Изменения маршрута и их причины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения маршрута и их причины



 

Из-за низкого уровня воды и недостаточной подготовленности части группы, имеющей опыт 4 кс, обнесли «Хара-Жалгинский» (Верхний) каньон. Также из-за низкого уровня воды не проходили Нижний каньон р. Хоньчин.


График движения

Дни пути Дата Участок пути Длина, км. ЧХВ Способ передвижения Препятствия Метеоусловия
  19.07.13 Г. Стерлитамак – г. Уфа     Авто    
1-3 19-22.07.13 г. Уфа – г. Слюдянка     Поезд    
  22.07.13 г. Слюдянка – верховья р. Урик (1 км выше моста ч/з Урик)   6ч 50м Авто   Облачно
  23.07.13 Стапель         Облачно, переменный дождь, +9С
  24.07.13 верховья р. Урик – у.р. Хара-Нур   5ч 30м сплав Шиверы, разбои струи, камни в русле Пасмурно, +11С
  25.07.13 у.р. Хара-Нур – у.р. Хара-Жалга   Сплав «Предбанник», «Баобаб», порог 3, «Заминка», «Трехслойный», «Монумент» Низкая облачность, +12С
  26.07.13 у.р. Хара-Жалга – конец Верхнего каньона 6х2 Пешка (обнос Верхнего каньона)   Облачность, дождь,+16С
  27.07.13 Стапель         Переменный дождь, +9С
  28.07.13 конец Верхнего каньона – Амбартагольский каньон   1ч 21м Сплав «три бандита» Солнце, +24С
  29.07.13 «змейка» – 3-я ступень Амбартагольского каньона   Сплав «Змейка», 1-3 ступени Дождь, солнце, +19С
  30.07.13 3-я ступень Амбартагольского каньона – перед водопадом   6ч 23м сплав 4-я ступень, «Амбартагольский», шиверы, разбои струи Солнце, +20С
  31.07.13 Дневка         Пасмурно, +14С
  01.08.13 После водопада – у.р. Даялык   3ч 30м Сплав Шиверы Облачно, +12С
  02.08.13 у.р. Даялык – пр. 127   3ч 50м Сплав Пороги 100, 101, «Чертики», «Красный каньон», «Крокодилы» Облачно, ветер +13С
  03.08.13 Полудневка, пр. 127 – пр. 156   3ч 40м Сплав Пороги, шиверы Облачно, +15С
  04.08.13 Пр. 156 – 5 км выше у.р. Урик   8ч 30м Сплав Шиверы Солнечно, +17С
  05.08.13 5 км выше у.р. Урик – заливное на р. Б. Белая (4 км ниже у.р. Урик)   1ч 20м Сплав разбои Облачно, небольшой дождь, +12С
  06.08.13 Антистапель, сушка          
  07.08.13 П. Инга – г. Черемхово   1ч 50м Авто    
19-22 07.08.13-10.08.13 г. Черемхово – г. Уфа     поезд    
  10.08.13 г. Уфа – г. Стерлитамак     Авто    
Итого водная часть:          

Техническое описание

 

Сокращения, принятые в тексте:

ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег, ПП – правый поворот, ЛП – левый поворот.

Описание ступеней «Амбартагольских щек» дано в сокращенном виде, более подробное – в лоции в п. 2.9.1.

 

  22.07.13 г. Слюдянка – верховья р. Урик (1 км выше моста ч/з Урик)   6ч 50м Авто   Облачно

 

С утра приехали в г. Слюдянка, где уже ждала раннее заказанная машина «Газель». Выехали в 9.40. Т.к. маршрут проходит по территории Бурятии, зарегистрировались в МЧС в п. Кырен. Ангар МЧС видно слева с центральной дороги поселка. На пограничном посту в Мондах пробыли 10 минут. Примерно через 90-100 км от Монд машина повернула направо, на дорогу проложенную геологами в долину р Улзыта и поднялась по идущей по долине дороге к пологому Акенскому перевалу. Вдоль дороги постоянно встречаются избы геологов. В сухую погоду можно проехать на «Газели», но желательно машину повышенной проходимости. При проезде по бревнам, перекинутым через ручьи, выходили из машины, т.к. за дорогой не следят и бревна давно сгнили. В одном месте водитель долго рассматривал опоры небольшого мостика, сомневаясь выдержат ли они. Машина забросила нас на перевал. От поворота с дороги на Орлик до перевала путь занял примерно 2,5 ч. Вниз спускались примерно на 2 км 15 мин. Лагерь сделали в лесу на базовой стоянке примерно в 1км выше моста через Урик, до воды 300 м.

