Общая модель схемы разворота событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая модель схемы разворота событий



ГЛАВА 4

ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ

«Кривая, описываемая Землёй по мере её вращения, представляет собой спираль, её перемещения происходят вокруг солнца… Солнечная система, являясь частью спиралевидной галактики, также вращается по спирали... Даже в случае кругового вращения, если учесть временной промежуток, общий путь представляет спираль… Мириады объектов постоянно движутся по спирали, и мы тоже живём в этом спиральном движении.»

Хироши Накамура, из книги «Спирулина – еда для голодного Мира», издательство «University of the Trees», США, 95006, Калифорния, Боулдер, а/я 66)

«Паттерны и формы дерева обнаруживаются во многих природных и эволюционирующих структурах. Эта форма дерева во времени и пространстве может развиться при взрыве, в природных явлениях, в эрозионных трещинах, в идеях, при прорастании семян, на границе разрыва или на грани двух систем или сред (в данном случае земли и атмосферы). Многие потоки спирально сливаются вместе в точке деформации поверхности, а затем снова рассеиваются. Форму дерева можно использовать в качестве общей учебной модели при изучении географии, экологии и эволюции: оно отображает движение энергии и частиц во времени и пространстве. Утробный плод и плацента, позвоночник и кости, вихри, грибы и деревья, внутренние органы человека, извержение вулкана и взрыв атомной бомбы, рассекающиеся волны, реки и ледники, сети коммуникации, сети промышленных предприятий, миграция, генеалогическое древо, возможно, сама вселенная - всё это имеет форму дерева.

Простые или многочисленные пути похожи на символы инь-янь, свастику, знак бесконечности и мандалу. Тор с заключёнными в нём силами развивается с помощью энергий по данному паттерну, как кольцо дыма вокруг столба атомного взрыва.

(Билл Моллисон, «Пермакультура Один», 1978 г.)

 

Все творения Высшей Силы берут своё начало из круга. Ветер в самом сильном своём проявлении – это вихрь… Жизнь человека – это круг от детства к детству, и так везде, где движутся энергии. Наши вигвамы были круглыми, как гнёзда птиц, и их всегда ставили по кругу, народный круг, гнездо из многих гнёзд…

(Чёрный Лось)

 

4.1

ВВЕДЕНИЕ

Испытывая некоторый трепет, я предпринял попытку написать исследовательскую работу о паттернах. В любом случае это нужно было сделать, так как в паттернах и их использовании - основа ключевых навыков и будущего дизайна. Паттерны – это формы, которые понимает и легко запоминает большинство людей. Они врезаются в память подобно песням, и имеют схожую природу. Паттерны повсюду окружают нас: волны, песчаные дюны, вулканические пейзажи, деревья, многоэтажные дома, даже поведение животных. Если мы достигнем понимания основ базовых паттернов природных явлений, то тогда мы получим мощный инструмент дизайна и связующую науку, применимую во многих дисциплинах. В конечном итоге для каждого дизайнера важно собрать элементы не просто вместе, а организовать их в некую систему. Соответствующая систематизация согласно паттернам в процессе дизайна поможет достичь устойчивого прибытка от потоков, форм роста, временной периодичности или информационного потока.

Паттерн – это рама для нашего дизайна, шаблон, в который мы вписываем информацию, элементы и объекты, собираемых вместе на основе наших наблюдений, накладки карт, аналитического прогноза связей и выбора особых материалов и технологий. Именно структуризация согласно паттернам позволяет нашим элементам течь и функционировать при благоприятном взаимодействии. Паттерн это дизайн, а дизайн это предмет пермакультуры.

За пределами строгих неизменных законов Евклида, так любимых инженерами и архитекторами, остаётся большая часть, а может и вся природа. Та природа, которая неидеально круглая, которая никогда не бывает плоской или квадратной, которая линейна только на микроскопическом уровне и которая, упрямо остаётся неправильной. Та природа, которая течёт, летает, капает, ползает и всё время находится в беспорядке. Природа никогда не поддаётся точным измерениям и её можно понять только через чувства и только как целостную систему.

