Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии



ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

 

Под общ. ред. С.Н. Уварова

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

П 50

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2015 г.

 

 

Рецензент:

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук,

профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

П 50 Политология: методические указания для студентов очной и заочной формы обучения / сост.: Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 28 с.  

 

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении политологии: план семинарских занятий, варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресованы студентам Ижевской ГСХА очной и заочной формы обучения.

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

© Дербин Е.Н., Смирнова Л.В.,

Уваров С.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………….…………………………….. Раздел 1. Задания для студентов очной формы обучения и рекомендации к их выполнению……………………...…….. 1.1 Методические рекомендации к изучению курса …….……...….. 1.2 План семинарских занятий ………………………………….…... 1.3 Темы рефератов………………………………………………….... 1.4 Темы аналитического обзора………………………….……..….. 1.5 Темы историографического обзора………….……………….…. 1.6 Темы эссе ………………………………………………………..... Раздел 2. Задания для студентов заочной формы обучения и рекомендации к их выполнению…………………................. 2.1 Варианты контрольных работ ………………………………….... 2.2 Рекомендации к выполнению контрольной работы ………...…. 2.3 Требования к оформлению и сдаче контрольной работы …...…   Вопросы для самостоятельного изучения…………………..… Список рекомендуемой литературы.……………………..…... Интернет-ресурсы по политологии ………………………….... Вопросы к зачету…………………………………….……….….. Приложение А…………………………….……………….……....   ….4     ….5 …..5 …..6 ....15 ....15 ....15 …16     ...17 ....17 …20 ....22   ...23 ...23 ...24 ...26 ...27  

ВВЕДЕНИЕ

 

Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать;

спроси, что ты можешь сделать для своей страны.

Дж.Ф. Кеннеди

 

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются методические указания по курсу «Политология», куда включены материалы, необходимые для изучения данной дисциплины.

Актуальность изучения политологии в вузе определяется тем, что высшая школа готовит не только профессиональные кадры, но и оказывает большое влияние на формирование мировоззренческих позиций молодежи. Ведущую роль в этом играет политология, знание которой нужно не только тем, кто занимается политикой. В политические тона окрашены все стороны жизни общества – учеба, работа, быт, досуг. Любой человек неизменно взаимодействует в обществе с другими людьми и государством.

Необходимость изучения политологии особенно возрастает в переломный исторический период, в котором находится современный мир. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов развития России, будем продвигаться методом проб и ошибок. Для укрепления величия нашей страны необходима активизация энергии миллионов россиян. Высокий уровень политической грамотности превращает каждого гражданина в субъект общественного процесса, определяющего ход развития страны, несущего ответственность за судьбы остальных людей.

Разносторонние знания о политике – одна из решающих предпосылок формирования гражданской жизненной позиции. Рядовому гражданину – именно для того, чтобы стать гражданином – нужен довольно солидный запас сведений о политической сфере общества и своей родной страны.

Политология не только вооружает необходимыми знаниями, позволяет понять происходящие события и осмыслить политические реалии. Она также учит использовать эти необходимые знания и умения в своей повседневной и профессиональной деятельности. Вузовский характер обучения дополнительно помогает студентам обрести деловые качества и организаторские способности – без преувеличения лидерского характера.

Современный курс нашей страны на формирование инновационной экономики, взятый российским государством в качестве ответа на вызовы быстро меняющихся мировых реалий, требует нового поколения молодых людей: творческих, всесторонне образованных, инициативных. Изучение политологии в значительной мере позволяет подготовить такое поколение.

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Изучение политологии включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и практические занятия – семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, эссе) и проверка знаний (опросы, тесты, контрольные работы). Завершается изучение курса сдачей зачета.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам, которые представляют собой изучение и обсуждение ряда ключевых тем политической науки. В течение семестра каждый студент должен подготовиться по всем вопросам всех тем и как минимум два раза выступить на семинаре. После вопросов темы следуют термины, знание которых обязательно. План семинаров содержит также темы докладов, которые выполняются по желанию студента. Подготовка к практическим занятиям может вестись по учебникам, либо по литературе, отдельно указанной для каждой темы.

Отдельно указаны темы рефератов, аналитических и историографических обзоров, эссе, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в методических указаниях под пунктом №10 рекомендуемой литературы). В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления.

Изучение политологии позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;

- способность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни;

- способность и готовность понимать и определять место человека в политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 3. Политическая власть

 

1. Власть: понятие, признаки и ресурсы.

