Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов



(с 3-х до 12-ти лет)

 

Основные цели программы «Мироведение»:

- всестороннее развитие индивидуальности ребёнка, его личностных качеств и творческих способностей;

- расширение мировоззрения, развитие интеллекта и духовности ребёнка;

- знакомство с целостной картиной мира и местом человека в Мироздании;

- взаимосвязь ребёнка с окружающей действительностью через осмысление личного опыта и опыта предков, а также – знакомство с первоисточниками (Ведами) своего народа;

- освоение родной речи;

- развитие ценностных представлений ребёнка (материальных, культурных, духовных), соответственно его сословию и индивидуальному уровню развития.

Основные задачи программы «Мироведение»:

1. Научить ребёнка осознавать присутствие жизни во всём сущем и её самосовершенствование через опыт упорядочивания себя и окружающего пространства (внутри себя, вокруг себя, в семье, в обществе).

2. Дать изначальные сведения о существовании 4-х царств Природы: минерального, растительного, животного, человеческого. Научить понимать их взаимосвязь.

3. Помочь осознать взаимосвязь человека со стихиями Природы: Землёй, Водой, Воздухом, Огнём, Эфиром. Знакомство с их основными свойствами, знакомство со служебными духами Природы.

4. Обучить ребёнка умению различать предметы и явления по их качествам, свойствам и характеристикам: цвету, вкусу, запаху, звуку, облику, величине и т.д.; отличать особенности и общие признаки предметов и явлений нашего мира.

5. Научить распознавать различные, общие и всеобщие качества микрокосма и макрокосма. Знакомство с ближним и дальним Космосом.

6. Научить ребёнка понимать особенности течения времени и последовательности событий: вчера – сегодня – завтра, прошлое – настоящее – будущее, раньше – позже – сейчас, возраст внутренний и внешний, календарное и вселенское время, круговорот времён года и событий в обществе, понятие вечности и пр. Знакомство с основными мерами времени.

7. Обучить умению определять свойства движения: действие, противодействие, взаимодействие предметов и явлений. Знакомство с общими и отдельными законами движения.

8. Развить пространственные представления ребёнка: от простых представлений (справа-слева, вверху-внизу, снаружи-внутри и т.д.) к сложным (понятие о трёхмерном измерении и многомерности миров). Научить находить местоположение в пространстве по солнцу, звёздам, картам и определять стороны света по природным приметам.

9. Развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (через ощущения, восприятия, представления) и другие виды мышления (словесно-логическое, творческое, интуитивное, продуктивное и пр.).

10. Обучить ребёнка приёмам умственных действий (размышлению, сравнению, обобщению) и выявлению общего, различного, подобного.

11. Взрастить и совершенствовать общеучебные умения и навыки: понимание поставленной цели, обдумывание действий и нахождение путей решения задачи, осуществление и проверка решения, самостоятельное исправление ошибки, подчинение определённым правилам поведения и т.д.

12. Привить ребёнку желание и способность к самовоспитанию и самообучению.

13. Обучить чёткому изложению своих мыслей: устно, письменно, с помощью жестов и различных видов творчества.

14. Привлечь семью к домашнему обучению и развитию ребёнка. Объяснение взаимосвязи семейных ценностей и взаимопонимания в семье с мировоззрением и воспитанием ребёнка (с учётом возрастных особенностей, различий мужского и женского начал, сословности).

15. Познакомить ребёнка с природой родного края и культурным наследием своего народа: обычаями, обрядами, ремёслами, преданиями, произведениями искусства и прочим достоянием.

 

Тема I: «СТИХИИ ПРИРОДЫ»

 

СТИХИЯ ЗЕМЛИ

Земля – пустыня, равнина, возвышенность, плоскогорье, нагорье, горы, материк, планета Земля, другие земли (планеты).

 

Словарные примеры:

«Земля обетованная», «Горсть земли», «Пуп земли», «Земля Санникова», «Знойная пустыня», «Как в пустыне», «Русская равнина», «Среднерусская возвышенность», «Травянистое плоскогорье», «Каменистое нагорье», «Снежные горы», «Древний материк», «Земля-матушка», «Зелёная планета», «Населённые земли» и пр.

 

Свойства стихии Земли:

Сыра, тяжела, тверда, спокойна, основательна, уравновешенна.

Женское начало, энергия Инь.

Цвета: коричневый, жёлто-коричневый, зелёно-коричневый, тёмно-зелёный, чёрный.

