Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Теоретические аспекты детского чтенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
I. ВВЕДЕНИЕ Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у сту-дентов представления о специфике и основных закономерностях развития детской литературы как части художественной культуры о наиболее значительных и характерных произведениях детской цк. тературы, а также научить их анализировать тексты соответствуй, щего типа. Задачи курса: - дать представление об истории отечественной литературы д^я детей; - познакомить с наиболее репрезентативными текстами детс-кой литературы; - совершенствовать навыки анализа литературного процесса и художественных текстов в соответствии с предметом и постав_ ленной проблемой. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Спецкурс предполагает дальнейшее расширение знаний по кур. су «История русской литературы». Курс соотносится также с таки. ми дисциплинами, как психология, педагогика, история зарубу, ной литературы, теория литературы. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны представлять основные тенденции развития отечественной детской литературы, освоить методику анализа тек_ стов детской литературы, для чего необходимы посещение лекций чтение соответствующих художественных текстов, изучение рекомендованной к занятиям научной литературы, участие в коцт. рольных мероприятиях. Методическая новизна курса определяется его целью и зада. чами, позволяющими ознакомиться с основными тенденциями развития русской литературы для детей, обеспечивается оригинахц,. ными аналитическими разработками автора. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические аспекты детского чтения Тема 1.1. Детская литература как проблема литературоведения Понятия «детская литература», «круг детского чтения», «детская словесность». Критерии выделения детской литературы. Специфика детской читательской аудитории и принципы ее классификации. Функции детской литературы как искусства слова. Понятие социализации. Концепции детской литературы: «литература для всех» (В. Белинский), «учебник жизни» (М. Горький), «большая литература для маленьких» (С. Маршак) и др. Проблема адаптации «взрослых» текстов для детей. Виды детской литературы: научно-познавательная, развлекательная, «этическая». Направления и жанры детской литературы. История изучения детской литературы. Научно-критические и учебные издания, посвященные детской литературе. Методики анализа детской литературы.
Раздел 2. История русской детской литературы
Тема 2.2. Развитие образа ребенка в русской литературе Развитие образа персонажа-ребенка в русской литературе второй половины XIX в. Детство как лирическая, социально-психологическая и социально-бытовая тема. Автобиографические повести о детстве и отрочестве в русской литературе. Своеобразие жанра. Нравственно-психологическая проблематика автобиографических повестей и ее зависимость от конкретно-исторической концепции детства. «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова как «история ребенка» и «кладовая детских воспоминаний». «Диалектика души» в повести Л. Толстого «Детство». Психологическая проблематика в повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Развитие образа детства в произведениях А. Н. Толстого («Детство Никиты»), И. Шмелева («Лето Господне»), В. Катаева («Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»), В. Астафьева («Последний поклон»), Э. Лимонова («У нас была великая эпоха»), А. Сергеева («Альбом для марок»), Д. Гранина «Керогаз и другие. Ленинградский каталог»), Б. Минаева («Детство Левы»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом») и др.
Тема 2.11. Сказочное и фантастическое в творчестве Русских писателей XX века «Три толстяка» Ю. Олеши. Карнавально-игровой характер произведения; металитературное и социально-историческое в проблематике сказки. Юмористические сказки: «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина. Трансформации зарубежной классики в русской литературе для детей. Различные типы перелицовок литературных сказок. «Аня в Стране чудес» В. Набокова, «Золотой ключик» А. Толстого, «Снежная королева» и «Золушка» Е. Шварца, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Незнайки» Н. Носова. Советская фантастика для детей. Своеобразие конфликтов и характеров. А. Беляев. «Человек-амфибия» (или «Голова профессора Доуэля» — на выбор). Повести К. Булычёва.
