Й блок: программирование, регуляция и контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й блок: программирование, регуляция и контроль



Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчинятся заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

 

 

Внимание является характеристикой динамики любых психических процессов, обеспечивая селективность (избирательность) простой или сложной психической деятельности. Целый ряд авторов (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) дает наиболее широкое определение внимания как фактора селективности не только познавательных, но и аффективно-волевых психических процессов, как фактора влияния на любые психические процессы.

В соответствии с теми процессами, в которых проявляется феномен внимания, различают внимание:

· сенсорное (той или иной модальности);

· двигательное (в осознании и регуляции моторных процессов);

· эмоциональное (особенно связанное с процессом импринтинга и имеющее здесь особые закономерности);

· интеллектуальное (к предмету осмысления, к интеллектуальным операциям).

Психология выделяет два уровня внимания:

· непроизвольное внимание;

· произвольное внимание.

По Л.С. Выготскому - это внимание первичное (непроизвольное, имеющееся у ребенка с рождения) и вторичное (произвольное, социально опосредованное, формирующееся по мере становления всех других психических функций). У взрослого человека произвольное внимание тесно связано с речевой системой и направляется прежде всего речевыми стимулами. Это - важнейшее положение психологии внимания, которое входит и в теорию "умственных действий" П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, и в представления о формировании произвольного внимания у ребенка, и в представления о механизмах регуляции произвольных движений и действий.

Нейропсихология внимания стала разрабатываться сравнительно недавно, ведь довольно долго считалось, что внимание никак не связано с конкретными структурами мозга, а его нарушения свойственны любому больному независимо от локализации поражения мозга. Исследования последних лет показали ошибочность такого представления, выявив два самостоятельных типа нарушения внимания:

· модально-неспецифические нарушения;

· модально-специфические нарушения.

Нарушения первого типа распространяются на любые формы и уровни внимания (больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности). Обычно это больные с поражениями разных уровней неспецифической системы мозга, и прежде всего - ретикулярной формации. При поражении её стволовых отделов из-за ослабления механизмов поддержки внимания у больных наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания. Такая симптоматика обнаруживается при любом виде деятельности (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной). Подобные травматические поражения мозга достаточно хорошо описаны, а связанные с ними нарушения внимания изучены на феноменологическом уровне. Отмечается, что в большей степени страдают непроизвольные формы внимания, а произвольный уровень регуляции внимания относительно сохранен. Компенсация возможна за счет обращения к высшим смысловым категориям, за счет организации действия, воздействием громкой речи.
Диэнцефальный уровень и уровень лимбической системы являются уровнями самостоятельными, но появляющиеся более грубые, чем описанные выше, симптомы пока еще не достаточно отдифференцированы. При поражении этих структур больные не могут сосредоточиться ни на какой деятельности, а попытки поднять их уровень активности не дают стойкого результата. Это, как правило, онкологические больные с локализацией опухоли в области таламуса, гипоталамуса, гиппокампа, лимбической коры.

Уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. Больные с подобными поражениями изучены достаточно хорошо. У них нарушения внимания в известной степени противоположны тем, которые характерны для больных с поражениями ствола мозга. Преимущественно страдают произвольные формы внимания в самых различных видах психической деятельности, а вот непроизвольные формы внимания патологически усилены, т.е. наблюдается диссоциация между произвольным и непроизвольным вниманием. Такие больные отличаются выраженным "полевым поведением", что безусловно свидетельствует о растормаживании элементарных форм ориентировочной деятельности. Обращение к произвольному речевому контролю не оказывает на них никакого компенсирующего влияния.

Модально-специфические нарушения внимания проявляются как игнорирование стимулов той или иной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.). Эти нарушения внимания не имеют ничего общего с нарушениями гностических функций или интеллектуальными нарушениями, непониманием инструкции. Феномен неосознания определенных стимулов выявляется при оценке функций методом предъявления двойных (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.) стимулов.

Зрительное невнимание обнаруживается при изучении полей зрения с помощью периметра Ферстера, когда вместо одного стимула больному предъявляется сразу два стимула (справа и слева). Больной отдает предпочтение одной стороне, замечая, например, лучше правые, а не левые стимулы. Если же стимулы предъявляются только с правой или только с левой стороны, то разницы в их обнаружении не наблюдается. Симптом игнорирования зрительных стимулов нередко представляет собой начальную стадию поражения структур зрительного анализатора, что в дальнейшем развивается в гностические расстройства или гемианопсию.

