Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Политическое сознание и культура

Поиск

1. Политическое сознание.

2. Технологии манипулирования политическим сознанием.

3. Политическая социализация.

4. Политическая культура.

 

Основные понятия: политическая культура (патриархальная, подданническая, активистская), политическая психология, политическая социализация, политическое сознание, контркультура, субкультура.

Темы докладов:

1. Политический экстремизм как угроза стабильности общества.

2. Правовое политическое сознание.

3. Национальные модели политической культуры (сравнительный анализ).

4. Механизм вовлечения гражданина в политическую жизнь общества.

5. Политическая культура в России.

 

Список литературы:

1. Алмонд, Г.А. Гражданская культура и стабильность демократии / Г.А. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – №4.

2. Зверев, А.Л. Политическая психология / А.Л. Зверев. – М.: РГГУ, 2010. – 89 с.

3. Орлов, И.Б. Политическая культура России ХХ века: учебное пособие / И.Б. Орлов. – М.: Аспект пресс, 2008. – 223 с.

4. Умарова, А.А. Особенности современного состояния молодежной политической культуры в России / А.А. Умарова // Новые технологии. – 2011. – №1.

5. Фомин, О.Н. Патриотизм в политической культуре современной России / О.Н. Фомин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. –2013. – №1.

 

 


Тема 9. Политические идеологии

 

1. Политическая идеология: понятие, функции.

2. Основные мировые политические идеологии (либерализм, консерватизм, национализм, социализм, коммунизм).

Основные понятия: анархизм, идеология, коммунизм, консерватизм, либерализм, национализм, популизм, социализм, шовинизм.

Темы докладов:

1. Неоконсерватизм.

2. Неолиберализм.

3. Евразийство как идеология (вчера и сегодня).

4. Идеологический спектр в России.

Список литературы:

1. Гаджиев, К. Политическая идеология: кризис или возрождение? / К. Гаджиев // Свободная мысль. – 2013. – №1.

2. Сирота, Н.М. Идеологии и идеологические течения. Классическое наследие и современность / Н.М. Сирота. – М.: Знание, 2009. – 192 с.

3. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука / С.Г. Кара-
Мурза. – М. Алгоритм, 2002. – 256 с.

4. Лебедев, С.В. Политические идеологии: монография / С.В. Лебедев, Г.Н. Лебедева. – СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 103 с.

5. Малахов, В.С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки / В.С. Малахов. – М.: Ун-т Кн. дом, 2010. – 316 с.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Религиозный фактор в политике.

2. Аграрная политика и продовольственная безопасность в современной России и Удмуртии.

3. Неоконсерватизм и неолиберализм: теория и практика

4. Экспансия западной демократии.

5. Технологии формирования политического лидерства.

6. Особенности взаимодействия ветвей и уровней власти в России.

7. Женщины у власти. Особенности и специфика правления.

8. Государственный суверенитет – реальность для всех стран или привилегия меньшинства?

9. Современные российские партии о внутренней и внешней политике России.

 

ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

 

1. Политическая мысль Западной Европы и России: общее и особенное.

2. Сравнительный анализ аграрной политики в России и других странах (на выбор).

3. Сравнительный анализ политической и других видов власти.

4. Сравнительная характеристика форм правления.

5. Сравнительная характеристика типов государственного устройства.

6. Сравнительный анализ современных партийных лидеров.

7. Современные политические лидеры (сравнительный анализ).

8. Сравнительный анализ мировых идеологий.

9. Сравнительный анализ типов политической культуры.

 

ТЕМЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА

 

1. Проблема человека как «существа политического» в спектре политических учений.

2. Концепция «русской идеи».

3. Идеи социализма России в XIX – начале XX века.

4. Российский консерватизм в XIX – начале XX века.

5. Евразийские идеи в России в XIX–XX вв.

 


ТЕМЫ ЭССЕ

1. Роль политики в общественном развитии.

2. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

3. «Для достижения политической цели любые средства хороши»

4. «Моя политическая социализация».

5. Что значит быть лидером?

6. Как стать настоящим политическим лидером?

7. Российская демократия в конце XX – начале XXI века.

8. «Я хочу жить в демократической стране…».

9. «Зачем мне надо читать политическую литературу?».

10. «Если бы я был представителем власти…».

11. «Государство – это я».

12. «Моя роль в строительстве гражданского общества в России»

13. «Что я могу сделать для построения правового государства в России».

 


РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

1. Сравните политические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический).

