Счастливое мгновение: главный редактор Мария Аксёнова подписывает том в печать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счастливое мгновение: главный редактор Мария Аксёнова подписывает том в печать.



К ЧИТАТЕЛЮ

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими

глазами увидеть великие произведе­ния мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художни­ки создают свои творения, даже ес­ли кажется, что они никому не нуж­ны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы вопло­тить свой замысел?

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Часто говорят, что искусство от­ражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её

 

 

 

копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и вос­хищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средне­вековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и вре­мя их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, пре­вратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «за­молкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цве­товой гаммы фресок в средневеко­вых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей — это своеобразная «Биб­лия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержа­ние на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневеко­вой европейской живописи, фрески являются частью христианского вос­приятия мира и непонятны вне свя­зи с ним.

В очерках, посвящённых отдель­ным памятникам искусства, расска­зывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятни­ки искусства совершенно по-ново­му. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской импе­рии, были восхищены архитектурой и искусством поверженной держа­вы. В VI в. они попытались воспро­извести постройки римлян с высо­ким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими масте­рами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пыта­лись построить купол, а просто вы­тесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...

Искусство — форма познания мира. Но методы искусства совер­шенно не похожи на научные. Ки­нофильм сжимает целую челове­ческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утон­чает и удлиняет до крайности чело­веческое тело, чтобы показать, на­сколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небес­ному. Именно такая «неправиль­ность» позволяет зрителю сосредо­точиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать по­ступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, ра­бота над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназна­чение искусства: позволить челове­ку познать и изменить самого себя.

Есть множество ответов на воп­рос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из гра­ней истины.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индиви­дуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, худо­жественный образ развивается, вы­нашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено твор­цом, его понимание мира и духов­ные ценности проявляются в произ­ведении искусства.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смут­но чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать ча­сами, находя всё новые грани совер­шенства. Настоящие ценители ис-

кусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это вре­мя одному-единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гуми­лёв, «все оттенки смысла», вложен­ные творцом в произведение. В этой книге представлены самые извест­ные памятники мирового искусст­ва — всё самое яркое, самое лучшее, что создано человечеством за не­сколько тысячелетий: картины, ста­туи, иконы, храмы...

Обычно виды искусства подраз­деляют на пространственные и временные. К пространственным ви­дам искусства относятся архитекту­ра, декоративно-прикладное и изо­бразительное искусство (скульптура, живопись, графика). Этим видам ис­кусства посвящены первые две кни­ги тома «Искусство» в «Энциклопе­дии для детей». К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, ки­но и телевидение — они станут те­мой третьей книги. В число времен­ных искусств иногда включают и литературу; в «Энциклопедии для детей» ей посвящен отдельный том.

Весной 1997 года издательство «Аванта+» отпраздновало свой пяти­летний юбилей. И эта книга (первая часть тома «Искусство») тоже юби­лейная, десятая по счёту в серии «Энциклопедия для детей».

Выпуская том «Искусство», мы хотим пожелать нашему читателю войти в парадоксальный и притяга­тельный мир искусства, за/думаться о тайне красоты, почувствовать в се­бе самом стремление к творчеству.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориаль­но охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых на­родностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель­ности — искусству — одно из величайших событий в истории человечест­ва. Первобытное искусство отразило первые представления человека об ок­ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобыт­ного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую за­острённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображе­ний, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очер­тании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопро­сы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные при­держивались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натурали­стическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и гео­метрические фигуры. Сейчас боль­шинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по­явились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплете­ния волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Медведь.

Палеолит.

Пещера Монтеспан.

Франция.

В пещере Моптеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытно­го искусства созданы около тридца­ти тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно­го века.

Самыми древними скульптурны­ми изображениями на сегодняш­ний день являются так называемые «палеолитические венеры» — при­митивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сход­ства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобыт­ных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заклю­чалась не в том, чтобы воспроизве­сти конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ

плодородия и хранительницы оча­га. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: ло­шадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп­тура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выде­ляют несколько периодов. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт­ные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа­ях контуры или наиболее вырази­тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего рас­цвета. Живопись того времени пере­давала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся рас­копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб­ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер,

Лошадь и олени.

Пещерная живопись.

Палеолит.

Пещера Ласко.

Франция.

Пещера Ласко. Франция.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячеле­тия до н. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­пы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием.

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей — другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные натерритории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину.

Стоунхендж. Реконструкция.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и

средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живо-

К ЧИТАТЕЛЮ

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими

глазами увидеть великие произведе­ния мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художни­ки создают свои творения, даже ес­ли кажется, что они никому не нуж­ны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы вопло­тить свой замысел?

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Часто говорят, что искусство от­ражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её

 

 

 

копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и вос­хищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средне­вековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и вре­мя их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, пре­вратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «за­молкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цве­товой гаммы фресок в средневеко­вых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей — это своеобразная «Биб­лия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержа­ние на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневеко­вой европейской живописи, фрески являются частью христианского вос­приятия мира и непонятны вне свя­зи с ним.

В очерках, посвящённых отдель­ным памятникам искусства, расска­зывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятни­ки искусства совершенно по-ново­му. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской импе­рии, были восхищены архитектурой и искусством поверженной держа­вы. В VI в. они попытались воспро­извести постройки римлян с высо­ким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими масте­рами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пыта­лись построить купол, а просто вы­тесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...

Искусство — форма познания мира. Но методы искусства совер­шенно не похожи на научные. Ки­нофильм сжимает целую челове­ческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утон­чает и удлиняет до крайности чело­веческое тело, чтобы показать, на­сколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небес­ному. Именно такая «неправиль­ность» позволяет зрителю сосредо­точиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать по­ступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, ра­бота над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназна­чение искусства: позволить челове­ку познать и изменить самого себя.

Есть множество ответов на воп­рос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из гра­ней истины.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индиви­дуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, худо­жественный образ развивается, вы­нашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено твор­цом, его понимание мира и духов­ные ценности проявляются в произ­ведении искусства.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смут­но чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать ча­сами, находя всё новые грани совер­шенства. Настоящие ценители ис-

кусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это вре­мя одному-единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гуми­лёв, «все оттенки смысла», вложен­ные творцом в произведение. В этой книге представлены самые извест­ные памятники мирового искусст­ва — всё самое яркое, самое лучшее, что создано человечеством за не­сколько тысячелетий: картины, ста­туи, иконы, храмы...

Обычно виды искусства подраз­деляют на пространственные и временные. К пространственным ви­дам искусства относятся архитекту­ра, декоративно-прикладное и изо­бразительное искусство (скульптура, живопись, графика). Этим видам ис­кусства посвящены первые две кни­ги тома «Искусство» в «Энциклопе­дии для детей». К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, ки­но и телевидение — они станут те­мой третьей книги. В число времен­ных искусств иногда включают и литературу; в «Энциклопедии для детей» ей посвящен отдельный том.

Весной 1997 года издательство «Аванта+» отпраздновало свой пяти­летний юбилей. И эта книга (первая часть тома «Искусство») тоже юби­лейная, десятая по счёту в серии «Энциклопедия для детей».

Выпуская том «Искусство», мы хотим пожелать нашему читателю войти в парадоксальный и притяга­тельный мир искусства, за/думаться о тайне красоты, почувствовать в се­бе самом стремление к творчеству.

Счастливое мгновение: главный редактор Мария Аксёнова подписывает том в печать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.054 с.)