Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономическая Теория и Мировая Экономика»

Поиск

Факультет «Экономика и Управление»

Кафедра «Экономическая Теория и Мировая Экономика»

 

М.В. Козина

 

Формы организации самостоятельной работы студентов

методическое пособие

 

Челябинск

Козина Марина Владимировна. Формы организации самостоятельной работы студентов: методическое пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2012. – 31 стр.

 

Методическое пособие составлено на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по высшему образованию и СТО ЮУрГУ 17–2008 в целях унификации требований к структуре, содержанию и оформлению конспектов, рефератов, эссе и других письменных работ в рамках самостоятельной работы студентов. Цель выполнения таких работ - приобретение навыков самостоятельной обработки, кодировки, извлечения научной информации, навыков исследовательской деятельности и представления её результатов.

Методическое пособие содержит способы создания вторичных текстов путём свёртывания и развёртывания информации (конспектирование, фрагментирование, резюмирование, аннотирование). Особое внимание уделяется подготовке рефератов и эссе.

В качестве форм контроля за результатами самостоятельной работы студентов предполагается проверка выполнения письменных работ, их рецензирование и проведение защиты.

Методическое пособие предназначено для студентов различных форм обучения по направлениям «Экономика» и «Государственное муниципальное управление».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ ПУТЁМ СВЁРТЫВАНИЯ И РАЗВЁРТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ………………….4

1.1 Конспектирование, как способ свёртывания информации……………4

1.2 Фрагментирование, как способ свёртывания информации……………….6

1.3 Резюмирование, как способ свёртывания информации………………….6

1.4 Аннотирование, как способ свёртывания информации………………….7

2 РЕФЕРАТ…………………………………………………………………….8

2.1 Понятие и виды рефератов…………………………………………………8

2.2 Этапы работы над рефератом………………………………………………9

2.2.1 Подготовительный этап работы…………………………………………9

2.2.2 Структурные элементы реферата………………………………………9

2.2.3 Оглавление………………………………………………………………..10

2.2.4 Создание текста…………………………………………………………..11

2.2.5 Приложения……………………………………………………………….11

2.2.6 Библиография……………………………………………………………..11

2.3 Требования к тексту…………………………………………………………12

2.4 Требования к оформлению…………………………………………………12

2.5 Требования к языку реферата………………………………………………12

2.6 Типичные ошибки при написании и оформлении реферата…………….15

2.7 Критерии оценки реферата преподавателем………………………………15

3 ЭССЕ……………………………………………………………………………16

3.1 Понятие и цель эссе…………………………………………………………16

3.2 Структура эссе ………………………………………………………………16

3.3 Формы эссе ………………………………………………………………….16

3.4 Тема эссе……………………………………………………………………..16

3.5 Построение эссе……………………………………………………………..17

3.6 Требования к фактическим данным и другим источникам………………18

3.7 Критерии оценки эссе……………………………………………………….19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ АПримеры аннотаций к научным статьям………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример титульного листа реферата……………………...22

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример составления аннотации к реферату……………23

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Примеры оформления библиографического списка..........24

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример титульного листа к эссе…………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Примеры эссе………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с увеличением объема часов на самостоятельную работу студентов повышается значимость текущего контроля, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, конспектов, обзоров, рецензий, критических статей, тестов, выступлений по домашним заданиям с использованием презентаций. Самостоятельная работа студента позволяет развить и продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной презентации. Это требует выработки у студента навыков работы с первичными текстами и преобразования их во вторичные.

Цель создания вторичных текстов – приобретение студентом навыков самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. Вторичные тексты можно использовать для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации.

Хорошо подготовленная и успешно защищенная письменная работа придает студенту уверенность в своих силах и вызывает желание взяться за выполнение более серьезной задачи, способствует формированию аналитического мышления.

 

Формы конспектов

Формы конспектов Характеристика
Формализованный Тип 1: запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы. Тип 2: все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Используется, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений относительно постоянен. Может использоваться при подготовке единого конспекта по нескольким источникам
Графический Элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части.
Плановый Тип 1: вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы). Тип 2: схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный Создан в основном из цитат.
Сводный Сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Тематический Обзорный или хронологический. Дает ответ на поставленный вопрос.

