Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Благородство – величие божие

Поиск

Что такое благородство

Где есть благородство, там тишина, незаметность, поэтому там упокоевается Христос и живет благословенное Христово

- Геронда, на что нам обратить особое внимание в Великий пост?
– На благородство, на духовное благородство.
– Разве Великий пост – это не время преимущественно покаяния?
– Благородство, благородство, чтобы соединиться со Христом, – без этого

преуспеяние невозможно. Если бы вы знали, что даёт благородство, вы бы гонялись за ним день и ночь, забыли бы и про сон. Если человек внимательно рассмотрит духовное благородство, то найдёт сокрытое в нём величие Божие!

– Что именно есть благородство?

– Благородство духовное – это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, но не с других. Жертвует собой ради других, не ища воздаяния. Забывает о том, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью... всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием.

Духовное благородство несёт Благодать Божию, оно есть, как бы это сказать, свойство Божественное. Где есть благородство, там тишина, незаметность, поэтому там упокоевается Христос и живёт благословение Христово.

Духовное благородство – это духовное правосудие

- Геронда, духовное благородство выше духовного правосудия?
– В духовном благородстве есть духовное правосудие, и в духовном

правосудии есть духовное благородство, или, лучше сказать, благородство и есть духовное правосудие. Поэтому для человека, в котором есть духовное благородство, нет закона: «праведнику закон не лежит». Такой человек предпочитает быть убитым, чем убить самому.

– Геронда, когда меня просят что-то сделать, я сразу начинаю думать, что у меня много другой работы, и пререкаюсь.

– Если человек приобретёт благородство, то всё это преодолеет. Он действует, исходя не из сухой логики, потому что благородство вне логики. Вы стараетесь устроить всё в соответствии с человеческой логикой, мирской справедливостью. А где духовная справедливость? Разве я не говорил, что чем духовно выше человек, тем меньше у него прав в этой жизни, что духовный человек только даёт и никогда не требует сам?

– Тогда почему в Евангелии говорится: «Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает» (Мф. 7:8; Лк. 11:10)?

– Это другое. Если человек просит чего-то у Бога для себя самого, а не ради


любви к другому, то, опять же, его волнует только собственное удобство. Ведь если, к примеру, мать просит у Бога, чтобы её ребёнок поправился от болезни или чтобы в семье было всё хорошо, то она просит этого не для себя, а ради блага своего дома. Вот и хананеянка, о которой говорится в Евангелии, ничего не просила для себя. Она бежала вослед за Христом и просила, чтобы Он помог её дочери, которая была одержима бесом Тогда апостолы приблизились ко Христу и сказали Ему: «Сделай, что просит эта женщина, чтобы она не бежала за нами вслед и не кричала». Он же им ответил: «Несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева». Но хананеянка продолжала кричать и просить о помощи. Тогда Христос обернулся и сказал ей: «Несть добро отьяти хлеба чадом и поврещи псом». А она Ему ответила так: «Да, Господи, но и собаки едят крохи, которые падают со стола их хозяев». И тогда Христос ей сказал «За такое твоё слово дочь твоя выздоровела». Видите её веру, смирение, благородство, духовное превосходство! Будь она себялюбивой гордячкой, сказала бы Христу «Не ожидала я от Тебя, что сравнишь меня с собакой! Разочаровал Ты меня!» И ушла бы от Него раздражённая! И совесть у неё была бы спокойна, что поступила очень правильно, справедливо. Могла бы даже говорить сама себе так: «Не понимаю, как это столько народу сидит и слушает Его!»

– Геронда, ей помогла её вера?

– Её благородство ей помогло обрести такую веру. Она была свободна от всякого самомнения, не имела никаких претензий. Но имела добрый помысел: «Раз так сказал Бог о народе Израильском, значит так и есть, Бог знает, что говорит. А мы принадлежим другому народу».

Как приобретается благородство

- Как мне стяжать благородство, геронда?