Всё, что мы можем наблюдать, никогда не является идеально правильным, отчасти потому, что мы сами не совершенные наблюдатели. Мы предсказываем судьбу (или лишаемся её), гадая по внутренностям или электронно-лучевым снимкам, бросая кости или с помощью самых разнообразных точных измерений. Неужели опросы общественного мнения дают более надёжные данные, чем состояние чайных листьев? Регулярностью обладают лишь немногие вещи, которые созданы механическим путём или (временная) форма которых создана нашим ограниченным взглядом на мир; вскоре они снова станут неправильными, поскольку время разрушает их. Правда, как и мир, меняется в отклике на информацию.

Как минимум необходимо попытаться достигнуть следующего:

1. БОЛЕЕ ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ, попытки сформировать более обобщённые модели паттернов и подобрать примеры природных явлений, демонстрирующие эти модели.

2. СВЯЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА, которая равнозначно применима к географии, геологии, музыке, живописи, астрономии, молекулярной физике, экономике, психологии и технологии. Эта связующая дисциплина будет применима и к самому осознанному дизайну, и к информационному потоку и к переносным процессам, которые лежат в основе всех наших дисциплин. Такая комплексная концепция очень актуальна для образования на любом уровне, от начальной школы до аспирантуры.

3. РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПАТТЕРНОВ. Здесь будут даны несколько примеров того, как с помощью прикладных паттернов можно достичь нужных нам результатов в повседневной жизни, когда заучивание, линейное мышление и Евклидова геометрия ничего нам не дали при создании устойчивых поселений. Применяя гармоничные паттерны, мы продемонстрируем своё понимание смысла жизни и природы.
Существует много книг о символах, паттернах, росте, форме, деформации и симметрии. Их авторы часто забывают создавать общие модели, или, если существует математическое решение для одной или нескольких моделей, они не предоставляют прикладных иллюстраций использования их теории в реальной жизни. Некоторые из них довольствуются простым перечислением примеров или созданием каталогов явлений. Другие делают вид, будто значение паттерна кроется только в нём самом или в числах, будто паттерны это символы тайных знаний, и утверждают, что только при безоговорочной вере раскрывается вся их сила.
Простые модели паттернов, представленные здесь, предназначены служить подспорьем для дизайнеров и просветителей. Они также иллюстрируют то, как мы можем отобразить наши взгляды на жизнь, ландшафты и наше единство с природой. Изучение основного паттерна очень похоже на усвоение принципа, который можно применить к самым различным явлениям, простым и сложным. Своей абстрактной формой он помогает нам понять смысл жизни и природы и связанные явления.
Можно потратить бесконечно много времени, проникая в суть паттернов с точки зрения науки, мистики и топологии. Этот процесс очень увлекателен, поэтому я не хочу оставлять эту главу, раз уж я принялся за её написание. Я верю, что более подкованные люди, расширят и объяснят основные принципы паттернов. Я убеждён, что в усовершенствованном применении паттернов лежит будущее дизайна и здесь можно найти решение самых сложных проблем.

Мы получим хорошее понимание действия паттернов в природных явлениях, если сможем объяснить ФОРМЫ вещей (в общем и целом), сети и ВЕТВЛЕНИЕ потоков, сходящиеся и расходящиеся потоки, ПУЛЬСАЦИЮ и регулирование потоков энергии внутри организмов или элементов ветра, воды и магмы, и прольём свет на то, как возникают явления РАССЕИВАНИЯ.

Далее, если мы проанализируем ВОЛНОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ и ЛИНИИ ПОТОКОВ, то выявим, что настоящие волны или временные импульсы, при столкновении и взаимодействии создают ряд генераторов паттернов, отвечающих за приливы, облака, ветры и турбулентное или прямолинейное течение. Если мы сможем показать, как очертания паттернов в ландшафте, скелете организмов или потоков стыкуются вместе в виде МАТРИЦ (смыкающихся элементов) или возникают из таких матриц (например, вихри, порождённые областями тёплого воздуха), то тогда мы можем создавать целые ландшафтные системы или целостные организмы из мозаики таких паттернов.