Тема 2.12. Социально-психологические книги для детей + в советской литературе Проблема взросления и ее решение в повестях В. Катаева «Белеет парус одинокий», Р. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Этика и поэтика книг А. Гайдара. Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности его книг. Споры вокруг творческой биографии писателя. Ребенок и война как проблема литературы. «Школа» А. Гайдара; «Сын полка» В. Катаева; «Маленький солдат» А. Платонова; «Иван» В. Богомолова. «Школьная» повесть в советской детской литературе. Жанровая специфика. «Республика ШКИД»: «дневник педагогической неудачи» или «история победы педагогов»? «Дневник Кости Ряб-цева» (1926-1927): конкретно-историческое и универсальное в проблематике. «Витя Малеев в школе и дома»: преодоление схем соцреализма. Соотношение устойчивой жанровой формы и нового содержания в 1960-1980-е гг.
Образы детей и детства Достоевский Ф. Подросток. Неточка Незванова. Чехов А. Мальчики. Злой мальчик. Спать хочется. Андреев Л. Ангелочек. Петька на даче. Горький М. Страсти-мордасти. Сказки об Италии. Детство. Толстой А. Н. Детство Никиты. Платонов А. Котлован. Возвращение. Маленький солдат. Пастернак Б. Детство Люверс. Распутин В. Уроки французского. Век живи - век люби. Что передать вороне. Искандер Ф. Рассказы о Чике.
Исследования Билинскис Я. С. Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» / Я. С. Билинскис. Л., 1973. Варавва В. «Спасители Вселенной» (детство в русской философской культуре) / В. Варавва // Подъем. 2003. № 6. С. 11-29. Дворяшина Н. А. Лики детства в русской литературе Серебряного века / Н. А. Дворяшина // Изв. Урал, ун-та. № 55 (2008). Гум. науки. Вып. 15. С. 137-143. Лапонина Л. В. Мир глазами ребенка в рассказах А. П. Чехова 1880-х годов / Л. В. Лапонина // Рус. словесность. 2005. № 8. С. 23-28. Латынина А. Я играю в жизнь / А. Латынина // Новый мир. 2003. № 4. Могутин Я. Воспоминания русского панка, или Автопортрет бандита в молодости: послесловие к роману Эдуарда Лимонова «У нас была великая эпоха» / Я. Могутин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. Mitin.com Природа ребенка в зеркале автобиографии. М., 1998. Серафимова В. Ребенок в художественном мире Платонова и Распутина / В. Серафимова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 2003. С. 291-297. Черепкова Л. Детство как темпоральная категория в рассказах Платонова второй половины 1930-1940-х гг. / Л. Червякова// «Страна философов» Андрея Платонова С. 266-271.
Тема 2. 7. Политика детства и детская литература советского времени 1. Политика советского государства в отношении детей. 2. Советские детские организации. 3. «Пионерская» литература и ее жанры. 4. Взаимодействие советского и общечеловеческого в творчестве А. Гайдара, В. Каверина, Р. Фраермана, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто.
Художественные тексты ГолубеваА. Мальчик из Уржума. Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына (или: Ильина Ё. Четвертая высота. Журба П. Александр Матросов). Кленов В. Четверо из России (или: Самсонов С. По ту сторону). Прилежаева М. Под северным небом. Тексты по вопросу № 4 из общего списка художественных текстов.
Источники Маршак С. Я. Содоклад о детской литературе / С. Я. Маршак // Первый Всесоюз. Съезд совет, писателей. 1934: Стенограф, отчет. М., 1990. С. 20-38. Свердлова К. Слабый участок идеологического фронта (к вопросу о детской литературе) / К. Свердлова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.rU/sovlit/j/3155.html
Исследования Балина М. Воспитание чувств a la sovietique: повести о первой любви / М. Балина // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (058). С. 154-165. Богданов К. Самый человечный человечек // Веселые человечки. Культурные герои советского детства: сб. ст. / К. Богданов. М., 2008. С. 61-101. Гусарова К. Хворост в костер мировой революции: Пионеры К. Гусарова // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (058). С. 69-84. Келли К. Дети государства. 1935-1953 / К. Келли // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (058). С. 37-68. Леонтьева С. Г. Дети и идеология: пионерский случай / С. Г. Леонтьева // Какорея. Из истории детства в России и других странах. Тверь, 2008. С. 124-137. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы / Е. О. Путилова. М., 1982. Ронен О. Детская литература и социалистический реализм / О. Ронен // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 969-979. Снигирева Т. А. «Сын за отца не отвечает?»: комплекс безотцовщины в советской литературе / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов // Семейные узы: Модели для сборки. М., 2004. Т. 2. С. 83-102. Хеллман Б. «Великий друг детей». Образ Сталина в советской детской литературе / Б. Хеллман // История и повествование: сб. ст. М., 2006. С. 446-461. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям: смена литературных циклов / М. Чудакова // Новый мир. 1990. № 4 (Или: Чудакова М. Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого / М. Чудакова. М., 2001. С. 339-366). *** Алексеева М. И. Советская детская журналистика 1920-х гг. / М. И. Алексеева. М., 1983. Богатырева Ю. Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928). / Ю. Н. Богатырева. Л., 1972. Дети ГУЛАГа. 1918-1956. М., 2002. Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России. 1917-1977 / Л. Н. Колесова. Петрозаводск, 1998. Холмов М. Становление советской журналистики для детей / М. Холмов. Л., 1983.
