Диагностика и развитие познавательных способностей детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и развитие познавательных способностей детей



Методики для изучения

Различных свойств внимания

Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией о ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения

И переключения (используется при владении счетом)

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.

Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1.5-2 минуты и почти без ошибок.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условленно, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные ему упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Упражнение на развитие концентрации внимания.

Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 7-8 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку показываю последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.

 

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем заданиям оценивается результативность-число правильных названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а так же число деталей правильно раскрашенных.

ВОСПРИЯТИЕ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Методика «Что не дорисовано?»

Методика «Узнай, кто это».

Сначала детям объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Ребенку показывают рисунок, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а. Предлагается по этому фрагменту сказать, к какому общему рисунку принадлежат эти детали.

 

На решение задачи отводится 15 секунд. Если ребенок не дал правильный ответ, то на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б т.д., до тех пор, пока ребенок не догадается, что изображено на рисунке.

В основном дети 5-6 лет справляются с заданием уже по фрагменту б за 20 секунд.

Методика «Пиши кружочками».

МЫШЛЕНИЕ

МЕТОДИКА «Нелепицы»

Игра «Бывает-не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловит не нужно.

Например: вы говорите: «Кошка варит кашу»-и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Водитель ведет троллейбус.

ПАМЯТЬ.

Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

осенью идут дожди.

дети любят играть.

в саду растут яблони и груши.

в небе летит самолет.

мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают картинку с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Затем эту картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку, где есть 9 изображений из первой картинки и еще 6 других, и просят ребенка показать все 9 изображений из первой картинки.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры, но не дольше 1.5 минуты. В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

Игра «Я фотоаппарат».

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течении нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем открывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

ВООБРАЖЕНИЕ

Методика «Комбинирование»

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры, круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать многократно, какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие-нельзя добавлять произвольные фигуры.

 

 

1. Восприятие- это отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Перцептивное действие идентификации - происходит, когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадают с эталоном идентично ему.

Перцептивное действие соотнесение с эталоном - выполняется при частичном совпадении свойства предметов с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют и различии.

Перцептивное моделирование- действие выполняется при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, требуют применения двух или более эталонов.

Мышление- отражение связей и явлении, отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний.

Наглядно- действенное мышление - мышление, при котором при решении задач включают внешние двигательные пробы.

Наглядно- образное мышление- решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Словесно- логическое мышление- мышление, при помощи рассуждений, направленное на решение мыслительной задачи.

Воображение- процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Воссоздающее воображение - воссоздание, восстановление предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.

Творческое воображение- направлено на определение возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых явлений, предметов, ситуаций.

Память- процесс запоминания, сохранения и восстановления прошлого опыта.

Произвольное запоминание- имеет цель запомнить что0 либо и выполнить действие, специально направленное на достижение цели, действия запоминания.

Непроизвольное запоминание- происходит без специальной цели запоминания.

Внимание- направленность или сосредоточенность психической деятельности на чем- либо определенном.

Объем- количество объектов сознания, которые одновременно обладают атрибутом ясности(принимается то количество объектов, которые могут быть правильно восприняты при кратковременном одновременном предъявлении.

Устойчивость- временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Произвольность внимания - умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу.

Развитие познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста.

 

 

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

Наиболее часто для изучения познавательных способностей ребенка используется методика, созданная Е. Торренсом. Она состоит из пяти разделов.

Усовершенствование предметов. Требуется изменить данную игрушку так, чтобы с ней было еще интереснее играть.

Использование предметов в другом качестве. Ребенку предлагается перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

Необычное использование знакомых предметов. Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которой входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

«Спроси-угадай». Ребенку предъявляется картинка и предлагается: задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке. Перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на картинке ситуация; перечислить как можно больше причин возникновения ситуации, изображенной на картинке.

Как же реально определить, на сколько свободно ребенок проявляет свои познавательные способности, которые, по мнению многих психологов, заложены и существуют в каждом человеке? Для этого можно использовать два задания.

Задание 1. Предлагаем ребенку подумать и назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги. Выбираем для этого задания удобное время и преподносим это ребенку эмоционально, как нечто увлекательное и интересное. Записываем все варианты, предложенные ребенком, даже те, которые покажутся нам слишком очевидными или непонятными. Не ограничиваем ребенка во времени. Закончим задание, когда оно перестанет интересовать ребенка. А затем проанализируем записанные ответы, сравнивая их со списком наиболее типичных ответов детей 5-6 лет.

Малооригинальные варианты ответов (часто встречающиеся):

«нарисовать …» - картинку; что-нибудь (машину, куклу, елочку, травку, листья, дом, солнце, белочку, геометрические фигуры, телевизор, школу); много всего; раскрасить красивыми красками им карандашами то, что нарисовано; срисовать то, что понравилось;

«сложить…»-самолет, кораблик (лодку), птичку, шапочку, лягушку, воздушного змея, подзорную трубу, домик, цветок, постель для куклы, колпачок для клоуна, нос для Буратино, игрушку, что-нибудь;

«вырезать…»-геометрические фигуры (круги, квадраты), занавески для игрушечной комнаты; одежду и украшения для куклы, рыбку, снеговика, елочку, машину, домик, кровать, полоски для занятий.

Оригинальные варианты ответов (редко встречающиеся):

заклеить: окно; щели; дырки, которые прогрызли мыши; гвоздь в стене; грязь;

закрыть банку (вместо крышки);

сделать шарик для игры в футбол или мишень для стрельбы;

порвать и сделать снег;

начертить квадрат и играть в «крестики-нолики»;

подарить кому-нибудь;

сделать пиратскую карту и нарисовать, где спрятан клад;

написать и отправить его с голубем;

поджечь;

написать что-то нужное, чтобы не забыть;

использовать вместо бинта, разрезав на полоски;

собрать и выбросить мусор;

играть с ним: подкидывать и ловить;

изучать, какой он: как падает, тонет ли, рвется ли?

Вырезать арбуз, в котором мыши прогрызли дырки.

Как правило, дети 5-7 лет сохраняют интерес к этому заданию 10-20 минут, называю при этом 8-10 вариантов использования листа бумаги (2-3 из них-оригинальные).

Задание 2. Нарисуйте простым карандашом на альбомном листе 10 небольших одинаковых кругов (можно обвести рублевую монетку). Старайтесь, чтобы расстояние между нарисованными кругами было примерно одинаковым. Затем предложите ребенку, дорисовывая, превратить эти круги в интересные картинки.

Обратите внимание ребенка на то, что у него должно получиться 10 разных, оригинальных рисунков (дорисованные из кругов предметы могут быть не связаны общим сюжетом). Во время дорисовывания лучше находится рядом с ребенком, проявлять интерес к процессу его творчества, но не подсказывать и не оценивать его действия.

Малооригинальные варианты рисунков (часто встречающиеся): солнце; мяч; яблоко; голова человека, животного или игрушки; часы; цветок; снеговик.

Оригинальные ответы рисунков (редко встречающиеся): штурвал; руль; тарелка; колесо машины; иллюминатор; бублик; монета.

Как правило, дети 5-7 лет выполняют это задание 10-15 минут, из 10 дорисованных картинок встречаются 2-3- оригинальные.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.052 с.)