2. Какие цели определены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной 12 февраля 2013 г., и как они реализуются в настоящий момент?

3. Проследите законодательные изменения в аграрной политике и природопользовании в России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области аграрной политики и природопользования обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 1

1. Выделите типологию легитимности политической власти и приведите примеры легитимации по каждому из типов.

2. Назовите изменения в системе выборов в Российской Федерации, произошедшие за последние 10 лет. Опишите избирательную систему России в настоящий момент.

3. Проследите законодательные изменения в сфере науки, наукоемких технологий и инноваций в России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области науки и инноваций обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 2.

1. Каково соотношение полномочий федерального центра и субъектов федерации в России?

2. Сравните аграрную политику в России с аграрной политикой в других странах (по направлениям, методам, эффективности).

3. Проследите законодательные изменения в трудовых отношениях и социальном обеспечении населения России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области труда, занятости и социального обеспечения обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

Вариант 3

1. Политическое устройство стран мира (любых трех по выбору): а) организация законодательной, исполнительной и судебной власти; б) статус главы государства; в) административно-территориальное устройство страны.

2. Для чего необходимо изучать политологию студентам, получающим высшее образование?

3. Проследите законодательные изменения в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства России и за последний год и опишите их. Какие инициативы в области энергетики и ЖКХ обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 4

1. Охарактеризуйте политическую систему Российской Федерации.

2. В чем проявляется влияние религии на политику в современном мире? Назовите самые известные примеры

3. Проследите законодательные изменения в сфере образования России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области образования обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 5

1. Соотношение правового и социального государства.

2. Что такое манипуляция общественным сознанием, и какие технологии манипулирования сознанием в современной политике применяются?

3. Проследите законодательные изменения в области промышленности и предпринимательства России за последний год и опишите их. Какие инициативы для промышленного подъема и предпринимательской активности обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 6

1. Плюсы и минусы демократии.

2. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся структуре мира. Что нужно сделать для улучшения позиций Российской Федерации на мировой арене?

3. Проследите законодательные изменения в налоговой и бюджетной сфере России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области налогов и бюджета обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 7

1. Дайте характеристику аграрных программ российских парламентских партий

2. Сравните Мюнхенскую (2007) и Валдайскую (2014) речи В.В. Путина. Как они были восприняты в других странах?

3. Проследите законодательные изменения в системе здравоохранения России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области здравоохранения обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

Вариант 8

1. Какова роль политики в общественной жизни? Покажите эту роль на конкретных примерах

2. Сравните в табличной форме такие политические идеологии как либерализм, консерватизм, национализм и коммунизм по следующим параметрам: идейные истоки, идеал общественного устройства, методы достижения цели, высшие ценности, отношение к государству, к личности, к собственности, к общественному развитию. Каких идеологий придерживаются крупнейшие политические партии России?

3. Проследите законодательные изменения в области обороны и безопасности России за последний год и опишите их. Какие инициативы для укрепления обороноспособности и безопасности России обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 9

1. Сравнительный анализ лидеров современных парламентских партий России (по таким критериям как политические взгляды, политическая карьера, стиль руководства, участие в избирательных кампаниях, политический имидж и т.д.).

2. Опишите порядок формирования (избрания) органов государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ). Какие требования существуют для занятия должности Президента РФ, депутата Государственной думы РФ, члена Совета Федерации?

3. Проследите законодательные изменения в области поддержки российской семьи и молодежи за последний год и опишите их. Какие инициативы в семейной и молодежной политике обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студенты заочной формы обучения бóльшую часть учебного материала по политологии изучают самостоятельно. Это определяется как спецификой заочной формы обучения, так и тем, что процесс обучения в вузе все больше включает в себя самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студентов. Научиться работать самостоятельно – это не только активно, творчески подходить к изучению какой-либо проблемы, разбираться в актуальных вопросах науки, но и приобрести навыки постоянного, систематического пополнения и обновления своих знаний в практической деятельности.

Поскольку изучение дисциплины «Политология» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно, главное место отводится такой форме учебного процесса как контрольная работа. Она представляет собой самостоятельные и законченные ответы на задания одного из десяти представленных вариантов. Студент выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Каждый вариант включает четыре задания. Все они разбиты по определенному принципу.

Два первых задания имеют в основном теоретический характер. Ответы на них следует искать в учебниках, учебных пособиях, научных работах (рекомендуемый список литературы и Интернет-ресурсов приводится после вопросов к зачету).

