Тема 4. «Мертвые души» Н.В. Гоголя (2 занятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. «Мертвые души» Н.В. Гоголя (2 занятия)



1. Сюжет «Мертвых душ». Его реальная основа и ее художественное пре-творение. Содержание образа «мертвые души».

2. Почему «Мертвые души» названы поэмой?

3. Метод создания характера. Гоголь об отличии своего метода от роман-тической литературы и о назначении сатирического писателя. Единство дета-лизации и гиперболизации: роль портрета, вещи, интерьера, пейзажа, речи в характеристике персонажей, приемы обобщения: авторские типологические характеристики, роль внесюжетного материала.

4. Развитие типа Хлестакова в Ноздреве.

5. Чичиков – новый русский тип.

6. Образ города в поэме и пародийный сюжет.

7. Историософские размышления автора.

8. Полемика о первом томе «Мертвых душ».

9. Второй том «Мертвых душ». Новое в системе действующих лиц, в изо-бражении характеров и в содержании образа Чичикова, в жанре произведе-ния (сравнительно с первым томом).

Литература

Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя «Мертвые души», Объ-яснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белин-ский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т.5.

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые Души; Объяснение // Аксаков И.С., Аксаков К. С. Литературная критика. М., 1981.

Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1988. Гл. 6.

Чудаков А.П. Вещь в мире Гоголя // Гоголь: История и современность. М., 1985.

Золотусский И. Поэзия прозы. М., 1987. (ст. «Взгляд с высоты»)

Тема 5. Национальные типы в произведениях Гоголя. Тема Слова (по комедии «Ревизор», поэме «Мертвые души» и «Выбранным местам из переписки с друзьями»)

1. Имена каких персонажей Гоголя стали нарицательными? Какие черт своего времени несут образы Хлестакова, Городничего, Чичикова, помещиков и чиновников. Что в них «вечного»: национального и общечеловеческого? Какие черты этих героев актуализирует наше время?

2. Какие фразы из произведений Гоголя стали крылатыми выражениями, почему? Изменился ли их смысл, оценочность по сравнению с авторскими?

3. Каков образ Слова в художественных произведениях Гоголя?

4. Сатирический образ Слова. «Механизм» молвы, сплетен, слухов в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Образ журналиста, газеты.

5. Лирический образ Слова в авторских отступлениях.

6. Образ писателя в «Мертвых душах».

7. Гоголь о роли Слова и задачах писателя в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

 

Тема 6. «Записки охотника» И.С. Тургенева.

1. Тургенев и писатели, изображающие народ в литературе 1830-40-х гг. (по материалам книги Н.М. Беловой). Белинский о новаторстве Тургенева в изображении народа. «Записки…» и физиологический очерк 40-х годов.

2. «Ермолай и мельничиха», «Свидание»

А) Образ крестьян. Общечеловеческое, национальное, индивидуальное в характерах Тургенева.

Б) сложность взаимоотношений крестьян и помещиков в изображении Тургенева

В) Индивидуализирующая функция портретов, пейзажа, обстановки, животных.

Г) Автор в рассказе.

3. «Гамлет щигровского уезда», «Татьяна Борисовна и ее племянник»

А) «Лишний человек», положительные («Гамлет…») и отрицательные («Татьяна Борисовна…») стороны его натур. Историческая трагедия «лишнего человека».

Б) Функции окружения (помещики, Татьяна Борисовна). Образ «старой девицы» как типической участницы «философских кружков» 1840-х гг.

4. «Мой сосед Радилов», «Уездный лекарь»

А) Жанр психологической новеллы в творчестве Тургенева. «Эффект обманутых ожиданий», заявленный в заглавии. «Пуант», меняющий точку зрения читателя на события и лица, в финале произведения.

5. «Живые мощи», «Смерть».

А) Тургенев-философ: парадоксы бытия, способы передачи размышлений читателю.

Б) «Мы все должны учиться у вас…», - причины восхищения Ж.Санд малыми произведениями Тургенева

Литература

1. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот. Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста». Записка о Н.В. Станкевиче. // Тургенев И.С. Собр соч.: В 12 т. Т.11.М.,1956. С.137-147,168-188,229-235,469-470.

Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года.

Белова Н.М.Художественное изображение народа в русской литературе середины 19 века. Саратов, 1969.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.)