В природе все события упорядочены или распределены в пространстве в виде дискретных элементов. Существуют меньшие и б о льшие порядки событий, если мы соберём схожие формы согласно их порядкам, то обнаружим кластеры измерений определённых размеров, объёмов, длины и других единиц измерений. Они верны для ветвления рек, социальных каст, размеров поселений, сумчатых со сходными формами, песчаных дюн, расположения планет и галактик.

На следующих страницах я постараюсь охватить всё это и вывести из одной «простой» базовой модели (Рисунок 4.1), если её изучить во всех деталях, то мы выявим, что она включает в себя все эти явления и множество более тонких взаимосвязей. Не все, возможно даже большая часть из этих форм, символов, симметрий, россыпей не будет по отдельности рассмотрена и рассчитана здесь, но основные части паттерна будут кратко описаны и соотнесены друг с другом. Сама основная модель получена от стилизованной формы дерева.

Нельзя путать понятия ФОРМЫ и ВЕЩЕСТВА; как говорится, «карта – это не территория», но понимание формы даёт нам лучшее понимание функции и подсказывает нам подходящие стратегии дизайна.

 

4.2

4.3

4.4

СВОЙСТВА СРЕДЫ

Среды можно распознать по химическому составу, физическим свойствам или абстрактным характеристикам, так как все они отличаются друг от друга по этим параметрам. Мы можем различать не только воздух, воду, почву, камни, но и температуру, солёность, кислотность, а также области знания по их свойствам или важности. Каждая среда или сфера знаний имеет более или менее определимые ПОГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ, поверхность или область контакта с остальными средами или сферами знаний. Пермакультура, будучи междисциплинарной, сочетает информацию нескольких областей знания. Она выступает в роли каркаса или паттерна, которая скрепляет сочетающиеся формы знания, то есть пермакультура синтезирует несколько дисциплин.

Любая такая граница время от времени находится либо между средами, либо внутри одной из них. Все границы (например, граница почвы и воздуха), поверхности, или ощутимые различия представляют собой место происшествия событий. Таким образом, границы дают нам возможность разместить преобразующий элемент в дизайне, либо деформировать поверхность для особого потока или произвести трансформации.

Если среда находится в жидком или газообразном состоянии, или состоит из подвижных частиц, например, толпа людей, стая мух, вода или пылевые облака, то эта среда способна течь или деформироваться.

В природе многие среды и границы можно легко различить. В качестве примера приведём пруд (и часть его границы) на рисунке 4.6.

Хотя поверхности, края или границы называются по-разному (или не имеют названия), все они разделяют среды, экологические сообщества, физические состояния или условия для потока энергии. Каждая граница имеет уникальные свойства и преобразовательный потенциал. Живые преобразователи (деревья, рыбы, моллюски, водомерки) живут на всех границах. Поэтому следующим очень важным действием для создания сложных форм жизни и преобразователей энергии является обустройство границ различных сред, то есть создание на них разнообразных состояний.

«Большинство биологов (работы Вогеля, 1981 г.), кажется, слышали о пограничных слоях, но они имеют размытое представление о том, что это дискретная область, нежели разрозненное представление о том, что это размытая область.»

 

Дизайнерская стратегия использования кромок

Создание комплексных кромочных условий является основой дизайнерской стратегии по созданию пространственных и временных ниш.

 

4.5

КРОМОЧНЫЕ УСЛОВИЯ

 

Границы в природе присутствуют всюду. Среды находятся в различных состояниях: жидком, газообразном, твёрдом, кроме того, они могут течь или двигаться. Они обладают различными внутренними характеристиками, которые можно определить как относительно горячая, более кислотная, жёсткая, более твёрдая, сильнее абсорбирующая, менее перфорированная, более тёмная и т.д. Даже в обществе существует разделение по полу, возрасту, культуре, языку, вере, образу поведения или цвету (и это только некоторые примеры воспринимаемых различий).

