Тема 1. 2. Детство как категория культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Детство как категория культуры



Концепции детства, их влияние на развитие круга детского чте­ния. Образ читателя-ребенка как психолого-педагогическая и об­щегуманитарная проблема, его влияние на создаваемую литерату­ру для детей. Образ ребенка и детства в русской культуре X-XVII вв. Формирование круга детского чтения. Жанр «Азбуки» и его даль­нейшее развитие. Жанры «домашней» литературы для детей (пись­ма, наставления, беседы и т. п.). Идея «детской комнаты» как при­чина развития специальной «детской» культуры. «Детское чтение для сердца и разума» — первый русский журнал для детей. Социо­культурные закономерности формирования корпуса книг для детей в России. Основные этапы развития детской литературы, их соот­ношение с изменениями во «взрослой» литературе. Писатель для детей и детский писатель в литературном процессе.

 

Тема 1.3. Фольклор и детская литература

Фольклорные тексты в системе воспитания. Жанры детского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, неле­пицы, небылицы-перевертыши, считалки, приговорки, поддевки, сказки и т. п.), их литературное преломление. Специфика симво­лизации мира в сказке, ее универсальное значение. Оценка роли фольклорных жанров в воспитании детей. Различные способы адап­тации предшествующего фольклорного и литературного материала в детской литературе. Фольклорная и литературная сказка: типоло­гическая общность и специфика. Своеобразие литературоведчес­кого анализа сказок.

 

Раздел 2. История русской детской литературы

 

Тема 2.1. Сказки и сказочное в литературе XIX века

Стихотворные баллады и сказки В. Жуковского в детском чтении. Педагогические воззрения В. Жуковского, их отражение в «Стихо­творениях, посвященных Павлу Васильевичу и Александре Василь­евне Жуковским». Записка «О народном воспитании» и «Детская книжка» А. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» и сказ­ки А. Пушкина в интерпретациях исследователей литературы для детей. Универсальность содержания сказок А. Пушкина. «Конек-горбунок» П. Ершова как «драгоценная добыча» (К. Чуковский) детской литературы. Фантастическая повесть А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»: педагогическая задача и художественный вымысел. В. Одоевский как писатель для детей. «Детские сказки дедушки Иринея» как цикл. Образ рассказчика. Познавательная сказка для детей «Городок в табакерке». «Через фантастику в мысль»: «Сказки Кота-Мурлыки» Н. Вагнера. Фольк­лорное и индивидуально-авторское в сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». «Поэзия быта» и «незаметные герои» в «Аленушкиных сказках» Д. Мамина-Сибиряка. Реалистическое и условно-сказоч­ное в сказках В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-пу­тешественница», «То, чего не было». Народная философия в сказ­ках Е. Честнякова «Иванушко», «Лесное яблоко».

 

Тема 2.2. Развитие образа ребенка в русской литературе

Развитие образа персонажа-ребенка в русской литературе вто­рой половины XIX в. Детство как лирическая, социально-психоло­гическая и социально-бытовая тема. Автобиографические повести о детстве и отрочестве в русской литературе. Своеобразие жанра. Нравственно-психологическая проблематика автобиографических повестей и ее зависимость от конкретно-исторической концепции детства. «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова как «история ребенка» и «кладовая детских воспоминаний». «Диалектика души» в повести Л. Толстого «Детство». Психологическая проблематика в повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Развитие образа детства в произведениях А. Н. Толстого («Детство Никиты»), И. Шмелева («Лето Господне»), В. Катаева («Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»), В. Астафьева («Последний поклон»), Э. Лимонова («У нас была великая эпоха»), А. Сергеева («Альбом для марок»), Д. Гранина «Керогаз и другие. Ленинградский ката­лог»), Б. Минаева («Детство Левы»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом») и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.006 с.)