Коммуникация с публикатором ОД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникация с публикатором ОД



Для пользователя открытых данных важно умение их находить. Пользоваться гуглом, знать основные порталы открытых данных, уметь найти на сайте незаметную ссылку на интерфейс API. Но поскольку открытость данных в России ещё неполная, рано или поздно возникнут вопросы или предложения к публикатору данных.

Поводов для коммуникации может быть три. Вы нашли недочёт в открытых данных — это хорошо, потому что уже есть открытые данные. Запрос на открытие данных: вы знаете, что у министерства есть база, и просите. Или запрос на сокрытие персональных данных: части 5 и 6 статьи 7 Федерального закона No 149-ФЗ перечисляют запрещённые для публикации виды данных: по сути, гостайна, чужая информация и персональные данные. Если вы хотите просто убрать название своей компании из списка, вам могут аргументированно отказать.

В восьмой статье этого федерального закона перечисляет виды информации, которые мы имеем право запрашивать от органов власти. Там примерно десять пунктов, это информация, напрямую касающаяся гражданина или организации, правовые акты, состояние окружающей среды, информация из открытых фондов библиотек, музеев, архивов и государственных информационных систем, ну и ещё по мелочам. По остальным темам решение, судя по всему, принимают публикаторы.

Итак, как связаться с публикатором?

Сначала возникает соблазн ограничить общение полуформализованными формами на портале. Например, на data.gov.ru есть форма запроса на предоставление открытых данных. Там на начало 2016 года около полутора сотен запросов, можно найти единомышленника и подписаться под запросом. Или нажать кнопку «запросить данные» и заполнить недлинную форму, описав не только характер данных, но и предполагаемую пользу от их публикации (там не указано, кому именно). После модерации запрос уходит в соответствующий орган власти, и месяца через два можно получить нужный набор данных. Успешность — примерно один набор на пять запросов. Велика вероятность, что вам не повезёт, а на общение портал не рассчитан.

На портале открытых данных Москвы общение с администратором идёт на форуме. Там обсуждают API портала, функциональность сайта и, конечно, наборы открытых данных. Администратор иногда отвечает за пару часов, иногда — два месяца, и передаёт просьбы ответственным людям. Многие ответы положительные, вида «в настоящее время у поставщика нет данных, но в течение полугода надеемся получить», но это не значит, что вопрошавшие дождутся нужных наборов. Форум — не официальный орган, там ни у кого нет обязательств или ограничений по времени.

Методические рекомендации по публикации открытых данных упоминают, что «на порталах открытых данных должен быть инструмент повышения качества наборов, позволяющий пользователям оставлять предложения и отзывы, в том числе по ошибкам, выявленным в наборе открытых данных». Эта функция — кнопка для сообщений об ошибке — есть на нескольких основных порталах, но, опять же, хотя и позволяет исправить ошибки, не даёт контроля над процессом: вы не знаете, читает ли кто-нибудь вообще эти сообщения.

Те же методические рекомендации определяют, что в паспорте набора открытых данных должны быть имя, телефон и адрес электронной почты ответственного лица. Звонить без приглашения невежливо, но писать письма полезно. У вас две задачи: найти ответственного и заставить его опубликовать данные. Первая часто сложнее. Всё начинается с письма: просто в свободной форме на адрес сотрудника. Нет никаких шаблонов, а на том конце сидят такие же люди. Опишите, что вам нужно, зачем, и вежливо попросите открыть данные. Есть мнение, что просить нельзя, нужно потребовать открыть на основании, например, статьи 8 149-ФЗ: это может быть эффективнее для больших министерств. Укажите своё полное имя или название организации, телефон и почтовый адрес. Как написано на государственном портале открытых данных, ответ должен прийти в течение 10 дней, и в случае успеха через один-два месяца данные опубликуют.

Нет никаких причин не отвечать на подобное письмо, если оно касается исправления уже опубликованного набора открытых данных. Если набора ещё нет, то орган власти может попытаться проигнорировать или задвинуть вопрос — разберёмся, что делать в этом случае.

Если ответ не пришёл, распечатайте вопрос и отправьте заказным письмом: в этом случае факт его получения документально фиксируется. Писать нужно уже напрямую в соответствующий орган власти, владеющий данными. Адрес можно найти на сайте. Если ошибётесь с органом власти, тот в течение 7 дней должен самостоятельно перенаправить письмо куда следует, и уведомить вас об этом.

Если через 40 дней (учитываем скорость работы почты) нет ответа и на письменный запрос, это нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, статья 5.59 коап рф. Это штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Пишите в прокуратуру, она возбудит дело и привлечён виновных к ответственности. Шаблон заявления есть на сайте «Открытой России», он проверен в деле и навлёк штраф на администрацию одного из городов Липецкой области.

Но, собственно, штраф штрафом, а что с открытием данных? На повторные запросы есть вероятность, что ответят отказом. Тут стоит взять выше: например, если пытались получить данные от городской администрации, пишите в областную. Или федеральную. Замечу, что на повторные обращения органы власти отвечать не обязаны, поэтому вариант с напоминанием через полгода-год может не сработать. После длинной переписки с разными органами вы уже будете знать причины, почему данные не открывают: их может просто не быть, либо министерства упираются. В последнем случае можно пойти в суд или в прессу, но это уже за пределами этого урока.

По развитию темы может показаться, что получить новые наборы открытых данных сложно, и на запросы вы получите лишь отказы. Конечно, это не так: на порталах открытых данных видно, что новые или обновлённые наборы публикуются, пусть иногда с многомесячной задержкой. Во многих случаях чиновники не открыли какие-то данные не потому, что не хотели, а потому что не видят в этом практического смысла. Объяснив его в письме, вы можете их переубедить и получить открытые данные.

 

Практическое задание: Проект\приложение на основе открытых данных

1. Разработка бизнес-концепции

2. Потребительские сегменты в интернет-экономике B2C, B2B, P2B, P2C

3. Типовые модели формирования доходов

4. Модели продаж и продвижения

5. Риски, характерные для работы с открытыми данными



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.005 с.)