При наличии даже такого множества определений, социальных и психологических, мы можем уверенно сделать один вывод: люди дискриминируют (то есть обнаруживают различия) между огромным разнообразием сред и систем, и поэтому признают пограничные условия или «классы» помогающие им определять похожие и непохожие материалы или группы по большому количеству характерных критериев.

Различия, как в природе, так и в обществе создают потенциальные СТРЕССОВЫЕ УСЛОВИЯ. Они могут выражаться в виде возмущений, трений, сдвига или турбулентности, вызванными движением, иногда резкой химической реакцией, мощными силами диффузии или социальным взрывом. Очень редко две разные системы взаимодействуют без той или иной реакции на совместных границах, реакция может быть тихой, как процесс ржавления, шумной, как политические дебаты или смертельной, как война.

Если мы сконцентрируем наше внимание на пограничных условиях, то в общем можно выделить два обычных или возможных типа движений или потоков частиц – ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК границ. В продольном потоке (линии сдвига) между средами, преломления и турбулентность могут быть вызваны местным трением, а в космосе силой Кориолиса (силами вращения). При пересечении границы между средами поверхности сами могут противостоять «захватчикам» (химическим или социальным), либо потенциальный захватчик может столкнуться с различными видами сетей, фильтров и других защитных механизмов.

Однако в природе эти границы часто богатые места обитания для организмов, как минимум по следующим причинам:

· Там естественным образом накапливаются или откладываются различные частицы (потому что сама граница действует как сеть или блокировщик).

· В пространстве или во времени в пределах границ возможно образование уникальных ниш.

· На границах или рядом с ними доступны ресурсы двух (или более) сред.

По причине реакции между соприкасающимися средами на их границе существуют особые физические, социальные или химические условия. Так как состояния на границах имеют некоторую степень размытости, то они формируют третью среду (это сама пограничная область).

Формирование данной среды и эффекта турбулентности очень характерно для текучих сред. Турбулентность в действительности создаёт смешение двух и более сред, которое может представлять собой ещё одну отличимую среду (например, пена на воде или эмульсия воды и масла).

В нашем мире постоянных событий, особенно в живом мире, большинство событий происходит на границах, а не где-либо ещё благодаря этим особым условиям или различиям. Вполне естественно обнаружить большое количество живых организмов на любых таких границах или кромках, чем в примыкающих системах или средах. Границы склонны к богатству видов.

Этот «эффект кромки» очень важен в пермакультуре. Экологи признают, что граница взаимодействия двух экосистем представляет собой третью, более сложную, систему, сочетающую в себе две. На границах могут существовать и виды из двух систем, и собственные виды пограничной области. Общий объём фотосинтеза также больше на границе. Например, сложная система на границе земли и океана, как например устья рек и коралловые рифы, обладает наибольшей производительностью на единицу площади, чем любая другая крупная система (Е. Ж. Кормонди «Основы экологии», 1959 г., Издательство Prentice Hall, Нью-Джерси, США).

РИСУНОК 4.6 КРОМКИ И ПОВЕРХНОСТИ Мы можем различить множество условий или форм среды (воздух, вода, земля, глина), физические состояния (поток, тепло, солёность), и мы можем управлять примыкающими системами (лес, вода, поле, луг, галечник) для создания систем, богатых границами, следовательно, видами и нишами.
1 воздух/вода 11 порядок ветвления реки/меньший порядок
4 текучий/стоячий 13 лес/вода
7 анаэробный/подпочвенный 3 тёплый/прохладный
10 солоноватая/солёная 6 болотистая/водянистая область
12 улавливающая поверхность 9 ручей/берег
2 пресная/солоноватая 14 вода/ил
5 трава/вода  
8 почва/подпочва  

 

Между лесом и пастбищем гораздо большее многообразие производителей (растений) и потребителей (животных), чем внутри этих систем. Кажется, что тасманские аборигены специально жгли лес для того, чтобы удлинить границы между лесами и лугами, потому что в этих переходных областях было больше еды. На краях систем обитает больше животных, этим и можно объяснить мозаичное выжигание лесов. Такая мозаика была основой традиционного управления ландшафтом австралийских аборигенов.

