ТОП 10:

Ирак после свержения режима Саддама Хусейна



Конституционное устройство

Действующая конституция вступила в силу после утверждения на референдуме 15 октября 2005 года. До этого в стране действовала Временная конституция, принятая Правительственным советом Ирака 8 марта 2004 года.

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают президент, кабинет министров или 1/3 депутатов совета представителей. Поправки к конституции принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов совета представителей, после чего выносятся на референдум. Однако временно стандартный порядок внесения поправок в конституцию заменён на следующий: совет представителей избрал специальный комитет, который выдвигает поправки, для принятия которых требуется простое большинство в совете представителей, а также принятие на референдуме, причём поправка не должна быть отклонена 2/3 голосов в более чем в 3 провинциях.

В соответствии со ст. 1 Ирак является единым, федеративным, независимым и полностью суверенным государством, в котором формой правления является демократическая, парламентская республика.

В конституции Ирака закреплён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Формой правления Ирака является парламентская республика, однако президентский совет (президент и два вице-президента) обладает значительными полномочиями. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Совета представителей и Совета федерации. Исполнительная власть осуществляется президентским советом и кабинетом министров, судебная — судами и трибуналами. Конституция определяет также и порядок взаимодействия между различными ветвями власти.

В настоящее время пока ещё невозможно с уверенностью сказать, какая из ветвей власти получает преимущества от заложенной в конституцию модели разделения властей.

Парламент выполняет законотворческую функцию, законы после одобрения их президентским советом вступают в силу. Совет представителей может быть распущен только в соответствии с собственным решением.

Президент и два вице-президента избираются парламентом единым списком 2/3 голосов. Премьер-министр и его заместители утверждаются парламентом простым большинством голосов (по представлению президента). Остальные министры утверждаются в должности президентским советом (то есть президентом и двумя вице-президентами, которые должны принимать решения единогласно). И премьер-министр, и министры несут персональную ответственность перед советом представителей.

Президентский совет может наложить вето на решение парламента, которое может быть преодолено 4/5 голосов депутатов.

Конституционный контроль осуществляется Верховным судом, который помимо этого контролирует ход проведения выборов в совет представителей.

Исполнительная власть Ирака принадлежит президенту, двум вице-президентам (которые вместе образуют президентский совет) и совету министров.

Президент и два вице-президента избираются парламентом единым списком 2/3 голосов. Президент может избираться на два последовательных срока по 4 года.

Президентом назначаются премьер-министр и два вице-премьера, имеющие поддержку большинства в нижней палате парламента. Совет представителей может вынести вотум недоверия премьер-министру, в таком случае президент должен отправить его в отставку. Министры назначаются президентским советом по согласованию с премьер-министром.

Президент Ирака осуществляет помилование, подписывает международные соглашения, подписывает или отклоняет законопроекты (в составе президентского совета), присуждает государственные награды, принимает верительные грамоты от послов других государства и является церемониальным главой вооружённых сил.

Совет министров осуществляет функции, связанные с реализацией публичной политики, а также обладает правом законодательной инициативы.

Законодательная власть в Ираке представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Совета представителей и Совета федерации.

Совет федерации будет состоять из представителей регионов и провинций Ирака и принимать участие в обсуждении и принятии решений по региональной политике. Однако этот орган ещё не сформирован, а точный порядок его формирования не определён.

Совет представителей, состоящий из 275 членов, избирается по пропорциональной системе в одномандатных округах сроком на 4 года. Перед началом сессии Совет представителей избирает спикера и вице-спикера.

Резолюции палат парламента должны приниматься абсолютным большинством голосов за исключением тех случаев, когда законом предусмотрено иное. Председатели палат не имеют права решающего голоса.

Кворум Совета представителей составляет абсолютное большинство его членов.

Совет представителей принимает законы, контролирует деятельность исполнительной власти, ратифицирует международные договоры, назначает генерального прокурора, главу генерального штаба, послов, выносит решение по отстранению президента от должности в случае предъявления ему обвинения Верховным судом, решает вопросы войны и мира и утверждает бюджет.

Особенности судебной власти

Высшими органами судебной власти являются Высший юридический совет и Верховный суд. Ни один из этих органов пока не сформирован. Конституция не определяет порядок назначения членов Высшего юридического совета, который мыслится в качестве полностью независимого органа власти, контролирующего работу судов. Члены Верховного суда утверждаются в должности Советом представителей по предложению Высшего юридического совета. Верховный суд является высшей апелляционной и кассационной инстанцией, осуществляет конституционный контроль, разрешает споры и конфликты между другими ветвями власти, а также утверждает результаты выборов в совет представителей.