3-е и 4-е задания имеют практическую направленность Выполнение 3-го задания нужно начинать с просмотра сайта соответствующего комитета Государственной думы РФ и/или Совета Федерации РФ, где имеется вся требуемая информация. Затем стоит зайти на сайт соответствующего министерства. Например, если требуется проследить законодательные изменения или готовящиеся законопроекты в области аграрной политики в России, можно найти информацию как на сайте комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, так и на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.

4-е задание означает перечисление важнейших с точки зрения студента политических событий, которые произойдут между сессией, на которой велись лекции по политологии, и сессией, на которой должен быть сдан зачет по этой дисциплине. Их лучше отслеживать по Интернет-источникам, например, на сайте газеты «Взгляд» (www.vz.ru). Особо стоит подчеркнуть, что хроника должна содержать как мировые, так и российские, так и региональные новости. Если студент проживает не в Удмуртии, он должен описывать новости своего региона. За каждый месяц следует описать не менее 10 событий.

Все ответы должны быть даны на основе нескольких печатных или электронных (Интернет) источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Их поиск происходит в основном самостоятельно. Если использовались материалы из сети Интернет, необходимо указывать не только его адрес, но и название текста с фамилией автора. В случае затруднений с обнаружением литературы или выполнением контрольной работы необходимо обращаться к преподавателю. Сделать это можно, придя на консультацию (расписание консультаций – на стенде кафедры и на информационном портале на сайте академии) или задав вопрос через информационный портал на сайте академии.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы на все четыре задания, и она соответствует всем требованиям к ее оформлению (указаны в следующем разделе методических указаний).


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СДАЧЕ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Контрольная работа должна быть оформлена в машинописном или рукописном виде. Оба вида обязаны иметь титульный лист. Образец его оформления дан в приложении А.

2. Страницы кроме первой должны быть пронумерованы. На второй странице обязательно указывается содержание, т.е. названия всех заданий.

3. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм.

4. Объем контрольной работы – 15-30 страниц, выходить за пределы указанного количества нежелательно.

5. Показателем профессионализма студента является полное оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки могут быть внутритекстовыми, подстрочными и затекстовыми.

6. В конце контрольной работы обязателен список использованной литературы в количестве не менее 5. Для использованных Интернет-источников необходимо указание не только сайта, но и фамилий авторов использованных текстов с названиями статей, книг.

7. Выполненная контрольная работа сдается старшему лаборанту кафедры отечественной истории, социологии и политологии (1-й корпус, каб. 510 а), желательно в самом начале сессии. Контрольная работа, оформленная с нарушением вышеперечисленных требований, может быть не зарегистрирована.

8. К зачету допускаются только те студенты, чьи контрольные работы получают отметку «зачтено», которая проставляется в журнале.

9. Не допускаются к зачету студенты, чьи контрольные работы имеют серьезные недоработки, ошибки и отметку «не зачтено». Такие работы необходимо доработать с учетом замечаний преподавателя, размещаемых на титульном листе или в тексте, и повторно сдать на кафедру.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Политика и финансово-экономические кризисы.

2. Роль политического образования в демократическом обществе.

3. Методы изучения политики.

4. Сравнительная политология (политическая компаративистика).

5. Взаимосвязь политологии с другими дисциплинами.

6. Угрозы продовольственной безопасности России и Удмуртии.

7. Федерализм в современной России.

8. Россия и крупные финансовые организации (ОПЕК, МВФ, ВТО).

9. Суверенитет: значение для конкурентоспособного государства.

10. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.

11. Внешняя политика России на постсоветском пространстве и ее эффективность.

12. Мировой терроризм – миф или реальность?

13. Современная геополитическая структура мира и ее динамика.

14. Глобализация и Россия.

15. Прикладная политология в России: состояние и востребованность.

16. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Будущее российской государственности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, И.А. Политология / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Гаджиев, К.С. Политология: краткий конспект лекций / К.С. Гаджиев. – М.: Юрайт, 2015.

3. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2007.

4. Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Научный эксперт, 2012.

5. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2005.

6. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М.: НЛО, 2007.

8. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2014.

9. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318 с.

10. Отечественная история, социология, политология: методические указания для самостоятельной работы студентов / сост.: С.В. Козловский и др.]; под общ. ред. С.Н. Уварова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010.

11. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003.

12. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2004.

13. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2013.

14. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2015.

15. Политология: учебное пособие для студентов аграрных вузов / сост. С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015.

16. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект-Пресс, 2012.

17. Уткин А.И. Новый мировой порядок. – М.: Эксмо, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.011 с.)