2. Политическая власть, ее отличительные признаки.

3. Легитимность политической власти.

4. Ветви и уровни государственной власти в современной России.

 

Основные понятия: ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), власть (государственная, политическая, светская и теократическая), импичмент, легальность, легитимность, министерство, объект и субъект власти, парламент, президент, ресурсы власти, санкции, федеральный округ, харизма.

 

Темы докладов:

1. Теория разделения властей.

2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России.

3. Требования к занятию должности Президента РФ, депутата Государственной думы РФ, члена Совета Федерации.

4. Процедура импичмента в Российской Федерации.

 

Список литературы:

1. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644-706.

2. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. (любое издание).

3. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318 с.

4. Парсонс, Т. О понятии «политическая власть» / Т. Парсонс // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 479-487.

5. Рассел, Б. Власть / Б. Рассел // Антология мировой политической мысли. Т.2. – М.: Мысль, 1997. – С. 159-174

6. Теория политики: учебное пособие / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

 


Тема 5. Политические режимы

 

1. Тоталитарный политический режим.

2. Авторитарный политический режим.

3. Демократия: понятие, признаки, исторические формы, виды, процедуры.

4. Плюсы и минусы демократии.

Основные понятия: автократия, авторитаризм, демократический транзит, демократия (партиципаторная, плебисцитарная, представительная, прямая, «суверенная», участия), клика, полиархия, политический плюрализм, политический режим, референдум, тоталитаризм, хунта.

 

Темы докладов:

1. Тоталитаризм в ХХ веке: причины возникновения, общие черты и различия.

2. Сравнительный анализ политических режимов современного мира.

3. Современные концепции демократии.

 

Список литературы:

1. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 508-522.

2. Даль, Р. О демократии / Р. Даль. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208 с.

3. Даль, Р. Полиархия. Участие и оппозиция / Р. Даль. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 288 с.

4. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии / М.Я. Острогорский. – М.: Политическая энциклопедия, 2010. – 759 с.

5. Парето, В. Трансформация демократии / В. Парето. – М: Территория будущего, 2011. – 209 с.

6. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. – М.: Весь мир, 2001. – 560 с.

7. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.

 


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Религиозный фактор в политике.

2. Аграрная политика и продовольственная безопасность в современной России и Удмуртии.

3. Неоконсерватизм и неолиберализм: теория и практика

4. Экспансия западной демократии.

5. Технологии формирования политического лидерства.

6. Особенности взаимодействия ветвей и уровней власти в России.

7. Женщины у власти. Особенности и специфика правления.

8. Государственный суверенитет – реальность для всех стран или привилегия меньшинства?

9. Современные российские партии о внутренней и внешней политике России.

 

ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

 

1. Политическая мысль Западной Европы и России: общее и особенное.

2. Сравнительный анализ аграрной политики в России и других странах (на выбор).

3. Сравнительный анализ политической и других видов власти.

4. Сравнительная характеристика форм правления.

5. Сравнительная характеристика типов государственного устройства.

6. Сравнительный анализ современных партийных лидеров.

7. Современные политические лидеры (сравнительный анализ).

8. Сравнительный анализ мировых идеологий.

9. Сравнительный анализ типов политической культуры.

 

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Роль политики в общественном развитии.

2. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

3. «Для достижения политической цели любые средства хороши»

4. «Моя политическая социализация».

5. Что значит быть лидером?

6. Как стать настоящим политическим лидером?

7. Российская демократия в конце XX – начале XXI века.

8. «Я хочу жить в демократической стране…».

9. «Зачем мне надо читать политическую литературу?».

10. «Если бы я был представителем власти…».

11. «Государство – это я».

12. «Моя роль в строительстве гражданского общества в России»

13. «Что я могу сделать для построения правового государства в России».

 


РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

1. Сравните политические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический).

2. Какие цели определены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной 12 февраля 2013 г., и как они реализуются в настоящий момент?

3. Проследите законодательные изменения в аграрной политике и природопользовании в России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области аграрной политики и природопользования обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 1

1. Выделите типологию легитимности политической власти и приведите примеры легитимации по каждому из типов.

2. Назовите изменения в системе выборов в Российской Федерации, произошедшие за последние 10 лет. Опишите избирательную систему России в настоящий момент.

3. Проследите законодательные изменения в сфере науки, наукоемких технологий и инноваций в России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области науки и инноваций обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 2.