Принимая во внимание эффект кромки, нам стоит максимально удлинять границы между конкретными средами обитания. Мозаичный ландшафт интересен и красив. Его можно рассматривать как основу создания продуктивного ландшафта. И конечно, удлинение границ стимулирует рост и развитие видов. Как дизайнеры мы должны создавать гармоничные связи между растениями, водой и зданиями.

Существуют аспекты границ, которые стоит активно использовать в дизайне:

· Геометрия или гармоники любых конкретных границ. Мы можем придать волнистую форму границам.

· Взаимопроникновение сред на границе (в итоге может возникнуть третья среда или более широкая область для работы; только малое количество границ чётко различимо).

· Свойства, при которых активно переносятся вещества вдоль или поперёк границ. Часто это живые организмы или поток (пчёлы, например)

· Сочетаемость (или аллелопатия) видов или элементов, сведённых вместе с помощью дизайна кромок.

· Использование границ в качестве аккумуляторов мульчи или питательных веществ.

 

4.6

4.7

Золотое правило дизайна

4.8

ГЛАВА 4

ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ

«Кривая, описываемая Землёй по мере её вращения, представляет собой спираль, её перемещения происходят вокруг солнца… Солнечная система, являясь частью спиралевидной галактики, также вращается по спирали... Даже в случае кругового вращения, если учесть временной промежуток, общий путь представляет спираль… Мириады объектов постоянно движутся по спирали, и мы тоже живём в этом спиральном движении.»

Хироши Накамура, из книги «Спирулина – еда для голодного Мира», издательство «University of the Trees», США, 95006, Калифорния, Боулдер, а/я 66)

«Паттерны и формы дерева обнаруживаются во многих природных и эволюционирующих структурах. Эта форма дерева во времени и пространстве может развиться при взрыве, в природных явлениях, в эрозионных трещинах, в идеях, при прорастании семян, на границе разрыва или на грани двух систем или сред (в данном случае земли и атмосферы). Многие потоки спирально сливаются вместе в точке деформации поверхности, а затем снова рассеиваются. Форму дерева можно использовать в качестве общей учебной модели при изучении географии, экологии и эволюции: оно отображает движение энергии и частиц во времени и пространстве. Утробный плод и плацента, позвоночник и кости, вихри, грибы и деревья, внутренние органы человека, извержение вулкана и взрыв атомной бомбы, рассекающиеся волны, реки и ледники, сети коммуникации, сети промышленных предприятий, миграция, генеалогическое древо, возможно, сама вселенная - всё это имеет форму дерева.

Простые или многочисленные пути похожи на символы инь-янь, свастику, знак бесконечности и мандалу. Тор с заключёнными в нём силами развивается с помощью энергий по данному паттерну, как кольцо дыма вокруг столба атомного взрыва.

(Билл Моллисон, «Пермакультура Один», 1978 г.)

 

Все творения Высшей Силы берут своё начало из круга. Ветер в самом сильном своём проявлении – это вихрь… Жизнь человека – это круг от детства к детству, и так везде, где движутся энергии. Наши вигвамы были круглыми, как гнёзда птиц, и их всегда ставили по кругу, народный круг, гнездо из многих гнёзд…

(Чёрный Лось)

 

4.1

ВВЕДЕНИЕ

Испытывая некоторый трепет, я предпринял попытку написать исследовательскую работу о паттернах. В любом случае это нужно было сделать, так как в паттернах и их использовании - основа ключевых навыков и будущего дизайна. Паттерны – это формы, которые понимает и легко запоминает большинство людей. Они врезаются в память подобно песням, и имеют схожую природу. Паттерны повсюду окружают нас: волны, песчаные дюны, вулканические пейзажи, деревья, многоэтажные дома, даже поведение животных. Если мы достигнем понимания основ базовых паттернов природных явлений, то тогда мы получим мощный инструмент дизайна и связующую науку, применимую во многих дисциплинах. В конечном итоге для каждого дизайнера важно собрать элементы не просто вместе, а организовать их в некую систему. Соответствующая систематизация согласно паттернам в процессе дизайна поможет достичь устойчивого прибытка от потоков, форм роста, временной периодичности или информационного потока.

