Перечень основной и дополнительной литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень основной и дополнительной литературы.



Семинарские занятия (проводятся в Отделе редких книг ЗНБ СГУ)

Литература 1840-х годов в зеркале журналистики.

Ведущие издания: «Северная пчела», «Москвитянин», «Отечественные записки», «Современник».

Сборники «натуральной школы» «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник» как новый этап развития русской словесности. Принципиальные отличия сборника как жанра от альманаха восемнадцатого века и журнала: содержание, структура, рубрики.

 

Литература 1860-х годов в зеркале журналистики.

Ведущие издания: «Отечественные записки», «Современник», «Время», «Эпоха», «Русское слово», «Дело». Новые рубрики, проблем и имена.

 

Практические занятия.

Тема 1. «Невский проспект» Гоголя.

1. Композиция. Значение микроциклов.

2. Петербург у Гоголя. Место действия или живое существо?

3. Пискарев и Пирогов. Пискарев и Чертков. Философия творчества и судьба художника у Гоголя (с привлечением материалов «Портрета»)

4. Современное и вечное в любовной драме Пискарева.

Литература

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., Л., 1959

Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985

Музалевский М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н.В. Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мертвые души»): Автореф дисс. на соиск. уч. степени канд.филол.наук. Саратов, 2000

 

Тема 2. «Шинель» Н.В. Гоголя

1. Творческая история повести: рассказ П.В.Анненкова и пути его художественной переработки.

2. Шинель: бытовое и символическое содержание заглавия.

3. «маленький человек» у Гоголя. Быт и бытии Акакия Акакиевича.

4. финал повести. Значение фантастического.

5. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели…» (Ф.М. Достоевский): влияние повести на последующее развитие русской литературы.

Литература

Анненков П.В. Гоголь в Риме летом 1841 года//Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989. С.55.

Лото де Чинция (Италия). Лестница «Шинели» // Вопр.философии.1993.№8.С.58-83

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., Л., 1959

Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985

 

Тема 3. «Ревизор». Опыт анализа и комментированное чтение. Анализ комедии по действиям (1-5 действия)

1. Понятие «комического». Юмор и сатира. Развлекательная и «общественная» комедия.

1д. – Как вводятся персонажи? Соединение экспозиции и завязки. Чем нам помогают «Замечания для господ актеров»?

2д. – Появление Хлестакова. Как он ведет себя и почему в нем признали ревизора?

3д. – Чем смешны Анна Андреевна и Марья Антоновна? Пародия на любовный сюжет переводной драмы.

4-5 действия – Кульминация: сцена вранья Хлестакова или сцена дачи взяток? Читать и комментировать.
Значение финала. «Немая сцена».

Литература

Гоголь Н.В. Театральный разъезд после представления новой комедии. (любое издание)

Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов, 2006

Прозоров В.В. «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях (любое издание)

 

Тема 5. Национальные типы в произведениях Гоголя. Тема Слова (по комедии «Ревизор», поэме «Мертвые души» и «Выбранным местам из переписки с друзьями»)

1. Имена каких персонажей Гоголя стали нарицательными? Какие черт своего времени несут образы Хлестакова, Городничего, Чичикова, помещиков и чиновников. Что в них «вечного»: национального и общечеловеческого? Какие черты этих героев актуализирует наше время?

2. Какие фразы из произведений Гоголя стали крылатыми выражениями, почему? Изменился ли их смысл, оценочность по сравнению с авторскими?

3. Каков образ Слова в художественных произведениях Гоголя?

4. Сатирический образ Слова. «Механизм» молвы, сплетен, слухов в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Образ журналиста, газеты.

5. Лирический образ Слова в авторских отступлениях.

6. Образ писателя в «Мертвых душах».

7. Гоголь о роли Слова и задачах писателя в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

 

Литература

1. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот. Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста». Записка о Н.В. Станкевиче. // Тургенев И.С. Собр соч.: В 12 т. Т.11.М.,1956. С.137-147,168-188,229-235,469-470.

Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года.

Белова Н.М.Художественное изображение народа в русской литературе середины 19 века. Саратов, 1969.

