Сми в современной России и его развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сми в современной России и его развития.



Современный порядок в мире часто называют информационной эпохой, поскольку человеку открыты колоссальные возможности по обмену знаниями. Информация — это, прежде всего, обладанием знания о реальном факте. И как раз здесь и проявляется основная роль СМИ.

СМИ представляют человечеству опции, которые доселе не были известны. Поэтому сегодня мы можем спокойно знать, что происходит в Китае, живя в Москве, хотя еще «каких-то» восемьсот лет назад Марко Поло для путешествия в Поднебесную Империю потратил практически половину лет своей жизни.

Но обмен информацией — это вчерашний день. Актуальные СМИ-технологии развиваются через Интернет. А значит, что как только в одной точке мира происходит какое-то событие, мы можем не только узнать мнение официальных властей или газет, но также прочитать комментарии очевидцев, написать им свое мнение — и все это в реальном времени.

Развитие российских СМИ

Революция в российских СМИ началась в конце восьмидесятых, когда на смену привычным лозунгам «партия, воля народа, мнение пролетариата», пришли слоганы: «гласность, свобода слова».

Впрчем, спорный вопрос, что было первым — стремление людей высказаться о наболевшем, либо же желание беспорядочно выражать мысли. Поэтому, изначально российские СМИ развивались на идее правды. Но что такое правда? Правда в СМИ?

Любой мало-мальски разборчивый человек понимает, что общество строится по системе обмена знаниями. То есть наверху общества стоят люди, которые располагают реальной информацией. Низ — это толпа, чьей основной ролью является целенаправленный отказ от фактов. Впрочем, нужны ли толпе факты? Спорный вопрос. Толпе нужен гамбургер, телевизор и доступная скидка в магазин одежды H&M.

 

Советский потребитель никогда не был избалован перезбытком информации. Общество коммунизма было пассивным и мечтательным, наблюдающим за восхождением новой звезды. В этом смысле, западное общество было всегда совершенно отличным. И роль СМИ здесь была в том, чтобы периодически подливать в котел еще воды. Вода начинала испаряться, появлялся пар, а следовательно люди никогда не могли расслабиться окончательно, памятуя о своей истинной цели существования — американская мечта и безудержный рост капитала. В СССР произошло все наоборот. Люди привыкли к телевизору, как к некому инструменту мазохистской игры, который выливал на них еще большее количество разного рода «случайностей», а люди в эти случайности начинали верить.

Дело в том, что журналистика — это профессия, которая подразумевает под собой этико-тактическую базу. Журналист — это не сколько личность, обладающая правом выражения мысли в широком формате и на публику, а сколько человек — общественный эталон, которому позволено говорить о многом. Когда была разрушена партийная школа, журналисты стали ориентироваться на западный лад: говорить то, чего они хотят. А это было далеко неправильно.

Поэтому главной дилеммой в России на сегодняшний день является не только вопрос «свободы слова», но и культуры журналиста, работника СМИ, как человека. Общество должно указывать журналисту путь для мысли, но не ограничивать его, а направлять, исходя из справедливого интереса.

Развитие новых технологий

Неудивительно, что мы так много говорим про СМИ, ведь СМИ — это не только источник информации, но и колоссальный источник пропаганды. Человек в XXI веке мало отличается от человека в XII. Да, мы можем поехать в Египет и убедиться, что жители других частей земного шара — это не существа с двумя головами или с собачьими лапами, как были представления у древних греков, но общую часть информации мы все равно получаем через широкие источники. Это — газеты, телевидение и Интернет.

Аспектом современных СМИ является широта их проникновения в общественную жизнь. Здесь можно привести простой пример из политической борьбы начала XX века. Газеты оказывали колоссальное влияние на электорат, однако основные вехи закладывались все-таки на собраниях. Любая партия или общественное объединение, мысль и т.д., держалась на сильном ораторе.

Современные СМИ имеют гораздо больший инструментарий, чем обычные полосы в газетах. Речь идет, прежде всего, о потенциале развлекательных шоу, хотя, в общем-то, это тоже вчерашний день. Но разве вы не замечаете, как «Дом-2» способен закладывать в голову ценности? И хотя он не закладывает, ибо его создатели замотивированы несколько другим — коммерческим процессом и созданием увлекательного инструмента для развлечений, такие подходы тоже возможны. Ведь в шоу зритель не просто читает статью, не живой материал. Он видит реального человека в реальных условиях жизни, сочувствует ему.