Паттерн – это рама для нашего дизайна, шаблон, в который мы вписываем информацию, элементы и объекты, собираемых вместе на основе наших наблюдений, накладки карт, аналитического прогноза связей и выбора особых материалов и технологий. Именно структуризация согласно паттернам позволяет нашим элементам течь и функционировать при благоприятном взаимодействии. Паттерн это дизайн, а дизайн это предмет пермакультуры.

За пределами строгих неизменных законов Евклида, так любимых инженерами и архитекторами, остаётся большая часть, а может и вся природа. Та природа, которая неидеально круглая, которая никогда не бывает плоской или квадратной, которая линейна только на микроскопическом уровне и которая, упрямо остаётся неправильной. Та природа, которая течёт, летает, капает, ползает и всё время находится в беспорядке. Природа никогда не поддаётся точным измерениям и её можно понять только через чувства и только как целостную систему.

Всё, что мы можем наблюдать, никогда не является идеально правильным, отчасти потому, что мы сами не совершенные наблюдатели. Мы предсказываем судьбу (или лишаемся её), гадая по внутренностям или электронно-лучевым снимкам, бросая кости или с помощью самых разнообразных точных измерений. Неужели опросы общественного мнения дают более надёжные данные, чем состояние чайных листьев? Регулярностью обладают лишь немногие вещи, которые созданы механическим путём или (временная) форма которых создана нашим ограниченным взглядом на мир; вскоре они снова станут неправильными, поскольку время разрушает их. Правда, как и мир, меняется в отклике на информацию.

Как минимум необходимо попытаться достигнуть следующего:

1. БОЛЕЕ ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ, попытки сформировать более обобщённые модели паттернов и подобрать примеры природных явлений, демонстрирующие эти модели.

2. СВЯЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА, которая равнозначно применима к географии, геологии, музыке, живописи, астрономии, молекулярной физике, экономике, психологии и технологии. Эта связующая дисциплина будет применима и к самому осознанному дизайну, и к информационному потоку и к переносным процессам, которые лежат в основе всех наших дисциплин. Такая комплексная концепция очень актуальна для образования на любом уровне, от начальной школы до аспирантуры.

3. РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПАТТЕРНОВ. Здесь будут даны несколько примеров того, как с помощью прикладных паттернов можно достичь нужных нам результатов в повседневной жизни, когда заучивание, линейное мышление и Евклидова геометрия ничего нам не дали при создании устойчивых поселений. Применяя гармоничные паттерны, мы продемонстрируем своё понимание смысла жизни и природы.
Существует много книг о символах, паттернах, росте, форме, деформации и симметрии. Их авторы часто забывают создавать общие модели, или, если существует математическое решение для одной или нескольких моделей, они не предоставляют прикладных иллюстраций использования их теории в реальной жизни. Некоторые из них довольствуются простым перечислением примеров или созданием каталогов явлений. Другие делают вид, будто значение паттерна кроется только в нём самом или в числах, будто паттерны это символы тайных знаний, и утверждают, что только при безоговорочной вере раскрывается вся их сила.
Простые модели паттернов, представленные здесь, предназначены служить подспорьем для дизайнеров и просветителей. Они также иллюстрируют то, как мы можем отобразить наши взгляды на жизнь, ландшафты и наше единство с природой. Изучение основного паттерна очень похоже на усвоение принципа, который можно применить к самым различным явлениям, простым и сложным. Своей абстрактной формой он помогает нам понять смысл жизни и природы и связанные явления.
Можно потратить бесконечно много времени, проникая в суть паттернов с точки зрения науки, мистики и топологии. Этот процесс очень увлекателен, поэтому я не хочу оставлять эту главу, раз уж я принялся за её написание. Я верю, что более подкованные люди, расширят и объяснят основные принципы паттернов. Я убеждён, что в усовершенствованном применении паттернов лежит будущее дизайна и здесь можно найти решение самых сложных проблем.