 

  23.07.13 Стапель         Облачно, переменный дождь, +9С

 

Стапель. С утра был туман, к обеду температура поднялась до +20С, потом пошел дождь. Каркас на К4 делали из лиственницы, каркасы на К2 привезли с собой. Судя по береговой линии, уровень воды – средний. Река протекает в широкой долине (фото 4). По краям долины, поросшие лесом горы. Пойма реки поросла мхом, карликовыми кустарниками. По берегам, на склонах холмов, в основном, лиственница. Берега заболочены.

Фото 4. Долина реки Урик

  24.07.13 верховья р. Урик – у.р. Хара-Нур   5ч 30м Сплав, проводка Шиверы, разбои струи, камни в русле Пасмурно, +11С

Выход в 11.00. Судя по береговой линии, уровень воды средний. Первые 2 километра река течет в узком, довольно глубоком русле с заболоченными берегами. После моста через Урик начинаются мелководные шиверы и разбои струи, затем русло расширяется и приходится проводить суда по камням (фото 5). Примерно через 2-3 км русло опять сужается, однако проводка по камням длится почти до притока Хара-Нур, вытекающего из озера Хара-Нур. Встали в 19.00 на ПБ на притоке. Отремонтировали на К4 небольшой порыв внешней оболочки.

Фото 5. Верховья Урика

 

  25.07.13 у.р. Хара-Нур – у.р. Хара-Жалга   Сплав «Предбанник», «Баобаб», порог 3, «Заминка», «Трехслойный», «Монумент» Низкая облачность, +12С

 

«Дикий Урик». Выход в 11.00. Русло сузилось, уровень воды повысился, сплав – слалом между камнями. Не смотря на возросший расход воды, К4 иногда садился на камни. Все препятствия просматриваются с воды, шли сходу. На «Трехслойном» (фото 6А,Б) и «Монументе» сделали разведку. После «Трехслойного» есть порог, не описанный в других отчетах – судя по всему река меняет русло. Небольшой островок делит реку на две протоки – левая меньшая, мелководная, в правой в центре цепочка камней, пологий слив с прижимом к скальному ПБ. Заход осложнен полуобливными камнями. При более высоком уровне воды это, скорее всего, мощная шивера. Обозначили его как препятствие 5А (фото 7).

К 15.00 подошли к устью р. Хар-Жалга, где сделали лагерь. После обеда сходили на разведку Верхнего каньона. Дошли до «Философского камня». Приняли решение обнести каньон из-за малого уровня воды и недостаточной подготовленности группы.

Фото 6А. Порог «Трехслойный» К2-2

 

Фото 6Б. Порог «Трехслойный» К4

 

Фото 7. Препятствие «5А», правая протока.

  26.07.13 у.р. Хара-Жалга – конец Верхнего каньона 6х2 Пешка (обнос Верхнего каньона)   Облачность, дождь,+16С

 

Верхний каньон обнесли за 2 раза (вещи, и катамараны в разобранном виде), по заросшей вездеходной дороге (схемы 2.14.4). С места лагеря надо подняться вверх по тропам на заросшую вездеходную дорогу и спуститься по ней вниз до ручья. За ручьем она раздваивается – правая уходит в район р. Холба, левая, заболоченная, спускается вдоль каньона и выходит к скалистой площадке, похожей на стоянку. С нее тропа уходит вниз к реке и идет параллельно метрах в 100 от берега, поэтому с нее надо сходить к берегу через лес. Лагерь сделали на большой поляне на берегу.

 

  27.07.13 Стапель         Переменный дождь, +9С

 

Стапель. На этот раз каркас на К4 сделали из ели. В 80 м от места лагеря вниз по течению находится стоянка с 2-мя печками на берегу, там после обеда сделали баню. Хотели осмотреть Верхний каньон, но помешал дождь.

