Письмо Департамента налоговой И таможенно-тарифной политики минфина РФ от 11. 03. 2009 Г. № 03-04-06-01/54 «о налогообложении выплат при увольнении работников» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо Департамента налоговой И таможенно-тарифной политики минфина РФ от 11. 03. 2009 Г. № 03-04-06-01/54 «о налогообложении выплат при увольнении работников»



Вопрос: ООО просит Вас дать разъяснения по вопросу налогообложения выплат, производимых в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем массовом увольнении в связи с сокращением штата работников организации работники предупреждены персонально и под роспись за три месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ по обоюдному согласию сторон отдельные работники были уволены до истечения срока предупреждения с выплатой компенсации, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения трехмесячного срока предупреждения об увольнении.

Общество просит разъяснить, относятся ли указанные выплаты в полном объеме к компенсационным выплатам, которые в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Общество также просит разъяснить, правомерно ли включение указанных выплат в состав расходов на оплату труда, предусмотренных п. 9 ст. 255 НК РФ.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 15.12.2008 № 80/11-1625 по вопросу налогообложения выплат при увольнении работников и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

В частности, в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников организации увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Согласно статье 180 Трудового кодекса об увольнении по вышеуказанным основаниям работник должен быть предупрежден не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения вышеуказанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников.

Таким образом, выходное пособие и дополнительная компенсация, выплаченная работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, подпадают под действие пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

Таким образом, суммы выплат увольняемому работнику, установленные статьей 180 Трудового кодекса, учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

 

3.17. Письмо МНС РФ от 29.04.2004 г. № 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением"

Вопрос. Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса, обособленным подразделением организации признается территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Если организовано одно стационарное рабочее место, то можно ли его считать обособленным подразделением организации?

Ответ. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело ваше письмо от 09.04.2004 № 112 и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статья 1 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ определяют рабочее место как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Как следует из данного определения, оно распространяется на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта).

Согласно статье 83 Кодекса, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации.

В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.

Дополнительно сообщается, что в постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02 судом не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

 

Заместитель министра РФ по налогам и сборам Д.А.Чушкин

3.18. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12.05.2009 г. № 03-04-06-01/113 «О налогообложении сумм оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»

Вопрос: Согласно коллективному договору сотрудникам предприятия, расположенного в районах крайнего Севера, выплачивается компенсация расходов на оплату стоимости проезда работника и лиц, находящихся у него на иждевении, к месту использования отпуска и обратно как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Указанные выплаты уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 7 ст. 255 НК РФ.

По нашему мнению, оплата стоимости проезда сотрудникам независимо от места использования отпуска является компенсационной выплатой, предусмотренной законодательством (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Верно ли мы считаем, что компенсация, связанная с оплатой стоимости проезда работника и лиц, находящихся у него на иждевении, к месту использования отпуска и обратно, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, не облагается НДФЛ (ст. 217 НК РФ)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 29.12.2007 N 04/1592 по вопросу налогообложения сумм оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.

Таким образом, указанная статья Трудового кодекса Российской Федерации не содержит ограничений в отношении места проведения отпуска работником организации в целях оплаты организацией стоимости его проезда. Вне зависимости от места проведения отпуска работником (на территории Российской Федерации или за ее пределами), стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации, оплаченная организацией, освобождается от налогообложения на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса.

 

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

 

3.19. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 06.10.2009 г. № 03-03-06/1/648 «О налогообложения расходов, связанных с проведением предварительных медицинских осмотров кандидатов при поступлении на работу»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с проведением предварительных медицинских осмотров кандидатов при поступлении на работу, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда.

При этом указанные расходы должны соответствовать положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ, согласно которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Перечень).