Мы получим хорошее понимание действия паттернов в природных явлениях, если сможем объяснить ФОРМЫ вещей (в общем и целом), сети и ВЕТВЛЕНИЕ потоков, сходящиеся и расходящиеся потоки, ПУЛЬСАЦИЮ и регулирование потоков энергии внутри организмов или элементов ветра, воды и магмы, и прольём свет на то, как возникают явления РАССЕИВАНИЯ.

Далее, если мы проанализируем ВОЛНОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ и ЛИНИИ ПОТОКОВ, то выявим, что настоящие волны или временные импульсы, при столкновении и взаимодействии создают ряд генераторов паттернов, отвечающих за приливы, облака, ветры и турбулентное или прямолинейное течение. Если мы сможем показать, как очертания паттернов в ландшафте, скелете организмов или потоков стыкуются вместе в виде МАТРИЦ (смыкающихся элементов) или возникают из таких матриц (например, вихри, порождённые областями тёплого воздуха), то тогда мы можем создавать целые ландшафтные системы или целостные организмы из мозаики таких паттернов.

В природе все события упорядочены или распределены в пространстве в виде дискретных элементов. Существуют меньшие и б о льшие порядки событий, если мы соберём схожие формы согласно их порядкам, то обнаружим кластеры измерений определённых размеров, объёмов, длины и других единиц измерений. Они верны для ветвления рек, социальных каст, размеров поселений, сумчатых со сходными формами, песчаных дюн, расположения планет и галактик.

На следующих страницах я постараюсь охватить всё это и вывести из одной «простой» базовой модели (Рисунок 4.1), если её изучить во всех деталях, то мы выявим, что она включает в себя все эти явления и множество более тонких взаимосвязей. Не все, возможно даже большая часть из этих форм, символов, симметрий, россыпей не будет по отдельности рассмотрена и рассчитана здесь, но основные части паттерна будут кратко описаны и соотнесены друг с другом. Сама основная модель получена от стилизованной формы дерева.

Нельзя путать понятия ФОРМЫ и ВЕЩЕСТВА; как говорится, «карта – это не территория», но понимание формы даёт нам лучшее понимание функции и подсказывает нам подходящие стратегии дизайна.

 

4.2

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СХЕМЫ РАЗВОРОТА СОБЫТИЙ

Когда мы смотрим на окружающий нас мир, то видим холмы, реки, деревья, облака и рельеф в целом как на ряд форм, на первый взгляд не связанных друг с другом, по крайней мере, мы не видим в этом общего основополагающего паттерна. Так что же мы видим? Можем перечислить несколько видимых форм:

· ВОЛНЫ, на воде, или «застывшие» в песчаных дюнах и песчанике, кварцитах и сланцах.

· ЛИНИИ ПОТОКОВ, в видепенящихсяполос на поверхности воды и в самих реках.

· ФОРМЫ ОБЛАКОВ на известковом туфе (пористом кальците, находящемся в горячих источниках), в кронах деревьев, «пушистых» облаках или в виде вереницы облаков.

· СПИРАЛИ в строении галактик, цветах подсолнухов, в циркуляции воздуха на планете, вихрях и архипелагах, располагающихся по дуге.

· ВЫСТУПЫна краях рифов, лишайниках, в окаймляющих границах соляных озёр.

· ВЕТКИ деревьев и рек, которые сходятся или расходятся; в зонах взрыва.

· РОССЫПИ колоний водорослей, скальных лишайников, зарослей деревьев на болотах, островах.

· СЕТИв виде трещин на поверхности почвы, сот, трубчатых костей птиц, базальтовых колонн (если смотреть на них сверху) и восходящих и нисходящих потоков воздуха над пустыней.

