Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сформировалось Русское централизованное государство с центром в Москве.
4. Общество Московской Руси оставалось феодальным. Важнейшими тенденциями его развития и особенностями были: 1) наличие сословий – замкнутых социальных групп, члены которых наделялись определёнными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Люди, принадлежавшие к тому или иному сословию, занимали различный социальный статус; 2) сохранялся средневековый традиционализм – тип общества, для которого характерны следующие особенности: - большая роль религии, обрядов и традиций - авторитарный тип власти, - значительная роль общинных форм жизнеустройства, - слабое выделение личностного начала; - определяющее значение имеет аграрная экономика, сельский быт и крестьянский традиционный уклад; Господствующий социальный уклад – феодализм. Общество делится на два класса: феодалов (боярство, дворянство, Церковь) и зависимых крестьян. Роль и численность других сословий (духовенство, посадские люди – ремесленники и купцы, казачество) по сравнению с главными незначительны, Представители всех сословий, независимо от их статуса, считаются холопами царя и несут повинности в пользу государства, 6) постепенное усиление роли дворянства, вытесняющего бояр на ключевых постах в центральном и местном управлении. Дворянство сформировалось как служилое сословие, получавшее условные (не передававшиеся по наследству) земельные владения за службу государю. Дворянство стало надёжной социальной базой самодержавия и связывало свои интересы (в отличие от боярства) с усилением центральной власти, Перманентный процесс усиления феодального гнёта, закрепощения крестьянства, переход их из категории свободных в феодально-зависимых. Таким образом, в период Московской Руси государство закрепостило все сословия. Это было сделано с целью усиления централизации, освоения огромных земель, необходимости содержания разветвлённого государственного аппарата, эффективной защиты от постоянных вторжений. Роль т.н. вечевого элемента и функции самоуправления были сведены к минимуму. Однако, основная масса населения – крестьяне – продолжали жить общинным укладом с его традициями «аграрного коммунизма» (М. Вебер). Московское царство являлось также оригинальным культурным феноменом, содержавшим в себе особые смыслы, отражающие и формирующие образ эпохи.
Важнейшей идейно-политической доминантой Московской Руси являлась концепция «Москва – Третий Рим». В 1453 году под ударами турок пал центр мирового православия – Константинополь. Русь стала единственным самостоятельным православным царством. Христианство – религия универсализма. Она отрицает национальные и конфессиональные различия между людьми и призывает к объединению всех народов в лоне Православной церкви без стирания национальных различий. Русский народ в силу своей способности понимать и мирно уживаться с другими этносами, лучше всего способен объединять народы в лоне православия. Не уничтожая эти народы, без насильственного обращения их в свою веру. Именно это и позволило русским собрать в гармоничном единстве более 200 народов на 1/6 части суши, ввести их в орбиту цивилизации, обеспечить им стабильное развитие. На рубеже 15-16вв. псковский монах Филофей в письмах к Ивану III и Василию III сформулировал концепцию «Москва – Третий Рим». Накануне ожидания конца света и Страшного суда (в 1492г. – 7000 году от сотворения мира) Филофей писал: «Первые два Рима пали, ибо предали Бога и погрязли в пороках. Третий же Рим – Москва – стоит и здравствует, а четвёртому Риму не бывать». Это не было свидетельством русского империализма, как трактуют концепцию «Москва – Третий Рим» на Западе. Старец обращался к русским правителям с призывом нести тяжкое бремя ответственности за судьбу мирового православия. Московская Россия обязана быть сильной, ибо на ней лежит особая миссия – мирно объединить человечество на основе христианских заповедей. ТЕМА 10. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО Реформы Ивана IV Правительство Елены Глинской. Боярское правление. В 1533г. – умер Великий князь Василий III. У власти оказалась Елена Глинская (1533-1538) – мать малолетнего ИванаIV. При Елене была проведена денежная реформа: на территории Московской Руси вводилась единая денежная единица – московская копейка, названная так по изображению всадника с копьём.После смерти Е. Глинской – 1538-1547гг. начался период «боярского правления»: началась борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
Личность молодого Ивана. Шуйские и Бельские поочередно захватывали власть. При этом они мало считались с росшим Иваном IV. Между тем время боярского правления самым пагубным образом сказалось на будущем царе. От природы умный и впечатлительный, Иван IV рос в обстановке полного и унизительного пренебрежения. В душе мальчика рано возникло чувство ненависти и вражды к похитителям власти. Он стал свиреп и жесток, что едва ли можно назвать чем-то редким в то жестокое время. Подрастающий великий князь был противоречивой натурой. Предоставленный сам себе, Иван много читал и, несомненно, в среде русских книжников, людей образованных был своим человеком. Однако восприятие религиозной и светской литературы Иваном IV было достаточно своеобразное: он вынес из нее главным образом высокое представление о царской власти. Реформы «Избранной рады» 50-х гг. XVI в. 16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских великих государей, наследников власти кесарей-императоров.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.006 с.) |