 

Литература

Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда//Гончаров, И.А. Собр соч.: в 8 т. М., 1958. Т.8 или: Гончаров И.А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986.

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года.

 

Литература

Тургенев. несколько слов о новой комедии г. островского «бедная невеста»//Тургенев. собр.соч.: в 12 т. Т.11. М.,1956.С.168-188.

Клеман М.К. И.С.Тургенев. Л.,1936.С.64-87

Бялый Г.А. И.С. Тургенев и русский реализм. Л., 1962.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. Л., 1982.

 

Время доклада – 5-7 минут).

1. «Где я найду моих женщин прекрасных?» - исторические прототипы «тургеневских девушек» и их образы у других русских писателей: а.к.воронцова-дашкова, ю.вревская, а.о.смирнова-россет.

Интернет

 

Перечень основной и дополнительной литературы.

Хрестоматии и сборники текстов. Художественные тексты.

Физиология Петербурга.

Григорович А.В. Деревня. Антон-Горемыка.

Герцен А.И. Кто виноват? Сорока-воровка. Доктор Крупов. Былое и думы.

Тургенев И.С. Записки охотника. Месяц в деревне. Дневник лишнего человека. Затишье.

Переписка. Яков Пасынков. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Ася.

Первая любовь. Вешние воды. Песнь торжествующей любви. Стихотворения в прозе.

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Фрегат «Паллада». Обломов. Обрыв.

Чернышевский Н.Г. Что делать?

Помяловский Н.Г. Мещанское счастье. Молотов.

Слепцов В.А. Трудное время.

Решетников В.А. Подлиповцы.

 

Статьи критиков:

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? Когда же придет настоящий день?

Писарев Д.И. Базаров.

Страхов Н.Н. «Отцы и дети» Тургенева // Страхов Н.Н. Литературная кри-тика. М, 1984.

Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Лите-ратурная критика. М, 1963.

 

Рекомендованный список литературы.

История русской литературы XIX века II пол. / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1991.

История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т.2; 1982. Т.3.

История русского романа. Л., 1962. Т.1; 1964. Т.2.

***


Антонова Г.Н. Изучение А.И. Герцена в курсе «История русской литерату-ры XIX века (1840-1860 г.): Учебное пособие. Саратов, 1996.

Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» А.И. Герцена. М., 1957.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962.

Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Л., 1963.

Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе XIX века. Саратов, 1969.

Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Манн Ю. Базаров и другие// Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1982.

Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. Л., 1996.

Демченко А.А. Н.Г. Чернышевский. Научная биография. Саратов, 1978. Ч.1; 1984. Ч.2; 1992. Ч.3; 1994. Ч.4.

Покусаев Е.И. Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. 5-е изд. М., 1976 (и др. издания)

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. (ста-тьи о Чернышевском)

Белова Н.М. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Учебное пособие. Саратов, 1990.

 

Основные вопросы курса.