Художественные тексты Пушкин А. Сказки. Жуковский В. Лесной царь. Спящая царевна. Мальчик -с-'палимс. Котик и козлик. Ершов П. Конек-горбунок. Крылов И. Басни. Мамин-Сибиряк Д. Емеля-охотник. Зимовье на Студеной. Аленушки-ны сказки. Серая Шейка. Гаршин В. Лягушка-путешественница. Бальмонт К. Фейные сказки. Блок А. Круглый год. Гумилев Н. Мак.
Мандельштам О. Примус. Кухня. Пастернак Б. Карусель. Зверинец. Маяковский В. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий. Что такое хорошо и что такое плохо. Что ни страница - то слон, то львица. Кем быть? Черный С. Стихи из сб. «Детский остров». Дневник фокса Микки (Кошачья санатория). Олеша Ю. Три толстяка. Платонов А. Гроза. Корова. Катаев В. Белеет парус одинокий. Цветик-семицветик. Сын полка. Зощенко М. Рассказы о Леле и Миньке. Рассказы о Ленине. Каверин В. Два капитана. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Шварц Е. Золушка. Снежная королева.
Исследования Галанов Б. Книжка про книжки / Б. Галанов. М., 1970. Гл. «Как найти город Трех Толстяков»; «Смотреть - видеть». Головчинер В. Е. Эпический театр Евгения Шварца / В. Головчинер. Томск, 1992. Ивич А. Воспитание поколений/А. Ивич. М., 1969. Липовецкий М. Поэтика литературной сказки / М. Липовецкий. Свердловск, 1992. С. 11-41; 90-103. Литовская М. «Феникс поет перед солнцем»: Феномен Валентина Катаева. Екатеринбург, 1999. С. 131-145; 158-188. Поликовская Л. Легенда и быль / Л. Поликовская, Е. Биневич // Житие сказочника. Евгений Шварц. М., 1991. С. 5-16. Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. Литературные очерки / В. Приходько. М., 1980. Рассказы об авторах ваших книг. XX век / под ред. М. И. Мещеряковой. М., 1997. Сивоконь С. И. Веселые ваши друзья. Очерки о юморе в советской литературе для детей / С. И. Сивоконь. М., 1986.
Тема 2.15. Современная русская литература для детей 1. Образ детства сквозь призму современного книгоиздания для детей. Характеристика одного из детских журналов 2000-х гг. 2. Образ мира в творчестве современных детских поэтов (Тим Собакин, М. Бородицкая, Р. Муха, А. Зайцев, А. Левин и др.). 3. Философия для маленьких в современной детской литературе (А. Кутерницкий; В. Кротов; С. Седов и др.). 4. Массовая литература и дети (современный «детский» детектив, «книги для девочек» и т. п.).