– Веди себя смиренно, действуй с чистым рвением и усердием, любочестно. Развивай духовную восприимчивость. Мирно принимай досаждение от другого и радуйся, что досаждают тебе, а не ты. Потому что есть некоторые люди, которых не волнует, если они причиняют кому-то беспокойство, их волнует только, чтобы не беспокоили их. Есть и такие, что не хотят сами других беспокоить, но не хотят, чтобы и другие беспокоили их. Третьи говорят так: «Я человек восприимчивый, не могу стерпеть резкого слова», однако сами другим говорят резкости. Что это за восприимчивость такая? В чистой восприимчивости есть благородство.

– Если у человека есть недостатки, но он борется за стяжание благородства, он получит пользу?

– Благородство изгонит недостатки.

– Духовная свобода означает свободу от страстей?

– Духовная свобода – это благородство, о приобретении которого я вам говорю. А чтобы человек обладал благородством, в нём не должно быть низших страстей, мелочности, низости и т. д. В мелочности и низости Бога нет, потому что Бог по природе благ.

– Геронда, а чтобы полюбить страдания, тоже нужно работать над благородством?

– Ах, вы до сих пор так и не поняли, что значит благородство! В


благородстве есть мужество, потому что, когда в человеке есть благородство, его сердце работает. Чтобы понять, что такое благородство, посмотрите на Христа. Что Христос взял для Себя? Ничего. Он всё отдал. Он принёс и продолжает приносить Себя в жертву за всех нас. Даёт нам Свою любовь, берёт на Себя наши грехи. А мы, наоборот, хотим получать любовь. Посмотрите, как поступают хорошие родители. Они постоянно жертвуют собой ради детей, несмотря на то что дети иногда даже их бьют. Зная о том, что их ждёт, родители всё равно жертвуют собой ради них. То же делают и животные и птицы. Ласточка заботится о своих птенцах, но и птенцы, когда подрастут, станут заботиться о своих птенцах. Так устроила великодушная любовь Божия.

Через великодушное благородство человек имеет общение с Богом

- Геронда, как человек делается родственен Богу?

– Главное, чтобы человек стяжал духовное благородство. Тогда он делается родственен Богу.

– А может быть так, что сестра занимается в своей келье духовным деланием, а потом не имеет сил участвовать в общей работе?

– Каким духовным деланием? В ущерб другим? То есть пусть другой трудится, а я займусь духовным деланием? Но это не духовный подход, тем более для молодого. Молодой человек должен думать о том, как помочь старшему. Вот это да, молодой будет заниматься якобы духовным деланием, а старый через силу делать сам всю работу! Где же здесь жертвенность? Где великодушное благородство? Я буду читать, творить молитвы, а работу предоставлю другим? Всё это вещи пустые. Многие люди так и не уяснили ещё сути духовной жизни. Не вкусили ещё благородного великодушного изменения, думают лишь о себе.

В трудностях проверяется человек. Помню, когда я жил в монастыре, мне велели лежать в келье, не вставая, потому что у меня было постоянное кровотечение. Вдруг я увидел в окно, как один старец-привратник пытается топором расколоть пень на дрова для камина. У этого старца были проблемы с кишечником, постоянные кровотечения, он совершенно ослаб. Представьте, он спал в обуви, потому что не имел сил её снимать. Я вскочил, побежал к нему, схватил топор, пару раз ударил по пню, расколол его, а потом у меня ртом пошла кровь. Понимаешь? Я даже не подумал, в каком сам нахожусь состоянии, не стал считаться с собой.

Духовное благородное великодушие! Ничто так не радует Бога, как оно! Оно – приемник Божественной Благодати. Как всё просто и как мы всё усложняем! Во всём требуется духовное благородство. Если человек этого не поймёт, может в неделю бывать на трёх ночных службах, трижды в месяц по три дня подряд держать строгий пост, молиться часами, хранить телесное целомудрие – и всё это будет бесполезно. Не говорю, что всё это не нужно, но главное, чтобы человек позаботился стяжать то, что важнее всего – духовное благородство, которое есть душевная непорочность. Чтобы в нём не было корысти, своеволия, эгоизма, человекоугодия и т. д, чтобы в нём мог обитать Бог. Когда всего этого нет, в человеке есть душевная непорочность, а значит, пусть даже и не молится человек, он родственен Богу, соединён с Ним.