Еще больший потенциал имеют развивающиеся сегодня социальные сети, Интернет. Неудивительно, что почти все западные разработки в этой области постоянно экспериментируют не с количеством, а с форматом. Пример тому — война между несколькими площадками блогов, Twitter, Facebook.com (западный аналог Vkontakte.ru), Livejournal. Если сервис Livejournal исповедует формат длинных, публичных заповедей, Twitter пошел в сторону коротких микросообщений — статусов. И хотя социальные сети -это не СМИ, точнее - это их не первичная функция, но сама ситуация очень познавательна с точки зрения примера.

Это противоречит изначальной мысли журналистики и философии информации о том, что человек интересуется, прежде всего, фактом. Безусловно, факт важен, ибо на нем строится сообщение. Но сегодня главный вопрос — это подача информации. Упрощение позволяет сделать еще более доступным, что может быть использовано в общественнополитических или пропагандистских целях.

Российские СМИ и общество

В современной России в сфере информации есть ряд проблем, которые можно выделить. Впрочем, они скорее больше связаны с проблемами самого общества — отсутствие явного вектора развития.

Однако российские СМИ имеют большой мобилизационный потенциал. Это проявляется в том, что в России львиная доля крупнейших площадок сконцентированна в руках государства. Недостаток в том, что эта журналистика, в большинстве своем, работает по старым технологиям.

Коммунистическое прошлое накладывает определенный отпечаток на развитие СМИ. Примером тому может являться отношение людей к «Первому Каналу»: общество четко делится на тех, кто смотрит его, и тех, кто однозначно ему не верит. Очень мала прослойка тех, кого телевидение захватывает действительно. Этого можно было бы добиться при помощи разработки новых форматов общения с аудиторией и большего заимствования Интернет ресурсов, ибо важно развивать доверие людей к СМИ. Доверие важно, поскольку именно оно позволяет незаметно и гладко проводить основные посылы: борьбу с коорупцией, патриотизм, нацеленность масс на успех и другие стимулирующие факторы.

На Западе довольно популярен формат, когда известные публичные личности целенаправленно «снисходят» до толпы, дабы получить максимальный эффект от представления себя в необычном, развлекательном ключе. Принц Гарри едет в Ирак с визитом в британский гарнизон, как частное лицо, американские политики приходят на комичные и унизительные шоу. Это говорит о том, что западные технологии медии пока еще превосходят российские. Ибо там понимают важность доступных форматов. Однако чрезвычайное увлечение таким форматом может идти, скорее, во вред, чем на пользу. Поэтому важно освоить золотую середину, которую в России пока не освоили, но, надеемся, скоро изучат и примут к практической работе.

http://humanitar.ru

Социология религии. Религия как способ духовной мироориентации личности. Религия: понятие, структура, функции, назначение. Мировые религии. Сущность религиозных конфликтов в развития современной России.

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического.

Понятие

Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют:

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный. 2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.).

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия "социальная функция" и "социальная роль" религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой - безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

http://biofile.ru

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

В настоящий момент этим термином в религиоведении обозначаются три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):

буддизм,

христианство,

ислам.

Британника в Энциклопедии религий мира сообщает, что изначально с появлением термина в 19 веке к мировым религиям относили только буддизм, христианство и ислам, а затем в их число включались дополнительно конфуцианство (вместе с даосизмом), индуизм, иудаизм и синтоизм. Согласно этому источнику, в настоящее время термин считается устаревшим.

Е. А. Торчинов в книге «Религии мира. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника)» указывает, что в разных религиоведческих традициях насчитывается разное количество мировых религий. Если в российском религиоведении к ним обычно относят буддизм, христианство и ислам, то в веберианской традиции в число мировых религий включены индуизм (поскольку он является религией огромного культурного региона, а также источником буддизма), конфуцианство (поскольку оно является религией огромного культурного региона) и иудаизм (поскольку он является источником христианства и ислама).

Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта:

Понятие конфликта принадлежит как к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений -от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Анализ определений конфликта, принятых в различных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций [.

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.073 с.)