Художественные тексты Андрианов М. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Бородицкая М. Стихи. Геваргизов А. Записки выдающегося двоечника. Эдмонт. Георгиев С. Ёлки-палки, фельдмаршал Пулькин! Простодушный Ганс. Запахи миндаля. Когда я снова стану взрослым. Емец Д. Тайна «Звездного странника». Козлов С. Сказки. Кротов В. Червячок Игнатий и его открытия: Сказки. Кургузое О. Наш кот - инопланетянин: Рассказы маленького мальчика. Кутерницкий А. Госпожа странная мысль. Лаврова С. Остров, которого нет. Москвина М. Моя собака любит джаз. Муха Р. Гиппопопоэма. Немного про осьминога и др. стихи. Остер Г. Вредные советы. Седов С. Сказки несовершенного времени. Сказки для мам." Сотников В. Поросенок.ш (или: любой автор, пишущий « детские де тективы»). Собакин Тим. Стихи. Усачёв А. Большая азбука. Ужастики. Иван-Дурак. Чудаков М. Дела и ужасы Жени Осинкиной. Не для взрослых. Время читать! Полка первая.
Исследования Акунин Б. Детская книга / Б. Акунин. М, 2008. Арзамасцева И. Русская книга для «маленького Сенеки»: заметки историка детской литературы / И. Арзамасцева // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (058). С. 145-153.
Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике / Л. Звонарева // Дет. лит. 2002. № 3. С. 10-14; №4. С. 16-20. Кайгородова В. Современные российские журналы для детей: тенденции и проблемы / В. Кайгородова // В измерении детства: Статьи о детской литературе. Пермь, 2008. С. 153-163. Рудова Л. Остер: от вредных советов до президентского сайта / Л. Ру-дова // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (058). С. 192-202. Славникова О. Кто кому «добренький», или Великая Китайская стена / О. Славникова // Октябрь. 2001. № 3. Передача «Литература для подростков» на: htrp://echo.msk.ru/programs Чудинова В. П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки / В. П. Чудинова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. allpress.ru/publ.php?dat=2005-06-06 (дата обращения: 08.07.2009).
Электронные ресурсы http://www.hrono.info/proekty/rg/detskaya.html http://www.eralash.ru/ http://www.klepa.ru/ http://www.kykymber.ru/ http://www.murzilka.org/ http://www.merrypictures.ru/
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Детская литература: объем понятия, специфические черты. 2. Основные функции детской литературы. 3. Основные этапы формирования и развития детской и юношеской литературы в Европе и России. 4. Роль сказки в литературе для детей. Фольклорная и литературная сказка. Анализ творчества одного из современных сказочников (С. Козлов, М. Москвина, С. Георгиев и др.). 5. Художественное своеобразие сказок В. Жуковского. 6. Сказки А. Пушкина. 7. Сказочная фантастика В. Одоевского и А. Погорельского. 8. «Конек-горбунок» П. Ершова: проблема художественной оригинальности. 9. Жанр сказки в творчестве Н. Вагнера (С. Аксакова). 10. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. 11. Д. Мамин-Сибиряк как детский автор. 12. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе второй половины XIX века (С. Аксаков, Л. Толстой, Н. Гарин-Михайловский). 13. Стихи для детей в творческой практике «взрослых» поэтов 1910-1920-х гг. 14. Комическое и лирическое в поэзии и прозе для детей Саши Черного. 15. Сентиментальные повести для детей. Творчество Л. Чарской. 16. Детская литература и советская идеология. 17. «Пионерская» литература: герои, проблемы, жанры. 18. Детская литература в творчестве К. Чуковского. 19. Детская литература в творческой биографии С. Маршака. 20. «Три толстяка» Ю. Олеши. 21. «Новый мир» в детской литературе («Приключения Травки» С. Розанова, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, рассказы А. Платонова и др.) 22. Поэзия А. Барто. 23. Творчество для детей С. Михалкова. 24. Детские рассказы М. Зощенко. 25. «Школьная» тема в литературе 1920-1950-х гг. («Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева; «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева; «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой; «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова и др.). 