 

Способы конспектирования.

 

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала.

Линейно-последовательная запись текста предполагает использование:

· сдвиг текста конспекта по горизонтали (по вертикали);

· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

· использование различных цветов;

· подчеркивание;

· заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов»: в левой части страницы формулировка проблемы, а в правой части решение проблемы. Иногда может появиться дополнительная графа «мое мнение», «комментарии», «примечания» и т.п.

Схема с фрагментами: фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию лаконичного конспекта.

Простая схема конспектирования близка к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно.

Параллельный способ конспектирования: конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

Комбинированный конспект — используются все перечисленные способы.

Конспекты пишутся на одной стороне листа. При составлении конспекта следует записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Для статьи из периодических изданий (журналов и газет) указывают название, год, месяц, номер, число, место издания, страницы.

Слева на полях конспекта отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы.

 

РЕФЕРАТ

Понятие и виды рефератов

Реферат (от латинского слова referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания статьи (книги, монографии), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует два вида рефератов: реферат-резюме и реферат-обзор.

Реферат-резюме (его еще иногда называют рефератом-конспектом) составляется по одному источнику.

Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Реферат отвечает на вопросы — что содержится в данной публикации (публикациях), какова главная мысль и включает аргументированное изложение собственных мыслей студента по теме реферата (развернутые аргументы, рассуждения, сравнения).

Функции реферата: информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная, коммуникативная.

 

2.2 Этапы работы над рефератом:

1. Подготовительный (изучение предмета исследования): формулировка темы, поиск источников, работа с источниками;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

Оглавление

Оглавление содержит названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Пример оформления заголовков глав и подпунктов реферата по теме «Внутренний аудит системы менеджмента качества машиностроительного предприятия»

Введение

1 Теоретические аспекты внутреннего аудита системы менеджмента качества

1.1 Сущность, виды и направления аудита системы менеджмента качества

1.2 Процесс планирования, организации, проведения и оформления внутреннего аудита системы качества

2 Опыт и проблемы организации внутреннего аудита системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии

3 Рекомендации по совершенствованию процесса организации внутреннего аудита системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии

Заключение

 

Создание текста

1 Введение включает обоснование актуальности темы (теоретическое и практическое значение данного исследования), объект, предмет исследования, формулировку целей и задач. Может быть указано, какие авторы работают в рамках данного научного направления и каков их вклад в решение проблемы. Введение может содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата (1,5-2 страницы).

2 Основная часть реферата раскрывает содержание темы и может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов). Основная часть предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. Аргументируя собственную позицию, следует анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, рисунок, таблицу - обязательно даётся ссылка на источник. Сноска может быть сделана двумя способами: 1) традиционный вариант (через «вставка / сноска»); 2) «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая - номер страницы. Если рисунок, таблица или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.

Возможны различные методы группировки материала основной части: типология (теоретические исследования), классификация (эмпирические исследования), периодизация (исторические исследования).

Следует дать развёрнутые выводы по главам.

3 Заключение содержит логически увязанные выводы из текста основной части. В нем кратко излагаются полученные результаты (даётся ответ на главный вопрос исследования - как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении). Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы.

2.2.5 Приложения могут включать графики, схемы, таблицы, расчеты.

2.2.6 Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение Г) и составляется в следующей последовательности:

1. Законы, постановления правительства.

2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

3. Специальная литература.

4. Периодические издания.

Количество использованных источников должно быть не менее трех. Изучаются современные издания, в том числе и периодические, изданные не позднее 5 лет составления реферата.

2.3 Требования к тексту:

1) Раскрытие темы – предполагается, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы;

2) Связность - смысловая соотносительность отдельных компонентов. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

3) Цельность - смысловая законченность текста.

4) Объём реферата – 10-15 страниц.

2.4 Требования к оформлению

Требования к оформлениюоглавления, таблиц, рисунков, текста, библиографического списка, приложенийопределены стандартомСТО ЮУрГУ 17-2008 Стандарт организации. Учебные рефераты. Общие тре­бования к построению, содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубо-чая, Н.В. Сырейщикова, В.А. Смолко, Л.В. Винокурова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 40 с.

