ТОП 10:

ВОПРОС №1 Государство: понятие и виды



ВОПРОС №3 Форма гос-ва

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

исторические традиции развития национальных государств;

исторические особенности становления национальной государственности;

реальное соотношение социальных сил в стране;

национальный состав населения страны;

менталитет населения;

зарубежный опыт;

уровень жизни населения;

степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

роль мирового сообщества.

форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функци

 

Вопрос 4. Форма правления

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Основные формы правления:

1.Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1.Единоличным главой государства является монарх;

2.Власть переходит по наследству;

3.Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии:

-Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране;

-Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий;

Парламентская монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями.

2. Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1. Всегда существует несколько высших органов власти;

2. Главой государства является Президент;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением.

Виды республик:

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может;

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий;

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны.

 

Вопрос 5.Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

По форме государственного устройства государства делят на:

1. Унитарное — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Признаки унитарного государства:

-существование одноуровневой системы законодательства;

-подразделение на административно-территориальные единицы(АТЕ);

-существование только одного гражданства;

Унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

2. Федеративное — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Федерация облагает такими признаками:

-союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

-наличие двухуровневой системы государственных органов;

-двухканальная система налогообложения.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация - все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим и иным особенностям;

Национальная федерация - составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов;

Национально-территориальная федерация - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция;

Договорная федерация— федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора;

Смешанная федерация—в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

3. Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Признаки конфедерации:

-Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

-На уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

-Нет единого гражданства конфедерации;

-Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Различают следующие виды конфедераций:

-межгосударственные союзы;

-содружества;

-сообщества государств.

Право и мораль

При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.

Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Единство права и морали состоит в следующем:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;

2) они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;

5) они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:

1) право и мораль различаются по способам их установления.

Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;

2) они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;

3) правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни;

4) право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;

5) противоправные действия влекут за собой реакцию государства – юридическую ответственность. При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;

6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;

7) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;

8) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Вопрос 10. Виды норм права.

Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие вилы: -по месту и роли в правовой системе: Учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные:по предмету правового регулирования: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, норм уголовно-процессуального права, нормы админ-ного права нормы семейного права, нормы иных отраслей права;по методу правового регулирования: императивные , диспозитивные, рекомендательные; по субъектам, издавшим нормы права: нормы, исходящие от гос-ва; нормы, исходящие от гражданского общества; по сфере действия: общего действия, ограниченного действия, локальные нормы; по времени действия: постоянные; временные; по кругу лиц - нормы, регулирующие статус, поведение различных категорий граждан: военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий; по степени определенности элементов правовой нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные. Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные). Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы: закрепляют основы общественно-политического строя; закрепляют права и свободы граждан; закрепляют основы политической системы; закрепляют основы правовой системы. Примером указанных норм являются конституционные нормы. Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Нормы могут быть: управомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий. Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления. Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение). Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера. Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий. Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях. Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия. По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права - материальных и процессуальных. По методу правового регулирования правовые нормы могут быть: императивными - применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер; диспозитивными - применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения; рекомендательными - указывают на желательный вариант поведения.

 

Вопрос 12. Источники права.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко.

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве.

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве.

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

 

15.

Конституция - основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицу и др.

Все остальные законы должны ориентироваться на содержание конституции, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

Юридические свойства конституции – это ее качественные характеристики, отличающие данный правовой акт от актов текущего законодательства.

1)Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего, содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

2)Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы.

3) Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм.

4) действие Конституции РФ на всей территории России.

5) Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм.

6) Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же.

Структура Конституции РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.

Преамбула – важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.

Девять глав, включенные в первый раздел конституции РФ, расположены в следующем порядке:

Основы конституционного строя

Права и свободы человека и гражданина

Федеративное устройство

Президент Российской Федерации

Федеральное собрание

Правительство Российской Федерации

Судебная власть

Местное самоуправление

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Систематизация НПА

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов.

Основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет.

а) Учет является необходимым условием приведения актов в систему.

б) Инкорпорация - внешняя обработка или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов.(сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

в) Консолидация - форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

г) Кодификация - деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования.

Кодификационные акты делятся на три вида:

основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Юридические факты– это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм.