 

  28.07.13 конец Верхнего каньона – Амбартагольский каньон   1ч 21м Сплав «три бандита» Солнце, +24С

 

Выход в 11.10. через 10 мин сплава русло перегородило упавшее дерево. Еще через полчаса после обноса завала прошли мимо правого притока р. Холба, который пересох почти полностью. Через 40 мин подошли к порогу «Змейка». Каты оставили перед порогом, за 1ч 10 мин ЧХВ перенесли вещи по тропе обноса по ЛБ, на нижнюю стоянку, где сделали лагерь (схемы 2.14.4).

 

  29.07.13 «змейка» – 3-я ступень Амбартагольского каньона   Сплав «Змейка», 1-3 ступени Дождь, солнце, +19С

 

Выход к катамаранам в 10.00. За 1,5 часа дошли до судов. «Змейку» и участок до 1-й ступени прошли в походном порядке. Чалились на ЛБ на плесовом участке перед первым сливом 1-й ступени.

 

1-я ступень.

 

Течение пологим сливом падает по центру, разбиваясь на правый и левый боковые сливы «троллейбусом» в центре русла, перегородившим почти половину русла. Правый слив забит камнями. В левом сливе – небольшой улов с прижимом к камням ЛБ. Далее широкий участок метров 60, поток смещается к ПБ, 100-метровый участок быстротока, заканчивающийся косым сливом в воротах, образованными ПБ и выходом крупных валунов ЛБ. За валунами большая заводь, куда можно зачалиться.

 

Одну «морковку» поставили на ЛБ в улове у «троллейбуса», другую – на быстротоке. Все суда прошли по основной струе: заход по центру русла, сливались по левому сливу к ЛБ в улово (фото 8А,Б,В), затем уходили вправо на центр русла, по быстротоку смещались к ПБ проходили косой слив и чалились на ЛБ за валунами.

 

Фото 8А. К4 «Амбартагольские щеки», 1-я ступень

 

Фото 8Б. К2-2 «Амбартагольские щеки», 1-я ступень

 

Фото8В. К2-1 «Амбартагольские щеки», 1-я ступень

 

2-я ступень.

 

Основной поток смещается от центра к ПБ по воротам, образованные камнями, наваливается на ПБ и сваливается водопадным сливом. За сливом плесовой участок, на котором можно зачалиться на ЛБ в улов за камнями.

 

К2-2 зачалился на ПБ за камнями в 50 м от водопадного слива. Осмотрев 2-ю ступень, К4 и К2-1 прошли тандемом по основной струе вдоль ПБ, установили страховку «морковками» на ЛБ за сливом. К2-2 развернуло перед основным сливом и он прошел его кормой (фото 9). Все зачалились в улово ЛБ.

 

Фото 9. К2-2 «Амбартагольские щеки», 2-я ступень

 

3-я ступень.

 

Участок начинается слабым быстротоком, затем пологий слив в центре между камнями, за ним несильный навал на гряду плоских каменей, отходящих от ПБ, от которой вода сливается к ЛБ. Через 30 м левые 2/3 русла перегорожены камнями, поток выходит на центр русла пологим сливом, за которым вся левая половина русла падает водопадным сливом на центр. Струя уходит направо, наваливаясь на камень, стоящий ближе к ПБ. За ним поток проходит на 150-метровом участке у ПБ, ЛБ – валуны. Заканчивается 3-я ступень скальными обломками, перегородившими русло.

 

Страховку «морковками» поставили на прижиме у ЛБ после слива к ЛБ. К2 прошли нормально – заходили по центру, потом сливались к ЛБ, проходили по сливам у ЛБ, далее по сливу к центру русла, обходили большой камень в центре русла справа, и чалились на ЛБ к камням (фото 10А,Б).

К4 прижало левым бортом к каменному выходу у ЛБ, где он просидел довольно долго, снявшись с камней, его затем его перетащило течением через обливную плиту ЛБ ниже по течению, через которую пришлось перетаскивать кат (фото 10В) в улово ЛБ. Дальше К4 не стал проходить, т.к. выход из прижима из улова затруднителен.

 

4-ю ступень решили проходить на следующий день, суда провели на чалках в конец 3-й ступени к скальным обломкам, которые образуют косые ворота, при нашем уровне воды – габаритный непроход. По тропе осмотра поднялись наверх (в некоторых местах необходима сноровка, чтобы подняться) и через час были в лагере.