 

Взаимосвязь с другими стихиями и существами:

Земля оплодотворяется и переносится водой. Частицы земли переносятся и разрыхляются воздухом, скалы рассекают воздух. Порода расплавляется огнём, земля останавливает огонь. Земля питает и поддерживает жизнь других существ, соединяясь со всеми стихиями и существами через Эфир, наполненный их чувствами, мыслями, желаниями.

Знаки Зодиака – Телец, Дева, Козерог.

В теле человека – позвоночник, кости, толстый кишечник, система выведения шлаков, микроэлементы и витамины, нужные для питания клеток тела.

 

Исследования:

Красота и виды (пейзажи, картины) земли; цвет, запах, вкус, дыхание, тепло земли, холод камня. Прикосновение (осязание) земли.

Состав земли: песок, глина, суглинок, чернозём, торфяник, вечная мерзлота, осадочные, вулканические и глубинные породы. Природные ископаемые и руда. Драгоценные камни и металлы, кристаллы и самоцветы, поделочные камни.

Круговорот земли в природе: земля вскармливает растения, растения поедаются животными и людьми, погибшие растения и животные образуют почву, человек живёт на земле.

Земная поверхность (ландшафт): поле, овраг, ущелье, холм, гора, бархан и прочее.

Строение и дыхание земной коры.

Очертания (рельеф) суши и дна океанов. Причины их изменений.

Изменения очертаний суши, морей и океанов с древнейших времён.

Путешествия и открытия новых земель в древности. Известные путешественники и землеописатели.

Землеописание России с древнейших времён. Природные зоны современной России.

Географические и геодезические карты. Топографические знаки и условные обозначения. Правила составления плана местности.

География: материк, полуостров, остров, атолл; страна, столица, город, весь, деревня, село, станица, хутор, починок.

Положение планеты Земля в нашей Вселенной, очертания Земли.Другие земли (планеты) в ближнем космосе.

Неблагоприятные проявления стихии: землетрясение, засуха, распутица, трясина, оползень, сель, обвал и другие. Болезни стихии Земли – дистрофия, авитаминоз, хрупкость костей и пр.

Наследие предков: Сказы и предания разных народов о происхождении Земли. Сказки о жизни камней, гор, пустынь, полей и пр.

Общение человека со стихией Земли:

Общение со служебными духами стихии Земли: межевиками, полевиками, копарями (гномами), зеленчуками, кладенцами и другими. «Гений места»: духи камней, гор, пустынь, лесов и пр.

Знакомство с народными праздниками и обрядами, посвещёнными стихии Земли (например – праздники Макоши, посевная, начала сенокоса, праздник жатвы, добыча соли, обряды переезда с места на место, закладка дома, освещение нового места жительства).

Наука плодородия и земледелия. Общение с садоводами, огородниками, рудознатцами, зодчими, ваятелями, гончарами, кузнецами, камнерезами, лесниками, скалолазами, путешественниками.

Влияние стихии Земли на здоровье, поведение, характер, чувства человека. Продукты стихии Земли.

Оздоровление человека с помощью стихии Земли: созерцание видов земной природы, босохождение, правильное питание, лечение с помощью камней (литотерапия), соли и глины, грязевые ванны и прочее.

 

Упражнения:

Труд на огороде, в саду, в поле, в горах, в лесу, в мастерской.

Лепка из глины и теста, песчаные и каменные постройки. Рисование с помощью мела, угля и минералов видов земли (пейзажей), составление мозаик из камней, изготовление бус, очелий, ожерелий, оберегов из глины, теста, коры, камней, семян. Озвучивание характера различных видов земли.

Составление минералогических коллекций и описание полезных ископаемых своего края. Изготовление схем, планов и карт местности.

Основы безопасности: умение находить нужную дорогу, строительство различных укрытий, помощь при ушибах и переломах, питание дикорастущими растениями, способы изготовления посуды из глины, использование камней для добычи огня и самозащиты, поведение при обвале и пр.

 

Использование стихии Земли: в быту (строительство домов, изготовление глиняной посуды, игрушек, оберегов), медицине (лечение минералами, глиной, солью), науке (использование излучений кристаллов), промышленности (строительные материалы, металлические инструменты, станки, машины), искусстве (зодчество, ваяние, украшения).

Примеры проявления стихии Земли в русских народных сказках:

Мать-сыра земля, Хозяйка Медной горы, Золотая баба, Горыня, Остров Буян, Камень-Алатырь, Лысая гора, Лукоморье, Тяга земная, Берегини, Межевики, Полевик, Житный дед, Спорыш, Копари, Микула Селянинович.

 

Божества стихии Земли:

Макошь, Притхиви, Велес, Овсень, Дидиля, Жива, Кострома, Сева.

 

СТИХИЯ ВОДЫ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.013 с.)