  1. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Романтическое двоемирие в повес-тях и своеобразие его художественного воплощения. Роль фантастики, на-значение пейзажей.
  2. «Миргород». Структура цикла. Соотнесенность миров, изображенных в повестях.
  3. «Старосветские помещики»: прекрасное в будничном.
  4. Сатирический стиль «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  5. «Тарас Бульба». Героическое время в повести. Соединение эпопейных и романных жанровых принципов. Особенности повествования.
  6. «Петербургские повести»: тема искусства и художника.
  7. «Петербургские повести»: тема «маленького человека».
  8. «Петербургские повести»: роль гротеска и фантастики в повести «Нос».
  9. «Ревизор». Драматические принципы Гоголя (статья «Театральный разъезд»). Сюжет, конфликт, финал, Хлестаков и хлестаковщина.
  10. «Мертвые души» Гоголя: жанр, сюжет, композиция. Образ автора. Зна-чение образа «мертвые души».
  11. «Мертвые души»: метод изображения характера; роль детализации и приемы обобщения.
  12. Главы второго тома «Мертвых душ». Отличие от первого тома в систе-ме образов, в описаниях и методе создания образа (Чичиков, Тентетников, Бетрищев).
  13. «Натуральная школа» 40-х годов. Темы, жанры, сюжеты, персонажи. Белинский – теоретик «натуральной школы».
  14. Творчество А.И. Герцеиа 4О-х годов. Темы, герои, жанры.
  15. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» Проблема отношения личности и общества. Композиция, сюжет. Бельтов в системе действующих лиц романа. Белинский о романе и творческой индивидуальности Герцена.
  16. «Былое и думы» Герцена. Жанр, метод обобщения документального материала. Историзм изображения поколения 40-х годов.
  17. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Тематика цикла. Новаторство в изображении народа. Типы, их национально-историческое значение. Образ автора. Музыкальная и пейзажная оркестровка в рассказах.
  18. Роман Тургенева «Рудин». Образ героя времени, метод его изображе-ния, его историческое и национальное содержание. Сюжет и композиция ро-мана. Значение лирического плана.
  19. Роман «Дворянское гнездо». Нравственно-философская проблематика. Особенности тургеневского психологизма и стиля. Приемы создания поэти-ческого колорита.
  20. Роман «Накануне». Мысль о «необходимости сознательно-героических натур» и ее организующая роль в структуре романа и его стилистике. Соот-ношение героев романа с образами Гамлета и Дон Кихота.
  21. Роман «Отцы и дети». Социально-историческое, философское и нрав-ственно-психологическое содержание конфликта. Значение темы семьи и на-циональных традиций. Эстетический нигилизм и проблемы культуры. Траги-ческое в образе Базарова. «Отцы и дети» в оценке Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова. Роман Тургенева и наша современность.
  22. Роман Тургенева «Дым». Социально-политическое содержание, сатира, публицистичность. Сюжет и главный герои. Тема страсти и новые приемы психологического изображения героя.
  23. Роман Тургенева «Новь» и его жанровая форма. Сюжет и конфликт. Многозначность авторской оценки народников (образы Нежданова, Соломи-на, Марианны, Маркелова, Машуриной).
  24. Проблематика и поэтика повестей Тургенева 50 – 70-х годов («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).
  25. «Таинственные повести». Отражение в них нового понимания человека («Песнь торжественной любви»).
  26. «Стихотворения в прозе» Тургенева. Темы, жанровые формы, персона-жи, поэтика.
  27. Роман А.И. Гончарова «Обыкновенная история». Содержание кон-фликта и его историческое значение (статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда»). Тема «утраченных иллюзий». Духовная эволюция романтика. Бе-линский о романе.
  28. «Фрегат Паллада». Социальные идеалы и художественные принципы Гончарова. Изображение исторических процессов в современном мире.
  29. Роман Гончарова «Обломов». Социальное, историческое, националь-ное, общечеловеческое содержание образа Обломова. Композиция и сюжет романа. Значение главы «Сон Обломова». Обломов в системе образов рома-на. Приемы его психологического изображения. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе.
  30. Роман Гончарова «Обрыв». Тема преемственных связей поколений. Система образов романа, сюжет, конфликт. Значение образов Райского, Ба-бушки, Веры и Волохова.
  31. Образ нового человека в романе А.Ф. Писемского «Тысяча душ». Но-визна жанровой формы романа.
  32. Личность и деятельность Н.Г. Чернышевского.
  33. Роман «Что делать?». Эстетические взгляды автора. Жанровая форма ро-мана, его сюжет и композиция, значение образа автора. «Теория разумного эго-изма» в жизни героев романа. Приемы типизации. «Новые люди» и Рахметов.
  34. Дилогия Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов». Нова-торство в изображения разночинца и в сюжете.
  35. Традиция Чернышевского в повести В. Слепцова «Трудное время».
  36. Крестьянская тема в демократической литературе 60-х годов. Рассказы Н. Успенского и статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» Салты-ков-Щедрин о крестьянской теме (статья «Напрасные опасения»). Этногра-фический очерк Ф.М. Решетникова «Подлиповцы».
  37. Литературное движение 60-х годов. Демократическое течение в лите-ратуре и роль журналов в его развитии («Русское слово», «Современник»). Тема «новых людей» и женской эмансипации. Изображение крестьянства. Формирование нового типа романа и его теория.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.015 с.)