1. Каково соотношение полномочий федерального центра и субъектов федерации в России?

2. Сравните аграрную политику в России с аграрной политикой в других странах (по направлениям, методам, эффективности).

3. Проследите законодательные изменения в трудовых отношениях и социальном обеспечении населения России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области труда, занятости и социального обеспечения обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

Вариант 3

1. Политическое устройство стран мира (любых трех по выбору): а) организация законодательной, исполнительной и судебной власти; б) статус главы государства; в) административно-территориальное устройство страны.

2. Для чего необходимо изучать политологию студентам, получающим высшее образование?

3. Проследите законодательные изменения в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства России и за последний год и опишите их. Какие инициативы в области энергетики и ЖКХ обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 4

1. Охарактеризуйте политическую систему Российской Федерации.

2. В чем проявляется влияние религии на политику в современном мире? Назовите самые известные примеры

3. Проследите законодательные изменения в сфере образования России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области образования обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 5

1. Соотношение правового и социального государства.

2. Что такое манипуляция общественным сознанием, и какие технологии манипулирования сознанием в современной политике применяются?

3. Проследите законодательные изменения в области промышленности и предпринимательства России за последний год и опишите их. Какие инициативы для промышленного подъема и предпринимательской активности обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 6

1. Плюсы и минусы демократии.

2. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся структуре мира. Что нужно сделать для улучшения позиций Российской Федерации на мировой арене?

3. Проследите законодательные изменения в налоговой и бюджетной сфере России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области налогов и бюджета обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 7

1. Дайте характеристику аграрных программ российских парламентских партий

2. Сравните Мюнхенскую (2007) и Валдайскую (2014) речи В.В. Путина. Как они были восприняты в других странах?

3. Проследите законодательные изменения в системе здравоохранения России за последний год и опишите их. Какие инициативы в области здравоохранения обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

Вариант 8

1. Какова роль политики в общественной жизни? Покажите эту роль на конкретных примерах

2. Сравните в табличной форме такие политические идеологии как либерализм, консерватизм, национализм и коммунизм по следующим параметрам: идейные истоки, идеал общественного устройства, методы достижения цели, высшие ценности, отношение к государству, к личности, к собственности, к общественному развитию. Каких идеологий придерживаются крупнейшие политические партии России?

3. Проследите законодательные изменения в области обороны и безопасности России за последний год и опишите их. Какие инициативы для укрепления обороноспособности и безопасности России обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

Вариант 9

1. Сравнительный анализ лидеров современных парламентских партий России (по таким критериям как политические взгляды, политическая карьера, стиль руководства, участие в избирательных кампаниях, политический имидж и т.д.).

2. Опишите порядок формирования (избрания) органов государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ). Какие требования существуют для занятия должности Президента РФ, депутата Государственной думы РФ, члена Совета Федерации?

3. Проследите законодательные изменения в области поддержки российской семьи и молодежи за последний год и опишите их. Какие инициативы в семейной и молодежной политике обсуждаются в парламенте РФ, органах исполнительной власти РФ в настоящий момент?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студенты заочной формы обучения бóльшую часть учебного материала по политологии изучают самостоятельно. Это определяется как спецификой заочной формы обучения, так и тем, что процесс обучения в вузе все больше включает в себя самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студентов. Научиться работать самостоятельно – это не только активно, творчески подходить к изучению какой-либо проблемы, разбираться в актуальных вопросах науки, но и приобрести навыки постоянного, систематического пополнения и обновления своих знаний в практической деятельности.

Поскольку изучение дисциплины «Политология» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно, главное место отводится такой форме учебного процесса как контрольная работа. Она представляет собой самостоятельные и законченные ответы на задания одного из десяти представленных вариантов. Студент выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Каждый вариант включает четыре задания. Все они разбиты по определенному принципу.

Два первых задания имеют в основном теоретический характер. Ответы на них следует искать в учебниках, учебных пособиях, научных работах (рекомендуемый список литературы и Интернет-ресурсов приводится после вопросов к зачету).

3-е и 4-е задания имеют практическую направленность Выполнение 3-го задания нужно начинать с просмотра сайта соответствующего комитета Государственной думы РФ и/или Совета Федерации РФ, где имеется вся требуемая информация. Затем стоит зайти на сайт соответствующего министерства. Например, если требуется проследить законодательные изменения или готовящиеся законопроекты в области аграрной политики в России, можно найти информацию как на сайте комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, так и на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.