Виды юридических фактов:

1)по правовым последствиям: правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекра-щающие;

2)по наличию волевого элемента: события,которые не зависят от воли и сознания людей, напр. наводнение, и действия,т. е. результат волевого поведения людей. Особая разновидность юридических фактов – сроки,они установлены людьми, но истекают независимо от воли человека. Действия, воля в которых специально направлена на достижение правовых последствий, называются актами.Действия, воля в которых специально не направлена на достижение правовых последствий, называютсяпоступками(например, создание произведения литературы, строительство дома). Акты могут быть индивидуальнымии нормативными.В нормативном акте воля направлена на установление общеобязательного правила поведения, рассчитанного на неоднократное поведение. В индивидуальном акте определяются права и обязанности индивидуально-определенного лица или нескольких таких лиц. Индивидуальные акты могут бытьправоприменительными(напр., приговор суда) и управленческими(напр., распоряжение о строительстве какого-либо объекта). Юридические акты могут и не иметь властного характера, когда издаются частными лицами (как юридическими, так и физическими). В этом случае они называются сделками.Сделки бываютодносторонними(когда в них выражена воля одного лица, напр. завещание, признание иска) и двух– и многосторонними (договоры).Договоры, в свою очередь, могут бытьодносторонне-обязывающими(напр., заем) и двусторонне-обязывающими(напр., кредит).

По юридической природедействия могут быть правомернымии неправомерными:дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления;

3) по структуре различают простые юридические фактыи сложные юридические составы(напр., для возникновения жилищных правоотношений по договору социального найма наряду с договором необходим ордер);

4) особый вид юридических фактов, длящихся во времени, – правовые состояния,напр. гражданство, брак, родственные отношения.

26. Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.

Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина).

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения (деликты). Не совсем верно. Деликтоспособность, как способность лица нести имущественную ответственность в случаях причинения вреда другим лицам, является не разновидностью, а элементом дееспособности. Другим ее элементом является сделкоспособность. Например, согласно нормам ст. 26 ГК РФ несовершенноление в возрасте от 14 до 18 лет ограниченно сделкоспособны (п. п. 1 и 2 ) и полностью деликтоспособны (п.3).

Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).

Исходное правовое положение субъектов характеризуется понятием «правовой статус». Наиболее широким он является у граждан и складывается из правосубьектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности и являются действующими непосредственно (гл. 2 Конституции РФ). Правовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех.

Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положение». Тем не менее в литературе предлагается наряду с понятием правового статуса выделять понятие «правовое положение». Такое дополнение имеет смысл, если под «правовым положением» понимать конкретное правовое положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.

Президент

Президент – глава Российского Государства. В его руках находится очень большая власть. Его главные задачи – охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан. В статье 81 КРФ говорится: “Президент РФ избирается сроком на 4 года гражданами РФ”. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, который постоянно проживал на территории РФ не менее 10 лет. КРФ наделяет президента большими полномочиями. В течении 4 лет президент участвует в формировании правительства. Он представляет в гос. думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ, в совет федерации – кандидатуру на должность судей, а также кандидатуру генерального прокурора. Также президент РФ назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил РФ. В соответствии со статьей 87 КРФ: “Президент РФ является верховным главнокомандующим Вооруженными Силам”. Президент назначает выборы гос. думы, может распустить ее, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и оборудует федеральные законы. Он обращается к федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, может ввести чрезвычайное положение. В особых случаях возможно отрешение президента от должности, для этого гос. дума должна обвинить его в государственной измене, а совет федерации должен принять решение об отрешении его от должности.


Судебная власть РФ

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе.

Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1) закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2) соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3) признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4) закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5) финансирования судей из федерального бюджета.

Функции судебной власти

Правосудие.

Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

Толкование правовых норм.

Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

Конституционный суд РФ;

Верховный суд РФ;

Дисциплинарное судебное присутствие (являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков).

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление в России (МСУ) — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения.

МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу - местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

· Конституция Российской Федерации,

· Европейская хартия местного самоуправления,

· общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

· федеральные конституционные законы,

· конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

· уставы муниципальных образований,

· решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

· иные муниципальные правовые акты.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

· местный референдум

· муниципальные выборы

· голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

· голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

· сход граждан

· другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

· правотворческая инициатива граждан

· территориальное общественное самоуправление

· публичные слушания

· собрание граждан

· конференция граждан (собрание делегатов)

· опрос граждан

· обращения граждан в органы местного самоуправления

· наказы избирателей

· другие формы

В структуру органов местного самоуправления входят:

· представительный орган муниципального образования

· глава муниципального образования

· местная администрация

· контрольный орган муниципального образования

· иные органы местного самоуправления

Гражданско-правовые сделки

Гражданско-правовая сделка — это наиболее часто встречающийся юридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются разнообразные имущественные отношения как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. Особенно велико значение сделок в сфере имущественных отношений между коммерческими организациями. Здесь они выступают в качестве эффективного средства рыночного хозяйства.

Виды сделок:

По числу сторон

· Односторонними считаются сделки, которые совершаются на основе волеизъявления одного лица. Возникая в силу волеизъявл







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.034 с.)