Наблюдение. Дизайн через развитие за счет внимательного изучения местности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение. Дизайн через развитие за счет внимательного изучения местности.



 

В отличие от предыдущего, аналитического, метода этот способ разработки дизайнерского плана исходит из собствеено местности и прилегающих к ней территорий. Недолгая практика в изучении поля деятельности применительно к дизайну убедит вас в том, что никакие схемы, книги, компьютерные данные или удаленный анализ не смогут заменить реального изучения местности в плане своей значимости и надежности.

Наблюдение не поддается контролю, и потому считается индивидуалистичным и ненаучным. Процессы и результаты в том виде, в каком они проявляются в условиях реальной местности,никогда не будут раскрыты при помощи лишь схем и точных данных. И все же на базе наблюдений за процессами и результатами (как, например, ливневой дождь и последующее наводнение), можно выделить стратегию "наименьшего изменения", тем самым экономя энергию и время. Ни один статичный метод не сможет полностью раскрыть динамику процессов и взаимодействий.

Верными спутниками наблюдателя всегда остаются камера и блокнот, которые помогут в случае необходимости заново изучить информацию. Можно удерживать события благодаря хорошей памяти, но для изучения процессов полезно иметь видеозапись.

Как мы поступим дальше? По мере наступления проблемы, можно использовать либо один из приведенных подходов, либо все их сразу.

· По-детски неизбирательный подход, когда фраза "А почему бы не..." может предшествовать реальному исследованию;

· Тематический подход, при котором рассматриваются такие объекты, как водные ресурсы, потенциальные источники энергии или условия для природного восстановления.

· Механический подход, когда, используя по мере необходимости оборудование, мы измеряем температурные отклонения, поведение ветра и реакцию деревьев.

· Эмпирический подход, когда в качестве инструментов используются все наши чувства, и восприятие пытается охватить конкретные детали, ощущения и общую обстановку в условиях местности.

 

Рис. 3.5

План системы на рис. 3.3, перестроенной с учетом взаимодействия компонентов

Chicken "tractor" Куры обрабатывают землю   Forages and main crop Фураж и основной урожай   Orchard and forages (chicken, sheep, bees seasonally) Фруктовый сад и фураж (в зависимости от сезона - куры, овцы, пчелы)   Orchard and chicken Фруктовый сад и куры   Forages plus beneficial interplantings Фураж с примесью дополнительных насаждений   Chickens Курятник   New solar house Новаторский солярный дом   Shopfront business "Earth Bank" Передовой бизнесс "Банк земли"   Shed Сарай   Double-fenced forage house Кормовая теплица с двойной оградой   Tree Деревья   Crops for animal Корм для животных   Pond Пруд   Duck Утки   Forages and vegetables Фураж и овощи   Vegetable garden Овощной огород   Roadside sales Придорожная торговля

 

При разработке дизайнерской стратегии возможна такая последовательность шагов:

1. Избегайте интерпретаций и оценок, только фиксируйте свои наблюдения, измерения, опыты. Например: "кроты набросали земляные кучи на поле". На этой стадии не стройте домыслов и предположений (для этого потребуется сила воли, но в результате вы получите список первичных данных).

2. В дальнейшем отделите наиболее интересные для вас наблюдения и под каждым из них обозначте перечень догадок об их возможном значении. Например, в случае с кротами возможна такая картина:

· В поле кротовины более заметны, но их можно найти и в других местах;

· Или же они только в полях образуются;

· Это поле может быть особо привлекательным для кротов...

И так далее. На базе одного наблюдения можно выстроить целый ряд предположений. Предположения - это своего рода гипотезы, те догадки, для которых можно добыть еще больше информации. Для дальнейшего изучения этих догадок наблюдатель уже имеет несколько стратегий.

3. Подтвердите или опровергните предположения одним из предложенных способов:

· Найдите литературные источники о кротах или родственных им видах (например, о сусликах)

· Распросите других фермеров о кротах и свойственном им поведении в поле

· Проведите дополнительные наблюдения касательно конкретной ТЕМЫ, чтобы проверить свои догадки

· Вспомните все, что вам известно о поведении кротов и родственных им видов при иных обстоятельствах и в иных областях

Этот процесс помжет вам увеличить ваши познания об общих и конкретных особенностях местности, и постепенно выведет вас на следующую ступень:

4. Проверка всей собранной информации.