4-е задание означает перечисление важнейших с точки зрения студента политических событий, которые произойдут между сессией, на которой велись лекции по политологии, и сессией, на которой должен быть сдан зачет по этой дисциплине. Их лучше отслеживать по Интернет-источникам, например, на сайте газеты «Взгляд» (www.vz.ru). Особо стоит подчеркнуть, что хроника должна содержать как мировые, так и российские, так и региональные новости. Если студент проживает не в Удмуртии, он должен описывать новости своего региона. За каждый месяц следует описать не менее 10 событий.

Все ответы должны быть даны на основе нескольких печатных или электронных (Интернет) источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Их поиск происходит в основном самостоятельно. Если использовались материалы из сети Интернет, необходимо указывать не только его адрес, но и название текста с фамилией автора. В случае затруднений с обнаружением литературы или выполнением контрольной работы необходимо обращаться к преподавателю. Сделать это можно, придя на консультацию (расписание консультаций – на стенде кафедры и на информационном портале на сайте академии) или задав вопрос через информационный портал на сайте академии.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы на все четыре задания, и она соответствует всем требованиям к ее оформлению (указаны в следующем разделе методических указаний).


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СДАЧЕ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Контрольная работа должна быть оформлена в машинописном или рукописном виде. Оба вида обязаны иметь титульный лист. Образец его оформления дан в приложении А.

2. Страницы кроме первой должны быть пронумерованы. На второй странице обязательно указывается содержание, т.е. названия всех заданий.

3. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм.

4. Объем контрольной работы – 15-30 страниц, выходить за пределы указанного количества нежелательно.

5. Показателем профессионализма студента является полное оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки могут быть внутритекстовыми, подстрочными и затекстовыми.

6. В конце контрольной работы обязателен список использованной литературы в количестве не менее 5. Для использованных Интернет-источников необходимо указание не только сайта, но и фамилий авторов использованных текстов с названиями статей, книг.

7. Выполненная контрольная работа сдается старшему лаборанту кафедры отечественной истории, социологии и политологии (1-й корпус, каб. 510 а), желательно в самом начале сессии. Контрольная работа, оформленная с нарушением вышеперечисленных требований, может быть не зарегистрирована.

8. К зачету допускаются только те студенты, чьи контрольные работы получают отметку «зачтено», которая проставляется в журнале.

9. Не допускаются к зачету студенты, чьи контрольные работы имеют серьезные недоработки, ошибки и отметку «не зачтено». Такие работы необходимо доработать с учетом замечаний преподавателя, размещаемых на титульном листе или в тексте, и повторно сдать на кафедру.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Политика и финансово-экономические кризисы.

2. Роль политического образования в демократическом обществе.

3. Методы изучения политики.

4. Сравнительная политология (политическая компаративистика).

5. Взаимосвязь политологии с другими дисциплинами.

6. Угрозы продовольственной безопасности России и Удмуртии.

7. Федерализм в современной России.

8. Россия и крупные финансовые организации (ОПЕК, МВФ, ВТО).

9. Суверенитет: значение для конкурентоспособного государства.

10. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.

11. Внешняя политика России на постсоветском пространстве и ее эффективность.

12. Мировой терроризм – миф или реальность?

13. Современная геополитическая структура мира и ее динамика.

14. Глобализация и Россия.

15. Прикладная политология в России: состояние и востребованность.

16. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Будущее российской государственности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, И.А. Политология / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Гаджиев, К.С. Политология: краткий конспект лекций / К.С. Гаджиев. – М.: Юрайт, 2015.

3. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2007.

4. Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Научный эксперт, 2012.

5. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2005.

6. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М.: НЛО, 2007.

8. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2014.

9. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318 с.

10. Отечественная история, социология, политология: методические указания для самостоятельной работы студентов / сост.: С.В. Козловский и др.]; под общ. ред. С.Н. Уварова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010.

11. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003.

12. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2004.

13. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2013.

14. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2015.

15. Политология: учебное пособие для студентов аграрных вузов / сост. С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015.

16. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект-Пресс, 2012.

17. Уткин А.И. Новый мировой порядок. – М.: Эксмо, 2006.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Политика как общественное явление.

2. Аграрная политика и продовольственная безопасность в России.

3. Политические учения на Востоке и Западе.

4. Политическая мысль в России.

5. Политическая власть, ее ресурсы. Легитимность политической власти.

6. Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство.

7. Ветви и уровни государственной власти в современной России.