Случаев активного вмешательства судебной власти в политический процесс Ирака не было.

 

Положение и роль СМИ

После свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году в Ираке началась масштабная реорганизация иракских СМИ, возникло около 150 новых печатных изданий, более 10 частных телевизионных станций.

Однако многие из современных национальных СМИ принадлежат или сотрудничают с различными религиозными и политическими группами.

Основные СМИ.

Печать: «Аль-Вакаи аль-Иракийя» («Иракские ведомости») — официальная еженедельная газета на арабском и английском языках; «Аз-Заман» («Время») — частная ежедневная газета; «Аль-Иттихад» («Союз») — ежедневная газета на арабском языке, печатный орган Патриотического союза Курдистана; «Ас-Сабах аль-Джадид» («Новое утро») — ежедневная общественно-политическая газета на арабском и английском языках.

Телевидение: «Аль-Иракийя» — государственный телеканал; «Аш-Шаркия» — частный телеканал, базирующийся в Дубае; Kurdistan Satellite Channel — телеканал Курдской демократической партии; KurdSat — телеканал Патриотического союза Курдистана.

Радио: Republic of Iraq Radio — национальное общественное радио; «Голос Ирака» — частная станция.

Развитие СМИ Ирака происходит в условиях государственной нестабильности и насилия. Хотя свобода слова закреплена в конституции и в большинстве случаев уважается властями страны, работа СМИ серьёзно затруднена в связи с межобщинными столкновениями и угрозами со стороны вооружённых группировок. По данным международной правозащитной организации Freedom House, с 2003 года в Ираке погибли по меньшей мере 206 журналистов и работников СМИ. Боевики также нередко похищают журналистов по обвинению в сотрудничестве с иностранными военными либо вообще без каких-либо объяснений.

Власти Ирака не осуществляют прямой цензуры СМИ. Однако в 2006 году был принят закон, установивший уголовную ответственность за оскорбление чести и достоинства официальных лиц, и в соответствии с ним ряду журналистов уже предъявлялись обвинения. Кроме того, правительство неоднократно грозило закрыть некоторые СМИ за «разжигание насилия» во время межобщинных столкновений в 2007 году. Журналисты катарского спутникового телеканала «Аль-Джазира» были лишены возможности работать в Ираке по аналогичной причине ещё в 2004 году. В 2006 году контролируемое шиитами МВД Ирака закрыло одну из суннитских телестанций за трансляцию материалов об акциях протеста после казни Саддама Хусейна. При МВД также существует подразделение, которое пресекает появление «ложных новостей» в иракских СМИ, и журналистам может грозить судебное преследование, если они отказываются вносить в свои материалы предлагаемые властями изменения.

Международное положение

Американская финансовая помощь являлась одним из главных факторов хозяйственного развития Ирака после свержения режима Саддама Хусейна. Согласно докладу июль 2005 года, общая одобренная сумма американской помощи на цели экономического восстановления составила 26,5 миллиарда долларов.

В оказании Ираку финансовой помощи участвовали также международные организации и страны, помимо США: Международный фонд помощи реконструкции Ирака (International Reconstruction Fund Facility for Iraq, IRFFI), включающий 20 стран-доноров: Европейскую комиссию, МВФ и Всемирный банк. Общая сумма помощи достигает 13,5 миллиардов долларов.

Ирак занимает второе место в мире (после Саудовской Аравии) по запасам нефти и не зависит от импорта энергоносителей.

Ирак располагает значительными по численности вооружёнными силами (254 тысячи человек, точных данных о количестве единиц тяжёлой техники нет

Уровень военных расходов Ирака выше, чем уровень военных расходов в среднем по миру, что объясняется как происходящей в настоящее время модернизацией ВС, так и их участием в поддержании внутренней стабильности в связи с угрозой со стороны экстремистских вооружённых формирований.

ВС Ирака не располагают ядерным оружием или другими видами ОМУ, а также авиационными системами 4-го поколения.

Ирак не имеет самостоятельного постоянного военного присутствия за рубежом.

Ирак после свержения режима Саддама Хусейна

В марте — апреле 2003 года США при поддержке Великобритании предприняли военную акцию, в результате которой Саддам Хусейн был свергнут (бежал и скрывался ещё около года), а Ирак — оккупирован войсками коалиции (всего 45 стран).