Удалось ли вам схематизировать ващи ействия, развить некие их модели? Какие еще создания роют норы в полях? Они - враги кротов, или их добыча, или мирно с ними сосуществуют?

И вот, последний, решительный ход:

5. Как извлечь пользу из всей собранной информации? Какую стратегию предполагает каждый пункт? Допустим, у нас имеется достаточное количество сведений о полях и землекопах,мы можем оценивать кротов (если это кроты) в качестве разрыхлителя почвы, обеспечивающего площадь для посева, и нас это может вдохновить - или наоборот. Можно выделить местность, где кроты приносят выгоду, или же, напротив, могут не приниматься в расчет. Быть может, лучще всего позволить им остаться естественным компонентом системы. Контроль популяции кротов может быть не менее полезен, чем сбор информации о подготовке кротов для употребления в пищу.

По мере продвижения на стадии наблюдения и поисков мы постепенно поймем, каким образом кроты связаны с разрыхленной почвой, полями, лугами, огородами, пастбищами, фильтрацией воды и, возможно даже, с поставкой почвы. Из первичных наблюдений можно извлечь с десяток полезных стратегий - уже тогда местность начнет самоустраиваться. Для проверки возникающих гипотез вы можете в разумных пределах проводить испытания.

Осторожные исследования или дальнейшие наблюдения способны со временем подтвердить выгоду (или невыгодность) участия кротов в целой системе или в отдельных ее частях. Потребуется собрать немало актуальной информации, которая в дальнейшем может пригодиться на другой местности, при схожих показателях. Например, изучение земляных червей смогло развится настолько, что внутренняя взаимосвязь системы стала очевидна.

Ни один метод не способен принести столько пользы, сколько ее приносит метод наблюдения, но наблюдение, равно как и способы его осуществления, должно практиковаться и развиваться, в то время как аналитика не нуждается в непосредственной практике и не требует столь тщательных исследований на местности в придачу к первоначальным знаниям. Однако с позиции наблюдателя вы можете разглядеть уникальные и эффективные стратегии, проявив себя инноватором.

Методы и стратегии ведения хозяйства, приобретенные благодаря наблюдениям, опыту или экспериментам, являются первостепенным орудием дальновидных старожилов. Можно выстроить цепь надежных стратегий, большинство которых применимы и к другим участкам. Таким образом, сама природа стала нашим учителем. В этом ее величайшая ценность, и со временем природа даст нам ответы на все вопросы.

Итак, окончательным итогом систематизированной стратегии должно стать развитие стратегий в области прикладного дизайна. Еще одним полезным результатом будет приобретенное на собственном опыте знание о повсеместной внутренней взаимозависимости всех систем.

 

3.4. Уроки самой природы.

Дизайн через совокупность логических выводов.

Импульсом, который сподвиг Масаобу Фукуока на путь его замечательного погружения в натуральное хозяйство, стали здоровые рисовые побеги, растущие и дающие плоды на запущенной обочине дороги. А если рис естественным образом справляется с условиями, то зачем нам изнурять себя обработкой почвы? Со временем у себя на ферме он создал высокопродуктивную рисовую плантацию, не требующую ухода, удобрения, биодобавок или машинной обработки.

При помощи восприятия (включая чувствительность кожи к переменам давления, ветра, температуры воздуха), а так же организованной, схематизированной и отмерянной информации можно обнаружить немало сведений о природных процессах в изучаемом нами регионе. А для того, чтобы наши наблюдения приносили пользу, необходимо учитывать следующие пункты:

СТРУКТУРА. В наших силах воссозать структуру природной системы. При наличии в природной системе региона пальм, виноградных лоз, высоких вечнозеленых деревьев или "каемки" из многолетнего травяного покрова, необходимых луковиц, клубней, а так же богатой птичей фауны, мы можем на месте воссоздать или реконструировать нужную нам природную систему, используя местные породы, птичий корм или подпорки для винограда.

Плюс к этому мы можем добавить деревья, луковицы и дичь, которые приносят пользу в наших краях (кроме тех, которые обеспечивают пропитание, рукоделие, медобслуживание и топливо).

