Возникновение социологии в первой половине 19в. И предшественники общей социологии. Позитивистская социология О. Конта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение социологии в первой половине 19в. И предшественники общей социологии. Позитивистская социология О. Конта.



Возникновение социологии в первой

Половине XIX в. и предшественники

Общей социологии

Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798—1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760—1825), обосновавшего тезис о том, что в историческом процессе имеются закономерности. Поэтому французского философа-позитивиста О. Конта, который определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, часто называют «отцом социологии». Однако известный современный социолог Р. Арон начал список основателей этой науки с Ш. Монтескье (1689—1755), среди них также можно назвать Томаса Гоббса, Джона Локка (Англия, XVII в.), Жан-Жака Руссо (Франция, XVIII в.), социалистов-утопистов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна (XVIII—XIX вв.). Во всяком случае, социология — наука довольно молодая, особенно в сравнении с историей и философией. Всех же указанных ученых считают предшественниками общей социологии.

Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы (например, «естественное право», по Т. Гоббсу) и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в геометрии, механики, астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В век Просвещения (XVII в.) общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

В XVII в. социальные мыслители стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кене (1694—1774) и др.) исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, вплотную подходит к решению проблемы социального неравенства в развитии общества. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии — науки, изучающей самую сложную форму движения материи — общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией. Классики обществоведения: немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — были и философами, и социологами, и экономистами, однако в их трудах закладывались фундаментальные основы социологии, поэтому социологию второй половины XIX — начала XX в. называют классическим периодом ее развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.004 с.)