2.5 Требования к языку реферата: точность, краткость, ясность и простота изложения. Для написания реферата используется научный стиль речи, который предполагает использование следующих конструкций:
-«Предметом дальнейшего рассмотрения является…»;
-«Остановимся прежде на анализе последней.»;
-«Эта деятельность может быть определена как…»;
-«С другой стороны, следует подчеркнуть, что…»;

-«Это утверждение одновременно предполагает и то, что…»;
-«При этом … должно (может) рассматриваться как…»;
-«Рассматриваемая форма…»;

-«Ясно, что…»;

-«Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…»;
-«Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…»;
-«Логика рассуждения приводит к следующему…»;

-«Как хорошо известно…»;

-«Следует отметить…»;

-«Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …».

Способы упрощения текста представлены в таблице 1:

Таблица 1 – Способы упрощения текста реферата

Не следует писать Следует писать
Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев… Таким образом, в ряде случаев…
Имеющиеся данные показывают, что… По имеющимся данным
Представляет собой Представляет
Для того чтобы Чтобы
Сближаются между собой Сближаются
Из таблицы 1 ясно, что… Согласно таблице 1,…

Конструкции, связывающие композиционные части реферата:


1) Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:


«В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)».


2) Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов:


-«Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...»;

-«Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...»;

-«Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...».

3) Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

-«В заключение можно сказать, что...»;

-«На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...»;

-«Таким образом, можно сказать, что...»;

-«Итак, мы видим, что...».

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида (таблица 1).


Таблица 1 - Группы глаголов, употребляемые при реферировании научных статей

Группы глаголов Примеры
Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает, что… Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства....
Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).  
Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п. Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.  
Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.) Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит... что с чем; противопоставляет... что чему.  
Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором   Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается... к чему. Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание...на чем.
Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует... что. Можно сделать вывод...
Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера: - передающие позитивное отношение автора: Одобрять, защищать, отстаивать... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать... что, кому; убеждать... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора: Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

2.6 Типичные ошибки при написании и оформлении реферата:

1) поверхностное изложение теоретических вопросов, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

2) проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов темы реферата,

3) дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернета и т.д.

2.7 Критерии оценки реферата преподавателем:

1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2. Реализация цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

5. Использование литературных источников.

6. Культура письменного изложения материала.

7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент может оценивать работу по 5 – или 10-балльной шкале. Могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой.
Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.

Эссе

Понятие и цель эссе

Эссе ( от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание) - это краткое прозаическое сочинение - рассуждение в свободной форме.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному вопросу и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Цель эссе - развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. В результате работы над эссе студент может:

- научиться четко и грамотно формулировать мысли;

- структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи;

- иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы;

- овладеть научным стилем речи.

Структура эссе

Эссе должно содержать:

- изложение сути поставленной проблемы;

- самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины;

- выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Формы эссе

Формы эссе могут быть разными с учётом специфики дисциплины:

- анализ статистических данных по проблеме;

- анализ научных статей и материалов из средств массовой информации;

- подробный разбор задачи с развернутыми мнениями и применение изучаемых моделей;

- подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема эссе

Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление, сопоставление, выделение общего и особенного, обоснование авторской позиции, а не изложение определений понятий или описание характеристик явлений и процессов (таблица 1).

 

Таблица 1 - Сравнение формулировки тем эссе и традиционных формулировок тем письменных самостоятельных и контрольных работ

Темы эссе Традиционные формулировки темы самостоятельной работы
Почему возникают экономические проблемы при переходе от командной экономики к рыночной. Каковы черты, характеризующие командно-плановую рыночную экономику
Почему фирмы в рыночной экономике стремятся к увеличению своих размеров и заинтересовано ли в этом общество Опишите черты, характерные для монополии
Объясните, как отсутствие прав собственности может способствовать возникновению провалов рынка; Опишите действие теоремы Коуза
Конкуренция есть порождение редкости Что такое конкуренция
Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная. Опишите признаки экономических систем

Построение эссе

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на системе доказательств.

Эссе включает титульный лист, введение, основную часть, заключение

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение Г);

2. Вводная часть – обосновывается актуальность проблемы и формулируется вопрос, на который надо найти ответ в ходе исследования, определяется последовательность изложения материала.