Изучив природное расположение бобовых деревьев или защитной лесополосы в природных системах, мы успешно воссоздадим их в системах искусственных. Мы сможем выправить местные породы, доставляя нездешние, экзотические виды, подходящие для участия в системе более, чем местные, обессилевшие или деградировавшие представители флоры и фауны. Можно не сомневаться, и осторожно отбирать виды более широкого порядка для использования в хозяйстве, не ограничиваясь природной подборкой.

ПРОЦЕСС. Вне зависимости от структуры природной системы, в первую очередь следует изучить ее процессы. Куда уходит вода? Каким образом она впитывается? Почему на отдельных участках в пустыне могут расти деревья? Можем ли мы организовывать и применять анные процессы для собственной пользы? Некоторые из перечисленных процессов поддерживаются за счет животных, ветра, воды, огня или занявших опустевший ареал растений. Как станет развиваться растение или дерево в условиях данного региона? Поскольку любой дизайн - это непрерывный процесс, мы должны в первую очередь работать над созданием полезной, саморегулируемой системы.

Вот несколько примеров:

· На озере Килан (США, Вашингтон) каштаны самостоятельно прорастают из семян, перекатываясь по склонам долины скачкообразным потоком. Подобные системы самопродвижения действуют для тропических пальм, Aleurites на Гавайскихостровах и для спаржи вдоль песчаных ирригационных каналов. Получается, что мы избавляем себя от лишней работы, разбивая плантации у истоков и позволяя им самостоятельно развиваться вдоль берегов безопасным для местности образом, - используем такие водяные виды растений, как ива, российская маслина, и многие другие, в том числе таро в затопленных низинах.

· Птицы распространяют фураж вроде бузины, Coprosma, Lycium, осенней оливы, семена растений или деревьев, первопроходцев вроде семян Chenopodium. Если мы посадим некоторые из этих растений и подпустим к ним фазанов и голубей, птицы поспособствуют дальнейшей рассаде. То же самое касается лисиц и собак, медведи полезны для небольших фруктовых сортов, а рогатый скот справится с твердыми семенами - такими, как гледичия трехколючковая. Те животные, которые роют землю и собирают запасы (например, суслики), переносят луковицы и клубни в область прерий, а сойка, белки, клушицы способствуют рассаде дубов, перенося желуди.

Если мы видим на сенокосных угодьях таких "первопроходцев", как сосна, табачный куст или акация, которые птицы используют как насесты, и явные изменения почвы, сформированные зарослями и подлеском, значит эту же технику, как и в случае с родственными видами животных, можно использовать при освоении леса как источника пищи, избирая при этом те виды, которые приносят наиболее явную пользу. Многие местные жители так и поступают, пополняя разрозненный лес за счет деревьев - "первопроходцев", используя термитовые насыпи, составное удобрение и т.д. Наша задача - обеспечить птицам "насест", чтобы они распространяли семена в новые регионы, и таким образом воссоздать растительный участок на деградирующей земле, центром которого и станут природные насесты.

· Мы можем создать гнездовые дупла - и поселившиеся в них совы станут истреблять грызунов, городские ласточки - москитов, дятлы - вредителей с диких яблонь. Многие садовые растения дают насекомым-вредителям кров, пищу и тепло в пределах наших садов; так небольшие пруды заселены лягушками, а груды камней - ящерицами. Если мы ставим своей целью защиту сада от вредителей, мы должны предоставить условия защитникам. Кое-кто из этих природных санитаров дает ощутимый эффект (дятел в одиночку ликвидирует 40-60 % существующих вредителей).

· В ограничении буйной растительности и сорных трав поможет всего лишь взгляд на природу. Для каждого вида природой предусмотрены преемственность и ограничения, и мы, изучив природную закономерность, можем использовать преемственность для устранения или ограничения мешающих нам видов. Многие мягкие лозы укрывают колючие кустарники. Они удерживают кустарники в тени, а их подгнившие семена могут использоваться как мульча.