Слуховое невнимание связано с поражением структур слухового анализатора и выявляется при одновременном предъявлении на два уха двух разных слуховых стимулов (звуков, слов). Методика дихотического прослушивания была предложена Д. Кимурой. С ее помощью выявляется симптом игнорирования звуков, поступающих с одной стороны. Слуховое невнимание может иметь место и при более массивных поражениях внутри полушария.

Тактильное невнимание описано Г.Л. Тойбером, который разработал методику двойной тактильной стимуляции. Экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков кистей рук (левой и правой) с одинаковой интенсивностью. Прикосновения к кистям двух рук перемежаются двумя прикосновениями к одной и той же руке и одним прикосновением к одной руке для контроля. Больной с закрытыми глазами должен определять количество прикосновений (одно или два). В условиях эксперимента больной как бы "не замечает" прикосновения к одной руке, когда даются два стимула одновременно. Чаще он "не замечает" прикосновения к левой руке или ошибается при двойном прикосновении к левой руке, что является симптомом поражения правого полушария, преимущественно правой теменной доли. При раздельном прикосновении (слева или справа) игнорирования стимула не обнаруживается.

Двигательное невнимание проявляется в случае, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. При выполнении двуручных заданий больные нередко начинают выполнять движения правильно, затем одна рука замедляется, а потом больной продолжает совершать движения только одной рукой, не осознавая своих ошибок. Такое игнорирование собственных ошибок отражает нарушение внимания в двигательной сфере. Симптом игнорирования исчезает при выполнении движений отдельно левой или правой рукой. Двигательное невнимание характерно для больных с поражением передних (премоторных, префронтальных, глубинных) отделов полушарий (чаще правого).
Во всех случаях невнимания симптом игнорирования носит строго односторонний характер. Он имеет место при увеличении нагрузки на структуры анализаторной системы.

Психофизиологические исследования методом оценки спектра ЭЭГ, оценки локальной пространственной синхронизации (ПС) биопотенциалов, методом вызванных потенциалов (ВП) также свидетельствуют о том, что механизмы произвольных и непроизвольных форм внимания различны, и что в их организации участвуют разные структуры мозга.

Билет 7

1) Мозговая организация психических функций. Исторический экскурс.

Нейропсихология стала самостоятельной наукой во второй половине ХХ в. благодаря трудам тех исследователей, которые определили основное содержание и границы новой дисциплины. Ее главными зарубежными творцами были Д. Хебб, Г. Геккен, Б. Милнер, К. Лешли, Х.-Л.Тойбер, К. Прибрам, Р. Сперри, О. Зангвилл. В нашей стране нейропсихология сформировалась трудами Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина и ряда других. Основоположником отечественной нейропсихологии с полным правом можно назвать выдающегося ученого-психолога Льва Семеновича Выготского, который первым обратился к исследованию роли различных отделов мозга в осуществлении тех или иных форм психической деятельности. Подтверждением тому служат слова Б.В. Зейгарник о том, что "он был гениальный человек, создавший советскую психологию". Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия, для которого Л.С. Выготский был другом и наставником, писал: "Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением".


Первым в науке разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало отечественной психологической школе. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства. Важнейшие статьи и монографии: "Педагогическая психология", "Исторический смысл психологического кризиса", "Мышление и речь", "Психология искусства", "Психология и учение о локализациях", "Развитие высших психических функций", "Избранные психологические исследования".

