метод изучения читателей.

19. Организация изучения читателей в России. Роль социологических служб исследовательских центров.

20. Культура чтения и ее воспитание. Динамическое чтение.

21. Типология читателей и ее учет в процессе библиотечного обслуживания.

22. Особенности обслуживания студентов на абонементе учебной литературы.

23. Международный межбиблиотечный абонемент

24. Новые формы работы с читателями (премьера книги, пресс конференции).

25. Пропаганда литературы каналом массовой информации. Значение пути совершенствования.

26. Комплексные массовые мероприятия информационного характера (“День информации”, “День специалиста”).

27. Комплексные массовые мероприятия рекомендательного характера (тематические вечера, вечера встреч, устные журналы и т.д.).

28. Клубы по интересам, любительские объединения при библиотеках, их использование для рекомендации книг.

29. Читатели с ограниченными возможностями пользования библиотекой.

30. Читательские конференции и диспуты (значение, виды, методика подготовки и проведение).

31. Особенности проведения громких чтений и групповых бесед с читателями в настоящее время (при работе в детьми, читателями - слепыми и др.).

32. Устный обзор литературы (значение, виды обзора, методика подготовки и проведения).

33. Книжные выставки, просмотры, стенды периодических изданий и книжные развалы в библиотеке (виды, методика разработки).

34. Индивидуальное библиотечное обслуживание.

35. Библиотечное общение.

36. Реклама библиотечного обслуживания.

37. Значение наглядных форм рекомендации книги. Особенности их применения в библиотеках разных типов.

38. Значения и особенности массовой работы библиотек. Реклама библиотек среди населения.

39. Подготовка библиотекаря к индивидуальной работе с читателями.

40. Индивидуальное информирование читателей (организация, формы и методы).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.027 с.)