8. Политическая система и политические режимы.

9. Понятие, признаки и функции государства.

10. Формы правления и типы государственного устройства.

11. Политические партии и партийные системы.

12. Политическая элита и политическое лидерство.

13. Политические процессы и конфликты.

14. Выборы и избирательная система России.

15. Политическое сознание и культура. Политические идеологии.

16. Международные отношения и мировая политика.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ   КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ     Контрольная работа по политологии   Вариант №___   Проверил: __________ Выполнил: студент __ курса Ф.И.О. студента профиль ______________ шифр ________   Ижевск 20__

 

 

Учебное издание

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

 

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

 

Составители:

 

Дербин Евгений Николаевич

Смирнова Людмила Владимировна

Уваров Сергей Николаевич

 

 

Технический редактор Е.Ф. Николаева

 

Подписано в печать ______________2015 г.

Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. _____ Уч.-изд. л. ____

Тираж _____ экз. Заказ № ______.

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

 

Под общ. ред. С.Н. Уварова

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

П 50

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2015 г.

 

 

Рецензент:

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук,

профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

П 50 Политология: методические указания для студентов очной и заочной формы обучения / сост.: Е.Н. Дербин, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 28 с.  

 

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении политологии: план семинарских занятий, варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресованы студентам Ижевской ГСХА очной и заочной формы обучения.

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

© Дербин Е.Н., Смирнова Л.В.,

Уваров С.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………….…………………………….. Раздел 1. Задания для студентов очной формы обучения и рекомендации к их выполнению……………………...…….. 1.1 Методические рекомендации к изучению курса …….……...….. 1.2 План семинарских занятий ………………………………….…... 1.3 Темы рефератов………………………………………………….... 1.4 Темы аналитического обзора………………………….……..….. 1.5 Темы историографического обзора………….……………….…. 1.6 Темы эссе ………………………………………………………..... Раздел 2. Задания для студентов заочной формы обучения и рекомендации к их выполнению…………………................. 2.1 Варианты контрольных работ ………………………………….... 2.2 Рекомендации к выполнению контрольной работы ………...…. 2.3 Требования к оформлению и сдаче контрольной работы …...…   Вопросы для самостоятельного изучения…………………..… Список рекомендуемой литературы.……………………..…... Интернет-ресурсы по политологии ………………………….... Вопросы к зачету…………………………………….……….….. Приложение А…………………………….……………….……....   ….4     ….5 …..5 …..6 ....15 ....15 ....15 …16     ...17 ....17 …20 ....22   ...23 ...23 ...24 ...26 ...27  

ВВЕДЕНИЕ

 

Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать;

спроси, что ты можешь сделать для своей страны.

Дж.Ф. Кеннеди

 

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются методические указания по курсу «Политология», куда включены материалы, необходимые для изучения данной дисциплины.

Актуальность изучения политологии в вузе определяется тем, что высшая школа готовит не только профессиональные кадры, но и оказывает большое влияние на формирование мировоззренческих позиций молодежи. Ведущую роль в этом играет политология, знание которой нужно не только тем, кто занимается политикой. В политические тона окрашены все стороны жизни общества – учеба, работа, быт, досуг. Любой человек неизменно взаимодействует в обществе с другими людьми и государством.

Необходимость изучения политологии особенно возрастает в переломный исторический период, в котором находится современный мир. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов развития России, будем продвигаться методом проб и ошибок. Для укрепления величия нашей страны необходима активизация энергии миллионов россиян. Высокий уровень политической грамотности превращает каждого гражданина в субъект общественного процесса, определяющего ход развития страны, несущего ответственность за судьбы остальных людей.

Разносторонние знания о политике – одна из решающих предпосылок формирования гражданской жизненной позиции. Рядовому гражданину – именно для того, чтобы стать гражданином – нужен довольно солидный запас сведений о политической сфере общества и своей родной страны.

Политология не только вооружает необходимыми знаниями, позволяет понять происходящие события и осмыслить политические реалии. Она также учит использовать эти необходимые знания и умения в своей повседневной и профессиональной деятельности. Вузовский характер обучения дополнительно помогает студентам обрести деловые качества и организаторские способности – без преувеличения лидерского характера.

Современный курс нашей страны на формирование инновационной экономики, взятый российским государством в качестве ответа на вызовы быстро меняющихся мировых реалий, требует нового поколения молодых людей: творческих, всесторонне образованных, ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.225 с.)