Ещё перед началом военной кампании было создано «Бюро по восстановлению и гуманитарной помощи Ираку», впоследствии оно было преобразовано во Временную коалиционную администрацию. Затем были учреждены 23 министерства, возглавляемые американцами. В мае 2003 года главой администрации был назначен Пол Бремер, являвшийся ранее сотрудником государственного департамента США.

Формальное восстановление суверенитета страны произошло 28 июня 2004 года, когда состоялась официальная церемония передачи властных полномочий от Временных коалиционных властей Временному правительству Ирака.

В январе 2005 года прошли выборы в Переходную национальную ассамблею. Представители шиитов получили большинство мест, курды заняли второе место. В апреле было сформировано Переходное правительство Ирака. Президентом был избран лидер курдов Джаляль Талабани, а премьер-министром — шиит Ибрагим Джафари. Проект постоянной конституции Ирака был утверждён на референдуме в октябре

В декабре 2005 года прошли новые общенациональные выборы в парламент, по итогам которых на основе конституции впервые после 2003 года были сформированы постоянные органы власти. Победителем стал шиитский Объединённый иракский альянс, который, однако, не получил абсолютного большинства.

В начале 2006 года теракт против одной из шиитских святынь в Самарре спровоцировал волну межобщинного насилия, которая фактически приобрела масштабы гражданской войны между суннитами и шиитами и повлекла гибель тысяч мирных жителей с обеих сторон. В мае от рук боевиков ежедневно гибло до 100 гражданских лиц.

22 апреля 2006 года состоялись назначения на главные государственные посты. Талабани переизбрали на пост президента. Вице-президентами стали Адель Абдель Махди (шиитская Объединённая иракская коалиция) и Тарикаль-Хашеми (суннитский Фронт иракского согласия). Председателем парламента был избран суннит Махмуд аль-Машхадани, его заместителями стали курд А. Тейфур и шиит X. Атыя. Правительство было поручено сформировать премьер-министру Нури аль-Малики, члену руководства шиитской Партии исламского призыва. Появление конституционных органов власти ознаменовало частичное завершение политической реконструкции Ирака.

На протяжении оставшейся части 2006 года обстановка в Ираке продолжала ухудшаться. В ноябре более 200 человек погибло в результате подрыва заминированного автомобиля в шиитском районе Багдада Садр-сити.

В ноябре 2006 году Саддам Хусейн был признан судом виновным в преступлениях против человечности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 30 декабря.

В январе 2007 года США приступили к реализации новой стратегии в Ираке — был значительно увеличен американский военный контингент. Численность группировки ВС США в Ираке в январе 2007 года составляла около 137 тысяч человек, а по состоянию на 1 января 2008 года — 160 тысяч. Подкрепления были использованы для усиления мер безопасности в Багдаде и ряде других районов страны. К июлю эти меры принесли первые плоды, а к октябрю число террористических атак заметно сократилось. Кроме того, США сумели формировать из суннитов отряды ополченцев, которые начали борьбу с экстремистами «Аль-Каиды» в провинции Ан-бар. Всего, по информации американского командования, в борьбе с «Аль-Каидой» приняли участие до 70 тысяч суннитских ополченцев, которым военные США оказали помощь деньгами, оружием и боеприпасами.

В августе 2007 года из-за разногласий по поводу раздела власти сунниты из Иракского фронта согласия вышли из правительства. Курды и шииты сформировали блок в поддержку премьер-министра аль-Малики.

Для ускорения процесса национального примирения в январе 2008 года парламент Ирака принял закон, разрешивший бывшим членам партии БААС занимать государственные должности.

К началу 2008 года премьер-министр Нури аль-Малики значительно упрочил свою власть и принялся укреплять позиции центрального правительства в провинциях. В марте иракские силы безопасности после ожесточённых вооружённых столкновений с отрядами «Армии махди» радикального шиитского имама Муктады ас-Садра взяли под контроль Басру.

В июле 2008 года иракское руководство впервые публично подняло вопрос о сроках вывода из страны американских войск, а осенью Багдад и Вашингтон заключили соглашение о безопасности, которое предусматривает полный уход военных США из Ирака к 2011 году.

В середине 2008 года сунниты вернулись в правительство аль-Малики, а в сентябре парламент принял закон о выборах в законодательные советы провинций. Сами региональные выборы состоялись уже в феврале 2009 года, и на них победили сторонники аль-Малики.

Конституционное устройство

Действующая конституция вступила в силу после утверждения на референдуме 15 октября 2005 года. До этого в стране действовала Временная конституция, принятая Правительственным советом Ирака 8 марта 2004 года.

