Конкретная ситуация. Методы мозговой атаки. Метод 6.3.5. и их практическое применение в туристском бизнесе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретная ситуация. Методы мозговой атаки. Метод 6.3.5. и их практическое применение в туристском бизнесе.



Примеры практического использования в туризме метода мозговой атаки и метода Гордона.

Метод мозговой атаки является одним из групповых методов экспертной оценки, предложен американским консультантом в области рекламы А.Осборном. При Реализации данного метода набирается группа высококвалифицированных специалистов. Метод заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. Для успешного применения данного метода необходимо выполнить ряд условий: - в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

- оптимальная продолжительность заседания — от 15 до 30 минут;

- количество предложений важнее, чем их качество;

- нет никаких авторских прав на идеи, любой участник может перенять и развить идеи другого;

- критика в любом виде запрещена; логика, опыт, аргументы «против» только мешают;

- иерархический уровень участников не должен слишком различаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций;

- принятое решение является результатом совместных усилий.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Идеи, полученные во время заседания, протоколируются и затем оцениваются.

По методу Гордона перед участниками мозговой атаки не следует ставить конкретную задачу, такую, например, как «Что нужно сделать для увеличения объема продаж услуг нашей фирмы?» Нужно лишь очертить общую сторону проблемы. В нашем примере это может быть сформулировано так: «Какие применялись ранее и применяются сейчас пути увеличения объемов продаж услуг нашей фирмы?» После обсуждения этой проблемы эксперты-специалисты делают конкретные выводы уже по конкретной задаче.

Метод Гордона, в отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы устоявшимися представлениями и привычными шаблонами. Заседание открывает ведущий, который в самых общих выражениях излагает некую концепции, связанную с интересующей его проблемой. Участники группы высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые другие вопросы, имеющие к ней отношение. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой, собственно, и затевалось все обсуждение. В результате участники начинают высказывать уже совершенно конкретные предложения и излагать свои мысли о том, как реализовать задуманное.

 

 

ПРИМЕР АНКЕТЫ

Анкета изучения общественного мнения по вопросам развития туризма в г. Алматы

 

Алматы перестав быть основной столицей, нисколько не снизил имидж и статус, оставаясь, видимо, еще надолго визитной карточкой Казахстана, представляющей город и как туристскую столицу республики. В новом веке Алматы обещает быть крупнейшим туристским мегаполисом Казахстана. Здесь находится большинство турфирм, классных отелей, украшающих город и обеспечивающих соответствующий прием гостей. Сотни туристских объектов в самом городе, а также его притяжении – от Тамгалы до Хан – Тегри и Балхаша на расстоянии уик–энда и наиболее длительное расстояние делают город чрезвычайно привлекательным. Но все ли возможности используются в Алматы этой приоритетной во всем мире отрасли экономики, что подтверждает и программа “Казахстан 2030”? Раз Алматы претендует на туристский центр, то этой идее должна быть подчинена и вся инфраструктура города, в обслуживании которой будут заняты большое количество его жителей. Что для этого делается? Как к этому относятся руководство города и области, турфирмы, рядовые граждане, ученые, профессионалы туризма, студенты, школьники и пенсионеры, являющиеся одновременно и потенциальными туристами, и частью инфраструктуры, используемой в сфере обслуживания? Чтобы лучше узнать что мы предлагаем анкету, ответы на вопросы которой помогут лучше понять проблемы, стоящие перед общественностью города в области туризма.

1) Ваша демографическая характеристика?

-пол

-возраст

-профессия (работа, учеба)

-семейное положение

-используемый язык и вероисповедание

 

2) Как вы относитесь к туризму? Это:

-отдых

-спорт

-познание окружающего мира

-наука (изучение истории города, республики, зарубежья)

-психологическая разгрузка

-баловство

-образ жизни

-выгодный бизнес

-другое

 

3) Ваше личное участие в одной из сфер туризма

–активное, систематическое

-время от времени

-наблюдение со стороны (не соприкасаюсь)

-профессия

 

4) Что мешает вам участвовать в туризме?

-отсутствие инфраструктуры в республике, в городе

-общие финансовые затруднения

-дороговизна снаряжения, транспорта

-отсутствие или несовершенство объектов выбранного вами вида туризма

-возможности вашего здоровья

-возрастные ограничения

-семейное положение

-отсутствие информации, рекламы

-другое

 

И т.д.

 

60. Разработать практические рекомендации по построению конкурентной карты рынка, объяснить ее роль в оценке конкурентной среды туристского предприятия.

Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке.

Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:

- занимаемой рыночной доли;

- динамики рыночной доли.

Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений туристских предприятий на рынке:

- лидеры рынка;

- предприятия с сильной конкурентной позицией;

- предприятия со слабой конкурентной позицией;

- аутсайдеры рынка.

При всей важности показателя рыночной доли необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенденции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли.

Для определения степени изменения конкурентной позиции целесообразно выделить типичные состояния предприятия по динамике его рыночной доли:

- предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией;

- предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;

- предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;

- предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым — аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).

При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.

Так в течение шести месяцев «разведчики» фирмы «Marriott» разъезжали по стране, собирая данные относительно гостиниц для туристов, — рынка, на который их фирма собиралась внедряться.

Конкретная ситуация. Методы мозговой атаки. Метод 6.3.5. и их практическое применение в туристском бизнесе.