На островах Кикуйу сорную траву блокируют при помощи низких изгородей из лемонграсса, маранты или настурции. Эти растения - в совокупности или каждое в отдельности, - могут использоваться при ограждении тропических садов или высаживаться вокруг молодых фруктовых деревьев. Буйные заросли, такие как Lantana, можно укрыть лозами, например, чайота (Sechium edulis), которые в дальнейшем заменят пальмовые или бобовые деревья, посаженные на расчищенных и укатанных дорожках. Там, где буйная растительность заслоняет деревья, мы переместим их в защитную зону "мягких" ограждающих растений, таких как настурция или любой другой вид, "забивающий" траву - то есть, наш мульчированный сад оказывается опоясанным такими растениями.

 

Посмотрев вокруг, можно увидеть много таких ботанических уроков. Присмотритесь внимательно, и методология природы станет ясна. Это и есть дизайн по аналогии: мы берем на пробу аналогичные или родственные виды. Если вокруг кроличьих загонов растет чертополох, то, вероятно, нарушив почвенный слой, добавив туда урину с пометом и засеяв семенами, мы сможем вырастить артишоки (у меня это получилось!). Или можно загнать коз и овец в нужное место, затем выпустить их, а землю засеять. Именно таким образом возникла идея использования кур и свиней в качестве "тракторов" для уничтожения стойких сорняков вроде Convolvulus или луковых зарослей перед засевом новой партии полезных растений. Можно так же использовать ограждения и ямы для сбора нанесенного ветром мусора (сухих листьев, кроличьего и овечьего помета, водорослей) для использования в саду. И так далее.

Все эти стратегии выводятся из наблюдений за природными процессами, и разумный дизайнер может с их помощью уменьшить силовые затраты - или, как в данном случае, энергетические вложения.

 

ЛАНДШАФТ. Канавы, горные хребты, природная тень, стены многоэтажек и открытые солнцу площадки предоставляют различные возможности - как скорость и уровень водных потоков и водопадов образуют конкретные ниши. Найти применение можно любой особенности данной местности, будь то хранилище или сушильня для продуктов, энергетический ресурс или площадь для особых растений или животных. Мы сами с течением времени создаем такие возможности, высаживая рощи, строя дома, выкапывая пещеры. За счет создания микроклимата повышаются природное разнообразие и богатство. Каждый участок леса привлекает к себе новые виды, тенистые места спасают от жары, а каждый камень собирает влагу и тень. Мы можем спланировать подобное развитие и производить рассаду с учетом всех преимуществ, учитывая данные, полученные путем тщательного анализа природных систем.

ФИЛОСОФИЯ. Жизнь - это не существование в стабильной экосистеме. Праздную позицию созерцателя мы занимаем только тогда, когда наблюдаем за улучшением системы, исходящим из верного дизайна. В период праздности мы можем собрать воедино все предания и навыки, которые пригодятся будущим поколениям. Созерцая, мы обретаем более чистый, всеобъемлющий, проницательный взгляд на процесс (Фукуока 3.4). Воплощение и управление природной или искусственно созданной системой неминуемо приводит к более открытому стилю жизни более удовлетворительной и наполненной, и появляется ощущение своего места в природе.

Не нужно быть выше природы, чтобы стать философом, но дизайнеру или садовнику превосходство над природой или обществом необходимо, и он в любом случае вырабатывает философию и этику природы. Хороший дизайнер всегда ищет пути к пониманию природы и видит удовольствие в самом процессе поиска. А это значит, что дизайн ведется по образу самой природы - вы получаете сведения, делаете заметки, подолгу задерживаетесь на одном месте, наблюдаете за движением ветра и ответной реакцией деревьев, погружаете ладони в почву, проверяя ее влажность (например, известно, что пучки травы удерживают больше влаги), и становитесь более чувствительным к окружающим вас процессам и пейзажу.

Мы учимся у самого мироздания, будь то его макрокосм или микрокосм, и такие уроки всегда будут наилучшими. Мир преподает нам тысячи уроков, и некоторые из них настолько очевидны, что остается только хвататься за голову, недоумевая, как можно было не заметить их раньше. Такая эмпирическая система - как в целом, так и при детальном рассмотрении, практически стерта системой учебных классов, стерильных игровых площадок, игрушками и дидактическим обучением. Природу необходимо сохранять уже ради ее способности накапливать информацию. Ничто не заменит нам такого прекрасного учителя и такую систему образования, которая не требует материальных затрат и лишена бюрократизма.