26. Творчество обэриутов для детей. 27. Книги для детей А. Н. Толстого. 28. Советские перелицовки зарубежных сказок (А. Волков, Е. Шварц и др.). 29. Автобиографическая повесть в литературе 1930-1940-х гг. («Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Кондуит и'Швамбрания» Л. Кассиля). 30. Проблема взросления в детской литературе 1930-1950-х гг. («Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Два капитана» В. Каверина и др.). 31. Творчество А. Гайдара и современная полемика вокруг его произведений. 32. Проблема «дети и война» в литературе. 33. Творчество Н. Носова. Трилогия о Незнайке. ^ 34. Своеобразие детской фантастики (два произведения - В. Обручев, К. Нефедьев, А. Беляев, К. Булычев и др. - по выбору). 35. Лирические повести Ю. Коваля (В. Драгунского, В. Голяв-кина - двух авторов по выбору). 36. Мир детей и мир взрослых в произведениях Р. Погодина (А. Алексина, В. Железникова, В. Киселева, Ю. Томина - двух авторов по выбору). 37. Стихи О. Григорьева (Г. Остера, Г. Сапгира, Б. Заходера-по выбору). 38. Творчество Э. Успенского и Л. Давыдычева. 39. Проза В. Крапивина. 40. Познавательная литература для детей. Анализ творчества двух авторов: В. Бианки, М. Ильин, Я. Перельман, В. Обручев, A. Дорохов, Я. Ларри, Б. Дижур, С. Сахарнов, Н. Кончаловская, С. Алексеев, В. Кротов, М. Чудакова. 41. Современная детская литература: общие тенденции. 42. Детские книги А. Усачева, А. Геваргизова, С. Георгиева, B. Левина, Р. Мухи, М. Чудаковой и др. - анализ творчества двух авторов по выбору студента.
Окончание таблицы
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература - Художественные тексты
Аксаков С. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. Алексин А. Мой брат играет на кларнете (или: Безумная Евдокия). Бальмонт К. Фейные сказки. Барто А. Игрушки. Болтунья. Девочка с букетом. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. Бианки В. Лесная газета. Благинина Е. Вот какая мама! - • Блок А. Круглый год. * Бляхин П. Красные дьяволята. Вагнер Н. Сказки Кота-Мурлыки. Введенский А. Сказка о девочке Маше, кукле Елизавете Петровне, кошке Ниточке и собаке Петушке. Волков А. Волшебник Изумрудного города. Гайдар А. Р. В. С. Школа. Военная тайна. Судьба барабанщика. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда. Гарин-Михайловский Н. Детство Темы. Гаршин В. Лягушка-путешественница. Сказка о жабе и розе. То, чего не было. Голявкин В. Наши с Вовкой разговоры. Мой добрый папа. Горький М. Воробьишке Самовар. Про Иванушку-дурачка. Гумилев Н. Мак. Драгунский В. Денискины рассказы. Житков Б. Морские истории. Почемучка. Про волка. Как я ловил человечков. Жуковский В. Спящая царевна. Птичка. Котик и козлик. Маль-чик-с-пальчик. Зощенко М. Рассказы о Леле и Миньке. Рассказы о Ленине. Ильин М. Сто тысяч почему.. - Каверин В. Два капитана. -.{ Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Катаев В. Белеет парус одинокий. Цветик - семицветик. Сынполка. Коваль Ю. Алый. Чистый Дор. Недопесок. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Мамин-Сибиряк Д. Серая Шейка. Зимовье на Студеной. Аленушкины сказки. Мандельштам О. Примус. Кухня. Маршак С. Кошкин дом. Детки в клетке. Сказка о глупом мы шонке. Багаж. Почта. Пожар. Цирк. Вот какой рассеянный- Рассказо неизвестном герое. Мистер Твистер. Маяковский В. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий. Что такое хорошо и что такое плохо. Что ни страница - то слон, то львица. Кем быть? Михалков С. Граница. Миша Корольков. Поросята. Дядя Степа. Мы с приятелем. Фома. Любимые вещи. Про мимозу. А что у вас? Песенка друзей. Набоков В. Аня в Стране чудес. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. Некрасов Н. Дедушка Мазай и зайцы. Железная дорога. Накануне Светлого праздника. Школьник. Носов Н. Приключения Незнайки. Фантазеры. Бобик в гостях у Барбоса. Обручев В. Плутония. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева. Одоевский В. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Червячок. Столяр. Олеша Ю. Три толстяка. Осеева В. Васек Трубачев и его товарищи (или: Динка). Пантелеев Л. О Белочке и Тамарочке. Честное слово. Пастернак Б. Карусель. Зверинец. Платонов А. Гроза. Корова. Маленький солдат. Погодин Р. Рассказы о веселых людях и хорошей погоде. Книжка про Гришку. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Пришвин М. Кладовая солнца. Пушкин А. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Сказки. Розанов С. Приключения Травки. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Толстой Л. Детство. Рассказы и сказки из «Азбуки» и «Новой азбуки» (Филипок. Корова. Три медведя. Лев и собачка. Булька. Акула. Кавказский пленник и др.). Кому у кого учиться писать -крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? Ульянова-Елизарова А. Детские и школьные годы Ильича. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот (или: Про Веру и Анфису. Крокодил Гена и его друзья). Ушинский К. Рассказы и сказки из книги «Родное слово» (4-5 по выбору). Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Хармс Д. Миллион. Врун. Цирк Принтинпрам. О том, как папа застрелил мне хорька. Удивительная кошка. Бульдог и таксик. Умная Маша и ее бабушка. Чарская Л. Княжна Джаваха (Институтка, Вторая Нина и др. -одна повесть по выбору). Чарушин Е. Рассказы. Черный С. Стихи из сб. «Детский остров». Дневник фокса Микки (Кошачья санатория). Честняков Е. Иванушко. Лесное яблоко. Чуковский К. Крокодил. Муха-Цокотуха. Бармалей. Тараканище. Телефон. Доктор Айболит. Федорино горе. Мойдодыр. Чудо-дерево. Путаница. Федотка. Закаляка. От двух до пяти (гл. «Заповеди для детских поэтов»). Шварц Е. Снежная королева (или: Золушка).
Учебные пособия Арзамасцева И. Н. Детская литература. 3-е изд. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. М., 2005 (а также последующие издания). Губергриц А. М. Русская детская литература последних десятилетий XIX - начала XX века: учеб. пособие по истории рус. дет. лит. / А. М. Губергриц. Таллинн, 1998. Детская литература: учебник / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.; под ред. Е. Е. Зубаревой. М., 2004. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Н. Мельников. М., 1987. Минералова И. Г. Детская литература: учеб. пособие / И. Г. Ми-нералова. М., 2002. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1917-1941 / Е. О. Путилова. М., 1982. Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец X -первая половина XIX в.: учеб. пособие для ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов / Ф. И. Сетин. М., 1990.
Исследования Общие проблемы детства как культурного феномена Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арь-ес. Екатеринбург, 1999. Борисов С. Рукописный девичий альбом (любое изд.). Борисов С. М. Энциклопедический словарь русского детства / С. М. Борисов. Шадринск, 2008. Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890-1990): антол. текстов «Взрослые о детях и дети о себе»: в 2 ч. Тверь, 2008. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л. Г. Береговая, В. И. Логинова. М., 1992. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М., 2003. Лойтер С. М. Феномен детской субкультуры /СМ. Лойтер. Петрозаводск, 1999. Осорина В. Секретный мир детей в пространстве взрослых / B. Осорина. СПб., 2004. Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды / В. П. Чудинова // Дети и культура. М., 2007. C. 131-164. Костюхина М. Золотое зеркало. Русская литература для детей XVIII-XIX вв / М. Костюхина. М., 2008. Костюхина М. Игрушка в детской литературе / М. Костюхина. СПб., 2008. Нарский И. В. Фотокарточка на память. Семейные истории, фотографические послания и советское детство: (Автобио-исто-рио-графический роман) / И. В. Нарский. Челябинск, 2008. Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования / А. А. Сальникова. Казань, 2007. С. 11-64. *** Ганкина Э. 3. Детская книга вчера и сегодня. По материалам зарубежной печати / Э. 3. Ганкина. М., 1988. Художники детской книги о себе и своем искусстве. М., 1987.