Для выхода психологии из кризиса Выготский выдвинул тезис, который стал историческим шагом в отечественной и мировой психологии. Этот тезис указывал на то, что для понимания внутренних психических процессов следует выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Выготский неоднократно повторял, что те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, волнующих психологов. Теперь-то мы знаем, что мозг человека - биологический субстрат его сознания - сам, в свою очередь, есть продукт истории, культуры, социального окружения. Последовавшие за тем исследования Л.С. Выготского явились началом научного анализа системного строения различных психических процессов, разработки нейропсихологических путей компенсации нарушенных психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. Выготский первым высказал идею о том, что человеческий мозг построен на новом принципе "экстракортикальной" организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). Он первым указал на роль различных форм социального поведения, которые в процессе исторического развития формируют в коре мозга человека новые "межфункциональные отношения". Именно они делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга. Это положение является фундаментальным в отечественной нейропсихологии. Идеи о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности - не единственный вклад ученого в науку. Наблюдая за процессами психического развития у детей, Выготский сформулировал положение о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций и последовательном изменении их мозговой организации как основной закономерности психического развития. Выготским было обосновано великое множество других новаторских представлений, в дальнейшем развитое его многочисленными учениками и последователями. По оценке М.Г. Ярошевского, "несмотря на раннюю смерть (Выготский не дожил до 38 лет), ни один из выдающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Выготский". Принципы, сформулированные Л.С. Выготским, стали началом фундаментальных исследований, проводившихся в нашей стране А.Р. Лурия и его сотрудниками, что привело к разработке нейропсихологии человека, как одной из важнейших отраслей современной психологии.

Александр Романович Лурия - ученый с мировым именем. Его труды с 20-х гг. ХХ в. и до наших дней издаются по всему миру. Крупнейший советский психолог, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, испанского, швейцарского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Один из основателей отечественной нейропсихологии. Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.

 

В 20-е гг. признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и что их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга, объединило знаменитую "тройку" ученых - Выготского, Лурия и Леонтьева. Позже к ним присоединились Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" единомышленников и начала последовательную разработку новой психологии. В дальнейшем А.Р. Лурия, развивая идеи Выготского, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки, создал советскую научную школу. В годы Великой Отечественной войны Лурия положил начало исследованиям мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд., 1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий. В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии. Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Американская версия этой книги под редакцией М. Коула называлась "Сотворение разума", а на русском языке она вышла уже после смерти Лурия под названием "Этапы пройденного пути", став своего рода научным завещанием этого выдающегося ученого, делавшего историю психологии ХХ столетия.

 

2) Проблема левшества в нейропсихологии.

Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание леворасположенных парных органов над правыми в их совместном функционировании. Левшество в широком смысле не сводится к леворукости. У лиц, нормально развивающихся по показателям психической деятельности, может быть симметрия или очень слабая асимметрия одного или двух парных органов при правшестве или левшестве других. При обследовании больших контрольных групп полные (по всем органам) правши обнаруживаются в 38-54%, а остальные имеют частичное левшество, между тем как чистые левши либо вообще не встречаются, либо их доля не превышает 2%. Среди здоровых наиболее часты лица только с одним признаком левшества. У мужчин в среднем чаще на 2-4% встречаются правши, что особенно заметно для зрения (в 2,2 раза). Больше всего левшей среди детей и коренного населения Севера и Юго-Восточной Азии. В отношении причин возникновения левшества как проявления особенностей межполушарной асимметрии существует несколько точек зрения. 1. Согласно генетической теории левшество передается по наследству и обусловлено хромосомными факторами, что обусловливает специфику морфологического строения мозга левшей. 2. Согласно социо-культурной теории формирование «рукости» связано с культурно-историческими условиями, с детства социально навязывающими преимущественное пользование и тренировку одной из рук. 3. В соответствии с патологической теорией,левшество - результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Чаще всего, это родовая травма из-за аномалии родовых путей, результат наложения щипцов при родовспоможении. Каждый конкретный случай левшества имеет свою обусловленность возникновения, которая может быть связана как с одной, так и комбинацией причин.

 

Билет 8

.1. ВПФ – сложное системное образование качественно отличное от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы». Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества. ВПФ как система обладает большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат. По мере формирования ВПФ происходит превращение внешних средств осуществления во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития ВПФ постепенно свертывается, автоматизируется.

НА первых этапах формирования ВПФ представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы. Одновременно изменяется и психологическая структура ВПФ.

Первичный нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, непосредственно связанные с нарушением определенного фактора.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушение ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по закону системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

 

2) фактор, синдром и симптом.
В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить 2 класса понятий. Первый – это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй – это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «ВПФ», «психическая Деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение» и др.

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической Теории к нейропсихологии – конкретной области знаний.

Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации. Понятие «ВПФ» было введено о общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем под-робно разработано А.Р. Лурией и другими авторами. Под ВПФ понимаются сложные формы сознательной психической Деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической Деятельности. Как указывал А.Р. Лурия, ВПФ обладают 3 основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.

ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

Представления о ВПФ как сложных психологических системах было дополнено Лурией представлениями о них как о функциональных системах.

Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической Деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации ВПФ – теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.

Ко второму классу понятий – собственно нейропсихологических – можно отнести следующие:

Функциональная система – морфофизиоло-гическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Детятельности, нарушение которой ведет к появленияю нейропсихологического синдрома.

Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.

Теория системной динамической локализации ВПФ обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования.

 

Билет 9

·)Принцип динамической организации и локализации высших психических функций.

Общепсихологическую основу теории системной динамической локализации ВПФ составляет положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации. Понятие «ВПФ» является центральным для нейропсихологии, было введено Л.С.Выготским, а затем подробно разработано А.Р.Лурия. В нейропсихологии под высшими психическими функциями понимаются системные психические процессы (психологические образования), не сводимые к сумме составляющих их психических явлений.

Важнейшими характеристиками ВПФ являются:

1) прижизненное формирование под влиянием социальных воздействий;

2) опосредованность знаковыми системами («психологическими орудиями», по Л.С.Выготскому), среди которых ведущая роль принадлежит речи;

3) осознанность и произвольность их осуществления.

Системность ВПФ, отсутствие жесткой привязки к отдельным «мозговым центрам» обеспечивает их пластичность, возможность взаимозаменяемости входящих в них отдельных структурных компонентов, что является основой теории и практики восстановления ВПФ. Формирование ВПФ в фило- и онтогенезе проходит ряд закономерных этапов: 1) сначала они существуют в виде взаимодействия между людьми, осуществляются за счет внешних средств; 2) затем они усваиваются и присваиваются, переходят на внутрипсихический уровень и далее 3) переходят от развернутых форм предметной деятельности к свертыванию, автоматизации, обретая характер автоматизированных умственных действий.

Представление о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено А.Р.Лурия представлением о ВПФ как о функциональных системах. Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа ВПФ.

Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р.Лурия считал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающих целый набор афферентных (настаивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

Таким образом, ВПФ системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации ВПФ – теоретической основы отечественной нейропсихологии.

2) Виды афазий и мозговая организация речи.

Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. [

классификация А. Р. Лурия.

Типы афазий

· Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.

· Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.Нарушен процесс реализации речи во внешнюю среду (хотя внутренняя программа сохранна). Эта форма обусловлена поражением коры вблизи от центра Брока.

· Афферентная моторная афазия Возникает при поражении 40 поля. Нижние постцентральные отделы. Нарушение афферентного кинестетического звена. (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания). Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.

· Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

· Акустико-мнестическая афазия Возникает при поражении 21 и 32 поля, 2 височная извилина. Центральный фактор - нарушения слухоречевой памяти — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов.

· В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур.

· Амнестическая афазия Проявляется при поражении теменно-височной обл.Дефект заключается в трудности называния предметов и частей тела. Наблюдаются вербальные парафазии.

В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.

Номинальная афазия, проявляющаяся в затруднении называния предметов, является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Билет 10

2)Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

· Нарушение памяти при локальных поражений мозга

Нарушения памяти: 1)гипомнезия (ослабл-е пам.), мож. быть связ. с возр. изм-ми, или врожд., или появ. как след. какого-то мозг. заб-я (склероза мозг. с-дов). 2) парамнезии (ложные узнав-я) – особ. сост-я, когда чел. испыт. ощ-е «знакомости» при встрече с незн. объек. Это связ-но с изм-ми сост-я созн-я (сост-я «дежа вю»). 3) гипермн. ( обостр-е пам.) – резкое увел-е объема и прочн. зап-я мат-ла по сравн. со сред. норм. показ-ми.; при гипофизарн. очагах, возд-щих на средин. стр-ры мозга. 4) амнезии (значит. сниж. или отсут. пам.) - при лок. пораж-ях мозга длит. время расцен-сь как общемозг. симптомы, не имеющ. лок. знач-я.