 

Priorities decided by ethics of use Предпочтения, определенные этической пользой   Stages of procedure by urgency, finance, skills, resorces available,, energy... Ступени развития в засисимости от необходимости, финансов, навыков,доступных ресурсов, энергетических затрат...   A deferred, unnecessary, impractical or unethical path Замедленный, ненужный, непрактичный либо неэтичный ход   Possible choices Возможные варианты   And so on to evolutions decided by experience, returns, benefits И так далее в сторону прогресса, определяемого опытом, выгодой, доходом   Practical or satisfactory results Полезные и удовлетворительные итоги   Distant goal Конечная цель   Рис. 3.6 Options and decisions Опции и решения

 

 

3.5. Опции и решения

Дизайн как подборка вариантов и направлений, основанных на принятых заключениях

 

Для конкретной местности с конкретными обитателями (клиентами) дизайн представляет собой последовательность решений, основанных на таких понятиях, как

· Выбор продуктов или урожая

· Варианты социальных вкладов (доступный либо искусственно созданный капитал)

· Навыки и виды деятельности (образование доступно)

· Развивающиеся возможности в рамках данной местности или вне ее

· Рыночная доступность, или конкретные рыночные опции

· Управленческие навыки

 

Так вот, любой дизайн в перспективе приносит выгоду, и опции его определяются в первую очередь поставленными задачами, образом жизни и ресурсами клиентов. Любой разумный дизайн учитывает стартовую позицию. Развивающийся дизайн дает начало пробам, дальнейшим набдюдениям и, как следствие, основанной на собранной информации деятельности.

Мне иногда кажется, что единственная реальная цель первоначального дизайна - это составление некоего плана действий, при котором исходная точка находится в сложных и запутанных обстоятельствах. Если это так, то в этом и заключается основная ценность дизайна, потому что единожды начав действовать, мы учимся преодолевать дальнейшие препятствия.

Те возможности, которые открыты для людей, начинаются с общего заключения (конечной цели), которая зачастую формируется с помощью этических рассуждений (например, "бережное отношение к земле"). Это может напрямую привести к следующему этапу возможных опций, среди которых предотвращение эрозии, минимальная обработка почвы и, возможно, озеленение степных холмов, рассчитаны на конкретную местность с опорой на этические законы.

Таким образом, уже запущенная опция определяет другие лпции, приоритеты и управленческие решения. В практическом отношении мы можем учитывать так же стоимость и по мере возможностей осуществлять кратко- или долгосрочный вклад. Это, в свою очереь, зависит от того, будем ли мы держаться в рамках частичных, нефермерских вкладов, или (преодолев препятствия) накопим пенсионное пособие и будем его придерживаться.

Схематически вариативность решений можно отобразить в виде древесных разветвлений. Некоторые опции непрактичны, могут не сочетаться с другими решениями и этическими задачами, а потому мы не можем себе их позволить (см. рис. 3.6). Следуя опциям, которые берут начало от наших решений или тех норм, которые диктуют нам ресурсы и местность, мы увидим бесконечное число путей. Сам по себе процесс неизбежен, он приводит к череде инновационных, практичных процессуальных путей; некоторые из них весьма многообещающие, а в совокупности они все подчиняются этическим, финансовым, культурным и почвенным требованиям, предъявляемым местностью или ее населением.

В качестве дополнения, не одна, не две, а несколько возможностей могут оставаться открытыми, и такая позиция представляется наиболее стабильной. В этом ненадежном миренам нужно как можно больше открытых дверей!

Возможности открыты при легком доступе к сведениям и закрыты при достижении конечной цели. Это сказывается на количестве и направленности дальнейших действий - следовательно, и всего дизайна. В большой степени такой подход покрывает экономические и юридические требования, которые не затрагивались процессуальным анализом или наблюдениями. Разумным было бы привести в исполнение ограниченное количество возможностей для пробы, во избежание стрессов и переработок, которые следуют из непомерных амбиций.

 

3.6. Схематизация данных

Дизайн, основанный на картах и схемах

 

На факультетах дизайна в современных колледжах студентов учат прилежно корпеть над картами, схемами карт и схемами схем. И такой подход нельзя сбрасывать со счетов. Однако, методологически этот подход самый дорогостоящий, заведомо наиболее запутанный из всех методов и отнимает больше времени. Как и система опций, он подразумевает некие обязательные размещения, а так же непростые компромисы, необязательные для предыдущих методов. Опасность заключается в том, что создатели схем принебрегают мелочами, и уж конечно на схемах невозможно отобразить процесс.