Согласно пункту 4 Перечня к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) относятся работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Статья 212 ТК РФ определяет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, которые возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Учитывая изложенное, затраты на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований) работников, проводимых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. При этом затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

 

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

 

3.20. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17.06.2009 г. № 03-04-06-01/138 «О налогообложении сумм компенсационных выплат работникам за использование личных мобильных телефонов для проведения служебных переговоров»

Вопрос: Организация заключила договор с ОАО на услуги сотовой связи (телефонные номера закреплены по перечню за некоторыми сотрудниками организации) и ежемесячно оплачивает счета. При этом услуги связи имеют производственную направленность и относятся на расходы организации в полном объеме. Однако сами телефонные аппараты организацией не приобретаются, а фактически являются имуществом (собственностью) указанных в перечне сотрудников. Договоры аренды сотовых телефонов с сотрудниками нами не заключались.

Правильно ли мы понимаем, что если в трудовых договорах с сотрудниками будет указана компенсация за использование личного имущества этого сотрудника (сотового телефона) в интересах организации, то указанные выплаты будут рассматриваться нами как соответствующие ст. 188 ТК РФ. Поэтому с указанных выплат на основании п. 3 ст. 217 НК РФ у организации не возникнет обязанности удержания НДФЛ и обязанности исчисления ЕСН на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 26.03.2009 N 58 по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм компенсационных выплат за использование сотрудниками организации мобильных телефонов, являющихся их личным имуществом, для проведения служебных переговоров и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса определено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, денежная компенсация за использование в служебных целях мобильного телефона, принадлежащего сотруднику, не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в размерах, установленных организацией.

При этом размер данной компенсации должен иметь экономическое обоснование и исходить из документально подтвержденных стоимости мобильного телефона и времени телефонных разговоров по служебным и личным целям. Также организация должна располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество.

 

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

 

3.21. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29.10.2009 г. № 03-03-06/1/702 «О налогообложении доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором»

 

Вопрос: ООО просит Вас рассмотреть вопрос, связанный с налогообложением организации налогом на прибыль организаций.

В условиях финансового кризиса в организациях и на предприятиях многие работодатели активно применяют совмещение профессий (должностей) и выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности) путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работы, а также исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

При этом вся дополнительная работа выполняется работниками в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, в соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Это является основным отличием от работы по совместительству (статья 60.1 ТК РФ), когда другая регулярная оплачиваемая работа выполняется в свободное от основной работы время на условиях другого трудового договора.

Глава 44 ТК РФ регулирует особенности работы исключительно по совместительству и, соответственно, в отношении работы по совмещению применению не подлежит в полном объеме. Так, например, в соответствии со ст. 284 ТК РФ "продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день". В нашем же случае формулировка "в течение установленной продолжительности рабочего дня" говорит сама за себя. При пятидневной 40-часовой рабочей неделе это составляет 8 (восемь) часов в день.

То же самое относится к отличиям совмещения от совместительства в оплате труда. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, регулируется ст. 285 ТК РФ и с учетом требований ст. 284 ТК РФ не может превышать 50% от оклада по занимаемой должности. В то время как оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется статьей 151 ТК РФ. Размер доплаты при этом устанавливается исключительно по соглашению сторон трудового договора, к которым относятся только Работник и Работодатель. Содержание и (или) объем дополнительной работы устанавливаются Работодателем по согласованию с Работником и находятся в его компетенции. При этом все ссылки на то, что дополнительная работа не может осуществляться в том же объеме, как и по занимаемой должности, поскольку осуществляется наряду с этой работой в течение рабочего дня, беспочвенны.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).

Таким образом, размер дополнительной оплаты за совмещение не может ограничиваться 50% от оклада по занимаемой должности. Мало того, учитывая изложенное выше, он вообще не должен быть в обязательном порядке привязанным к должностному окладу.

В соответствии со ст. 255 НК РФ дополнительная оплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, относится к расходам на оплату труда и должна признаваться налоговыми органами как обоснованные затраты. Следовательно, в сочетании со ст. 252 НК РФ, а также ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ указанные расходы должны уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль организации в полном объеме независимо от размера доплаты.

В связи с изложенным, просим Вас дать разъяснения по вопросу учета для целей налогообложения прибыли заработной платы работника, выполняющего дополнительную работу в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, по дополнительному соглашению к данному трудовому договору, исходя из размера доплаты, превышающего 50% должностного оклада.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).

Таким образом, трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Учитывая изложенное, согласно положениям статьи 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

 

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.130 (0.051 с.)