Фото 10А. К2-2 «Амбартагольские щеки», 3-я ступень

 

Фото 10Б. К2-1 «Амбартагольские щеки», 3-я ступень

 

Фото 10В. К4 «Амбартагольские щеки», 3-я ступень

 

  30.07.13 3-я ступень Амбартагольского каньона – перед водопадом   6ч 23м сплав 4-я ступень, «Амбартагольский», шиверы, разбои струи Солнце, +20С

 

Встали пораньше. До катамаранов дошли за 50 мин. За час подготовились. От скальных обломков по струе прошли под ПБ и зачалились перед 4-й ступенью на камнях ПБ.

 

4-я ступень.

 

3/4 русла забита камнями у ПБ. Проход у ЛБ. Сначала заход по центру в ворота между камнями, потом смещение по струе к ЛБ, слив около 1 м между скальной стенкой ЛБ и большим валуном, перегораживающим центр русла, через 30 м быстротока еще один крутой слив через все русло с навалом на треугольный камень у ПБ. Далее метров 100 плеса и за ЛП, забитым камнями, начинается последнее препятствие 4-й ступени – слив между гряды камней от ПБ и ЛБ, с прижимом к скальной стенке ЛБ.

 

Страховку на первых сливах поставили на ПБ за треугольным камнем.. Оба К2 прошли по струе от центра, затем проходили по сливу у ЛБ, по быстротоку уходили опять на центр и сливались по крутому сливу. Перед первым сливом К4 прижало левы бортом к камням от ПБ к центру русла, пришлось перетаскивать судно и отчаливать через них. Все чалились за треугольным камнем у ПБ (фото 11А,Б,В).

 

Фото 11А. К2-1 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень

 

Фото 11Б. К2-2 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень

 

Фото 11В. К4 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень

 

Разведку последнего слива сделали по ПБ, зачалившись на повороте. К2 пошли тандемом, затем К4. Все суда несильно прижало к скале (фото 12 А,Б,В). Далее быстроток до «Амбартагольского» порога.

 

Фото 12А. К2-1 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень финальный слив

 

Фото 12Б. К2-2 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень финальный слив

 

Фото 12В. К4 «Амбартагольские щеки», 4-я ступень финальный слив

 

К полудню были в лагере. Вышли со стоянки в 15.00. Препятствия на этом участке порог «Амбартагольский», шиверы и разбои струи. К водопаду подошли к половине восьмого вечера, сплав занял около 4 ч. Лагерь сделали на стоянке на ПБ перед водопадом.

 

  31.07.13 Дневка         Пасмурно, +14С

 

Сделали мелкий ремонт судов. Залечили мелкие травмы и растяжения. Сходили на разведку по ПБ до устья Хоньчина – уровень воды в притоке оказался низкий. Баня.

 

  01.08.13 После водопада – у.р. Даялык   3ч 30м Сплав Шиверы Облачно, +12С

 

Выход в 10.00. Отчаливали с нижней стоянки под водопадом, на которую отнесли вещи и катамараны по тропе на ПБ. За 10 мин дошли до устья Хоньчина. 3 человека ушли на осмотр притока. По обоим берегам Хоньчина есть хорошие тропы. Мы пошли по ЛБ. Подъем вверх по Хоньчину проходит практически везде по краю каньона, что позволяет осмотреть почти все препятствия. Осмотр показал низкий уровень воды – габаритные непроходы (фото 13) или можно порвать катамараны, и слабые шиверы. Дошли до порога Динозавр за 4-м ручьем (схема 2.14.4). Там встретили двух бурятов-охотников на лошадях, поднимающихся вверх по притоку. Они сказали, что в Хоньчине давно мало воды, уровень воды в Урике скачет, рыбалки нет, ягод и шишек тоже. К 13.00 вернулись к устью, вышли после обеда. За 3ч 20мин дошли до левого притока Урика – Даялык. Ночевку сделали на базе ПСП «Соболь», на которой как обычно никого не было.

 

Фото 13. Водопад 2м на р. Хоньчин


 

  02.08.13 у.р. Даялык – пр. 127   3ч 50м Сплав Пороги 100, 101, «Чертики», «Красный каньон», «Крокодилы» Облачно, ветер +13С

 

От места стоянки до порога 101 дошли за час с небольшим.

 

Препятствие 100. Порог 3 кс

В русле реки несколько скальных островов, которые суживают реку. Порог находится справа от островов. Правая протока очень мелкая. Левый берег - скальная стенка высотой 2-3 м. Острова также с обрывистыми скальными берегами. В пороге струя с валами до 1.5 м, несколько раз переходит от берега к берегу. Ряд сливов, прижимы к скалам большого острова и к скалам левого берега на выходе у обоих берегов подводные плиты. Порог просматривается с островов и по правому берегу.

