О душе раздел о растительной душе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О душе раздел о растительной душе



Когда элементы смешаны более соразмерно, то есть более уравновешенно, чем в упомянутых телах4, из них благодаря силам небесных тел возникают и дру­гие виды сущего, и в первую очередь растения. Одни растения вырастают из семени и выделяют некое те­ло, с тем чтобы оно служило субстратом для силы раз­множения, а другие растут, возникая самопроизволь­но, без семени. Поскольку растения питаются сами, они имеют питательную силу, а поскольку они растут сами, у них имеется сила роста. Далее, поскольку не­которым растениям свойственно порождать себе подоб­ное и быть порождением себе подобного, они имеют силу размножения. Сила размножения не тождествен­на питательной силе, так как, например, у неспелых фруктов есть питательная сила, но нет силы размноже­ния. Равным образом у них есть сила роста, но нет силы размножения. Точно так же и питательная сила не тождественна силе роста — действительно, разве ты не видишь, что состарившиеся животные имеют питательную силу, но не имеют силы роста?

Питательная сила, питая, возмещает то, что уже разложилось. Сила роста увеличивает субстанцию главных органов в длину, вширь и вглубь, при этом не как придется, а так, чтобы они достигли предела роста. Сила же размножения придает материи _форму определенной вещи; она отделяет от данного тела та­кую часть, в которой находится приобретенная у него сила и которая совершает свои действия, когда суще-, ствуют материя и место, готовые принять ее действие. Из вышеизложенного ясно, что все действия растений, животных и людей совершаются благодаря определен­ным силам, возвышающимся не только над действия­ми, совершающимися в [неорганических] телах, но и над природой самой смеси [элементов].

После растений идут животные. Последние возни­кают из сочетания элементов, смесь которых намного уравновешеннее, чем две предыдущие5, и поэтому оказывается готовой принять животную душу, посколь-


ку она уже миновала ступень растительной души. И чем более она уравновешенна, тем больше становится ее способность принять другую силу души, более утон­ченную, чем предыдущая.

Душа есть как бы единый род, который может быть некоторым образом разделен на три части. Первую часть составляет растительная душа; она — первое за­вершение естественного органического тела в той мере, в какой оно размножается, растет и питается. Пища же есть тело, коему свойственно уподобляться природе того тела, для которого оно служит пищей, прибавляя к нему или столько же, сколько в нем разлагается, или больше того, или меньше того. Вторую часть состав­ляет животная душа; она — первое завершение есте­ственного органического тела в той мере, в какой оно воспринимает единичное и совершает произвольные движения. Третью часть составляет человеческая ду­ша; она — первое завершение естественного органиче­ского тела в той мере, в какой оно совершает действия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и по­скольку воспринимает всеобщее.

У растительной души три силы: во-первых, пита­тельная сила, которая изменяет некоторое тело, отлич­ное от тела, в коем она пребывает, так, что оно стано­вится подобным телу, в котором она находится, воз­мещая то, что уже разложилось; во-вторых, сила роста, которая увеличивает каждый участок тела, в коем она находится, пропорционально его размерам по длине, ширине и глубине так, что она доводит его до завершения роста; в-третьих, сила размножения, которая берет от тела, в коем она находится, некото­рую часть, потенциально подобную ему, и производит в ней с помощью других, подобных ему тел такие дей­ствия созидания и смешения, благодаря которым она становится актуально подобной самому телу.

Раздел о животной душе

У животной души при первом делении оказывают­ся две силы: двигательная и воспринимающая. Двига­тельная сила подразделяется на два вида: она является


двигательной или как начало, побуждающее к движе­нию, или как действующее начало. Двигательная сила как побуждающее начало есть вожделеющая сила. Когда искомая или избегаемая форма запечатлевается в воображении, о коем мы еще много будем говорить позже, она побуждает эту силу к движению. Вожде­леющая сила делится на силу, называемую силой страсти, — она побуждает к такому движению, посред­ством которого она заставляет тело в поисках удоволь­ствия приближаться к вещам, представляющимся не­обходимыми или полезными, — и на силу, называемую силой гнева, — она побуждает тело к такому движе­нию, посредством которого она заставляет его отвер­гать вещи вредные и тлетворные для их поборенья. Что же касается двигательной силы как действова­теля, то это такая возникающая в нервах и мускулах сила, коей свойственно вызывать сокращение мышц, притягивать в направлении к началу6 сухожилия и связки, соединенные с членами, расслаблять их или же растягивать в длину, располагая их в направлении, противоположном к началу.

Что касается воспринимающей силы, то она делит­ся на силу, воспринимающую извне, и силу, воспри­нимающую изнутри.

Сила, воспринимающая извне, — это пять или во­семь чувств, а именно следующие.

Зрение — это расположенная в полом нерве сила, которая воспринимает запечатлевающуюся в льдооб-разной влаге7 форму тела, имеющего цвет, передавае­мый через актуально прозрачные тела к поверхностям гладких тел.

Слух — это сила, расположенная в нерве, который рассеян по поверхности слухового канала; эта сила воспринимает такую форму, которая передается через колебания воздуха, сильно сжатого между ударяющим телом и телом, испытывающим удар и сопротивляю­щимся этому, отчего возникает звук. Колебание это доходит до заключенного в слуховом канале застояло­го воздуха и приводит его в такое же колебательное движение; волны этого движения приходят в сопри­косновение с нервом, и тогда мы слышим звук.


Обоняние — это сила, которая расположена в двух соскообразных отростках передней части мозга и вос­принимает передаваемый ему втягиваемым в нос воз­духом запах, имеющийся в примешанном к воздуху пару, или запах, запечатленный в воздухе благодаря изменению последнего под воздействием того или ино­го пахучего тела.

Вкус — это сила, расположенная в нерве, который стелится по языку; эта сила воспринимает растворяю­щийся вкус тел, который соприкасается с языком и примешивается к приятной жидкости, содержащей в себе преобразующую смесь.

Осязание — это расположенная в нервах кожи и мускулов всего тела сила, которая воспринимает все то, что соприкасается с телом, и оказывает на него воздействие благодаря противоположностям, преобра­зующим смесь или состав. По мнению некоторых, эта сила есть не последний вид, а скорее род для четырех сил, рассеянных по коже всего тела. Одна из этих сил различает противоположность теплого и холодного, вторая — противоположность влажного и сухого, тре­тья — противоположность твердого и мягкого, четвер­тая — противоположность шероховатого и гладкого. Только то обстоятельство, что они собраны в одном органе, внушает мысль о единстве их сущности...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.005 с.)