Развитие творческих способностей ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческих способностей ребенка



Эти способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

Исследователи детского творчества делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие большую самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Примеры таких заданий.

Игра «Какая осень (зима, погода, собака и т.д.)». при регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень-нежная, красная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др.).

Игра «Что общего между?..». Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты кожурой, состоят из долек и т.д. постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие. Приведем примеры вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными; приснившимися; нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными; пыльными и т.д.

Упражнение «Что можно сделать из?..». ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, консервной банки, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.

Задание «Придумай и изобрази». Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Звугр», «Велень», «Хражда», «Милея» и др.) и предлагается представить и изобразить их. Затем можно обыграть действия нарисованных героев, вырезать их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющие предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.

Придумывание сказок. По предложенному взрослыми началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления о предметах по памяти, создавая на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

Придумывание новых игрушек, транспорта, построек. Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например, бумажный медвежонок-это хорошо, потому что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться, его нельзя мыть и т.д.).

Игра «Хорошо-плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление, система-это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и различать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Приведем примеры детских ответов.

«Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др.

Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

«Цыплята»

Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают-несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.

 

«Кошка»

Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей.

Плохо: линяет, грязная на даче, приносит мышей бабушке, которая их боится.

Знакомство с понятием «ресурсы» как неиспользованными возможностями. Ребенка учат видеть и различать вспомогательные средства самого предмета или окружения, выявлять ресурсы пространства и времени, размера, качества, энергии, формы, главного ресурса человека-его мысли. Для этого можно использовать путешествие на машине времени, приемы уменьшения-увеличения и т.п. Например, ребенку предлагается определить последствия уменьшения собственного роста до 5 см и ответить на ряд вопросов: а) что произойдет, когда ты попадешь домой? б) что подумают твои родители? В) как ты будешь есть? г) как сможешь воспользоваться бытовыми приборами? И др. составление таких рассказов обычно очень увлекает детей, и они продолжают задавать себе и другим аналогичные сюжеты (представь, что будет, если твоя кошка вырастет до 3-х метров, и др.)

Упражнение «На что похоже?». Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные знакомые предметы.

Отгадывание загадок. Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно использовать любые загадки. Но не стоит подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу, поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.

 

 

ВНИМАНИЕ

 

Методики для изучения

Различных свойств внимания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.006 с.)