Слабое место картографии и статичного хранения данных в целом заключается в том, что некоторые аспекты просто невозможно отобразить на карте (этические, финансовые, культурные требования), и крайне трудно отметить на них важные для местности детали, обнаруженные при наблюдении или выведенные логическим методом вкладов и доходов. И все же качественная карта местности делает ландшафтный дизайн (а это всего лишь малая часть целого дизайна) более доступным и наглядным. Хорошая карта отображает многие разумные опции и гипотезы (место для запруды, возможности почвы/посевной площади), которые далее можно проверить в условиях реальной местности - доступность глины для строительства дамбы, наличие полезной растительности, угроза среде обитания и т.д.

Опасность исключительно аналитического или схематизированного подходов заключается в том, что сам факт их удаленности затрудняет гибкость действий, озадачивая непредвиденными расходами сил и финансов, избежать которых помогают эмпирические, гибкие "наблюдательные" и "оптические" системы. Обе они допускают гибкое реагировние на новые условия.

3.7

ПРОИЗВОЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ

ДИЗАЙН, ОСНОВАННЫЙ НА ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОИЗВОЛЬНЫХ КОМБИНАЦИЙ

Это другой аналитический метод, выработанный в ходе непосредственной работы на участке. Он представляет ценность при оценке потоков энергии, проходящих через систему, а также является источником идей. Поскольку он в принципе основан на случайных комбинациях, с помощью него можно открыть инновационные методы дизайна.

Процесс следующий: мы выбираем и составляем набор из дизайнерских компонентов, а вместе с ним набор стратегий размещения и связи. Если наши компоненты собраны в вокруг этих «связей», то мы можем соединять их произвольным образом, делать наброски результатов и смотреть чего мы достигли. Это освобождает нас от рациональных решений и подталкивает к рассмотрению необычных связей на предмет их ценности; наше традиционное образование, культурные ограничения и наши пользовательские привычки не дали бы даже возможности рассматривать эти связи. (Смотрите таблицу 3.2).

 

  Мельница Теплица   Загон для животных Шпалера Земляные валы Компостные кучи Растения Утки Ветроломы Дом   СВЯЗАНЫ С У ВОКРУГ НАД В НА ПОД СОДЕРЖИТ Забор   Ящик для хранения Двор или огороженная территория Погреб Канавы Валоканавы Пруды Курицы Рыба Сарай
ТАБЛИЦА 3.2 СЛУЧАЙНАЯ КОМБИНАЦИЯ

 

Спланировав простую схему, мы можем выбрать любой компонент и соединить его с другими компонентами и сделать наброски для дальнейшего изучения их практического использования и функций. Некоторые простые примеры:

· Теплица над домом

· Ящик для хранения в теплице

· Плот на пруду

· Теплица на плоту

· Дом у пруда

И использование нескольких связей: теплица, СОДЕРЖАЩАЯ компостную кучу, СВЯЗАННАЯ с домом, У пруда, с погребом находящимся ПОД ней, содержащая ящики с растущими ВНУТРИ них растениями.

Мы можем сделать эти наброски и посмотреть, чего мы достигнем с точки зрения сбережения энергии, уникальной компоновки, воздействия на микроклимат, увеличения прибытка, компактного дизайна или лёгкого доступа. Поскольку мы обычно не учитываем эти единицы в их взаимосвязях, эта простая дизайнерская стратегия даёт нам свободу сделать это и позволяет достигнуть новых результатов.

Отобразив (с помощью схемы) произвольные комбинации, мы можем подумать, что может произойти, если мы их реально выстроим или смоделируем. Плоты можно по-разному использовать в зависимости от времени года. Гроты прохладны и озёра внутри них практически защищены от испарений. Утки на плотах защищены от хищников. Теплицы на плотах будут согревать воду, аккумулировать тепло и создавать течения. Солнечные панели будут снаружи осветлять погреба и защищать от перегрева, а погреба под домами будут обеспечивать хранение продуктов и охлаждать или согревать воздух. Деревья затеняют дома и т.д.