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают президент, кабинет министров или 1/3 депутатов совета представителей. Поправки к конституции принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов совета представителей, после чего выносятся на референдум. Однако временно стандартный порядок внесения поправок в конституцию заменён на следующий: совет представителей избрал специальный комитет, который выдвигает поправки, для принятия которых требуется простое большинство в совете представителей, а также принятие на референдуме, причём поправка не должна быть отклонена 2/3 голосов в более чем в 3 провинциях.

В соответствии со ст. 1 Ирак является единым, федеративным, независимым и полностью суверенным государством, в котором формой правления является демократическая, парламентская республика.

В конституции Ирака закреплён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Формой правления Ирака является парламентская республика, однако президентский совет (президент и два вице-президента) обладает значительными полномочиями. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Совета представителей и Совета федерации. Исполнительная власть осуществляется президентским советом и кабинетом министров, судебная — судами и трибуналами. Конституция определяет также и порядок взаимодействия между различными ветвями власти.

В настоящее время пока ещё невозможно с уверенностью сказать, какая из ветвей власти получает преимущества от заложенной в конституцию модели разделения властей.

Парламент выполняет законотворческую функцию, законы после одобрения их президентским советом вступают в силу. Совет представителей может быть распущен только в соответствии с собственным решением.

Президент и два вице-президента избираются парламентом единым списком 2/3 голосов. Премьер-министр и его заместители утверждаются парламентом простым большинством голосов (по представлению президента). Остальные министры утверждаются в должности президентским советом (то есть президентом и двумя вице-президентами, которые должны принимать решения единогласно). И премьер-министр, и министры несут персональную ответственность перед советом представителей.

Президентский совет может наложить вето на решение парламента, которое может быть преодолено 4/5 голосов депутатов.

Конституционный контроль осуществляется Верховным судом, который помимо этого контролирует ход проведения выборов в совет представителей.

Исполнительная власть Ирака принадлежит президенту, двум вице-президентам (которые вместе образуют президентский совет) и совету министров.

Президент и два вице-президента избираются парламентом единым списком 2/3 голосов. Президент может избираться на два последовательных срока по 4 года.

Президентом назначаются премьер-министр и два вице-премьера, имеющие поддержку большинства в нижней палате парламента. Совет представителей может вынести вотум недоверия премьер-министру, в таком случае президент должен отправить его в отставку. Министры назначаются президентским советом по согласованию с премьер-министром.

Президент Ирака осуществляет помилование, подписывает международные соглашения, подписывает или отклоняет законопроекты (в составе президентского совета), присуждает государственные награды, принимает верительные грамоты от послов других государства и является церемониальным главой вооружённых сил.

Совет министров осуществляет функции, связанные с реализацией публичной политики, а также обладает правом законодательной инициативы.

Законодательная власть в Ираке представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Совета представителей и Совета федерации.

Совет федерации будет состоять из представителей регионов и провинций Ирака и принимать участие в обсуждении и принятии решений по региональной политике. Однако этот орган ещё не сформирован, а точный порядок его формирования не определён.

Совет представителей, состоящий из 275 членов, избирается по пропорциональной системе в одномандатных округах сроком на 4 года. Перед началом сессии Совет представителей избирает спикера и вице-спикера.

Резолюции палат парламента должны приниматься абсолютным большинством голосов за исключением тех случаев, когда законом предусмотрено иное. Председатели палат не имеют права решающего голоса.

Кворум Совета представителей составляет абсолютное большинство его членов.

Совет представителей принимает законы, контролирует деятельность исполнительной власти, ратифицирует международные договоры, назначает генерального прокурора, главу генерального штаба, послов, выносит решение по отстранению президента от должности в случае предъявления ему обвинения Верховным судом, решает вопросы войны и мира и утверждает бюджет.

Особенности судебной власти

Высшими органами судебной власти являются Высший юридический совет и Верховный суд. Ни один из этих органов пока не сформирован. Конституция не определяет порядок назначения членов Высшего юридического совета, который мыслится в качестве полностью независимого органа власти, контролирующего работу судов. Члены Верховного суда утверждаются в должности Советом представителей по предложению Высшего юридического совета. Верховный суд является высшей апелляционной и кассационной инстанцией, осуществляет конституционный контроль, разрешает споры и конфликты между другими ветвями власти, а также утверждает результаты выборов в совет представителей.

Случаев активного вмешательства судебной власти в политический процесс Ирака не было.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.012 с.)