Электронные ресурсы http://childcult.ru/ Образ детства и русская детская литература Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900— 1930 годов / И. Н. Арзамасцева. М., 2003. БалинаМ. У истоков детской советской литературы: иллюзии и факты / М. Балина // В измерении детства: ст. о дет. лит. Пермь, 2008. С. 11-24. Бегак Б. А. Классики в стране Детства / Б. А. Бегак. М., 1983. Бегак Б.А. Тропинками тайны: Приключенческая литература и дети / Б. А. Бегак. М., 1985. Булычёв К. Падчерица эпохи: избр. работы о фантастике / К. Булычёв. М., 2004. Веселые человечки: Культурные герои советского детства: сб. ст. М., 2008. (Статьи К. Богданова, М. Липовецкого, М. Загидулли-ной, И. Кукулина, С. Ушакина). Галанов Б. Книжка про книжки / Б. Галанов. М., 1970. Горелик М. Детское чтение / М. Горелик // Новый мир. 2005. № 6. С.168-175. Детский сборник: ст. по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-80-х годов XX века(Н. Н. Носов„В. Ю. Драгунский, В. П. Крапивин) / Л. В. Долженко. Волгоград, 2001. Ивич А. Природа, дети / А. Ивич. М., 1980. Кондаков И. В. Детство как убежище, или «Детский дискурс» советской литературы / И. В. Кондаков // Какорея: Из истории детства в России и в других странах: сб. ст. и материалов. М.; Тверь, 2008. С.138-167. Левина Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества / Е. Р. Левина, М. Б. Иноземцева. М., 1991. Литовская М. А. Хорошие книги о хороших людях: (О феномене детской литературы) / М. А. Литовская // Филол. класс. 2004. № П. С. 56-66. Литовская М. А. Мальчики и девочки времен Республики ШКИД: о двух «школьных» повестях 1920-х годов / М. А. Литовская, Ю. В. Матвеева //Семант. поэтика. Екатеринбург, 2008. С. 313-321. Лойтер С. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору / С. Лойтер. Петрозаводск, 2005. Майофис М. Семиотика детства / М. Майофис, И. Кукулин // Новое лит. обозрение. 2002. № 6 (58). С. 272-284. Мальчики и девочки: реалии социализации. Екатеринбург, 2004. С. 163-173. (Статьи Т. А. Кругловой; И. Л. Савкиной; Т. А. Сниги-ревой, А. В. Подчиненова; В. В. Химич, Н. П. Хрящевой). Мещерякова М. И. О школе - с тревогой и любовью: Поиски и обретения современной «школьной» прозы для детей и юношества / М. И. Мещерякова. М., 1993. Невский Б. Советская детская фантастика / Б. Невский // Мир фантастики. 2006. № 37. Невский Б. Детское фэнтези/ Б. Невский// Мир фантастики. 2004. № 6. Неелов Е. М. Сказка, фантастика, современность / Е. М. Неелов. Петрозаводск, 1987. Петровский М. Книги нашего детства / М. Петровский. СПб., 2006. Рассадин С. «Так начинают жить стихом...»: книга о поэзии для детей / С. Рассадин. М., 1967. Сивоконь С. И. Уроки детских классиков / С. И. Сивоконь. М., 1990. Чуковский К. От двух до пяти (любое изд.). Гл. 6: «Заповеди детских поэтов». Штейнер Е. Авангард и построение нового человека: Искусство советской детской книги 1920-х годов / Е. Штейнер. М., 2002. Персоналии Кошелев В. А. Время Аксаковых / В. А. Кошелев // Лит. в школе. 1993. №4. С. 9-16. Николаева С. А. Анатолий Алексин. Очерк творчества / С. Николаева. М., 1986. Шайтанов И. О людях лет тринадцати и о каждом из нас / И. Шайтанов // Знамя. 1978. № 7. Жизнь и творчество Агнии Барто. М., 1989. Арзамасцева И. НО Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Дет. лит. 1997. № 1. С. 14-18. Ефремов А. Три попытки Аркадия Гайдара / А. Ефремов // Гайдар А. Судьба барабанщика. СПб., 2000. С. 5-37. Камов Б. Н. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества / Б. Н. Камов. М, 1979. Литовская М. А. «Тревога» как главная героиня прозы А. Гайдара /М. А. Литовская //Текст. Поэтика. Стиль. Екатеринбург, 2004. С. 315-332. Перечитывая Гайдара сегодня. М., 2004. Творчество Аркадия Гайдара. Герой. Жанр. Слог. М., 2006. Сухинов С. Что такое Изумрудный город? / С. Сухинов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http.://emeraldcity.ru Гордович Н. Г. Н. Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники / Н. Г. Гордович. Харьков, 1984. Миронов Г. М. Поэт нетерпеливого сознания. Н. Г. Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Общественная деятельность / Г. М. Миронов. М., 1965. Юдина И. МН.Г. Гарин-Михайловский. Жизнь и литературно-общественная деятельность / И. М. Юдина. Л., 1969. Фишкин И. Владимир Железников. Гид по стране детства / И. Фишкин//Октябрь. 2005. № 8. Круглова Т. А. «Два капитана»: 35 лет спустя / Т. А. Круглова // Изв. Урал, ун-та. 2003. № 28. С. 205-210. Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» / М. А. Литовская // Изв. Урал, ун-та. 2003. № 28. С. 211-220. Ковалиная книга: Вспоминая Юрия Коваля. М., 2008. Миночкина Л. И. Д. Н. Мамин-Сибиряк - миру детства / Л. И. Ми-ночкина. Челябинск, 2007. Галанов Б. С. Я. Маршак. Жизнь и творчество / Б. Галанов. М., 1965. Гаспаров М. Л. Маршак и время / М. Л. Гаспаров // Лит. учеба. 1994. №6. Гейзер М. Маршак / М. Гейзер. М., 1996. Сарнов Б. Страна нашего детства / Б. Сарнов. М., 1967. Александров В. П. С. Михалков: биография творчества / B. П. Александров. М., 1986. Галанов Б. Сергей Михалков: очерк творчества / Б. Галанов. М., 1972. Жизнь и творчество Николая Носова. М., 1985. Райков А. Незнайка / А. Райков // Новый мир. 2005. № 3. C. 131-142. Гудов В. Приключения Буратино в семиотической перспективе, или Что видно в скважину от золотого ключика... / В. Гудов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://poetikal.narod.ru/sbornik/ gudov.htm (дата обращения: 08.07.2009). Зиман Л. Товарищ Пиноккио и индустриальный магнат Кара-бас Барабас / Л. Зиман // Дет. лит. 1991. № 3. С. 62-65. Липовецкий М. Памяти Буратино / М. Липовецкий // Искусство кино. 2001. №5. С. 49-52. Степанов Ю. Буратино / Ю. Степанов // Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С. 811-826. Жизнь и творчество Р. И. Фраермана. М., 1981. Николаев В. Путник, шагающий рядом: очерк творчества Р. Фраермана / В. Николаев. М., 1986. Паустовский К. Рувим Фраерман / К. Паустовский // Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М., 1970. С. 26-34. Чуковский К. И. Дневник: в 2 т. / К. И. Чуковский. М.. 1994, 1997. Корней Иванович Чуковский: библиограф, указатель / сост. Д. А. Берман. М., 1999. Карлова Т. К. Чуковский - журналист и литературный критик / Т. К. Карлова. Казань, 1988. Лукьянова И. Корней Чуковский / И. Лукьянова. М., 2007. Петровский М. С. Книга о Корнее Чуковском / М. С. Петровский. М., 1966. Тынянов Ю. Корней Чуковский ' Ю. Тынянов // Жизнь и творчество Корнея Чуковского: сб. ст. / сост. В. Берестов. М.. 1978. С.78-84.
I. ВВЕДЕНИЕ Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у сту-дентов представления о специфике и основных закономерностях развития детской литературы как части художественной культуры о наиболее значительных и характерных произведениях детской цк. тературы, а также научить их анализировать тексты соответствуй, щего типа. Задачи курса: - дать представление об истории отечественной литературы д^я детей; - познакомить с наиболее репрезентативными текстами детс-кой литературы; - совершенствовать навыки анализа литературного процесса и художественных текстов в соответствии с предметом и постав_ ленной проблемой. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Спецкурс предполагает дальнейшее расширение знаний по кур. су «История русской литературы». Курс соотносится также с таки. ми дисциплинами, как психология, педагогика, история зарубу, ной литературы, теория литературы. Требования к уровню освоения содержания курса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.279 с.) |