Способы разрешения внутриличностных конфликтов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы разрешения внутриличностных конфликтов.



Способы разрешения Содержание действий
Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему.
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.
Регрессия обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию;
Проекция неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других;
Рационализация легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны;
Реактивное образование изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида
Фиксация поведения стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия

 

 

Взгляды:

З. Фрейд (1856-1939).

Согласно З. Ф., человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Ф., проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Ф. в его взглядах на структуру личности. По Фрейду внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), "Я" (Ego) и Сверх-Я (Super-ego).

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

"Я" – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно "Я" приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я – это "цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает "Я". Если "Я" не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

 

Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях:

· Любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны);

· Связанных с оценкой "Я";

· Связанных с самоутверждением;

· Связанных с агрессией;

· Связанных с сексуальностью.

К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта:

· Стремление к людям – через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя;

· Стремление от людей – выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается собственный иллюзорный мир;

· Стремление против людей – обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.

 

Моделями поведения, выделенным К. Хорни, соответствуют типы конфликтных личностей:

· Устойчивый;

· Устраненный;

· Деструктивный.

 

К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт как результат влияния на личность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностями их реального удовлетворения.

Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как к девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутриличностных конфликтах уже взрослой женщины.

 

 

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937).

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это – развитие "социального чувства", социального интереса. Развитое "социальное чувство" в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое "неразвитое социальное чувство", которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-первых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другим.Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

 

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961).

 

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге "Психологические типы" он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий – экстраверт; ощущающий - интроверт; эмоциональный - экстраверт; интуитивный – экстраверт; интуитивный – интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

 

Концепция "экзистенциальной дихотомии" Эриха Фромма (1900-1980).

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию "экзистенциальной дихотомии". В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

 

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994).

 

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.

Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону:

 

Стадия Возраст Содержание кризиса Позитивное разрешение
0 - 1 год новорожденный Доверие – недоверие Доверие
1-3 года раннее детство Автономия – стыд, сомнение Автономия
3-6 лет "возраст игры" Инициатива – чувство вины Инициатива
6-12 лет младший школьный возраст Трудолюбие – чувство неполноценности Трудолюбие
12-19 лет средний и старший школьный возраст Я-идентичность – смешение ролей Идентичность
20-25 лет ранняя зрелость Близость – изоляция Близость
26-64 года средняя зрелость Порождение, творчество – застой Творчество
65 лет – смерть поздняя зрелость Интеграция – отчаяние Интеграция, мудрость

 

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947).

 

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов по Курту Левину:

 

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение –приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание – избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение – избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение

 

К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам:

I тип – эквивалентный (приближение – приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта – компромисс, частичное замещение.

II тип – витальный (избегание – избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, например, уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу.

III тип – амбивалентный (приближение – удаление). Конфликт возникает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привлекают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса.

IV тип - фрустрирующий (приближение – избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разными способами – агрессией, замещением, переориентацией, компромиссом, уходом от решения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.027 с.)