Так, будучи защищёнными от насмешек и критики, мы можем испробовать различные нестандартные комбинации и связки компонентов (все из которых возможно где-то уже существуют) и постараться оценить, чего мы достигнем с точки зрения функционирования. Это, если хотите, работа в обратном направлении от комбинации к функционированию, к полезным результатам и к характеристикам системы. Ценность этого подхода заключается в том, что он даёт нам свободу создавать новые комбинации и оценивать их до испытаний.

Творческие решения могут также возникнуть при постоянном изучении проблемы и рассмотрении любых вариантов решений, включая ту важную стратегию ничего неделания! (Фукуока3,4)

 

ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Дайте проблеме самые разные формулировки, подойдите к ней с самых разных сторон и рассматривайте любые варианты решений. В ходе этого процесса можно найти простые решения.

 

Искусство мышления в обратном или противоположном направлении часто бывает очень эффективным при решении проблемы. Проще вынуть ось из колеса, чем снять колесо с оси, проще опустить горшок с виноградом на месяц вниз в тень, чем вырастить его заново. Если нам не удаётся переформулировать проблемы, то мы можем перевернуть их с ног на голову и утвердить обратное, так мы можем найти реальные решения, лежащие за пределами приобретённых знаний и ценностей.

 

3.8

СХЕМЫ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ

ДИЗАЙН РАБОЧИХ МЕСТ

В проектировании любого рабочего места специального назначения, начиная от кухни до питомника, предыдущие методы ограничивали нас в их использовании. Здесь мы прибегнем к другому методу – «схеме рабочего процесса». Мы представляем, как будет протекать процесс. На кухне мы движемся от шкафчиков для хранения, берём продукты, очищаем их, готовим, подаём на стол, собираем тарелки, выбрасываем пищевые отходы, и возвращаемся к шкафчикам.

Таким образом, процесс протекает по определённому пути. Лучшие кухни в форме дуги или компактной формы, где требуется наименьшее перемещение. Шкафчики для хранения находятся рядом с едой, тарелками, или там где используются кастрюли и сковородки. Часто используемые предметы находятся под рукой или на специальных полках. Массивные предметы, поверхности лавок или столы встраиваются для выполнения трудоёмких работ нарезки, нарубки, для крепления размалывающих устройств и мукомольных мельниц. Мы можем нанести этот план на земле и пройтись по рабочему пути, приготавливая воображаемую еду, отмерив пространство, которое будет занято под кухонный инвентарь и хранение картофеля, таким образом, создавая эффективное рабочее место. Мы также должны будем включить место для традиционных предметов и привести всё в соответствие с нашими культурными привычками.

Рекомендуется привлекать опытного работника для любого подобного дизайна, чтобы исследовать основные варианты дизайна или внести дополнения к дизайну, как мы поступаем при расстановке офисной мебели, которую можно выполнить, подстраиваясь под человека. Я видел великолепные фермерские сооружения, такие как загоны для стрижки овец и примыкающие к ним участки, спроектированные опытными работниками-дизайнерами после многих лет наблюдений. Некоторые люди специализируются на подобном дизайне школ, винодельных, полей для гольфа. Главным образом это рабочие места, которые требуют особого внимания. Большая часть остального пространства зданий используется в различных целях, которое является потенциально многофункциональным.

Технику схемы рабочих процессов можно применить и в планировании дорожно-траснпортной сети вокруг поселений, где принимаются и сортируются грузы, здесь графики и временно-пространственные перемещения являются неотъемлемой частью жизни общества.

 

3.9

АНАЛИЗ ЗОН И СЕКТОРОВ

ДИЗАЙН ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНОЙ СХЕМЫ

Анализ зон и секторов это изначально энергосберегающая схема для всего участка. Когда мы приступаем к непосредственному дизайну необходимо уделить особое внимание размещению компонентов относительно двух источников энергии на участке:

Первое, энергия доступная на участке: люди, машины, отходы, топливо семьи или общества. Для них мы создаём зоны пользования, пространственного и временного доступа.