Только через великодушное благородство человек имеет общение с Богом,


работает на той же частоте, что и Бог, а иначе его приёмник настроен на другую станцию. Потому давайте-ка старайтесь сменить ваши антенны на новые... Есть антенны вертикальные, есть горизонтальные. Вертикальные обращены на себя и плохо ловят, легко теряют сигнал! А горизонтальные антенны раскрываются широко, потому имеют больший радиус действия и улавливают даже слабые волны. Хочу сказать, что тот, кто обращен на себя, не освободился от себя, своего «я», в том нет великодушного благородства, а Потому нет и Благодати Божией, и он не имеет Божественного просвещения.

Человек либо приобретёт благородство, либо завязнет в убожестве

- Геронда, я завидую, ссорюсь с людьми и вообще веду себя неподобающим образом.

– Тебе не хватает отеческого, духовного благородства, и, как результат, ссоры. Старайся стяжать духовное благородство, чтобы приобрести вместе с ним рассуждение А ну-ка скажи мне, что за помыслы пришли тебе на ум, когда ты не получила от меня, как прочие сестры, в подарок маленькую иконку, и что подумала, когда в другой раз получила большую? Ну-ка представь-ка мне духовный отчёт, а я посмотрю, правильно ли я сделал, решив вырезать для тебя из дерева маленькую Гору Афон и послать тебе её с Афона. Я уже начал было делать одну с монастырями, скалами, тропинками и дорожками... Размером, примерно, сантиметров двадцать. Она была наполовину готова, да вот ребята у меня её выпросили. Просили упорно в благословение, пришлось отдать.

– Наверное, это были очень хорошие ребята..

– Были бы они хорошие, имели бы побольше благородства и не требовали бы с такой настойчивостью! Я им сказал: «Дайте я её сначала закончу, не буду же я вам отдавать половину работы!» Они ни в какую, стоят на своём «Нет, отдай нам как есть! Зачем тебе мучиться доделывать»! Понимаешь? Решили облегчить мне жизнь! Что за народ! Представьте себе, один человек у меня даже попросил в благословение глаз.

– Серьёзно, геронда?

– Да, серьёзно! Глаз в благословение! Молодой человек лет тридцати потерял зрение и готовился к операции. Его привезли ко мне в келью. Мне так было его жаль, что я ему сказал: «Пожалуйста, не переживай, если вдруг операция будет неудачная, я тебе отдам свой глаз. Мне для жизни хватит одного». Скоро он опять приехал, радостный, потому что операция прошла успешно: хорошо видели оба глаза. Приехал и говорит мне: «Я приехал, чтобы получить с тебя глаз!» «Да но ведь ты же видишь!» – говорю я. «Нет, я хочу его как благословение», – отвечает. Тут я его снова пожалел, на этот раз пожалел, потому что не увидел даже следа великодушия и благородства! Это другая боль...

– Геронда, я заметила, что если знаю, что люди оценят мой труд, то тружусь с большим желанием.

– Знаешь, кого ты мне сейчас напоминаешь? Бедную девчонку по имени Спиридула. Кузнец поставил её, чтобы она раздувала мехи, и то дело говорил ей: «Качай, Спиридула, качай, я куплю тебе новое платьице». И она, бедная, поднимала свои ручки и изо всех сил качала мехи, потому что ей пообещали


новое платье! Понимаешь? Если не приобретёшь благородства, будешь как Спиридула. Человек либо приобретёт благородство, либо завязнет в убожестве.

– У меня есть помысел, что Вы обо мне меньше заботитесь, чем об остальных сестрах.

– Хотя я и много тебе дал, и здесь, и находясь на Афоне, судя по всему, ты это не удержала. Промотала всё, а теперь напоминаешь впавшую в отчаяние нищенку, которая потеряла всё, что насобирала. Чем мне тебе помочь? Буду молиться, чтобы ты скорее обогатилась во Христе, оставила свою хижину со ржавой посудой и стала Христовой принцессой.

Я прихожу в умиление, видя людей, обладающих благородством. Человек, имеющий благородство, сам входит в моё сердце – ни он не спрашивает у меня разрешения, ни я у него – и обитает в нём, он всегда со мной, рядом, как бы далеко ни находился телесно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.008 с.)