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы, изложение основного вопроса, аргументация и анализ, обоснование авторской позиции. Основная часть может содержать один или несколько параграфов, отражающих логику изложения. Один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.

Анализ проводится на основе следующих категорий:
причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

Аналитические инструменты: структурно-логические схемы, таблицы, графики, диаграммы, рассуждения по проблеме.

Аргументация или доказательство – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура доказательства включает: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать.Формулировке тезиса может предшествовать определение связанных с ним понятий.

Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса (фактический материал, (например, статистические данные), законы (как необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи), ранее доказанные теоремы).

Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Прямое доказательство предполагает использование техники индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мысль движется от частного к общему, от предположения к утверждению, от фактов к теории. Чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному (от теории к фактам). Вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: «Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки».

Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.
Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт сравниваемых объектов.

Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (или явлений, находящихся во взаимозависимости).

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения, взаимосвязи с другими проблемами.

Ссылки и библиографический список оформляются так же, как в реферате.

Объём эссе 1-4 страницы.

Требования к фактическим данным и другим источникам

3.6.1 Фактические данные должны соответствовать исследуемому периоду и объекту анализа. Они подтверждают аргументы и рассуждения автора.

3.6.2 Следует ответить на вопросы: Какие индикаторы нужны для аргументации? Насколько надежны данные для построения таких индикаторов? К какому заключению относительно причин и следствий можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов?

3.6.3 Необходимо соблюдать правила оформления библиографических ссылок. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе сам не читал.

Критерии оценки эссе

Для успешной работы над эссе важны:

1) Объём и качество исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и опыт по проблеме);

2) Качество обработки исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

3) Качество аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Критерии оценки эссе могут быть разными в зависимости от его формы. Примерный набор критериев и требований отражён в таблице 2.

Таблица 2 - Примерный набор критериев оценки и требований к студенту

Критерий Требования к студенту
Знание и понимание теоретического материала - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме;
Построение суждений - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка. - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям.

Примеры эссе приведены в приложении Д.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. -http://www.bookchamber.ru/gost.htm

2 ГОСТ 7.82—2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов -http://orel.rsl.ru/other/2.html

3 СТО ЮУрГУ 17-2008 Стандарт организации. Учебные рефераты. Общие тре­бования к построению, содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, В.А. Смолко, Л.В. Винокурова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 40 с.

4 Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Л.В.Бобрикова, Н.А.Виноградова. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000.

5 Галактионова, Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности / Т.Г.Галактионова. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

6 Колесникова, Н.И. "От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И.Колесникова.- М.: Флинта: Наука, 2002. -288с.

7 Кузьмич, И.П. Реферирование научного текста. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / И. П. Кузьмич, Л. Н. Бахтина, Н. М. Лариохина. – М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ, 1999.

8 Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. и доп. / М.П.Сенкевич - М.: Высш. Шк, 1984.

9 Всё об эссе. - http://www.msses.ru/education/students/essay/good_essay.php

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примеры аннотаций к научным статьям

Трунова, Н. Модель управления социально-экономическим развитием городских агломераций в России / Н.Трунова // Экономическая политика. – 2011. - № 6. – С.180-186.

В статье проанализированы существующие модели управления развитием городских агломераций с точки зрения возможности применения их в России, обозначены основные принципы построения модели управления развитием городских агломераций и представлена сама модель. Описаны задачи и функции органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также необходимость создания коллегиальных (ассоциативных) органов управления.

Ключевые слова: городская агломерация, управление развитием, региональное развитие.

 

Силуанов, А. Методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации / А.Силуанов, И.Стародубровская, В.Назаров // Экономическая политика. – 2011. - № 1. – С.5-22.

В России значительные полномочия по регулированию межбюджетных отношений на субнациональном уровне предоставлены региональным властям. От них во многом зависит эффективность функционирования местного самоуправления. В связи с этим важным представляется формирование количественных и качественных показателей оценки эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. В статье предлагаются методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации с точки зрения обеспечения финансовой автономии органов местного самоуправления, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и наделения органов местного самоуправления достаточным объемом финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, местное самоуправление, финансовая автономия.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Министерство образов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.221 (0.02 с.)