Батуринский В. П. Западники 40-х годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Батуринский В. П. Западники 40-х годов.



 

... Деятельность "людей 40-х годов" так или иначе была направлена на борьбу с... произволом, на пробуждение общественной мысли и на привитие молодому поколению идей широкого гуманизма и уважения к человеческой личности. Все они ярко чувствовали, что одной из главных причин зла является крепостное право.... Одно из первых мест среди них по силе оказанного на общество влияния надо отвести Белинскому.

... его знаменитое письмо к Гоголю... Герцен назвал "гениальной вещью и завещанием Белинского".... Правительство прекрасно понимало революционное значение этого гениального политического памфлета, и вскоре Достоевскому пришлось поплатиться каторгою за "распространение" этого произведения.

... "Много я ездил по России, - говорит славянофил И. С. Аксаков: - имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, каждому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни.. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть п и с ь м а Б е л и н с к о г о к Г о г о л ю; в отдаленных краях России только теперь еще проникает это влияние и увеличивает число прозелитов.... " Мы Белинскому обязаны своим спасением ", - говорят мне везде честные млолодые люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете увидеть два класса людей: с одной стороны - взяточников, чиновников в полном смысле этого слова, жаждущих лент, чинов и крестов, помещиков, презирающихидеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущенных злом и гнетом, п о б о р н и к о в э м а н с и п а ц и и и всякого простора, с идеями гуманными.... Если вам нужно честногочеловека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетеных, честного доктора, честного следователя, - и щ и т е т а - к о в ы х м е ж д у п о с л е д о в а т е л я м и Б е - л и н с к о г о "

[ И Полевой и Белинский... имели огромное влияние на общество -

вредное, дурное..., но все же громадное влияние... О славянофилах здесь, в провинции, и слыхом не слыхать, так от людей враждебных направлению... "- цит. по: Корнилов А. Курс истории России ХIХ века. М., 1912. С.. 105-106]

Наряду с литературной деятельностью Белинского... может быть поставлена деятельность его друга, знаменитого профессора истории в Московском университете Т. Н. Грановского, обаяние глубоко благодарной личности которого оставило неизгладимый след в истории русского общественного развития....

На кафедре и в публичных лекциях Грановский, являясь проповедником широкой гуманности и западно-европейского просвещения, боролся с вредными крайностями славянофильства, сближавшими иногда это учение с официальными хвалителями " самодержавия, православия и народности ". Борьба эта и весь характер его деятельности создали ему массу врагов среди этих хвалителей, и он в одном письме (1846г.) говорит: " Мне посчастливилось иметь врагов, которые откровенно сознаются в своем желании сбыть меня. В прошедшем году на меня делали три раза донос, как на человека, вредного для государства и религии. Теперь не касаются моей религии, но нападают на мои политические идеи ".

Конечно, тиски цензуры, так жестоко калечившие литературную деятельность Белинского, равным образом препятствовали свободному выражению Грановским его взглядов. Но и у Белинского и у Грановского была чуткая публика, привыкшая " читать между строк ", ловить каждый намек, разбираться сразу во всех аналогиях....

Идеалистической атмосфере кружков 40-х годов другой характерный "западник" И. С. Тургенев обязан первым пробуждением... глубокой ненависти к крепостному праву....

Известно, какое громадное влияние имели "Записки охотника" на русское общество.... Император Александр II сам сказал Тургеневу, что "с тех пор, как он прочел "Записки охотника", его ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости"....

Среди идеалистов этой эпохи лишь одному Н. П. Огареву удалось до известной степени применить на практике те убеждения, которые он исповедывал, и освободить часть своих крестьян с землею.... Огарев в договоре с крестьянами, отдавая им всю землю, определил способ пользования ею на чересчур идеалистических основаниях, возлагая надежды на торжество общинного начала. Впоследствии бедные крестьяне, выкуп за которых платили богачи, попали в кабалу к последним....

О благодарности белоомутских крестьян свидетельствует замечательный приговор сельского схода:... "почтить память нашего незабвенного и любимого нами помещика Н. П. Огарева, с сего 1877 года,

... в день смерти его, 31 мая, каждогодно... творить об упокоении души его и родителей его поминовение в церкви. "...

Позже, в 1900 году, по ходатайству белоомутских крестьян в

селении разрешено учредить библиотеку имени Н. П. Огарева. К сожалению, даже Огарев ограничился лишь освобождением белоомутских крестьян и крестьяне в остальных его имениях (около 2000 душ) не были им освобождены. Он сам пытался управлять своими имениями, думал завести ряд фабрик, которые давали бы крестьянам заработок, мечтал основать сельскую школу с очень обширным курсом, но все эти благие начинания или оканчивались неудачами, или замирали в зародыше.

"Непрактичность" и "усталость" были характерными чертами людей 40-х годов. Вся их энергия уходила преждевременно на освобождение себя от грязи окружавшей среды, на выработку миросозерцания, на тяжелую борьбу с тогдашними условиями. Громадная масса времени и труда затрачивалась на "подготовительную работу", на теоретическую подготовку; изучение действительности забывалось и поэтому идеалисты-теоретики, сталкиваясь с этой действительностью, часто оказывались беспомощными.... Волей-неволей почти вся их деятельность сводилась к распространению гуманных идей путем печати и слова, а на применение этих идей на практике не хватало воли, а иногда и сил. Но эти отрицательные черты не уменьшают громадного значения, которое имели московские кружки 40-х годов на ход развития русской общественной мысли. "Никогда, ни прежде, ни после, - говорил Карамзин, - не было у нас сосредоточено в одном пункте столько образованности, ума, талантов, знаний. Москва была в 40-х годах центром умственного движения в России, к которому, прямо или косвенно, примыкало почти все замечательное в ней в умственном и нравственном мире. З д е с ь з а п а с л и с ь и в ы р а б а т ы в а л и с ь т е н р а в с т в е н н ы е с и л ы, к о т о р ы е п о ш л и в д е л о п р и н а ч а в ш е м с я п о с л е к р ы м с к о й в о й н ы о б н о в л е н и и н а ш е г о в н у т р е н н е г о б ы т а и с т р о я.

Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Юбелейное издание. Т. III. М.: Издание т-ва И. Д. Сытина, 1911. С. 194-204.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.005 с.)