Метод мозговой атаки является одним из групповых методов экспертной оценки, предложен американским консультантом в области рекламы А.Осборном. При Реализации данного метода набирается группа высококвалифицированных специалистов. Метод заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. Для успешного применения данного метода необходимо выполнить ряд условий: - в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

- оптимальная продолжительность заседания — от 15 до 30 минут;

- количество предложений важнее, чем их качество;

- нет никаких авторских прав на идеи, любой участник может перенять и развить идеи другого;

- критика в любом виде запрещена; логика, опыт, аргументы «против» только мешают;

- иерархический уровень участников не должен слишком различаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций;

- принятое решение является результатом совместных усилий.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Идеи, полученные во время заседания, протоколируются и затем оцениваются.

Метод мозговой атаки имеет множество вариантов реализации. Одним из них является метод «6.3.5». Суть его состоит в том, что 6 специалистов за 5 минут предлагают 3 варианта прогноза относительно развития рынка и продвижения на него продуктов. Данный метод исключительно важен для получения случайных результатов.

Свои ответы сотрудники пишут на специальных раздаваемых для этой цели бланках. Через пять минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 сотрудников. Таким образом, за полчаса фирма получает 108 новых предложений! Особенно плодотворен метод «6.3.5» для поиска идей относительно нового продукта. Накопленные за короткие промежутки времени предложения, которых набирается сотни и тысячи, затем тщательно анализируются и обсуждаются.

 

49. Практические примеры и ситуации в применении метода Дельфи и метода синектики.

Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Его название происходит от древнегреческого города Дельфы, известного еще в античные времена оракулом, предсказывавшим будущее.Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз. Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура. В результате обработки анкет экспертов организаторами формулируется коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов. Метод Дельфи может эффективно использоваться в маркетинговой деятельности туристского предприятия, в частности для изучения и прогнозирования рынка, оценки идей новых продуктов.

Интуитивно-творческим методом прогнозирования с высоким творческим потенциалом считается синектика. Ее базовый принцип заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы, что достигается путем построения аналогий с другими областями жизни. После многоступенчатых аналогий происходит быстрый возврат к исходному пункту.

Метод синектики был специально разработан для того, чтобы в максимальной степени стимулировать творческую активность. При применении этого метода создаются специальные условия, которые способствуют для продвижения самых невероятных и нестереотипных идей. Сам термин означает сведение воедино несовместимых элементов. Основная идея этого метода состоит в попытке симулировать некое общее, групповое мышление, которое поможет объединить всех участников в единую группу, которая сможет совместными усилиями решить требуемую задачу. Данный метод берёт за свою основу всё тот же мозговой штурм. Однако здесь процесс генерации идеи в этом методе отходит уже на второй план, а на первый становится задача поиска и разработки образов. В числе основных принципов данного подхода стоит выделить: - Автономность объекта; - Отсрочку (обсуждение направлено не на поиск решения, а на поиск новых точек зрения); - Конвертацию незнакомого в знакомое и наоборот; - Использование большого количества метафор.

В целом, суть метода синектики закл.в следующем: Помимо того, что решение ищет группа специалистов разных профессий, второй специфической особенностью является то, что члены синтетической группы перед началом работы не знают сути рассматриваемой проблемы. Для них может быть известна только какая-то часть из существующей проблемы, безусловно, руководитель в курсе всего. И по процедуре, как правило, игра, или заседание симметрической группы, начинается не с формулирования проблемы в целом, а именно с обсуждения отдельных её аспектов намеченных руководителем. То есть мы, сначала обсуждаем элементы целого, с тем, чтобы потом сделать синтез и обобщение.

Примеры практического использования в туризме метода мозговой атаки и метода Гордона.

Метод мозговой атаки является одним из групповых методов экспертной оценки, предложен американским консультантом в области рекламы А.Осборном. При Реализации данного метода набирается группа высококвалифицированных специалистов. Метод заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. Для успешного применения данного метода необходимо выполнить ряд условий: - в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

- оптимальная продолжительность заседания — от 15 до 30 минут;

- количество предложений важнее, чем их качество;

- нет никаких авторских прав на идеи, любой участник может перенять и развить идеи другого;

- критика в любом виде запрещена; логика, опыт, аргументы «против» только мешают;

- иерархический уровень участников не должен слишком различаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций;

- принятое решение является результатом совместных усилий.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Идеи, полученные во время заседания, протоколируются и затем оцениваются.

По методу Гордона перед участниками мозговой атаки не следует ставить конкретную задачу, такую, например, как «Что нужно сделать для увеличения объема продаж услуг нашей фирмы?» Нужно лишь очертить общую сторону проблемы. В нашем примере это может быть сформулировано так: «Какие применялись ранее и применяются сейчас пути увеличения объемов продаж услуг нашей фирмы?» После обсуждения этой проблемы эксперты-специалисты делают конкретные выводы уже по конкретной задаче.

Метод Гордона, в отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы устоявшимися представлениями и привычными шаблонами. Заседание открывает ведущий, который в самых общих выражениях излагает некую концепции, связанную с интересующей его проблемой. Участники группы высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые другие вопросы, имеющие к ней отношение. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой, собственно, и затевалось все обсуждение. В результате участники начинают высказывать уже совершенно конкретные предложения и излагать свои мысли о том, как реализовать задуманное.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.019 с.)