2 осн. типа наруш. пам., а также особ. тип наруш. (наруш. мнест. деят-ти, псевдоамнезия):

1. модально-неспециф. наруш. пам. – группа патолог. явл-й, неоднор-х по хар-ру, хар-ся плох. запеч-ем инф. любой мод-сти. Возник. при пораж. разн. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга: 1) при пораж. ур-ня продолг. мозга: наруш. пам. протек. в синдроме нар-ний созн-я, вним-я, цикла «сон—бодрст-е» (ретроградная и антероградная амнезия). 2) диэнцефального ур-ня (ур. гипофиза): больше страдает кратк. пам., усилен. д-вие мех-змов интерференции. Гомоген. инт-ция – при кот. в кач-ве «помех» исп-ся деят-сть запом-я, но уже другого мат-ла. При гетероген. инт-ции в качестве «помехи» - др. деят-сть (счет в уме, чтение). Следы запеч-ся лучше. повыш-я реминисценция следов, т. е. луч. воспр-е мат-ла при отсроч. (неск. ч. или дней) воспр-нии мат-ла. Пораж. лимбич. с-мыкорсак. синдром ( отсут. пам. на текущ. соб-я, при сохр. ДП). В разверн. форме этот синдром возник. при пораж. гиппокампальн. стр-р обоих полуш., часто конфаб-ции.; пораж. медиальн. и базальн. отд. лоб. долей мозга – наруш. пам. в целом преим. наруш. КП и повыш. интерф. следов., добавл. и растр. семант. пам., «фен-н привнес-я нов. слов»); наруш. опосред. запом-го мат-ла. 2. модально-специф. наруш. пам. – наруш. зрит., слухореч., муз., такт., двиг. пам. и др. Возник. при пораж. разн. анализат-х с-м. Наруш. слухореч. пам.- акустико-мнест. афазия. Дефект выст. в изол-ной форме. При оптико-мнест. афазии наруш. зрит.-речевая пам. (не могут назвать предметы). Наруш-я слухореч. и зрит.-реч. пам. хар-ны лишь для пораж. лев.полуш. мозга (у правшей). Для пораж. прав. полуш. – нереч. (музык.) слух – амузия (гностич. и мнест. дефекты); агнозия на лица. Пораж. тем.-затыл. отд. прав. полуш. – нар-я простр. и цвет. пам. 3. псевдоамнезия – массив. пораж. лоб. долей мозга: отсут. стратегии, плана запом-я мат-ла (произв. пам. хуже непроизв.).

· Амнезии

Амнезии – значит. сниж-е или отсут-е пам. Могут набл-ся не только при локал. пораж. ГМ, но и как общемозг. симп-мы, сопровожд. практич. все наруш-я при пораж-ях мозга. Виды:

Фиксационные – недостат. фиксация впечат-я в КП или ДП (корсак. синдром – больной способен к воспр-ю прош. опыта, но не сегодн. событий из-за интерференции, вызв-й наруш. лимбич. стр-р, кортикально-таламич. обл.)

Ретроградная – по отнош-ю к событиям опред. периода, предш-го др. событию.

Антероградная – на события после шока, травмы, психолог. изм-я.

Прогрессирующая – последоват-но наруш-ся пам. на события от соврем. к прошед. и от диффузн. к четким.

Лурия подразд. амнезии на:

1) модально-неспециф. наруш. пам. – плохое запечат-е (воспроизв-е) любой по модал-сти инф. Возник. при пораж. разл. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга. - уровень продолговатого мозга - диэнцефальный уровень - уровень лимбической системы - уровень медиальных и базальных отделов лобных долей мозга

2) модально-специф. наруш. пам. связаны лишь со стимулами опред. мод-сти и распростр-ся только на раздр-ли, адресующиеся к какому-то одному анализ-ру: - наруш-я слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; - наруш-я зрительно-речевой памяти при оптико-мнестической афазии; - наруш-я слуховой памяти при пораж-ях прав. полуш-я; - наруш-я зрительной памяти при пораж-ях прав. полуш-я

 

Билет 11

· функциональные блоки мозга

Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач.

Й блок: энергетический

Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

Энергетический блок включает в себя:

· ретикулярная формацияствола мозга

· неспецифические структуры среднего мозга

· диэнцефальные отделы

· лимбическая система

· медиобазальные отделыкоры лобных и височных долей

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неусто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.092 с.)