Второе, энергия поступающая или проходящая через участок: ветер, вода, солнечный свет и огонь могут поступить на участок. Чтобы управлять этими энергиями, мы размещаем препятствующие компоненты в СЕКТОРА, где возникают эти энергии или откуда могут поступить. Мы также подразделяем сектора по открывающемуся нам виду, уголкам нетронутой природы и по температуре (например потоки воздуха). Далее мы продолжим рассмотрение схемы по частям:

 

ЗОНЫ

Мы можем визуализировать зоны в виде серии концентрических кругов, центральный круг это область, в которой мы чаще всего прибываем и более интенсивно используем. Зоны пользования являются основными при сохранении энергии и ресурсов на участке. Наши запасы времени или энергии не бесконечны, те предметы, которые мы используем наиболее часто или которые требуют много нашего внимания, должны находиться под рукой. Подобным образом мы планируем наши кухни, и мы можем спланировать наши жилые участки, максимально удобно приспособившись под естественные перемещения.

Нам не следует рассчитывать на то, что на любом реальном участке можно будет гладко применить эту базовую концептуальную схему, чаще всего её придётся подгонять под дорожные условия и такие характеристики участка как уклон, типы почв, преобладающие ветра, и параллельно решать возникающие технические проблемы, например строительство изогнутого забора в обществе, где фронтальные границы, материалы и даже образование «прямолинейные».

В зонировании поселение или дом представляет собой Зону 0 или точку, от которой мы начинаем работать. Энергия доступная в Зоне 0 это люди, животные, приведённые или воспроизведённые непосредственно на участке. Каковы бы ни были их источники, эти энергии можно рассматривать как доступные или местные энергии. Чтобы сохранить их и другие важные рабочие и временные ресурсы, нам необходимо разместить компоненты в следующем порядке:

 

Зона 0 (дом или поселение).

К этой зоне относится хороший дизайн дома, связанного с обыкновенной или сетчатой теплицей, интеграция живых компонентов таких как дерновая крыша, лианы, шпалеры, горшечные растения, сады на крыше и домашние животные. В некоторых климатических зонах многие из этих структур формируются из природных материалов окружающей среды (сооружения из бамбука и ротанга, плетня и штукатурки, тростника или покрытые землёй или дёрном).

 

Зона 1

Компоненты, которые требуют длительного наблюдения, частого посещения, трудовых вложений, сложных техник (полностью замульчированные и подвергаемые обрезке сады, куриные насесты, петрушка и пряные травы), следует размещать под рукой, иначе мы потратим много времени и энергии на их посещение. Где-то в 6 м от дома люди могут выращивать большую часть еды, необходимой для существования, при самых скромных вложениях. В этом домашнем саду находятся рассада, молодые деревья для высадки во внешние зоны, возможно «маточные растения» для черенкования, редкие и нежные виды растений, пряные травы, используемые в приготовлении пищи, спокойные домашние животные, такие как рыба, кролики, голуби. Ёмкости, в которых собирается дождевая вода, также размещаются здесь. Применяемые техники включают полное мульчирование, интенсивную обрезку деревьев, выращивание однолетников, дающих урожай один за другим, полное использование земли и компостирование пищевых отходов. Эту зону мы организуем так, чтобы природа обеспечивала наши потребности.

 

Зона 2

Это зона менее интенсивна по организации, здесь находятся частично-замульчированные фруктовые сады, грядки с основными культурами и пасутся домашние животные, чьи укрытия или сараи могут всё же примыкать к Зоне 1 или, как в некоторых культурах, примыкать прямо к дому. В этой зоне размещаются такие структуры как террасы, небольшие пруды, живые изгороди и шпалеры. Там где зимой все люди и животные вынуждены находится в закрытых помещениях, совмещённые жилые блоки являются нормой, но в областях с более мягким климатом, кормление и выпас происходит в Зоне 2. Здесь разбиваются сады малого ухода и с меньшей обрезкой деревьев. Вода может поступать по трубам из Зоны 3 или сохраняться за счёт специально подобранных видов растений.

 

Зона 3

Эта область – «фермерская» зона, где урожай и животные выращиваются в коммерческих целях для продажи или обмена. Здесь используются зелёные удобрения, привносится навоз из зоны 2 и поддерживается плодородие почвы. В этой зоне растут естественные или слегка обрезаемые деревья, находятся широкомасштабные фермерские системы, большие водохранилища, кормовые склады или сараи, полевые укрытия в виде зелёных изгородей или ветроломов, вода здесь поглощается почвой.

 

Зона 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.084 с.)