СЕТИ или трещины на поверхности почвы или застывающей лавы – это примеры паттернов усыхания, вызванного не потоком или ростом, а поверхностным натяжением при высыхании или охлаждении, как например поток с плавающими льдинами или потрескавшиеся глиняные изделия, трещины на коре деревьев. Области термического ветра, возникают при слиянии крупных тепловых фронтов над пустынями, формируя сетчатый паттерн, если смотреть сверху или снизу

Я надеюсь, мне удастся показать, что во всех этих категориях можно применить один основной паттерн, ведь даже тела животных состоят из костей, органов и мускулов, в основе которых одна или более вышеуказанных форм. Я объединю эти явления – вызванные ростом и потоком – в одну типовую форму. Эта форма представляет собой стилизованное дерево (Рисунок 4.1). Вокруг центральной формы дерева этой модели размещены различные поперечные сечения, планы, продольные сечения и линии потоков, все получены из реальных сечений, путей или проекций дерева с разных сторон.

Эволюцию такой формы от исходной точки во времени и пространстве я называю СОБЫТИЕМ. Такие события могут быть абстрактными и материальными. Все они имеют сходное начало (О), фазу роста (Т1-Т6, выражение их энергетического потенциала), распад, рассеивание и трансформацию в другие события похожих или непохожих форм. Событие зарождения дерева происходит, как минимум, в трёхмерном пространстве, необходимо рассмотреть его расширение внутри и за пределами плоскости (Р). Однако, многие похожие явления, как например, паттерны миграции или оледенения, можно хорошо представить в двухмерном виде (как на аэрофотоснимках).

На рисунке видно как криволинейные ПОТОКИ (S1-S9), выгибаясь или спирально закручиваясь проходят через Исходную точку (О) как клетки флоэмы (Флоэ́ма - то же, что и луб - проводящая ткань сосудистых растений, по которой происходит транспорт продуктов фотосинтеза к частям растения, где происходит их использование (подземные части, конусы нарастания) или накопление (зреющие семена, плоды). Вместе с ксилемой (древесиной), обеспечивающей транспорт воды и минеральных солей, образует проводящие пучки. Ксиле́ма, или древеси́на — основная водопроводящая ткань сосудистых растений; один из двух подтипов проводящей ткани растений, наряду с флоэмой — лубом.) (запасающие клетки) и ксилемы (сокопроводящие клетки) спиралью проходят через ось Х-Х’ или плоскость поверхности земли (Р), пересекаемую реальным деревом. Нелегко отразить то, что ксилема находится внутри ствола и на поверхности корней, а флоэма – наоборот. Поэтому в области плоскости (Р) эти ячейки ПЕРЕПЛЕТЕНЫ или пересекаются, по мере того, как они поступают или выходят из среды по спирали.

Этот обманчиво простой «огрызок яблока» или древовидная форма, дуги которого спиралью пронизывают плоскость (Р) это медленно вращающаяся воронка, подобная воронке торнадо или водоворота. Движение по поточным линиям идёт в двух направлениях. В деревьях сахара и продукты фотосинтеза движутся от кроны к кончикам корней, а вода и минеральные вещества от корней к кроне. Таким образом, на всех краях нашей модели происходит сбор и распределение веществ из различных сред. Дерево обменивается со средой веществами в обоих направлениях, происходит активный водный и газовый обмен между деревом и средой (М1, М2). Двухсторонний обмен естественен для растений, органов и природных форм.

Как известно, спил дерева, основа исследований дендрохронологии, открывает нам паттерн разрастания в ширину (каждый год происходит прирост древесины), похожий на мишень, по нему можно узнать о прошлых событиях, таких как засуха, сезонные изменения, состав атмосферы, пожар и ветер (Рисунок 4.1-F).

Винтовые пальмы (Pandanus) тропиков развивают воздушные приствольные спирали, очень похожие на лопасти турбинного вентилятора, в расположении семян в подсолнухе просматриваются две открытые спирали (закрученные в разных направлениях), что характерно для многих растений с мутовчатым расположением листьев и цветов. Сам ствол вызывает открытый расширяющийся во все стороны поток, проходящий через плоскость X-Y на границе между средами, с течением времени позволяя проходить большему количеству веществ. По мере развития события расширяется исходная точка разрыва поверхности между средами, и поток набирает большую силу, это также отражается в структуре стволовых колец, в точке прорастания (О).

 

 

4.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.063 с.)