Прошли в походном порядке.

 

Препятствие 101. Порог 4 кс

Начинается через 300 м после предыдущего порога, на левом повороте реки. Правый берег – скальная стенка, в которую бьёт вся струя. С левого берега отходит коса из крупных камней. Русло реки сжимается до 8-10 м. Перед стенкой в воде лежит обломок скалы, после слива, с которого образуется огромная пенная яма, после неё валы до 2-х м (в нашу воду за пенной ямой слева образовалась небольшая бочка). Проходить порог надо, прижимаясь к левому берегу. Заход осложнён лежащими в воде камнями. Осмотр по левому берегу. Длина порога ~ 100 м.

 

Зачалились на косе на ЛБ. Страховку поставили за бочкой. Все суда заходили по центру, уходили влево от пенной ямы, К4 развернулся на 1800 ближе к ЛБ и кормой прошел вдоль берега, К2 проходили по краю ямы через бочку (фото 14А,Б,В).

 

Фото 14А. порог 101, К4

 

Фото 14Б. порог 101, К2-1

 

Фото 14В. порог 101, К2-2

102. - Порог "Чёртики" 4 кс.

Самый сложный порог данного участка реки. Начинается через 100 м после предыдущего порога, сразу за поворотом направо. После поворота у левого берега из воды торчат 3 скальных зуба Общая длина порога около 600 м. Порог можно разбить на 3 ступени, которые проходятся по частям - первая ступень - хорошая шивера длиной порядка 200 м. Вторая ступень - собственно "Чёртики". Река сжимается скалами до 8-10 м и на участке длиной 50 м расположены два слива с пенными ямами за ними. Беспорядочная струя, сильно закрученная, косые валы больше 1.5 м. - усиливают эффект порога. Третья ступень - 4 слива с валами 1.5 м в скальном коридоре. Осмотр порога по правому берегу.

 

Зачалились на ПБ. Чалку поставили в конце порога за последним сливом. Сначала прошли К2 тандемом по основной струе, потом К4 (фото 15А,Б).

 

Фото 15А. порог «Чертики», К2-1, К2-2

 

Фото 15Б. порог «Чертики», К4

 

Перед порогом 104 сделали обед на ЛБ на базе геологов. В 2006 г мы ее посещали – там велась активная деятельность. В этом году, судя по виду, она постепенно становится заброшенной. Порог «Красный каньон» прошли в походном порядке, предварительно осмотрев. Полчаса провели в Красном каньоне на левом большом притоке после пр. 124. На стоянку встали на ПБ перед пр. 127 на базовой стоянке. Выше стоянки на полке – единственное место с голубикой, которое нам попалось.


 

  03.08.13 Полудневка, пр. 127 – пр. 156   3ч 40м Сплав Пороги, шиверы Облачно, +15С
  04.08.13 Пр. 156 – 5 км выше у.р. Урик   8ч 30м Сплав Шиверы Солнечно, +17С
  05.08.13 5 км выше у.р. Урик – заливное на р. Б. Белая (4 км ниже у.р. Урик)   1ч 20м Сплав разбои Облачно, небольшой дождь, +12С
  06.08.13 Антистапель, сушка          
  07.08.13 П. Инга – г. Черемхово   1ч 50м Авто    

 

Дальнейший сплав спортивного интереса не представляет. Препятствия – несложные пороги, шиверы, разбои струи. За Шанхаром русло делится на большие протоки достаточно крупными островами. Базовые стоянки отсутствуют. После впадения Урика в Большую Белую, прошли по ней примерно 4 км, встали на Заливном (местное название) – небольшой залив на ЛБ с 2-мя хорошими стоянками, который при подъеме воды заливает водой сверху и становится мелководной протокой. От Заливного идет дорога в Ингу. Ориентиры – река делает крутой ЛП, на ЛБ хорошо заметная гора. Здесь главное не разгоняться и держаться как можно ближе ЛБ. Сходили в Ингу за продуктами и договорились с машиной (ЗИЛ-131) за 8000 рублей на 07.08.13 к поезду. До Черемхово доехали почти за 2 часа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.075 с.)